Язык в структуре этнической и религиозной идентичности чеченцев и ингушей

2159

Аннотация

В статье представлены результаты анализа роли языка в структуре этнической и религиозной (конфессиональной) идентичности чеченцев и ингушей. На основании проведенного исследования делается вывод, что для подавляющего большинства из них родным является чеченский язык и ингушский язык. Родной язык назван респондентами основным этнодифференцирующим и этноинтегрирующим факторами и представляет собой важнейшую культурную ценность.

Общая информация

Ключевые слова: чеченцы, ингуши, вайнахи, этническая идентичность, религиозная (конфессиональная) идентичность, картина мира, билингвизм, полилингвоментальная личность

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Павлова О.С. Язык в структуре этнической и религиозной идентичности чеченцев и ингушей // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 27–49.

Фрагмент статьи

Исследования в области различных наук однозначны в выводе, что «язык — это важнейший механизм формирования и функционирования культурной отличительности, это важный элемент индивидуальной и культурной идентичности» [36, с. 75]. Являясь не только основным средством коммуникации, но так же и главным способом приобщения к культуре, язык создает образ мира, обладающий этнокультурным своеобразием [11].

Литература

  1. Акаев В.Х. Ислам в Чеченской Республике. М., 2008.
  2. Албогачиева М.С.-Г. Влияние образования на функциональное изменение ингуш) ского языка // Традиции народов Кавказа в меняющемся мире: преемственность и разрывы в социокультурных практиках. СПб., 2010.
  3. Албогачиева М.С.-Г. Ингуши в XX веке: этнографические аспекты религиозных практик // Северный Кавказ: Традиционное сельское общество — социальные роли, общественное мнение, властные отношения. СПб., 2007.
  4. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990.
  5. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный, 1994.
  6. Аляутдинов Ш. Перевод смыслов Священного Корана. СПб., 2012.
  7. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное посо) бие для вузов. М., 1998.
  8. Архив Института истории РАН. Ф. 800. Оп. 6. Д. 156. Л. 3 об.
  9. Барахоева Н.М. Ингушский язык // Ингуши / отв. ред. М.С.)Г. Албогачиева, А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева. М., 2013.
  10. Бекаева Д. «Вести республики». № 52 // URL: http://checheninfo.ru/4042)%CD%E5%EA%EE%F2%EE%F0%FB%E5%20%F1%E2%E5%E4%E5%ED%E8%FF%20% EE%20%F7%E5%F7%E5%ED%F1%EA%EE%EC%20%FF%E7%FB%EA%E5.html
  11. Белик А.А. Культурная (социальная) антропология. Учебное пособие. М., 2009.
  12. Гайнутдин Р. Уроки ислама. Пособие для преподавателей религиозных учебных заведений. М., 2009.
  13. Гайнутдинова А.Р. Истории пророков в Коране. М., 2009.
  14. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. М., 1984.
  15. Делитесь любовью. Рецепты семейного счастья от Зили Аляутдиновой // Му) сульманка. 2014. № 1 (18).
  16. Деминцева Е. Быть «арабом» во Франции. М., 2008.
  17. Дзаурова М.С. Этнологическое знание как фактор формирования культуры мо) лодежи Ингушетии // Реальность этноса: Этнология в педагогическом образовании: проблемы и перспективы. СПб., 2001.
  18. Дударов А.-М.М. Арабографическая письменность // Ингуши / отв. ред. М.С.)Г. Албогачиева, А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева. М., 2013.
  19. Егоров О. Чечено)ингушская лексика // Языки Северного Кавказа и Дагестана. Ч. 1. М.)Л., 1935.
  20. Жемчураева С.Ш. Теоретико-методологические аспекты социологической диа) гностики идентичности чеченцев в полиэтнической среде: Дисс. … канд. социол. на) ук. Саратов, 2010.
  21. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. М., 2006.
  22. Историко)экономический очерк Чеченской автономной области. Грозный, 1930.
  23. Карабулатова И.С., Поливара З.В. Этнопсихолингвокоррекционный подход к процессу усвоения лексико)грамматических категорий русского языка у татар-билингвов старшего дошкольного возраста, имеющих речевые дисфункции // Специальное образование. 2011. № 4.
  24. Коран, 16: 103.
  25. Крачковский И.Ю. Над арабскими рукописями. М.)Л., 1946.
  26. Курбанов Х.Т. Религиозная лексика в чеченском языке: Дисс. … канд. филол. на) ук. М., 2006.
  27. Лебедев В.В. Учись читать Коран по)арабски. Ч. 1. М., 2009.
  28. Наумкин В.В. К вопросу о переводе некоторых сакральных мусульманских фор) мул на русский язык. URL: http://islamica.ru/faith/?uid=103
  29. Овхадов М.Р. Социально)лингвистический анализ развития чеченско)русского дву) язычия: Дисс. … д)ра филол. наук. Грозный, 2001. URL: http://www.dissercat.com/con) tent/sotsialno)lingvisticheskii)analiz)razvitiya)chechensko)russkogo)dvuyazychiya
  30. Оздоева Р.М. Арабизмы в ингушской лексике: Дисс. … канд.  филол.  наук.  М., 2007.
  31. Павлова О.С. Ингушский этнос на современном этапе: черты социально)психоло) гического портрета. М., 2012.
  32. Павлова О.С. Об этнической, религиозной и государственно)гражданской иден) тичности чеченцев и ингушей // Социальная психология и общество. 2013. № 2.
  33. Павлова О.С. Чеченский этнос сегодня: черты социально)психологического пор) трета. М., 2013.
  34. Сейид Мухаммад Накыб аль-Аттаси. Введение в метафизику ислама. Изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения. М., 2001.
  35. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
  36. Тишков В.А. Язык и алфавит как политика // Единство в многообразии: публикации из журнала «Этнопанорама» 1999—2011 гг. Оренбург, 2011.
  37. Усеинова С.Р. На каком языке говорят мусульмане в России? // Ислам в России: культурные традиции и современные вызовы. СПб., 2013.
  38. Халидов А.И. Чеченский язык и диалекты // Чеченцы / Отв. ред. Л.Т. Соловьева, В.А. Тишков, З.И. Хасбулатова. М., 2012.
  39. Хасбулатова З.И. Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции (XIX — нача) ло XX вв.). М., 2007.
  40. Чентиева М.Д. История чечено-ингушской письменности. Грозный, 1958.
  41. Шаймерденова Н.Ж., Сампиев И.И. и др. Ингушская диаспора Казахстана (по материалам социологического исследования). Назрань, 2008.
  42. Языджи С. Основы исламских знаний (вероучение, поклонение, нравственность). М., 2012.
  43. Яндиев М.А. Древние общественно)политические институты народов Северного Кавказа. М., 2008.
  44. URL: http://www.unesco.org/culture/languages)atlas/index.php?hl=en&page= atlasmap
  45. URL:http://checheninfo.ru/4042)%CD%E5%EA%EE%F2%EE%F0%FB%E5%20% F1%E2%E5%E4%E5%ED%E8%FF%20%EE%20%F7%E5%F7%E5%ED%F1%EA%EE% EC%20%FF%E7%FB%EA%E5.html
  46. URL: http://www.fpa.su/regzakon/chechnya/zakon)chechenskoy)respubliki)ot)25) aprelya)2007)g)n)16)rz)o)yazikach)v)chechenskoy)respublike/

Информация об авторах

Павлова Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9702-1550, e-mail: os_pavlova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2538
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 2159
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9