Социальные мотивы использования социальных сетей: анализ групп пользователей

860

Аннотация

В статье описаны различные социальные мотивы использования социальных сетей (поддержание и развитие отношений, принадлежность к группе и самопрезентация). Результаты исследования показали, что пользователи социальных сетей (n=579) могут быть разделены на четыре различных профиля в зависимости от выраженности у них той или иной мотивации использования социальных сетей (1 — умеренная ориентация на принадлежность и самопрезентацию; 2 — ориентация на поддержание социальных отношений; 3 — низкая социальная мотивация; 4 — высокая социальная мотивация). Сравнение пользователей из разных профилей по их личностным чертам и поведению в сети показало, что пользователи с высокой социальной мотивацией демонстрируют наиболее высокий уровень экстраверсии, доброжелательности и открытости опыту по сравнению с индивидами из других профилей. Пользователи из профиля «ориентация на поддержание социальных отношений» не отличаются от пользователей с низкой социальной мотивацией по уровню доброжелательности и открытости опыту, а пользователи из профиля «умеренная ориентация на принадлежность и самопрезентацию» — от пользователей с высокой мотивацией по уровню нейротизма и открытости опыту. В целом респонденты из профиля с высокой социальной мотивацией демонстрируют наиболее интенсивное использование социальных сетей (далее — СС) по всем параметрам поведения. Меньше всего различий в поведении в СС наблюдается между респондентами из профилей «ориентация на поддержание социальных отношений» и «низкая социальная мотивация», а также «умеренная ориентация на принадлежность и самопрезентацию» и «высокая социальная мотивация».

Общая информация

Ключевые слова: социальные сети, мотивация, профили, большая пятерка

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100407

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-29-02225 «Методы выявления личностных предикторов эффективности профилактики депрессии на основе анализа больших массивов данных»).

Для цитаты: Припорова Е.А., Агадуллина Е.Р. Социальные мотивы использования социальных сетей: анализ групп пользователей // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 4. С. 96–111. DOI: 10.17759/sps.2019100407

Литература

 

