Социальные науки и детство
2025. Том 6. № 1. С. 82–94
doi:10.17759/ssc.2025060105
ISSN: 2713-0584 (online)
Обзор результатов Стратегической сессии: ключевые аспекты развития системы опеки и попечительства в Российской Федерации до 2036 года
Аннотация
Контекст и актуальность. План основных мероприятий по реализации Десятилетия детства, ряд поручений Президента Российской Федерации содержат задачу совершенствования структуры и деятельности органов опеки и попечительства. Сегодня система защиты прав и интересов детей не в состоянии полноценно и своевременно ответить на современные вызовы. Инструментом, позволяющим определить вектор развития, оценить текущие результаты, представить будущее и создать четкий план действий, является стратегическая сессия. Цель. В ходе проведения стратегической сессии сформировать в профессиональном сообществе идеальное видение в среднесрочной и дальнесрочной (2036 год) перспективе: организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая назначение, структуру, категории детей и семей, виды деятельности и пр.; органов опеки и попечительства (полномочия, организационная структура, содержание работы, передача полномочий, кадровая политика, профессиональное развитие, взаимодействие с организациями для детей-сирот). Гипотеза заключается в том, что разработка стратегического подхода к развитию системы защиты прав и интересов детей позволит эффективно ответить на текущие и будущие вызовы. Методы и материалы. В стратегической сессии приняли участие более 250 руководителей организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства: 49 руководителей органов опеки и попечительства из 44 субъектов России, 101 руководитель организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из 58 субъектов. Были использованы: метод фокус-групп, индивидуальный опрос, качественные и количественные методы анализа. Результаты. Определены векторы совершенствования структуры и деятельности ООиП и организаций для детей-сирот, меры достижения поставленных целей и условия их реализации, ожидаемые результаты в среднесрочной перспективе. Выводы. Проведенный опрос выявил высокую степень готовности специалистов к изменениям в системе, однако также показал необходимость дальнейшей проработки вопросов распределения полномочий и стандартизации подходов.
Общая информация
Ключевые слова: стратегическая сессия, органы опеки и попечительства, дети-сироты, вызовы современности, совершенствование
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2025060105
Получена: 08.04.2025
Принята в печать:
Для цитаты: Семья, Г.В., Колесникова, У.В. (2025). Обзор результатов Стратегической сессии: ключевые аспекты развития системы опеки и попечительства в Российской Федерации до 2036 года. Социальные науки и детство, 6(1), 82–94. https://doi.org/10.17759/ssc.2025060105
Полный текст
Введение
Данная статья посвящена обзору результатов стратегической сессии, проведенной в апреле 2025 года в рамках ХIII Всероссийского съезда руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой также приняли участие руководители органов опеки и попечительства (далее — съезд)1.
К 2025 году завершился процесс объединения в регионах под одним ведомством органов опеки и попечительства (далее — ООиП) и организаций для детей-сирот. В 32 субъектах Российской Федерации вопросы по опеке и попечительству находятся в сфере образования, в 57 — в сфере социальной защиты. Полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан осуществляют 2316 ООиП с общей численностью специалистов 11738 человек.
По итогам 2024 года общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, составила 307,2 тыс. человек (2023 год — 322,6 тыс. чел., 2022 год — 337,6 тыс. чел., 2021 год — 351,2 тыс. чел., 2020 год — 364,3 тыс. чел.). Органы опеки и попечительства не менее 3-х раз в год осуществляют контрольные проверки семей опекунов, организаций для детей-сирот, составляются акты обследования условий жизни и воспитания детей.
Количество организаций для детей-сирот на 1 января 2025 года составило 911, в них воспитывалось 29,5 тыс. детей (2023 год — 932 организации и 31,7 тыс. детей, 2022 год — 1092 организаций и 34,1 тыс. детей, 2021 год — 1127 организаций и 34,3 тыс. детей, 2020 год — 1198 организаций и 37,4 тыс. детей).
Обсуждать стратегию совершенствования ООиП без участия руководителей организаций для детей-сирот невозможно в силу того, что сегодня организации часто становятся уполномоченными организациями, которым ООиП может передать часть своих полномочий.
Ключевыми темами съезда стали анализ современных вызовов и разработка вариантов ответов на эти вызовы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также вопросы, связанные с организацией и функционированием этой системы.
