Взаимосвязь понимания другого человека и ценности умения прощать у студентов

962

Аннотация

Статья посвящена проблеме взаимосвязи ценностных ориентаций и понимания людьми друг друга. Содержит результаты исследования связи ценности для студентов умения прощать других людей со способностью понимать другого человека. Анализ этой способности осуществлялся автором по трем параметрам: точность прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия; понимание состояния другого человека по его невербальному поведению; оценка субъектом своей способности к пониманию других людей. Использовался комплекс методических средств, включающий опросники и полупро- ективные методики. Выборка составила 73 человека. На основании полученных данных сделаны выводы о том, что большую часть студентов отличает средняя степень значимости умения прощать и невысокий уровень развития способности к пониманию других людей. Установлено, что ценность умения прощать у студентов может сочетаться с различными показателями успешности в понимании других людей.

Общая информация

Ключевые слова: межличностное понимание, точность понимания, ценность умения прощать других людей, субъект познания, способность к пониманию

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090208

Для цитаты: Юшачкова Т.Б. Взаимосвязь понимания другого человека и ценности умения прощать у студентов // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 2. С. 110–126. DOI: 10.17759/sps.2018090208

Полный текст

 

Введение

Понимание людьми друг друга по праву может быть отнесено к числу базовых проблем психологической науки и практики, имеющих давние традиции изучения как у нас в стране, так и за рубежом. В исследованиях, проведенных учеными, были получены данные о закономерностях межличностного пони-

На сегодняшний день проблемное поле психологии межличностного понимания заметно расширилось новыми, ранее не изученными аспектами феномена. Одному из них посвящена наша работа. В центре внимания — исследование межличностного понимания во взаимосвязи с ценностью для человека умения прощать других людей.

В психологии сложились различные подходы к изучению понимания, среди них: познавательный и экзистенциальный, общепсихологический и социально-психологический [1; 2; 5; 9; 12; 13; 16]. В рамках познавательной исследовательской установки понимание употребляется двояко: в широком смысле как характеристика интеллектуальной деятельности человека, которая является обязательным атрибутом любого уровня познания и общения, и в узком смысле — как компонент только мышления — обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств и связей между предметами и явлениями.

Иное видение находим в экзистенциальном подходе. Понимание выступает здесь как способ бытия человека в мире, акцент делается на изучении конкретных ситуаций бытия человека и целостного их понимания [5].

А.М. Ким, рассматривая понимание с общепсихологических позиций как наиболее общее проявление интеллекта человека, в ходе анализа динамики научных представлений выделила объектно- центрированный, субъект-центрирован- ный и субъектный подходы.

При объектно-центрированном подходе понимание определяется, прежде всего, характеристиками объекта понимания и выступает в форме узнавания. В субъ­ектно-центрированном подходе главной является логика субъекта. Понимание в данном случае включает мнение субъекта об объекте. В основе субъектного подхода лежит установка на понимание как познавательное отношение. Понять означает узнать смысл понимаемого [9].

Широко представлен в психологии социально-психологический ракурс изучения понимания, при котором оно выступает атрибутом общения и познания людей.

В контексте межличностной коммуникации понимание определяется степенью распознавания слушающим смысла, который придает сообщению говорящий [14].

Вопросы понимания людьми друг друга традиционно включены в изучение социально-перцептивной проблематики. «Социальная перцепция — восприятие, оценка и понимание людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.)» [17, с. 273].

В процесс понимания людьми друг друга включены все составляющие интеллекта человека. Большое влияние на него оказывают эмоции, мотивация, личностные особенности субъекта познания, характеристики объекта познания и вся ситуация межличностного взаимодействия [1; 2; 16].

