Второй международный симпозиум по проблемам психологии дорожного движения и транспортной психологии (Ноттингем, Великобритания, 11—12 апреля 2019 года)

236

Аннотация

Публикация представляет собой краткий отчет о прошедшем 11—12 апреля 2019 года в Ноттингеме (Великобритания) Втором международном симпозиуме по проблемам психологии дорожного движения и транспортной психологии. В рамках данного симпозиума состоялась XVII Международная встреча психологов дорожного движения. В тексте отчета представлены основные идеи докладов, презентаций и сообщений участников симпозиума.

Общая информация

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: материалы конференции

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100312

Для цитаты: Кочетова Т.В. Второй международный симпозиум по проблемам психологии дорожного движения и транспортной психологии (Ноттингем, Великобритания, 11—12 апреля 2019 года) // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 3. С. 193–195. DOI: 10.17759/sps.2019100312

Полный текст

Второй международный симпозиум по проблемам психологии дорожного движения и транспортной психологии (далее — Симпозиум) проходил 11—12 апреля 2019 года в Университете Трента (Ноттингем). Программа Симпозиума включала в себя достаточно широкий спектр направлений в области психологии дорожной безопасности. В работе Симпозиума приняли участие представители разных стран: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Литвы, Нидерландов, России, Словакии, Украины, Чехии, Финляндии и Эстонии.

Организаторами Симпозиума были представлены интереснейшие выступления о развитии транспортной психологии и психологии дорожного движения в современной Великобритании. Открыл Симпозиум Девид Крандалл — профессор Университета Трента, известный специалист в области когнитивной психологии и исследований восприятия опасностей в дорожно-транспортной среде. Далее в приветственном докладе Элизабет Бокс было уделено внимание роли психологии и психологических исследований в обеспечении дорожной безопасности Англии.

Джон Гроегер рассказал об изучении динамики водительского поведения, связанного с возрастными изменениями. Он привел примеры результатов исследований, в которых наглядно представлена зависимость поведенческих особенностей в условиях дорожного трафика от возраста водителя и его стажа управления транспортным средством.

Возрастным аспектам дорожного поведения водителей также уделил внимание его коллега Нейл Киннеар. Он рассказал, как созревание коры головного мозга и развитие когнитивных функций влияют на поведение водителей, почему возрастной фактор играет важную роль в формировании безопасного поведения на дороге. Выступающий привел примеры исследований «психологических биомаркеров» (особых участков коры головного мозга), которые отвечают за восприятие и распознавание опасности. Фокус доклада был сделан на двух основных моментах: во-первых, особенностях восприятия дорожной обстановки начинающими водителями; во-вторых, влиянии тренингов с использованием специальных видеоматериалов (видеоте­стов) на умение распознавать опасности на дороге.

Энди Булл представил интереснейшую презентацию, в которой уделил внимание следующему вопросу: «Почему восприятие опасности на дороге не всегда оказывает влияние на поведение человека?». Он привел примеры технологии оценки восприятия различных опасностей в условиях дорожно-транспортной среды и обучения водителей, построенного на основе системы «Восприятие опасности» (Hazard Perception). Автор доклада показал, как важно развивать у водителей способность к адекватному восприятию дорожной обстановки и обнаружению различных опасностей, а также умение дифференцировать эти опасности. Он также подчеркнул, что программа «Восприятие опасности» используется в Великобритании в тренингах по формированию безопасного водительского поведения.

В выступлении Оливера Карсте­на был затронут вопрос о месте и роли психологических исследований в области дорожной безопасности в государственной политике. Он представил подробный анализ отчетов полиции, подчеркнув, что изучение роли человеческого фактора в условиях дорожно­транспортной среды помогает в деталях понять причины многих аварий и дорожно-транспортных происшествий, что, в свою очередь, необходимо для их предотвращения в дальнейшем.

Особый интерес вызвал доклад Гая Чемберлена с подробнейшей презентацией системы тестирования водителей и определения их пригодности к управлению транспортным средством. Докладчик рассказал об этапах развития системы тестирования, которая была внедрена в Великобритании в 1996 году и постепенно изменялась с течением времени и развитием новых технологий. На сегодняшний день система содержит несколько тематических блоков, включающих теорию, а также ряд практических заданий, в которых требуется оценить различные дорожные ситуации, представленные в видеоклипах, и выбрать адекватный способ поведения. Автор также наметил возможные перспективы развития тестовой системы в связи с развитием современных технологий с использованием элементов виртуальной реальности для диагностики водителей.

Важной содержательной частью Симпозиума стала традиционная международная встреча интернационального сообщества дорожных психологов (Traffic Psychology International). Представители разных стран поделились опытом работы в области дорожной безопасности, рассказали о своих исследованиях и практической деятельности. Были затронуты важные, ставшие традиционными темы: медико-психологического ассесмента водителей; программ психологических тренингов для лиц, нарушающих Правила дорожного движения; использования новых психологических инструментов для диагностики дорожного поведения.

Как отметили все участники, Симпозиум стал важным событием в развитии идей транспортной психологии и психологии дорожного движения. Оценивая его итоги, можно с уверенностью сказать, что Симпозиум прошел на высоком профессиональном уровне и послужил основой определения дальнейших перспектив и ориентиров деятельности в области психологии дорожной безопасности.

Информация об авторах

Кочетова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0746-680X, e-mail: kochetovatv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 664
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 236
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0