Формирование видения будущего проводилось на основе анализа существующих вызовов и поставленных целей развития страны, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Анализ показал, что на горизонте до 2036 года Российской Федерации придется столкнуться с рядом вызовов, формирующих как ограничения, так и новые возможности для развития.
- Демографические вызовы: в силу объективных демографических трендов в ближайшие несколько лет население Российской Федерации будет сокращаться. С сокращением численности детского населения уменьшится и число детей, остающихся без попечения родителей.
- Деформация социокультурных ценностей: обеспечение продвижения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей будет предполагать усиление воспитательной работы.
- Долгосрочный вызов, связанный с обеспечением кадрами. Можно выделить два вектора. Подготовка выпускников организаций для детей-сирот и из замещающих семей к новым требованиям к рынку труда, с одной стороны. С другой — формирование системы подбора, развития и ротации кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе принципов равных возможностей, приоритета профессиональных знаний и квалификаций, включая механизмы регулярной оценки и обратной связи в рамках единой цифровой платформы.
- Территориальные различия в уровне жизни. Высокое качество жизни должно быть обеспечено на всей территории страны. Запрос на социальную справедливость, снижение уровня бедности, дифференциации доходов. Повышение требований к комфорту и безопасности среды для жизни. Необходимо обеспечить интеграцию и развитие новых территорий. В системе ООиП это существенное различие в материальных выплатах замещающим родителям, стоимости содержания ребенка в учреждении и пр.
- Цифровой скачок и масштабная цифровизация жизни. Отсутствие единых информационных систем и цифровых инструментов. Цифровые технологии создают новые возможности — государственные услуги могут стать максимально незаметными, не обременяющими граждан, встроенными в процессы. Цифровизация повышает доступность услуг при условии преодоления «цифрового неравенства», обеспечения доступа к интернету на всей территории страны.
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 15.03.2025 № 615-р «Об утверждении Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года» сформулирован еще один вызов.
- Вызовы, связанные с несвоевременным выявлением семейного и детского неблагополучия, отсутствием комплексной профилактической работы с семьей на ранней стадии кризиса, недостаточно высокой эффективностью деятельности по профилактике социального сиротства, недостаточным сопровождением замещающих семей, в том числе принимающих детей с особенностями здоровья и развития. Требуется выработать новые подходы к практике оказания помощи родителям в восстановлении родительских прав. Обеспечение приоритета семейного воспитания детей и сохранения кровнородственных отношений.
Актуальность рассматриваемых на сессии вопросов обусловлена необходимостью адаптации существующей системы к новым социальным и экономическим реалиям и вызовам, а также потребностью в оптимизации процессов управления и повышения эффективности работы соответствующих государственных структур. Ранее проведенные исследования в основном концентрировались на юридических и административных аспектах ООиП (Семья, 2022), тогда как настоящее рассмотрение направлено на разработку стратегий и тактик для улучшения качества предоставляемых услуг и усиления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Материалы и методы
Цель стратегической сессии — формирование в профессиональном сообществе согласованного идеального видения развития организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также органов опеки и попечительства в России на среднесрочную и долгосрочную перспективу до 2036 года, которое должно стать обоснованием стратегии совершенствования деятельности ООиП2.
Гипотеза заключается в том, что разработка стратегического подхода к развитию системы защиты прав и интересов детей позволит эффективно ответить на текущие и будущие вызовы.
Задачи «Стратегической сессии» включают:
- анализ текущих проблем, с которыми сталкиваются специалисты в сфере защиты прав и интересов детей;
- обсуждение ответных мер на существующие вызовы;
- разработку идеального видения развития организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства;
- определение необходимых изменений в законодательстве.
Выборка включала 49 руководителей ООиП из 44 субъектов Российской Федерации и 101 руководителя организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из 58 субъектов Российской Федерации, что позволило получить достаточно широкую картину текущего состояния дел.
Сбор данных и выработка экспертного мнения
Для эффективного сбора данных и выработки согласованного экспертного мнения участники сессии были разделены на три фокус-группы (представители органов власти, специалисты ООиП, руководители организаций для детей-сирот), каждая из которых сосредоточилась на обсуждении вопросов:
- как повлияют существующие вызовы на систему защиты прав детей, какие проблемы они уже создали и создадут в будущем;
- возможные ответы на существующие вызовы (решение проблем);
- идеальное видение развития организаций для детей-сирот и ООиП в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- необходимые изменения в законодательстве.