К числу признаков, свидетельствующих о понимании другого человека, относят широкий набор факторов, среди которых: распознавание его индивидуальных особенностей, целей, мотивов поступков, умение предугадать последующее поведение [2; 3; 12; 13; 15]. Как пишет В.Н. Куницына: «... понимание — это накопление и оперирование системой вербализованных знаний о других людях с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам, причем, главным и наиболее сложным в этом процессе является конечная “расшифровка” мотивов, что позволяет оценивать конкретные поступки и прогнозировать поведение» [11, с. 25]. Согласно В.Н. Панферову, «... понимание есть осознание и вербализация познавательного эффекта, выраженного в понятиях и суждениях, которые выступают как социально-психологическая интерпретация впечатлений о человеке, полученных в результате его восприятия» [15, с. 25].

В настоящее время активно разрабатывается направление «Модель психического», или «Теория психического» («Theory of Mind»). Д. Примак и Г. Ву­драфф следующим образом раскрывали содержание введенного ими термина «Theory of Mind»: «Говоря о том, что человек имеет «теорию психического», мы подразумеваем, что он приписывает независимые психические состояния себе и другим. Система заключений этого типа видится собственно как теория, во-первых, потому, что такие состояния непосредственно не наблюдаемы, и, во- вторых, потому, что эта система может использоваться для предсказания поведения других людей» [цит. по: 18, с. 9]. Как отмечает Е.А. Сергиенко, «модель психического» позволяет человеку понимать психическое других людей (их мнения, желания, эмоции, намерения и т. д.), делать вывод о ментальных состояниях, которые являются причиной их действий, прогнозировать поведение [18].

Понимание может осуществляться на разных уровнях: на рациональном уровне — посредством аналитической работы, установления связи между различными элементами наблюдаемого поведения, вербальными и невербальными реакциями; на аффективном — через со- 112

чувствие, сопереживание, чувствительность к внешним проявлениям человека; на интуитивном уровне — в форме непосредственного усмотрения особенностей, характеризующих человека (осмысление данных восприятия осуществляется путем мгновенного обобщении) [2; 3; 7; 8].

Проведенный нами ранее опрос показал, что в представлении людей понимание включает: познание индивидуальных особенностей другого человека; принятие его интересов, взглядов, принципов; ощущение психологической близости с ним; проявление сочувствия, оказание помощи.

На понимание людьми друг друга большое влияние оказывает степень субъективной значимости другого человека. Как отмечает А.А. Бодалев, уже на стадии восприятия она определяет широту охвата сигналов, несущих информацию о человеке, степень реагирования на них, скорость переработки поступающих данных [2]. В зависимости от того, какие мотивы побуждают к межличностному взаимодействию, какие цели и задачи решаются, внимание субъекта познания сосредотачивается на разных сторонах облика воспринимаемого человека. Это, в свою очередь, находит отражение в формируемом понятии о нем [3].

В работах ученых неоднократно отмечалось, что для постижения личностной сути другого человека, его индивидуально-неповторимого своеобразия необходимо наличие гуманистической направленности личности познающего субъекта, высокая значимость в системе ценностных ориентации других людей, открытость [2; 16]. По данным исследований, у людей со сформированной гуманистической направленностью личности развита способность к децентрации, позволяющая учитывать точки зрения и состояния партнеров по взаимодействию, на высоком уровне функционируют основные механизмы понимания: идентификация, эмпатия, рефлексия [3]. Имеющийся у человека интерес к другим людям усиливает сосредоточенность внимания, активизирует извлечение из памяти представлений, связанных с прошлым опытом общения, интенсифицирует деятельность воображения, активизирует работу мышления [2; 16].

Наряду с этим, как показывают исследования, внимание к другому человеку, стремление разобраться в том, какой он, что его побуждает к совершению тех или иных поступков, может быть продиктовано отнюдь не подлинным интересом к нему, а желанием использовать его в своих целях. Как пишет К.В. Вербова, понимание другого человека не обязательно связано с подлинно гуманистической мотивацией. В основе понимания человека может лежать отношение к нему как к объекту, контакт с которым служит лишь личным целям субъекта, удовлетворению его потребностей [4]. Подтверждением сказанному могут являться результаты исследований, посвященные изучению макиавеллизма личности. В них, в частности, было установлено, что владение навыками манипулирования, отличающее макиавеллиста, предполагает понимание намерений людей, причин поступков [5].

