Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 53Авторы 8838Новости 1762Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

11 место — направление «Психология»

1,661 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,025 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние современных информационных технологий на картину мира человека 338

Крайнюков С.В.
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой клинической психологии факультета прикладной психологии, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: sv_krayn@mail.ru

Аннотация

В статье раскрываются и обобщаются различные подходы к исследованию влияния современных информационных технологий на картину мира человека. Обосновывается актуальность обращения к исследованию целостной картины мира как интегрального и динамичного психологического феномена. Особое внимание уделяется концепциям компьютерной метафоры, социокультурной патологии, клипового мышления. Анализируются подходы к образованию в этом контексте. Обсуждается проблема методов исследования картины мира индивидуального и группового субъектов в виртуальном пространстве: методы работы с большими данными, анализ тональности текста, методы корпусной лингвистики. Иллюстрируются отдельные возможности этих методов, рассматриваются их достоинства и ограничения, подчеркивается их высокий потенциал в психологических исследованиях. Формулируются методологические проблемы изучения влияния современных информационных технологий на картину мира человека, в частности, терминологическая неопределенность в рамках концепции клипового мышления, недостаточность дифференциально-психологических исследований и психологического инструментария.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01194 «Оценочное высказывание в языковой картине человека»).

Литература

 

  1. Алексеев А.А., Кугуракова В.В., Иванов Д.С. Выявление психологического портрета на основе определения тональности сообщений для антропоморфного социального агента // Электронные библиотеки. 2016. № 3. С. 149—165.
  2. Арнтц А., Якоб Г. Практическое руководство по схема-терапии: методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах / Пер. с англ. Е. Плотниковой; под ред. А.В. Черников. М.: Научный мир, 2016. 317 с.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. № 1. С. 89—100.
  5. Белоусова А.К., Тушнова Ю.А. Особенности смыслового слоя образа мира студентов разных национальностей Юга России // Психология обучения. 2014. № 2. С. 5—18.
  6. Белоусова А.К., Мочалова Ю.А. Особенности образа мира и ценностных ориентаций у представителей различных этнических групп // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 1. С. 99—106.
  7. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: АСТ, 2007. 383 с.
  8. Букатов В.М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении современных школьников — досадное новообразование «постиндустриального уклада» или долгожданная реанимация психического естества? // Актуальные проблемы психологического знания. 2018. № 4. С. 5—19.
  9. Войскунский А.Е. Киберпсихология как раздел психологической науки и практики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 88— 90.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  11. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. М.: Академический проект, 2014. 249 с.
  12. Данина М.М. Дигитализация психологической помощи и развивающих практик: возможности и ограничения // Актуальные проблемы психологии личности и социального взаимодействия / Под ред. А.В. Ракицкой, О.Г. Митрофанова. Гродно: Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, 2018. С. 69—76.
  13. Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ (на модели опийной наркомании): Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2005. 48 с.
  14. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Влияние информационных технологий на трансформацию совладающего поведения // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 49—59.
  15. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. С. 81—87.
  16. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Технологии и идентичность: трансформация процессов идентификации под влиянием технического прогресса [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 9. С. 33. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/1467534 (дата обращения: 30.08.2019).
  17. Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Деформация хронотопа в условиях социокультурного ускорения // Вопросы философии. 2015. № 2. С. 14—24.
  18. Ершова Р.В. Цифровое слабоумие как реалия информационного общества // Сборник научных статей и материалов ХIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Практическая психология образования XXI века: психологическое сопровождение образовательного процесса» (г. Коломна, 13—14 февраля 2015 г.). Коломна: Изд-во Московского государственного областного социально-гуманитарного института, 2015. С. 18—22.
  19. Ефременко И.О., Малкова Е.Е. Формирование познавательных процессов школьников и студентов в цифровой учебной среде [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2019. № 2. URL: http://mprj.ru (дата обращения: 30.08.2019).
  20. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 222 с.
  21. Коваль В.М. Картина мира как концептуальная основа деятельности и сознания // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. № 3. С. 412—417.
