Социальная психология и общество
2016. Том 7. № 2. С. 5–18
doi:10.17759/sps.2016070201
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника*
Аннотация
Общая информация
* Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-06-00480 «Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза»).
Ключевые слова: семья, психология дошкольника, семейное воспитание, развитие дошкольников, личностные особенности детей, структура семьи, стилевые характеристики воспитания, эмоциональное взаимодействие родителей с детьми
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070201
Для цитаты: Головей Л.А., Василенко В.Е., Савенышева С.С. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 5–18. DOI: 10.17759/sps.2016070201
Фрагмент статьи
Для современной социальной психологии развития характерно повышение внимания к семье и анализу роли семьи как среде развития и социализации ребенка [21]. Одной из первых попыток систематизации данных о роли семьи стала типология привязанности М. Эйнсворт, которая показала, что чем надежнее привязанность, тем выше инициативность и уверенность в себе ребенка [16].
Литература
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психоло- гия. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
- Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 2. С. 32—43.
- Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме диф- ференциации основных понятий в системе отношений «родитель-ребенок»: теоре- тический и эмпирический аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84—95.
- Горбунова Н.В., Трошихина Е.Г. Особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 2. С. 274—278.
- Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи. М.: Когито-Центр, 2008. 415 с.
- Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-мето- дическое пособие. Сост.: С.В. Велиева. СПб: Речь, 2005. 240 с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998. 336 с.
- Зырянова Н.М. Ранние сиблинговые исследования [Электронный ресурс] // Пси- хологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2008n2-2/100-zyrianova2.html (дата обращения: 25.12.2015).
- Клецина И.С. Ситуация развода как предмет отечественных социологических и социально-психологических исследований семейных отношений // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 30—45. doi:10.17759/sps.2015060303
- Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность лич- ности ребенка: дисс. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 197 с.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.; М.; Харьков: Питер, 2012. 940 с.
- Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2008. 430 с.
- Махнач А.В., Постылякова Ю.В. Жизнеспособность семьи: психологические ресурсы как защитный фактор семьи // Психологические проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2012. С. 529—550.
- Поветьева М.Н. Связь типа родительского отношения с личностными качества- ми родителя и ребенка: дисс. … канд. психол. наук. М., 2003. 236 с.
- Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб: Питер, 2007. 416 с.
- Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, ро- дителей / Под ред. А.А. Реана. СПб: Прайм-Еврознак; Москва: ОлмаПресс, 2004. 224 с.
- Савенышева С.С. Материнское отношение как фактор психического развития ребенка // Психология здоровья дошкольника: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Ни- кифорова. СПб.: Речь, 2010. С. 223—248.
- Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. 1999. № 6. C. 18—28.
- Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошколь- ного детства. Труды по социологии образования. М.: Институт социологии образо- вания РАО, 2013. Т. XVII. Вып. XXIX. 168 с.
- Толстых Н.Н. Социальная психология развития как самоценная отрасль психо- логической науки // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 13—25.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просве- щение: Владос, 1995. 291 с.
- Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление нега- тивизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста: дисс….канд. психол. наук. М., 2012. 150 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб: Питер, 2008. 672 с.
- Вelsky J. Social-Conteхtual Determinants of Parenting [Электронный ресурс]. Univer- sity of California, Davis, USA, 2014. http://www.child-encyclopedia.com/parenting-skills/ according-experts/social-contextual-determinants-parenting (дата обращения 12.01.2016).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5976
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 3123
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 11