С целью более детального изучения взаимосвязи ценностных ориентаций личности и понимания другого человека нами было проведено эмпирическое исследование.

Дизайн исследования

Цель исследования: изучение взаимосвязи ценности для студентов умения прощать других людей, т. е. быть снисходительным, готовым простить ошибки, и способности к их пониманию.

Гипотеза: существует прямая связь между ценностью для студентов умения прощать и пониманием другого человека.

Задачи исследования:

1)     определение ценности для студентов умения прощать и уровня развития у них способности к пониманию других людей;

2)     анализ взаимосвязи у студентов ценности умения прощать других людей и способности к их пониманию;

3)     рассмотрение способности к пониманию других людей у студентов, для которых умение прощать представляет наибольшую ценность и, напротив, наименее актуально.

Выборка исследования: в число респондентов вошли студенты Магнитогорского государственного технического университета в количестве 73 человек, в возрасте от 20 до 21 года.

Методы исследования: в работе был использован комплекс диагностических средств, среди которых: методики, разработанные В.Н. Куницыной — тест «Притчи» [19], опросник «КОСКОМ» (Коммуникативная и социальная компетентность) [12], методика «СТАЛЬ» (Стабильность, толерантность и альтруизм в межличностных отношениях и другие свойства личности) [19], опросник «СУМО» (Саморегуляция и успешность межличностного общения) [12], тест «Самооценка» [19], методика «ЦО-36» (Ценностные ориентации — 36 позиций) (2006 г.) [19], а также тест «Экспрессия» (модифицированный вариант субтеста «Группы экспрессии» методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салли- вена) [19] и 16-факторный опросник Р. Кеттелла [6].

Анализ понимания другого человека осуществлялся по трем параметрам, рассматриваемым нами в качестве составляющих способности к пониманию других людей, среди них: точность прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия; понимание состояния другого человека по его невербальному поведению; оценка субъектом своей способности к пониманию других людей.

Изучение способности к точному прогнозированию развития ситуации межличностного взаимодействия проводилось с помощью полупроективного теста «Притчи», состоящего из неоконченных историй-притч. В ходе выполнения тестового задания испытуемые должны были выбрать наиболее правдоподобный вариант завершения истории.

Показатели способности распознавать состояние другого человека по его невербальному поведению были получены с помощью полупроективного теста «Экспрессия».

Исследование оценки субъектом своей способности к пониманию других людей осуществлялось по результатам шкалы «понимание людей» самооце- ночного опросника «КОСКОМ» (Коммуникативная и социальная компетентность).

Значимость для личности умения прощать других людей определялась по показателям одноименной ценности, входящей в ценностный ряд методики «ЦО-36» (Ценностные ориентации — 36 позиций).

Результаты, полученные с помощью 16-факторного опросника Р. Кеттелла, методики «СТАЛЬ «(Стабильность, толерантность и альтруизм в межличностных отношениях и другие свойства личности) и опросника «СУМО» (Са- 114

морегуляция и успешность межличностного общения), позволили получить широкий спектр информационных данных о личностных особенностях испытуемых.

Максимальное значение выраженности изучаемых параметров по всем методикам соответствовало 12 баллам.

Методы обработки данных: математико-статистическая обработка данных была реализована с помощью программного пакета SPSS 17.0. и заключалась в расчете достоверности различия средних величин (t-критерия Стьюдента) и проведении корреляционного анализа Пирсона.

Анализ и обсуждение полученных результатов

В ходе исследования было установлено, что для студентов умение прощать имеет среднюю степень значимости — среднегрупповой показатель составляет 6,53 баллов из 12-ти максимально возможных по тесту.

Анализ распределения актуальности умения прощать показал, что большая часть респондентов (61%) относят умение прощать к среднезначимым для себя ценностям. Для 21% эта ценность является одной из самых главных и 18% ответили, что умение прощать не является для них важным.

На рис. 1 приведены данные о развитии у студентов отдельных составляющих способности к пониманию других людей.

Студенты оценивают свою способность к пониманию других людей не очень высоко. Наибольшие трудности у них вызывает прогнозирование развития ситуации межличностного взаимодействия, предполагающее понимание мотивов поведения ее участников. Несколько лучше — на среднем уровне — развита способность к распознаванию состояний другого человека по его невербальным реакциям.

С целью изучения взаимосвязи ценности умения прощать с отдельными параметрами понимания другого человека был проведен корреляционный анализ.

Согласно полученным данным, ценность умения прощать у студентов неоднозначно связана с отдельными составляющими способности к пониманию других людей: способности к пониманию состояния другого человека по его невербальному поведению (r=0,119); способности к точному прогнозированию развития ситуации межличностного взаимодействия, включающей понимание мотивов поведения ее участников (r=0,196); способности к самооценке понимания людей (r=0,135). Выявленные связи не являются статистически значимыми. Таким образом, у студентов возможны самые разные варианты их сочетания.

В ходе корреляционного анализа были установлены связи ценности умения прощать с некоторыми личностными и социально-психологическими свойствами респондентов (табл. 1).

Согласно результатам, приведенным в табл. 1, в ряду связанных с умением прощать ценностей оказываются такие, как: честность, уважение старших, отсутствие стремления к достижению успеха и авторитетности. Важность умения прощать также связана со спокойствием, расслабленностью, умением ладить с другими людьми, договариваться, значимостью стабильных, прочных отношений, отсутствием склонности к агрессивным стратегиям разрешения сложных межличностных ситуаций, тенденцией реагировать на них «мазохистским» способом, готовностью жертвовать собой ради близких.

Одной из задач исследования выступало изучение способности к пониманию других людей студентами, для которых умение прощать представляет наибольшую ценность и, напротив, наименее актуально. Численность испытуемых, вошедших в каждую из групп, составила 15 и 13 человек соответственно.

Таблица 1

Корреляционные связи ценности умения прощать с личностными и социально-психологическими свойствами респондентов

Свойства личности

Коэффициенты корреляции Пирсона

Напряженность

-0,25*

Самооценка умения ладить, спорить, договариваться с людьми

0,24*

Самооценка готовности жертвовать для блага других своими интересами

0,29*

Ценность достижения успеха

-0,26*

Ценность уважения старших

0,28*

Ценность честности

0,26*

Ценность авторитетности

-0,35**

Стремление к стабильности в отношениях

0,24*

Мазохистская стратегия поведения в сложных межличностных ситуациях

0,33**

Агрессивная стратегия поведения в сложных межличностных ситуациях

-0,24*

Примечание: «**» — p<0,01; «*» — p<0,05.

Исходя из полученных данных, психологический портрет студентов, для которых важно умение прощать, выглядит следующим образом: они не считают себя людьми самодостаточными, не очень уверенны в себе (хотя им это очень важно), чувствительны и ранимы. Высоко ценят понимание и доверие в семье, наличие глубокой эмоциональной близости с любимым человеком. У них есть ощущение определенной зависимости от других, некоторая боязнь быть отвергнутыми ими. По отношению к людям они в меру благожелательны, высоко ценят в отношениях честность, ответственность, поддержку верных друзей. Большое значение для них имеет безопасность, включающая защищенность близких людей, собственное здоровье, заботу о нем. Они не склонны к агрессивным стратегиям разрешения сложных межличностных ситуаций, умеют контролировать свои эмоции и поведение, способны к проявлениям сочувствия, сопереживания. Для них очень важно наличие целей в жизни. Они достаточно социально активны, открыты к общению, у них есть стремление приносить пользу людям, ценят проявление уважения к старшему поколению, менее выражено уважение к традициям. Социально-психологическая компетентность и, в частности, коммуникативные навыки сформированы на среднем уровне, мотивация достижений развита плохо, они не отличаются практичностью, не стремятся к руководству людьми и признанию с их стороны.