  22. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств / Я. Прашко [и др.]. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. 1072 с.
  23. Колесникова Г.Ю. Особенности образа мира у лиц с ограниченными физическими возможностями // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 7. С. 136—146.
  24. Королёва Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1998. 194 с.
  25. Корытникова Н.В. Onlinebigdata как источник аналитической информации в онлайн исследованиях // Социологические исследования. 2015. № 8. С. 14—24.
  26. Крайнюков С.В. Картина мира подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2015. 220 с.
  27. Купер А. Психбольница в руках пациентов: Алан Купер об интерфейсах / Пер. с англ. Е. Самородских. СПб.: Питер, 2019. 383 с.
  28. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 318 с.
  29. Леонтьев Д.А. Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / Под ред. В.И. Кабрина, О.И. Муравьевой. Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 11—29.
  30. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Экспериментально-психологическое исследование. М.: Наука, 1974. 172 с.
  31. Михеев Е.А., Нестик Т.А. Дезинформация в социальных сетях: состояние и перспективы психологических исследований // Социальная психология и общество. 2018. № 2. С. 5—20. doi: 10.17759/sps.2018090201
  32. Мягкова Е.Ю. Цифровое слабоумие: миф или реальность? // Слово и текст: психолингвистический подход. 2016. № 16. С. 63—73.
  33. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www. ruscorpora.ru/new (дата обращения: 30.08.2019).
  34. Носов Н.А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. 432 с.
  35. Организационно-методические вопросы сбора данных в онлайн-исследовании поведения пользователей социальной сети «Фейсбук» из России и США / Я.А. Ледовая [и др.] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2017. № 4. С. 308—327.
  36. Падун М.А., Котельникова А.В. Психическая травма и картина мира. Теория, эмпирия, практика. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2012. 204 с.
  37. Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2005. 624 c.
  38. Петренко В.Ф., Супрун А.П. Методологический манифест психосемантики // Психологический журнал. 2016. № 3. С. 5—14.
  39. Проблемы медиапсихологии: Материалы секции «Медиапсихология» международной научно-практической конференции «Журналистика в 2000 г.: Реалии и прогнозы развития» (г. Москва, 30 января—3 февраля 2001 г.). М.: РИП- холдинг, 2002. 157 с.
  40. Психология субъективной семантики: Истоки и развитие / Под ред. И.Б. Ханиной, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 472 с.
  41. Ревонсуо А. Психология сознания / Пер. с англ. З. Замчук, А. Стативка; под ред. Е.И. Николаевой. СПб.: Питер, 2013. 336 с.
  42. Романов Н.А. Клиповая культура в современном медиапространстве // Человек. Культура. Образование. 2017. № 3. С. 97—106.
  43. Сапогова Е.Е. «Psychocadabra»: cубъективная картина мира как гипертекст // Известия ТулГУ. 2004. № 4. С. 163—179.
  44. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» — феномен современности [Электронный ресурс] // Оптимальные коммуникации: эпистемологический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. 2013. URL.: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208 (дата обращения: 30.08.2019).
  45. Серкин В.П. Изменения образа мира, образа жизни и представлений о себе при переживании экстремальной ситуации: новые эмпирические данные и рекомендации // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2015. № 5. С. 322—334.
  46. Серкин В.П. Образ мира и образ жизни. Магадан: Изд-во Северного международного университета, 2005. 331 с.
  47. Смирнов С.Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. 232 с.
  48. Тоффлер Э. Третья волна / Пер. с англ. К.Ю. Бурмистрова и др. М.: АСТ, 2010. 795 с.
  49. Федоркина А.П. Формирование образа мира в контексте развития современных информационных процессов // Мир психологии. 2009. № 4. С. 86—99.
  50. Фрумкин К.Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры // Ineternum. 2010. Том 1. С. 26—36.
  51. Ханина И.Б. Образ мира и профессиональный мир // Мир психологии. 2009. № 4. С. 179—187.
  52. Цветков А.В. Нейропедагогика для учителей: как обучать по законам работы мозга. М.: Спорт и Культура, 2017. 122 с.
  53. Черниговская Т.В. Язык, мозг и компьютерная метафора // Человек. 2007. № 2. С. 63—75.
  54. Шпитцер М. Цифровые технологии и мозг. М.: АСТ, 2008. 288 с.
  55. Щукина М.А. Прогнозы Б.Г. Ананьева и тенденции развития современной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. № 3. С. 258—270.
  56. David J.L. Emotional and Behavioral Aspects of Mobile Phone Use. Dr. Sci. (Philosophy) diss. Los Angeles, 2007. 135 р.
  57. Martin J. The Wired Society. Upper Saddle River, New Jersey: Prentice-Hall, 1978. 300 p.
  58. Prensky M. Don’t bother me mom — I’m learning! How computer and video games are preparing your kids for 21st century success and how you can help! New York: Paragon House, 2006. 350 р.
  59. Prensky M. From digital natives to digital wisdom: Hopeful essays for 21st century learning. Thousand Oaks, California: Corwin Press, 2012. 240 р.
  60. Rosen L.D. Me, МySpace and I: Parenting the Net Generation. New York: St. Martin’s Griffin Publ., 2007. 258 p.
  61. Sokolova M., Bobicev V. Classification of emotion words in russian and romanian languages. Proceedings of RANLP-2009 conference. Borovets, Bulgaria, 2009. P. 415— 419.

 

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика