Научно-методический семинар «Психология безопасности на транспорте»

471

Аннотация

Настоящий материал представляет собой краткий отчет о прошедшем 17 ноября 2017 г. в Екатеринбурге научно-методическом семинаре «Психология безопасности на транспорте». Представлены основные идеи докладов на пленарном заседании и четырех круглых столах, на которых обсуждались вопросы психологической безопасности на транспорте.

Общая информация

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: доклад

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090113

Для цитаты: Свириденко И.Н. Научно-методический семинар «Психология безопасности на транспорте» // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 1. С. 197–201. DOI: 10.17759/sps.2018090113

Полный текст

Научно-методический семинар «Психология безопасности на транспорте» прошел в Екатеринбурге 17 ноября 2017 г. Организатор семинара — Дорожный центр профессионального отбора кадров Свердловской железной дороги.

Основной целью семинара стало изучение опыта ведущих экспертов-практиков в области транспортной психологии, консолидация психологов и специалистов кадровых служб для решения прикладных задач обеспечения безопасности перевозок, рассмотрение вопросов, касающихся совершенствования диагностической, коррекционной и развивающей работы с персоналом, обеспечивающим безопасность движения.

Общее количество участников семинара — более 90 человек.

С докладами-презентациями на пленарной части выступили ученые, проводящие психологические исследования в области железнодорожных и автомобильных перевозок, организационные и медицинские психологи.

Валерий Ситников (доктор психологических наук, зав. кафедрой возрастной психологии РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург) в своем докладе «Роль социальной перцепции в обеспечении безопасности движения» подробно сообщил о результатах исследований работников локомотивных бригад, проводившихся кафедрой прикладной психологии Петербургского государственного университета путей сообщения. В своем докладе он подчеркнул, что безопасность в транспортной сфере зависит не только от результата взаимодействия в ситуации «человек—система», но и от результата взаимодействия человека с другими людьми — «человек—человек». Задача исследования — выявление ведущих личностных свойств работников, обеспечивающих безопасность движения поездов, за счет анализа их представлений о себе, супруге, начальнике, коллеге. Использовалась методика «СОЧ(и)» — «Структура образа человека (иерархическая)», разработанная В.Л. Ситниковым.

Спикер подчеркнул, что результаты исследования применяются для проведения более целенаправленной работы по адаптации молодых работников к профессиональной деятельности, при формировании локомотивных бригад (уточнение совместимости).

Татьяна Кочетова (кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления ФГБОУ ВО МГППУ, г. Москва) выступила с докладом «Психология дорожного движения: зарубежный и российский опыт» и сообщила, что в международной практике выделяют три плоскости профилактики рисков дорожно-транспортной среды: первичная — участники дорожного движения, адаптированные к нему и участвующие в нем без заметных отклонений, специальное профилактическое вмешательство для них не требуется; вторичная — водители, имеющие ограничения из-за физических нарушений либо «выпавшие» из процесса дорожного движения в результате заболевания, сложной ситуации и др., но не лишенные водительских прав, у таких участников дорожного движения повышен риск опасного поведения на дорогах; третичная — водители, имеющие ограничения из-за явных физических повреждений, водители с серьезными отклонениями в поведении, обусловленными личностными особенностями, в частности, совершившие преступления на дорогах, из-за чего лишены прав и не имеют разрешения легально управлять транспортным средством, у данной категории водителей степень риска опасного поведения на дорогах высокая.

Участники семинара были проинформированы о российском опыте реализации системы снижения аварийности «ДТП-нет», включающей в себя элементы общественного контроля, внутренний мониторинг в компании, которые способствуют формированию субъективного ощущения понимания водителями неотвратимости санкций за допущенные ими нарушения

Игорь Соломин (кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии Петербургского государственного университета путей сообщения, г. Санкт-Петербург) представил подробную классификацию психологических факторов транспортных аварий и катастроф, показал на примерах в работе персонала железных дорог, как влияют когнитивные, эмоциональные, личностные и межличностные факторы на общий уровень аварийности и возникновение дорожно-транспортных происшествий.

Ирина Воробьева (кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и акмеологии Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург) поделилась результатами исследования «организационного вандализма» на транспорте. В своем докладе «Вандализм в организации: причины возникновения и проявления деструктивного поведения персонала» автор акцентировала внимание на репутационных, социальных, организационных и прямых экономических последствиях вандального поведения сотрудников. По ее словам, последствия организационного вандализма отражаются: на снижении числа контрагентов, росте затрат на заключение контракта, потере тендеров; нарушении межличностных отношений, снижении преданности делу, падении уровня корпоративной культуры, увеличении субъективного неблагополучия у сотрудников; нарушении организационного функционирования, снижении личной успешности работника; повышении издержек производства, увеличении временных потерь, снижении производительности труда, росте числа прогулов и др.

