Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Квартили журнала 2021
![]() Социальная психология и общество Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2221-1527 ISSN (online): 2311-7052 DOI: https://doi.org/10.17759/sps Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социальная психология и общество Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника * 3598Головей Л.А. Василенко В.Е. Савенышева С.С. АннотацияСтатья посвящена исследованию личностных особенностей дошкольников в связи с факторами пола, структуры семьи (полная/неполная, наличие сиблингов) и семейного воспитания (стилевые характеристики и детско- родительское эмоциональное взаимодействие). В исследовании участвовали 155 мальчиков, 157 девочек и 312 матерей из Санкт-Петербурга, Новосибирска и Архангельска. Возраст детей — от 4 до 7 лет, средний возраст — 5 лет 9 мес. Применялись тестовые и проективные методы. Выявлено, что в неполных семьях у детей выше тревожность, незащищенность, депрессивность, недоверие к себе, враждебность, чувство неполноценности, конфликтность и трудности в общении. Влияние стиля воспитания проявилось в том, что доминирование гиперпротекции и авторитарного стиля взаимосвязано с понижением самооценки, повышением тревожности и враждебности детей; попустительский и неустойчивый стиль способствуют повышению агрессивности. Показано, что важным ресурсом для развития личности ребенка выступает благополучие в эмоциональном взаимодействии в семье: понимание причин его состояния, эмпатия матери. Вместе с тем выявлено, что около трети матерей испытывают трудности в эмоциональном взаимодействии с детьми. * Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-06-00480 «Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза»). Ключевые слова: семья, дошкольник, семейное воспитание, развитие личности дошкольника, личностные особенности детей, структура семьи, стилевые характеристики воспитания, эмоциональное взаимодействие родителей с детьми Рубрика: Эмпирические исследования Тип: научная статья Фрагмент статьи
![]() Для современной социальной психологии развития характерно повышение внимания к семье и анализу роли семьи как среде развития и социализации ребенка [21]. Одной из первых попыток систематизации данных о роли семьи стала типология привязанности М. Эйнсворт, которая показала, что чем надежнее привязанность, тем выше инициативность и уверенность в себе ребенка [16]. Литература
Статьи по теме
Клиническая психология | Куканов А.А. Педагогическая психология | Барма С., Деланд Р., Сент-Мари Н. Семейная психология | Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Зинченко Е.А. Инвариантные и вариантные социально-психологические характеристики успешных замещающих матерей Семейная психология | Меркуль И.А., Волчанская В.О. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|