Внутри каждой профессиональной группы участники были распределены по подгруппам, чтобы обеспечить более глубокое погружение в конкретную тему и обмен мнениями между специалистами разного уровня. Это позволило учесть различные точки зрения и сформировать комплексный подход к решению поставленных вопросов. По завершении внутренних дискуссий каждая подгруппа представила итоги своей работы остальным участникам, что способствовало формированию единого представления, отражающего ключевые выводы и конкретные шаги для дальнейшего развития системы. В процессе работы каждой группы и подгруппы выбирались модераторы из числа самих участников сессии, которые координировали ход обсуждений и помогали достигать консенсуса. Консультанты от организаторов обеспечивали методологическую поддержку и следили за соблюдением регламента.
Программа Стратегической сессии предполагала и индивидуальную форму работы, в рамках которой участники прошли опрос, направленный на изучение опыта регионов Российской Федерации, где уже реализуются проекты по модернизации системы.
Для достижения цели сессии были использованы метод фокус-групп, опрос с помощью платформы «Анкетолог», использовались качественные и количественные методы анализа.
Результаты и их обсуждение
Результаты обсуждения в фокус-группах показали, что текущее состояние системы ООиП характеризуется рядом проблем, включая нехватку квалифицированных кадров, отсутствие единых стандартов взаимодействия между различными ведомствами и низкую степень автоматизации процессов. В ходе дискуссии были выявлены ключевые проблемы, с которыми сталкиваются специалисты в сфере защиты прав и интересов детей, предложены возможные ответы на существующие вызовы.
- Введение единого федерального органа, координирующего деятельность региональных подразделений, который будет отвечать за стратегическое планирование и контроль над выполнением задач как в области опеки и попечительства, так и в более широком поле, касающемся поддержки семьи и детства, что позволит улучшить взаимодействие между различными уровнями власти и ведомствами.
- Четкое распределение функций между федеральными и региональными органами власти, структурами сферы защиты прав и интересов детей.
- Увеличение численности специалистов, включая поддерживающий персонал, и введение обязательных программ повышения квалификации. Несмотря на наблюдающийся демографический спад и уменьшение количества детей-сирот, численность специалистов в отдельных регионах Российской Федерации является недостаточной для реализации всех полномочий специалистов ООиП. В рамках обсуждения отмечались устаревшие подходы к профессиональной подготовке специалистов, высказывалось пожелание о разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Было признано целесообразным создание федерального научно-методического центра, осуществляющего научно-методическое сопровождение деятельности ООиП, а также экспертную оценку и мониторинг их работы. Для обеспечения единого государственного подхода к вопросам деятельности органов опеки и попечительства в рамках такого центра необходима методическая работа по разработке инструкций, методических и учебных материалов, а также осуществление мониторинга исполнения полномочий органами опеки и попечительства, в том числе и в цифровом формате. В свою очередь на уровне субъекта Российской Федерации возможно открытие регионального методического центра, уполномоченного осуществлять профессиональную поддержку специалистов ООиП и специалистов центров.
- Активное внедрение цифровых технологий для упрощения документооборота и повышения прозрачности процессов. Спикеры отмечали отсутствие современных информационных систем для управления, контроля и обратной связи, а также устаревшую информационно-техническую базу, что ведет к увеличению нагрузки специалистов и нерациональному использованию рабочего времени.
В результате активного обсуждения будущей модели организации для детей-сирот было предложено создание (развитие) сети комплексных центров по защите прав и интересов детей (далее — комплексные центры) в целях привлечения специалистов, имеющих специальные знания (в том числе в области психологии, педагогики, юриспруденции, медиации), и выполнение центрами отдельных полномочий органа опеки и попечительства без наделения их статусом органа опеки и попечительства. Создание центров предполагается на базе имеющейся инфраструктуры организаций для детей-сирот, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите.
Одновременно с приемом и содержанием несовершеннолетних граждан в отделениях стационара и (или) отделениях дневного пребывания комплексные центры могут осуществлять:
- отдельные полномочия органа опеки и попечительства в установленном законодательством порядке;
- деятельность по отдельным вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в случаях и порядке, предусмотренном законодательством субъекта Российской Федерации;
- сопровождение опекунов (попечителей), детей-сирот в случаях и порядке, предусмотренном законодательством субъекта Российской Федерации.
Участники сессии пришли к согласованному мнению, что ООиП могут передать уполномоченным организациям (учреждения для детей-сирот) следующие свои полномочия:
- информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей-сирот на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей-сирот на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;
- проведение обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и подготовка соответствующего акта обследования;
- проведение обследования условий жизни гражданина, желающего получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, и подготовка соответствующего акта обследования;
- оказание помощи и сопровождение опекунов и попечителей детей-сирот в реализации и защите прав подопечных и другие.