Виктория Дихорь (медицинский психолог, преподаватель Уральского федерального университета, г. Екатеринбург) подготовила доклад «Механизмы взаимодействия с аддиктами и профилактика зависимого поведения среди сотрудников и пассажиров». Ею были рассмотрены проявления алкогольного психоза, даны рекомендации по работе с выявлением и дальнейшей работе с состояниями алкогольного делирия, галлюциноза, параноида у сотрудников локомотивных бригад. Докладчик поделилась опытом профилактики зависимого поведения, разработанными способами взаимодействия с аддиктами.

Татьяна Вялкова (ведущий психолог структурного подразделения АО «Федеральная пассажирская компания», г. Тюмень) познакомила участников семинара с возможностями использования в целях обеспечения транспортной безопасности технологии профайлинга, детально остановившись на признаках пассажиров «группы риска».

Тему профайлинга, но уже применительно к персоналу транспортной организации, продолжила Екатерина Иванова (кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии УрГПУ, г. Екатеринбург). В своем докладе «Оценка соответствия кандидата должности на основании анализа психологического типа: потенциал и угрозы, прогноз поведения в стрессовой ситуации» исследователь подчеркнула, что каждая современная профессия включает существенную коммуникативную составляющую. Особенности взаимодействия персонала определяются наличием той или иной личностной тенденции, которую позволяет выявлять технология профайлинга. Также докладчик привела конкретные примеры особенностей поведения сотрудников, классифицированные по восьми основным типам, представленным в методике.

После перерыва работа семинара была продолжена на четырех круглых столах.

Модераторы Валерий Ситников и Татьяна Кочетова предложили для обсуждения на первом круглом столе следующие вопросы: отношение руководителей и сотрудников к обеспечению безопасности; повышение коммуникативной компетентности персонала; организационные конфликты и их влияние на транспортную безопасность; психологическая профилактика и предотвра щение дорожно-транспортных происшествий; опыт апробации превентивной работы с водителями, склонными к нарушениям и рискованному поведению в условиях дорожно-транспортной среды.

Круглый стол, посвященный анализу современных методик психодиагностики работников транспортной сферы, модерировали Игорь Соломин и Инна Свириденко. Участники круглого стола обсудили проблему учета психологических аспектов, влияющих на безопасность движения, при подборе и подготовке персонала; вопросы повышения эффективности диагностической и коррекционной работы с персоналом, обеспечивающим безопасность движения; возможности проведения количественного анализа данных, полученных в ходе тестирования, для выявления групп риска.

Большой отклик у участников семинара получили темы, предложенные к рассмотрению ведущими третьего круглого стола — Ириной Воробьевой и Викторией Дихорь: агрессия и моббинг в служебных отношениях как угроза безопасности организации; технологии предупреждения организационного вандализма и асоциального поведения персонала; механизмы выявления у кандидатов склонностей к аддиктивному поведению; профилактика зависимого поведения среди сотрудников; «опасный» пассажир: признаки деструктивного поведения.

Модераторы четвертого круглого стола Татьяна Вялкова и Екатерина Иванова провели мастер-класс по технологии профайлинга, а также инициировали обсуждение возможностей профайлинга при оценке персонала организации, рассмотрели коммуникативные техники детекции лжи, разработали алгоритм проведения интервью с кандидатом на вакансию с использованием элементов профайлинга.

Завершающим этапом семинара стала презентация итогов работы круглых столов и обсуждение проекта резолюции.

Активность и неравнодушие всех участников семинара позволяет с уверенностью сказать, что данное мероприятие даст импульс психологам, специалистам и руководителям социально-кадрового блока дороги по-новому подойти к психологическим проблемам персонала, технологиям и диагностическим процедурам, применяемым в кадровой и коррекционной работе, начать поиск новых решений в области обеспечения безопасности грузовых и пассажирских перевозок, снижения аварий и дорожно-транспортного травматизма.

Хочется надеяться, что семинар «Психология безопасности на транспорте» станет отправной точкой для консолидации психологов, работающих с персоналом транспортных компаний и организаций; для использования в полной мере руководителями компаний-перевозчиков исследовательских возможностей психологической службы; повышения востребованности ее потенциала в решении прикладных задач в области транспортной безопасности.

Информация об авторах

Свириденко Инна Николаевна, кандидат психологических наук, заместитель начальника, дорожный центр профессионального отбора кадров Свердловской железной дороги, Нижний Тагил, Россия, e-mail: innans@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3347
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 471
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0