Студенты, для которых умение прощать не представляет большой ценности, отличают несколько иные характеристики. Для них важно быть уверенными в ценности своей личности, быть в гармонии с собой. Однако они не уверенны в себе, тревожны, недоверчивы, эмоционально нестабильны, чувствительны, пессимистичны, часто бывают недовольны собой. Высоко ценят безопасность родных и близких людей, понимание и доверие в семье, настоящую дружбу, боятся быть отвергнутыми людьми. В работе добросовестны и ответственны,
ценят интеллектуальные способности. Большую ценность для них представляет достижение поставленных целей, материальное благополучие, здоровье, забота о нем, о своем внешнем виде, статусе. Им сложно сохранять выдержку и самообладание, они нетерпимы к мнениям и убеждениям, расходящимся с их собственными, предпочитают уходить от решения сложных межличностных ситуаций либо прибегают к агрессивным стратегиям их разрешения. Социально-психологическая компетентность развита плохо, испытывают трудности в коммуникативной сфере, не отличаются предприимчивостью, мотивация достижений развита средне.

Подсчет t-критерия Стьюдента показал, что из 100 показателей, задействованных в исследовании, по 11 — различия между группами являются статистически значимыми (табл. 2).

Таблица 2
Личностные характеристики, выраженность которых статистически достоверно различается у студентов с высокой и низкой степенью значимости ценности умения прощать

Личностные характеристики

Высокая ценность умения прощать

Низкая ценность умения прощать

t-критерий

М

О

М

О

Мазохистские установки по отношению к себе

5,8

1,01

6,92

1,75

-2,11*

Самооценка умения ладить, спорить, договариваться с людьми

7,8

1,9

5,85

2,27

2,48*

Самооценка оптимизма

8,6

2,26

6,69

1,84

2,42*

Ценность достижения успеха

8,13

1,46

9,92

2,02

-2,72*

Ценность благосостояния

7,27

2,05

8,92

1,19

-2,56*

Ценность авторитетности

4,87

2.1

6,92

2,06

-2,61*

Ценность честности

8,87

1,25

6,77

2,24

3,12**

Ценность вежливости

7,8

0,86

6,46

1,9

2,46*

Стремление к стабильности в отношениях

8,73

1,44

7,31

1,65

2,44*

Мазохистская стратегия поведения в сложных межличностных ситуациях

4,47

1,92

3,0

1,83

2,06*

Асоциальное поведение

4,2

1,66

5,77

1,69

-2,48*

Примечание: «**» — p<0,01; «*» — p<0,05; М — среднее значение; о — величина стандартного отклонения.

Как видно из табл. 2, на уровне статистической значимости у студентов, относящих умение прощать к числу ведущих жизненных принципов, в иерархии ценностей более высокие позиции занимает ценность честности, проявляющаяся в искренности, избегании лжи и обмана. Они в большей степени ценят хорошие манеры, соблюдают установленные правила и нормы поведения, умеют ладить с людьми, оптимистичны. Гораздо меньшее значение для них имеют ценности, связанные с властью: авторитетность, материальное благополучие и достижение успеха в деле. Они в меньшей степени недовольны собой. Однако для
них более характерно реагирование в сложных межличностных ситуациях по мазохистскому типу. У них сильнее выражено стремление к стабильности в отношениях.

Обращаясь к успешности в сфере понимания других людей, можно констатировать, что испытуемые обеих групп не всегда точны — их показатели колеблются на уровне от среднего до ниже среднего (рис. 2).

Особые трудности у них вызывает прогнозирование развития ситуации межличностного взаимодействия, предполагающее понимание мотивов поведения ее участников.