Отдельно был освещен вопрос по мерам, которые необходимо предпринять для повышения имиджа специалиста ООиП, эмоционального и экономического благополучия, сокращения текучести кадров (Витман, Шпагина, 2024; Семья, Исакова, 2024; Попова, 2022). Предложенные меры включали увеличение заработной платы, пересмотр пенсионного обеспечения, времени отпуска, льгот, а также установление единого профессионального дня специалиста ООиП.
Результаты обсуждения фокус-групп специалистов ООиП пересеклись с выводами и предложениями руководителей организаций для детей-сирот. В частности, участники обратили внимание на снижение общего числа детей-сирот в организациях, одновременно отметив увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нарушениями посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), а также детей из неполных семей, где один из родителей служит в СВО, детей разных конфессий (из числа мигрантов). Был поставлен вопрос о негативных стереотипах, окружающих организации для детей-сирот, что значительно снижает привлекательность работы в этой сфере.
Участники акцентировали внимание на важности привлечения специалистов с новыми компетенциями, внедрения инновационных форм работы. Для улучшения кадрового обеспечения было предложено разработать междисциплинарные образовательные программы, пересмотрев существующие профессиональные стандарты для психологов, воспитателей и специалистов по работе с семьей. Особое внимание уделено созданию справедливой и прозрачной системы оплаты труда, а также введению программ наставничества для поддержки начинающих специалистов. Респонденты также поддержали идею обязательной пятилетней отработки (по целевому назначению) выпускников вузов в организациях для детей-сирот, что обеспечит приток молодых профессионалов. В дополнение к этому предлагалось ввести комплекс социальных льгот для сотрудников с целью повышения привлекательности профессии и экономической мотивации работников.
Цифровая трансформация также стала одной из центральных тем обсуждения. Участники подчеркнули необходимость создания единого информационного портала и внедрения искусственного интеллекта для оптимизации работы и повышения безопасности в интернете. Также были озвучены опасения относительно отсутствия качественной технической оснащенности в некоторых регионах и роста киберугроз.
Отдельное внимание было уделено вопросам своевременного выявления неблагополучия. Недостаточное межведомственное взаимодействие, разнородные цели и задачи субъектов профилактики, а также низкий уровень осведомленности родителей усложняют раннее обнаружение и предотвращение кризисных ситуаций. В качестве решений предлагалось пересмотреть законодательство, в частности 120-ФЗ, установить единые критерии оценки эффективности работы субъектов профилактики и разработать единую методологию. Кроме того, рассматривалась идея введения принудительного лечения для лиц, употребляющих психоактивные вещества, и создания образовательных программ для молодых родителей из групп риска. Также обсуждалась возможность отмены государственных пошлин при восстановлении в родительских правах и предоставления бесплатной юридической помощи.
Результаты дистанционного опроса специалистов ООиП показали следующие тенденции:
- Соответствие регионального опыта идеальному: лишь 22,4% респондентов отметили, что опыт работы в их регионе соответствует идеальному видению развития организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также органов опеки и попечительства, тогда как большинство (55,1%) указали на частичное соответствие.
- Наибольшее количество респондентов выразили готовность передать полномочия «Оказание помощи и сопровождения опекунов и попечителей в вопросах защиты прав подопечных» (79,6%) и «Информирование граждан, желающих стать замещающими родителями, о порядке подготовки документов и содействие в этой процедуре» (77,6%) специалистам других структур. Также 55,1% специалистов отметили свою готовность к передаче полномочия «Проведение обследований условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, с подготовкой соответствующих актов», а 53,1% — «Обследование условий жизни граждан, планирующих временную передачу ребенка в свою семью, и составление акта обследования».
- Полностью согласны с возможностью использовать опыт своей организации при разработке концепции совершенствования деятельности ООиП лишь 16,3% опрошенных. В то же время 65,3% полагают, что отдельные элементы их опыта могут быть полезны.
- Готовность к изменениям в профессиональной деятельности: полностью подтвердили готовность к переменам 49,0% участников опроса и еще 44,9% склонны рассматривать возможность изменений положительно.