  1. Агадуллина Е.Р. Пользователи социальных сетей: современные исследования [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 3. С. 36—46. doi: 10.17759/jmfp.2015040305
  2. Белинская Е.П., Франтова Д.К. Активность в виртуальном взаимодействии как фактор конструирования идентичности пользователями социальных сетей: межпоколенные различия // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 3. С. 22—37.
  3. Гуркина О.А., Мальцева Д.В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 123—130.
  4. Сергеева Ю. Социальные сети в 2018 году: глобальное исследование. [Электронный ресурс] // URL: https://www.web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-issledovanie/ (дата обращения: 06.07.2018).
  5. Щебетенко С.А. «Лучший человек в мире»: установки на черты личности в контексте большой пятерки // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 129—148.
  6. Alhabash S., Park H., Kononova A., Chiang, Y., Wise K. Exploring the Motivations of Facebook Use in Taiwan // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2012. Vol. 15 (6). P. 304—311. doi:10.1089/cyber.2011.0611
  7. Barker V. Older adolescents’ motivations for social network site use: the influence of gender, group identity, and collective self-esteem // Cyberpsychology & Behavior : The Impact of the Internet, Multimedia and Virtual Reality on Behavior and Society. 2009. Vol. 12 (2). P. 209—213. doi: 10.1089/cpb.2008.0228
  8. Baumeister R.F., Leary M.R. The need to belong: Desire for interpersonal attachments as a fundamental human motivation // Psychological Bulletin. 1995. Vol. 117 (3). P. 497—529. doi: 10.1037/0033-2909.117.3.497
  9. Click and connect: Young Australians’ use of online social media [Электронный ресурс] // Australian Communications and Media Authority (ACMA). 2009. 100 p. URL: https://www.acma.gov.au/theACMA/click-and-connect-young-australians-use-of-online-social-media (Accessed: 26.02.2018).
  10. Davis K. Friendship 2.0: Adolescents’ experiences of belonging and self-disclosure online // Journal of Adolescence. 2012. Vol. 35 (6). P. 1527—1536. doi: 10.1016/j. adolescence.2012.02.013
  11. Di Capua I. A Literature Review of Research on Facebook Use // The Open Communication Journal. 2012. Vol. 6 (1). P. 37—42. doi: 10.2174/1874916X01206010037
  12. Ellison N.B., Steinfield C., Lampe C. Connection strategies: Social capital implications of Facebook-enabled communication practices // New media & Society. 2010. Vol. 13 (6). P. 873—892. doi: 10.1177/1461444810385389
  13. Ellison N.B., Steinfield C., Lampe C. The benefits of Facebook “friends”: Social capital and college students’ use of online social network sites // Journal of Computer- Mediated Communication. 2007. Vol. 12 (4). P. 1143—1168. doi:: 10.1111/j.1083- 6101.2007.00367.x
  14. Granovetter M. The Strength of Weak Ties // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78 (6). P. 1360—1380. doi: 10.1086/225469
  15. Helliwell J.F., Putnam R.D. The social context of well-being // Philosophical Transactions of the Royal Society. 2004. Vol. 359 (1449). P. 1435—1446. doi: 10.1098/ rstb.2004.1522
  16. Huang J., Kumar S., Hu C. Gender Differences in Motivations for Identity Reconstruction on Social Network Sites // International Journal of Human—Computer Interaction. 2018. Vol. 34 (7). P. 591—602. doi: 10.1080/10447318.2017.1383061
  17. Kim J.W., Chock T.M. Personality traits and psychological motivations predicting selfie posting behaviors on social networking sites // Telematics and Informatics journal. 2017. Vol. 34 (5). P. 560—571. doi: 10.1016/j.tele.2016.11.006
  18. Liu D., Ainsworth S.E., Baumeister R.F. A meta-analysis of social networking online and social capital // Review of General Psychology. 2016. Vol. 20 (4). P. 369—391. doi: 10.1037/gpr0000091
  19. Manago A.M., Graham M.B., Greenfield P.M., Salimkhan G. Self-presentation and gender on MySpace // Journal of Applied Developmental Psychology. 2008. Vol. 29 (6). P. 446—458. doi: 10.1016/j.appdev.2008.07.001
  20. Nadkarni A., Hofmann S.G. Why do people use Facebook? // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 52 (3). P. 243—249. doi: 10.1016/j.paid.2011.11.007
  21. Oxford English Dictionary [Electronic resource] // Selfie available at: http://www. oxforddictionaries.com/us/definition/american_english/selfie (Accessed: 26.06.2018).
  22. Putnam R.D. Bowling alone: The collapse and revival of American community. NY: Simon & Schuster, 2000. 544 p. doi: 10.1145/358916.361990
  23. Qiu L., Lu J., Yang S., Qu W., Zhu T. What does your selfie say about you? // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 52. P. 443—449. doi: 10.1016/j.chb.2015.06.032
  24. Seidman G. Self-presentation and belonging on Facebook: how personality influences social media use and motivations // Personality and Individual Differences. 2013. Vol. 54 (3). P. 402—407. doi: 10.1016/j.paid.2012.10.009
  25. Stillman T.F., Baumeister R.F., Lambert N.M., Crescioni A.W., DeWall C.N., Fincham F.D. Alone and without purpose: Life loses meaning following social exclusion // Journal of Experimental Social Psychology. 2009. Vol. 45. P. 686—694. doi: 10.1016/j. jesp.2009.03.007
  26. Sung Y., Lee J.A., Kim E., Choi S.M. Why we post selfies: Understanding motivations for posting pictures of oneself // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 97. P. 260—265. doi: 10.1016/j.paid.2016.03.032
  27. Zhao S., Grasmuck S., Martin J. Identity construction on Facebook: digital empowerment in anchored relationships // Computers in Human Behavior. 2008. Vol. 24 (5). P. 1816— 1836. doi: 10.1016/j.chb.2008.02.012

Информация об авторах

Припорова Елена Александровна, старший преподаватель кафедры организационной психологии факультета менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Россия, e-mail: epriporova@hse.ru

Агадуллина Елена Рафиковна, кандидат психологических наук, доцент, департамент психологии факультета социальных наук, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1505-1412, e-mail: eagadullina@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1435
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 860
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 9