Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru
2011. Том 3. № 2011-1
Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Фрумин И.Д. Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2011. Том 3. № 2011-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2011_1/42598 (дата обращения: 05.10.2024)
Фрагмент статьи
В настоящей статье мы хотели бы обсудить взгляды на проблему равенства образовательных возможностей, представленные в современных дискуссиях ученых и практиков. Эта задача представляется важной не только потому, что речь идет об одной из ключевых проблем взаимоотношений между обществом и образованием, но и потому, что в нашей стране этой проблемы как бы не существовало. Точнее, предполагалось, что она была раз и навсегда решена. Поэтому теоретические работы, посвященные этой весьма острой общественной проблеме, в советской, а затем и в российской педагогике найти трудно. В то же время о важности темы равенства в образовании говорит, например, тот факт, что именно она была названа в качестве основной сквозной темы образовательных исследований в США на протяжении последних 70 лет [35].
Исторически в процессе глобального решения этой проблемы можно выделить три этапа, на каждом из которых разгорались горячие теоретические дискуссии о путях ее решения. На первом этапе прогрессивные общественные деятели в развитых индустриальных странах добивались и добились появления общедоступных массовых школ в развитых странах. На втором этапе (50–60-е годы прошлого века) резкое расширение участия охвата образованием поставило вопросы о содержании этой общедоступности, о равенстве в образовательных результатах. Третий этап международных теоретических дискуссий и практических действий связан, с одной стороны, с появлением в школе детей из разных культурных и этнических групп, а с другой — с задачей распространения массового образования в развивающихся странах (что отразилось в амбициозных Целях развития тысячелетия, принятых ООН).
<...>
Литература
- Доступность высшего образования в России / Отв. ред. С.В. Шишкин. М., 2004.
- Независимый институт социальной политики. М., 2004.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. М., 1992.
- Хасан, Б., Бреслав, Г. Пол и образование. Красноярск, 1996.
- Чередниченко Г.А. Проблемы демократизации образования Франции // Социология образования. Т. 2. Вып. 3. М.: ЦСО РАО, 1994.
- Apple M. Redefining Equality: Authoritarian Populism and the Conservative Restoration // Teachers College Record. Vol. 90. No. 2. 1988.
- Aronovich S. A Different Perspectives on Educational Inequality // Pignatelli F., Pflaum S. (Eds.), Experiencing Diversity: Toward Educational Equity, 1994.
- Baker D. Democracy and education: the cultural nature of numeracy // Kappan, 1996.
- Bernstein B. Class, Codes and Control. Vol. 3. Routledge, 1975.
- Bourdieu P., Passeron J.-C. Reproduction in Education, Society and Culture. Sage, 1977.
- Bowe R., Ball S., Gold A. Reforming Education and Changing Schools. Rouledge,1992.
- Brick B. Changing Concepts of Equal Educational Opportunity: A Comparison of the Views of Thomas Jefferson, Horace Mann, and John Dewey // Thresholds in Education. Vol. 19, No. 1–2. 1993.
- Brighouse H. In Defence of Educational Equality // Journal of Philosophy of Education. Vol. 29. No. 3. 1995.
- Chubb J., Moe T. Politics, Markets and American Schools. Washington, DC: Brooking Inst., 1990.
- Clinchy E. Needed: A Clinton Crusade for Quality and Equality // Phi Delta Kappan. Vol. 74. No. 8. 1993.
- Coleman J. et al. Equality of educational opportunity U.S. Govt. Print. Off. National Center for Educational Statistics, 1966.
- Cooper D. Illusions of Equality. Routledge, 1980.
- Crosland C. The Conservative Enemy. Cape, 1962.
- Darling-Hammond L. The right to learn: a blueprint for creating schools that work. Jossey-Bass, 1997.
- Development and the Next Generation (2006). World Development Report 2007 (в печати).
- Dyson A., Lovelock J. Education and Democracy. Routledge, 1975.
- Evetts J. The sociology of educational ideas. Routledge, 1973.
- Gilligan C. (1977). In a different voice: Women’s conception of self and morality // Harvard Educational Review, 47, 481–517.
- Goodlad J. Democracy, education, and community // Soder R. (Ed.), Democracy, Education and the Schools. Jossey-Bass, 1996.
- Goodwin L., Macdonald M. Educating the Rainbow: Authentic Assessment and Authentic Practice for Diverse Classrooms. In Goodwin (Ed.), Assessment for Equity and Inclusion: Embracing All Our Children. New York: Routledge, 1997.
- Gutman A. Unity and diversity in democratic multicultural education. In Banks (Ed.), Diversity and Citizenship Education: Global Perspective. San Francisco: Jossey-Bass, 2004.
- Gutman A. Democratic Education. Princeton University Press, 1987.
- Hehir T. (2002). Eliminating Ableism in Education. Harvard Educational Review, 72, 1–32.
- Hopper E. Notes on stratification, education and mobility in industrial societies // Hopper E., (Ed.), Readings in the theory of educational systems. Hutchinson and Co., 1971.
- Howe K.R. Standards, Assessment, and Equality of Educational Opportunity // Educational Researcher. Vol. 23. No. 8. 1994.
- Jensen K. Walker S. (Eds.) Towards Democratic Schooling. Open University Press, 1989.
- Kozol J. Savage inequalities: children in America’s schools. Trumpet Club, 1991.
- Mannheim K. Freedom, Power and Democratic Planning. Oxford University Press, 1950.
- Marshall T.H. Social selection in the Welfare State // Hopper E., (Ed.), Readings in the theory of educational systems. Hutchinson and Co., 1971.
- Nieto S. (2005) Public Education in the Twentieth Century and Beyond: High Hopes, Broken Promises and an Uncertain Future. Harvard Educational Review, 75, 43–64.
- Noddings N. The challenge to care in schools. Teachers College Press, 1992.
- Oakes J., Keeping track: how schools structure inequality. Yale University Press, 1985.
- Ong A. Higher Learning: Educational Availability and Flexible Citizenship in Global Space. In Banks J. (Ed.) Diversity and Citizenship Education: Global Perspective. Jossey-Bass. San Francisco, 2004.
- Parsons T. (1959). The school class as a social system. Harvard Educational Review, 29, 297–318.
- Persell C. Education and inequality: the roots and results of stratification in America’s schools. Free Press, 1977.
- Robinson P. Perspectives on the Sociology of Education. Routledge, 1981.
- Smith K., Myer K. School Choice: Panacea or Pandora’s Box?// Kappan. December. 1995.
- Turner R. Sponsored and contest mobility and the school system // Hopper E., (Ed.), Readings in the theory of educational systems. Hutchinson and Co., 1971.
- Wheelock A. Crossing the Tracks. NY: The New Press, 1992.
- Wringe C. Democracy, Schooling and Political Education. George Allen&Unwin, 1984.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1240
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 407
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0