В качестве тенденции следует отметить чуть более высокие показатели по всем диагностируемым параметрам понимания у студентов, высоко ценящих умение прощать.

В ходе корреляционного анализа были установлены взаимосвязи отдельных составляющих способности к пониманию с некоторыми личностными особенностями и социально-психологическими навыками испытуемых. Обратимся к анализу полученных результатов (рис. 3).

У студентов, ценящих умение прощать, высокая оценка своей способности к пониманию людей наиболее тесно связана с религиозностью, наличием особого отношения к людям, включающего доброжелательность, терпимость, готовность к бескорыстным поступкам ради них.

Помимо этого установлено, что чем более они уверенны в себе, оптимистичны, ощущают собственную самодостаточность, не боятся быть отвергнутыми другими людьми, владеют социально­психологическими умениями и навыками, тем выше они оценивают свою способность к пониманию другого человека.


Способность к прогнозированию развития ситуации межличностного взаимодействия, предполагающая понимание мотивов ее участников, у данной группы испытуемых связана с рациональностью, определенной жесткостью и черствостью по отношению к окружающим людям, практичностью, стремлением уходить от решения сложных межличностных ситуаций. В то время как понимание состояния человека по его невербальным реакциям сочетается с хорошо развитым воображением, мечтательностью, ощущением самодостаточности, удовлетворенностью общением в близком кругу и при этом слабо развитой способностью управлять событиями своей жизни, склонностью уходить от решения трудных ситуаций, возникающих в межличностных отношениях.

Рис. 3. Корреляционные связи отдельных параметров понимания в группе студентов с высокой значимостью ценности умения прощать: ПЛ — понимание людей; ЭКСП — понимание состояния человека по его невербальному поведению; ПР — точность прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия; УДО — удовлетворенность общением в близком кругу; ОПТ — оптимизм; Благож — благожелательность по отношению к людям; Толер — толерантность; Альтр — альтруизм; СД — самодостаточность; Б отв. — боязнь отвержения; СПСК — социально-психологическая
компетентность; I — чувствительность, мягкость; M — мечтательность; Религ — религиозность; Сп упр — способность управлять событиями своей жизни; Игнорир — стратегия ухода от решения сложных межличностных проблем

Таким образом, полученные результаты отражают специфический характер данных способностей. Прогнозирование развития ситуации межличностного взаимодействия предполагает включение аналитических способностей субъекта познания, сочетается с определенным рациональным отношении к познаваемому человеку, необходимостью анализа ситуации с практической точки зрения, просчитыванием вариантов выхода из сложной для себя ситуации. Понимание состояния человека по невербальным реакциям, напротив, предполагает включение образного уровня познания. Примечательно, что чем выше уровень удовлетворенности общением и отношениями с близкими людьми, тем выше показатели понимания невербалики. Можно предположить, что распознавание состояний человека по его невербальным реакциям развивается в стремлении поддерживать стабильные, прочные отношения, помогает их сохранению, дает ощущение самодостаточности, контро­лируемости происходящего.

Стремление уходить от трудных ситуаций в межличностном взаимодействии также актуализирует данную способность. Точное распознавание тех или иных невербальных сигналов партнера по общению может нести сигнальную информацию о необходимости ухода из сложной для себя ситуации.

Результаты корреляционного анализа в группе студентов, для которых умение прощать не является важной ценностью, показаны на рис. 4.