Результаты дистанционного опроса руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявили ряд значимых тенденций, касающихся текущей практики и перспектив развития. Респонденты оценили уровень внедрения комплексной (единой) модели работы следующим образом:
- организация функционирует практически полностью по данной модели — 22,8%;
- модель внедрена частично — 37,6%;
- имеются отдельные элементы модели — 28,7%.
Эти данные свидетельствуют о постепенном переходе от традиционных моделей детских домов к комплексным центрам, хотя процесс внедрения остается неравномерным, а многие респонденты отмечают риски, связанные с повсеместным ее внедрением, включая финансирование, кадры, территориальную доступность.
Полученные результаты подтверждают вывод фокусных групп об изменении детского контингента. Так, 96,0% респондентов отметили, что основной категорией их воспитанников являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные под надзор; 87,1% — временные воспитанники («родительские дети»); 62,4% — дети, находящиеся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в социальной реабилитации; 41,6% — дети с психическими расстройствами, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном уходе. Такой широкий спектр обслуживаемых групп подчеркивает многозадачность современных организаций и потребность в узких специалистах.
Основными услугами, оказываемыми организациями, являются: консультации — 99,0%; сопровождение — 78,2%. Возможность временного проживания родителей вместе с ребенком в организации отметили только 7,9% участников опроса.
Относительно потенциала использования своего опыта в контексте разработки Концепции совершенствования деятельности ООиП руководители высказались следующим образом:
- опыт организации уже используется в рамках комплексной модели — 24,8%;
- отдельные элементы комплексного подхода имеются — 56,4%;
- работа ведется по традиционной модели детского дома — 18,8%.
Оценка личной готовности к изменениям показала, что большинство респондентов настроены на модернизацию системы (скорее да, чем нет — 47,5%; да — 48,5%).
Предложения по совершенствованию деятельности ООиП получили положительную оценку со стороны большинства опрошенных экспертов, которые отметили потенциальные преимущества нового подхода.
Однако некоторые эксперты выразили опасения относительно сложности внедрения предложенных мер в условиях ограниченного финансирования, нехватки квалифицированных кадров, региональных особенностей и готовности к изменениям.
Заключение
Стратегическая сессия позволила определить подходы к развитию системы защиты прав и интересов детей в России, учитывая текущие вызовы и перспективы национального развития.
Во главе планируемой реформации должны стать ребенок и его благополучие. Помощь государства должна быть нацелена в первую очередь на создание условий всестороннего развития ребенка в семейном окружении, обеспечение приоритета семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение подготовки детей к самостоятельной жизни. Необходимо создание инфраструктуры, обеспечивающей поддержку замещающих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, постинтернатное сопровождение.
Экспертные мнения специалистов сферы защиты прав и интересов детей подтверждают важность и своевременность совершенствования системы ООиП и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России. Разработанные предложения могут стать основой для улучшений и повышения эффективности социальных служб. Перспективы дальнейшего развития предлагают комплексный подход к работе и включают постоянный мониторинг достигнутых результатов, адаптацию стратегии в соответствии с меняющимися условиями.
Разработанные предложения нацелены на решение актуальных проблем и обеспечение устойчивой и эффективной работы системы в будущем за счет реализации единой государственной политики в сфере опеки и попечительства на всей территории Российской Федерации, обеспечения эффективного управления ООиП и единых подходов в работе (единые регламенты и унификация документов, развитие цифровых инструментов).
Участники стратегической сессии предложили показатели, характеризующие достижение поставленных целей:
- сокращена общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- сокращена численность ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- сокращена численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- сокращена численность детей, родители которых лишены родительских прав;
- создана оптимальная инфраструктура поддержки семей с детьми;
- увеличена численность профильных специалистов в сфере защиты детства, в том числе специалистов ООиП, специалистов центров, а также уполномоченных организаций, осуществляющих деятельность по сопровождению замещающих семей;
- увеличена доля специалистов ООиП и специалистов центров, принявших участие в ежегодных мероприятиях по профессиональному развитию.
Одним из основных условий достижения этих показателей является переход субъектов Российской Федерации к региональной структуре органа опеки и попечительства, организация систематического мониторинга и экспертной оценки деятельности ООиП.
