Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей

407

Аннотация

В статье представлены основные теоретические подходы к проблеме равенства образовательных возможностей. Автор показывает, что дискуссии о равенстве, как правило, начинаются с вопроса о равном доступе для той или иной группы учащихся, а затем выходят на обсуждение возможностей равенства образовательных результатов. Здесь также систематизированы педагогические механизмы усиления неравенства в образовании.

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Фрумин И.Д. Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2011. Том 3. № 2011-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2011_1/42598 (дата обращения: 05.10.2024)

Фрагмент статьи

В настоящей статье мы хотели бы обсудить взгляды на проблему равенства образовательных возможностей, представленные в современных дискуссиях ученых и практиков. Эта задача представляется важной не только потому, что речь идет об одной из ключевых проблем взаимоотношений между обществом и образованием, но и потому, что в нашей стране этой проблемы как бы не существовало. Точнее, предполагалось, что она была раз и навсегда решена. Поэтому теоретические работы, посвященные этой весьма острой общественной проблеме, в советской, а затем и в российской педагогике найти трудно. В то же время о важности темы равенства в образовании говорит, например, тот факт, что именно она была названа в качестве основной сквозной темы образовательных исследований в США на протяжении последних 70 лет [35].

Исторически в процессе глобального решения этой проблемы можно выделить три этапа, на каждом из которых разгорались горячие теоретические дискуссии о путях ее решения. На первом этапе прогрессивные общественные деятели в развитых индустриальных странах добивались и добились появления общедоступных массовых школ в развитых странах. На втором этапе (50–60-е годы прошлого века) резкое расширение участия охвата образованием поставило вопросы о содержании этой общедоступности, о равенстве в образовательных результатах. Третий этап международных теоретических дискуссий и практических действий связан, с одной стороны, с появлением в школе детей из разных культурных и этнических групп, а с другой — с задачей распространения массового образования в развивающихся странах (что отразилось в амбициозных Целях развития тысячелетия, принятых ООН).

<...>

Литература

  1. Доступность высшего образования в России / Отв. ред. С.В. Шишкин. М., 2004.
  2. Независимый институт социальной политики. М., 2004.
  3. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. М., 1992.
  4. Хасан, Б., Бреслав, Г. Пол и образование. Красноярск, 1996.
  5. Чередниченко Г.А. Проблемы демократизации образования Франции // Социология образования. Т. 2. Вып. 3. М.: ЦСО РАО, 1994.
  6. Apple M. Redefining Equality: Authoritarian Populism and the Conservative Restoration // Teachers College Record. Vol. 90. No. 2. 1988.
  7. Aronovich S. A Different Perspectives on Educational Inequality // Pignatelli F., Pflaum S. (Eds.), Experiencing Diversity: Toward Educational Equity, 1994.
  8. Baker D. Democracy and education: the cultural nature of numeracy // Kappan, 1996.
  9. Bernstein B. Class, Codes and Control. Vol. 3. Routledge, 1975.
  10. Bourdieu P., Passeron J.-C. Reproduction in Education, Society and Culture. Sage, 1977.
  11. Bowe R., Ball S., Gold A. Reforming Education and Changing Schools. Rouledge,1992.
  12. Brick B. Changing Concepts of Equal Educational Opportunity: A Comparison of the Views of Thomas Jefferson, Horace Mann, and John Dewey // Thresholds in Education. Vol. 19, No. 1–2. 1993.
  13. Brighouse H. In Defence of Educational Equality // Journal of Philosophy of Education. Vol. 29. No. 3. 1995.
  14. Chubb J., Moe T. Politics, Markets and American Schools. Washington, DC: Brooking Inst., 1990.
  15. Clinchy E. Needed: A Clinton Crusade for Quality and Equality // Phi Delta Kappan. Vol. 74. No. 8. 1993.
  16. Coleman J. et al. Equality of educational opportunity U.S. Govt. Print. Off. National Center for Educational Statistics, 1966.
  17. Cooper D. Illusions of Equality. Routledge, 1980.
  18. Crosland C. The Conservative Enemy. Cape, 1962.
  19. Darling-Hammond L. The right to learn: a blueprint for creating schools that work. Jossey-Bass, 1997.
  20. Development and the Next Generation (2006). World Development Report 2007 (в печати).
  21. Dyson A., Lovelock J. Education and Democracy. Routledge, 1975.
  22. Evetts J. The sociology of educational ideas. Routledge, 1973.
  23. Gilligan C. (1977). In a different voice: Women’s conception of self and morality // Harvard Educational Review, 47, 481–517.
  24. Goodlad J. Democracy, education, and community // Soder R. (Ed.), Democracy, Education and the Schools. Jossey-Bass, 1996.
  25. Goodwin L., Macdonald M. Educating the Rainbow: Authentic Assessment and Authentic Practice for Diverse Classrooms. In Goodwin (Ed.), Assessment for Equity and Inclusion: Embracing All Our Children. New York: Routledge, 1997.
  26. Gutman A. Unity and diversity in democratic multicultural education. In Banks (Ed.), Diversity and Citizenship Education: Global Perspective. San Francisco: Jossey-Bass, 2004.
  27. Gutman A. Democratic Education. Princeton University Press, 1987.
  28. Hehir T. (2002). Eliminating Ableism in Education. Harvard Educational Review, 72, 1–32.
  29. Hopper E. Notes on stratification, education and mobility in industrial societies // Hopper E., (Ed.), Readings in the theory of educational systems. Hutchinson and Co., 1971.
  30. Howe K.R. Standards, Assessment, and Equality of Educational Opportunity // Educational Researcher. Vol. 23. No. 8. 1994.
  31. Jensen K. Walker S. (Eds.) Towards Democratic Schooling. Open University Press, 1989.
  32. Kozol J. Savage inequalities: children in America’s schools. Trumpet Club, 1991.
  33. Mannheim K. Freedom, Power and Democratic Planning. Oxford University Press, 1950.
  34. Marshall T.H. Social selection in the Welfare State // Hopper E., (Ed.), Readings in the theory of educational systems. Hutchinson and Co., 1971.
  35. Nieto S. (2005) Public Education in the Twentieth Century and Beyond: High Hopes, Broken Promises and an Uncertain Future. Harvard Educational Review, 75, 43–64.
  36. Noddings N. The challenge to care in schools. Teachers College Press, 1992.
  37. Oakes J., Keeping track: how schools structure inequality. Yale University Press, 1985.
  38. Ong A. Higher Learning: Educational Availability and Flexible Citizenship in Global Space. In Banks J. (Ed.) Diversity and Citizenship Education: Global Perspective. Jossey-Bass. San Francisco, 2004.
  39. Parsons T. (1959). The school class as a social system. Harvard Educational Review, 29, 297–318.
  40. Persell C. Education and inequality: the roots and results of stratification in America’s schools. Free Press, 1977.
  41. Robinson P. Perspectives on the Sociology of Education. Routledge, 1981.
  42. Smith K., Myer K. School Choice: Panacea or Pandora’s Box?// Kappan. December. 1995.
  43. Turner R. Sponsored and contest mobility and the school system // Hopper E., (Ed.), Readings in the theory of educational systems. Hutchinson and Co., 1971.
  44. Wheelock A. Crossing the Tracks. NY: The New Press, 1992.
  45. Wringe C. Democracy, Schooling and Political Education. George Allen&Unwin, 1984.

Информация об авторах

Фрумин Исак Давидович, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9228-3770, e-mail: ifroumin@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1240
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 407
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0