Рис. 4. Корреляционные связи отдельных параметров понимания в группе студентов с низкой значимостью ценности умения прощать: ПЛ — понимание людей; ЭКСП — понимание состояния человека по его невербальному поведению; ПР — точность прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия; Нав об — навыки общения; ВК — вербальная компетентность; УДО — удовлетворенность общением в близком кругу;

Эмпат — эмпатия; Сенсит — сенситивность; ОПТ — оптимизм; СД — самодостаточность; УВ — уверенность; Завис — зависимость; Б отв — боязнь отвержения; Мазох — мазохизм; Предр — предрассудки; ОПСК — оперативная социальная компетентность; СН — сноровка; Ханж — ханжество; С — эмоциональная стабильность; G — сила «сверх Я»; Н — смелость;

Q1 — радикализм; Гот жер — готовность жертвовать собой ради других; Сп упр — способность управлять событиями своей жизни

У студентов, для которых умение прощать не представляет особой ценности, высокая оценка своей способности понимать других людей наиболее тесно связана с вербальной компетентностью, а также имеет положительные связи с оперативной социальной компетентностью, низкой оценкой собственной способности управлять событиями своей жизни.

Таким образом, наличие хорошо развитых вербальных умений и навыков, а также компетентность в области решения социальных вопросов дают субъекту уверенность в том, что он хорошо умеет понимать других людей. В то время как отрицательная связь понимания людей со способностью управлять событиями своей жизни может говорить о зависимости от других людей.

Способность к точному прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия, предполагающая понимание мотивов поведения ее участников, у данной группы испытуемых связана с большим количеством личностных характеристик: эмоциональной стабильностью, низким уровнем сенситивности, эмпатии, самодостаточностью личности, уверенностью в себе, отсутствием боязни быть отвергнутым, зависимости от других людей, удовлетворенностью общением в близком кругу, вербальной компетентностью, смелостью, предприимчивостью, активностью, низкой нормативностью поведения, отсутствием готовности жертвовать для блага других своими личными интересами.

В данном случае мы видим, что у студентов, не ценящих умение прощать, прогнозирование связано с широким набором личностных свойств и социальных умений. Оно предполагает эмоциональную зрелость личности, уверенность в себе, включенность в ситуации, связанные с риском, взаимодействием, требующие «холодного» расчета.

Понимание состояния человека по его невербальному поведению сочетается с наличием разного рода предрассудков, консерватизмом личности.

 

Можно предположить, что наличие устойчивых предубеждений, стремление к соблюдению традиций, привычного образа жизни связаны с повышенным вниманием к внешним экспрессивным проявлениям другого человека и как следствие — с развитием способности к пониманию состояния человека по его невербальному поведению.

Выводы

В ходе исследования были получены результаты, позволяющие сделать следующие выводы.

1.    Для большинства студентов ценность умения прощать имеет среднюю степень значимости. В ряду близких к ней ценностей выступают такие, как честность, уважение старших, отсутствие стремления к достижению успеха и авторитетности. Важность умения прощать сочетается со спокойствием, расслабленностью, умением договариваться с людьми, значимостью стабильных отношений, отсутствием склонности к агрессивным стратегиям разрешения сложных межличностных ситуаций, тенденцией реагировать на них мазохистским способом, готовностью жертвовать собой ради близких.

2.    Студенты невысоко оценивают свою способность к пониманию других людей. Наибольшие трудности у них вызывает прогнозирование развития ситуации межличностного взаимодействия, предполагающее понимание мотивов поведения ее участников. На среднем уровне развита способность к распознаванию состояний другого человека по его невербальным реакциям.

3.    На данном возрастном этапе ценность умения прощать других людей 122

может сочетаться с различными показателями успешности в понимании других людей. Статистически значимые связи между данными параметрами не установлены.

4.    Как студенты, высоко ценящие умение прощать, так и те, для которых оно не представляется актуальным, не всегда точны в межличностном понимании — их показатели колеблются на уровне от среднего до ниже среднего. Особые трудности вызывает прогнозирование развития ситуации межличностного взаимодействия. В качестве тенденции следует отметить чуть большую успешность в понимании других людей у студентов, высоко ценящих умение прощать.