Реализация предложенных мер потребует скоординированных усилий всех уровней власти и активного участия гражданского общества. Только таким образом возможно создать систему, способную эффективно защищать интересы наиболее уязвимых групп населения и обеспечивать их благополучие. Полученные данные подтверждают основную гипотезу о том, что разработка стратегического подхода к развитию системы защиты прав и интересов детей позволит эффективно ответить на текущие и будущие вызовы. Предложенные изменения соответствуют современным вызовам и требованиям к управлению социальными процессами и учитывают региональный опыт. Разработанные предложения представляют собой стратегию, ориентированную на достижение устойчивого развития системы защиты прав и интересов детей в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Они направлены на устранение существующих пробелов и укрепление основополагающих принципов социальной защиты детей, учитывают современные вызовы и перспективы национального развития.
Проведенный опрос выявил высокую степень готовности специалистов к изменениям в системе ООиП, однако также показал необходимость дальнейшей проработки вопросов распределения полномочий и стандартизации подходов.
Ограничения. В «Стратегической сессии» приняли участие только руководители организаций для детей-сирот и специалисты ООиП из 71 субъекта Российской Федерации. Желательно расширение категории специалистов — участников сессии: замещающие родители, некоммерческие организации, педагоги-психологи и социальные педагоги организаций для детей-сирот.
Limitations. In the “Strategic Session” only heads of organizations for orphans and specialists from child welfare agencies (guardianship and trusteeship authorities) from 71 constituent entities of the Russian Federation took part. It would be advisable to broaden the range of session participants by including foster parents, non-governmental organizations, educational psychologists, and social teachers working with orphaned children.
1 Минпросвещения России проведет XIII Всероссийский съезд руководителей организаций для детей-сирот. (2025). Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/press/9614/minprosvescheniya-rossii-provedet-vserossiyskiy-sezd-rukovoditeley-organizaciy-dlya-detey-sirot/ (дата обращения: 7.04.2025);
ИКП стал участником всероссийского съезда руководителей организаций для детей-сирот и руководителей органов опеки и попечительства. (2025). ИКП. URL: https://ikp-rao.ru/ikp-stal-uchastnikom-vserossijskogo-sezda-rukovoditelej-organizacij-dlya-detej-sirot-i-rukovoditelej-organov-opeki-i-popechitelstva/ (дата обращения: 7.04.2025).
3–4 апреля 2025 года состоялся ХIII Всероссийский съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также руководителей органов опеки и попечительства, организатором которого стало министерство просвещения России. (2025). Социальный портал учреждений социальной поддержки и социального обслуживания Хабаровского края. URL: https://mszn27.ru/node/127246 (дата обращения: 7.04.2025).
2 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». (2024). Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542/page/2. (дата обращения: 07.04.2025).
Литература
- Семья, Г.В. (2022). Оценка эффективности моделей органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних с позиции удовлетворенности ими специалистов. Социальные науки и детство, 3(1), 52—67. https://doi.org/10.17759/ssc.2022030104
Semya, G.V. (2022). Evaluation of the Effectiveness of the Models of the Guardianship and Guardianship Authority in Relation to Minors from the Point of the Satisfaction of Specialists with them. Social Sciences and Childhood, 3(1), 52—67. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/ssc.2022030104 - Витман, Е.П., Шпагина, Е.М. (2024). Эмоциональное выгорание и поведение в конфликте специалистов органов опеки и попечительства. Социальные науки и детство, 5(2), 54—70. https://doi.org/10.17759/ssc.2024050204
Vitman, E.P., Shpagina, E.M. (2024). Emotional Burnout and Behavior in Conflict between Specialists of Guardianship and Guardianship Authorities. Social Sciences and Childhood, 5(2), 54—70. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/ssc.2024050204 - Семья, Г.В., Исакова, Ю.М. (2024). Влияние конфессиональных убеждений на профессиональную деятельность специалистов органов опеки и попечительства в условиях неопределенности. Социальные науки и детство, 5(4), 8—22. https://doi.org/10.17759/ssc.2024050401
Semya, G.V., Isakova, Yu.M. (2024). Influence of Confessional Beliefs on Professional Activity of Specialists of Guardianship and Custody Bodies under Conditions of Uncertainty. Social Sciences and Childhood, 5(4), 8—22. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/ssc.2024050401 - Попова, Е.П. (2022). Психологическое благополучие специалистов органов опеки и попечительства. Социальные науки и детство, 3(1), 68—78. https://doi.org/10.17759/ssc.2022030105
Popova, E.P. (2022). Psychological Well-being of Specialists of Guardianship and Trusteeship Bodies. Social Sciences and Childhood, 3(1), 68—78. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/ssc.2022030105
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 35
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 35
Скачиваний PDF
За все время: 20
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 20
Всего
За все время: 55
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 55