5.    Вне зависимости от того, насколько важна для студентов ценность умения прощать, наблюдаются некоторые общие тенденции во взаимосвязи отдельных параметров понимания с определенными показателями личности: оценка своей способности к пониманию людей связана с уровнем развития коммуникативных умений и навыков, опытом социально-психологического взаимодействия; способность к прогнозированию развития ситуации межличностного взаимодействия сочетается с рациональным отношением к человеку, необходимостью анализа ситуации межличностного взаимодействия; понимание невербального поведения связано с ориентированностью на внешний рисунок поведения познаваемого человека.

6.    Наряду с общими для всех участников исследования закономерностями выявлены особенности, различающие группы студентов, с разной выраженностью ценности умения прощать:

— у студентов, для которых умение прощать имеет большую ценность, высокая оценка своей способности к пониманию людей сочетается с доброжелательностью и терпимостью по отношению к ним, способностью к совершению бескорыстных поступков, уверенностью в себе; способность к точному прогнозированию развития ситуации межличностного взаимодействия, предполагающая понимание мотивов поведения ее участников, связана с определенным набором характеристик: жесткостью личности, рациональностью, избеганием сложных межличностной ситуаций; способность к пониманию состояния человека по его невербальным реакциям сочетается с мечтательностью, ощущением самодостаточности, удовлетворенностью общением в близком кругу и при этом слабо развитой способностью управлять событиями своей жизни, склонностью уходить от решения трудных ситуаций, возникающих в межличностном взаимодействии;

— у студентов, для которых умение прощать не представляет особой ценности, высокая оценка своей способности к пониманию людей в большей степени связана с вербальной компетентностью, а также слабо развитой способностью управлять событиями своей жизни, определенной зависимостью; точность прогнозирования развития ситуации межличностного взаимодействия сочетается с широким набором параметров, среди которых: эмоциональная зрелость, уверенность в себе, включен­ность в ситуации, связанные с риском, взаимодействием, требующие рационального подхода; понимание состояния другого человека по его невербальным реакциям связано со стремлением к соблюдению традиций, привычного образа жизни, наличием разного рода предрассудков.


[*] Юшачкова Татьяна Борисовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Институт гуманитарного образования, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова (ФГБОУ ВО «МГТУ имени Г.И. Носова»), Магнитогорск, Россия, tat_yushachkova@mail.ru

[†] Yushchkova Tatyana B. — PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology, Institute of Humanitarian Education, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMS- TU), Magnitogorsk, Russia, tat_yushachkova@mail.ru

Литература

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Аспект Пресс, 2009. 303 с.
  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ., 1982. 200 с.
  3. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.
  4. Вербова К.В. О взаимосвязи мотивационных и социально-перцептивных комплексов в общении // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1983. С. 34—37.
  5. Знаков В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 479 с.
  6. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: учеб.-метод. пособие. СПб.: Речь, 2004. 104 с.
  7. Карягина Т.Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2009. № 4. С. 50—74.
  8. Касаткина Л.Н. Идентификации как средство понимания уникального внутреннего мира другого человека в деятельности психолога // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С. 88—99.
  9. Ким А.М. Современная психология понимания. Алматы: Казак. университетi, 2000. 320 с.
  10. Краснова-Гольева В.В. Социальное познание при тревожных расстройствах (обзор зарубежных исследований) // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 1. С. 153—165.
  11. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1991. 358 с.
  12. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 544 c.
  13. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 608 с.
  14. Матьяш О.И., Погольша В.М., Казаринова Н.В., Биби С., Зарицкая Ж.В. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / науч. ред. О.И. Матьяш. СПб.: Речь, 2011. 560 с.
  15. Панферов В.Н. Психологическая структура познания человека человеком // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: сб. науч. тр. / Под ред. О.Г. Кукосян. Кубан. гос. ун-т, 1977. С. 21—35.
  16. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. СПб.: Речь, 2005. 324 с.
  17. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  18. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 415 с.
  19. Юшачкова Т.Б. Личностные детерминанты способности к пониманию других людей: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006. 194 с.

Информация об авторах

Юшачкова Татьяна Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия, e-mail: tat_yushachkova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3746
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 962
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2