Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8822Новости 1760Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

11 место — направление «Психология»

1,661 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,025 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов 179

Кочетков Н.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6346-6113
e-mail: nkochetkov@mail.ru

Аннотация

Цель исследования — сделать аналитический обзор отечественных исследований в области психологии интернет-зависимости и зависимости от компьютерных игр. Актуальность исследования. Популярность тем, связанных с интернет-технологиями, объясняется их новизной, большой динамичностью и малоизученностью, что вызывает социальную тревожность, катализирующую активность ученых в этой области. Можно отметить высокие темпы распространения кибераддикций, вследствие чего некоторые авторы спешат назвать их угрозой для общества. Структура исследования. В статье приводятся данные по критериям, диагностическим методикам, причинам, программам профилактики и реабилитации зависимости от интернета и компьютерных игр, даются психологические характеристики аддиктов, прослеживаются современные тенденции исследований этой проблемной области. Основные выводы. По результатам отечественных эмпирических исследований интернет-пользователи, интернет-аддикты и геймеры отличаются негативными психологическими характеристиками. Интернет обладает деструктивным влиянием на личность, что проявляется в упрощении речи, изоляционизме. Интернет-пользователи имеют сложности в общении, склонность к негативизму, неадекватную самооценку и т.п. Для интернет-аддиктов характерны отклонения в интеллектуальной, мотивационной сферах, межличностных отношениях, стратегиях совладания, ценностных ориентациях, планировании. Пользователи, зависимые от компьютерных игр, отличаются несоответствием социальным нормам, переоценкой своих возможностей, несформированностью образа Я, немотивированностью действий. В настоящее время переосмысляются основания для выделения критериев кибераддикций, авторы все чаще обращаются к изучению позитивного влияния интернета и компьютерных игр, отмечая их ресурсный потенциал.

Ссылка для цитирования

Литература

 

1.       Аветисова А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 4. С. 35—58.

2.       Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно- коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 42—57. doi:10.17759/ sps.2019100404.

3.       Аладышкина А.С. Современное Интернет-сообщество: Социально- стратификационный анализ: Дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2006. 156 с.

4.       Андреев И.В. Формирование психологической устойчивости студентов к негативному влиянию интернет-технологий: Дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008. 225 с.

5.       Антоненко А.А. Интернет-зависимость подростков от компьютерных игр и онлайн-общения: клинико-психологические особенности и профилактика: Дис. … канд. психол. наук. М., 2014. 105 с.

6.       Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Психологическая модель интернет- зависимости личности // Мир психологии. 2004. № 1. С. 179—193.

7.       Асмолов Г.А., Асмолов А.Г. Интернет как генеративное пространство: историко- эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 3—28.

8.       Барышев Р.А. Киберпространство и проблема отчуждения: Дис. … канд. филос. наук. Красноярск, 2009. 131 с.

9.       Батенова Ю.В. Особенности развития мышления дошкольника в условиях игровой компьютерной деятельности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 4. С. 59—72.

10.    Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 62—69.

11.    Белинская Е.П. Психология Интернет-коммуникации. М.: МПСУ; Воронеж: Модек, 2013. 192 с.

12.    Беловол Е.В., Колотилова И.В. Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 6. С. 49—58.

13.    Белозеров С.А. Виртуальные миры MMORPG: Часть I. Определение, описание, классификация // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 1. С. 54—70.

14.    Белозеров С.А. Виртуальные миры MMORPG: Часть II. Средство от социального и психологического неблагополучия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 1. С. 71—89.

15.    Богачева Н.В. Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр): Дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 199 с.

16.    Богачева Н.В., Войскунский А.Е. Проблема классификации компьютерных игр в контексте психологических исследований геймеров [Электронный ресурс] // Культура и технологии. 2018. Т. 3. Вып. 4. С. 76—89. URL: http://cat.ifmo.ru/ru/2018/ v3-i4/152 (дата обращения: 10.01.2020).

17.    Бутаев В.Б. Субъект деятельности в информационном обществе: Дис. … канд. психол. наук. М., 2003. 135 с.

18.    Ван Ш. Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры): Дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 213 с.

19.    Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2003. № 3. C. 80—88.

20.    Войскунский А.Е. Психология и интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с.

21.    Войскунский А.Е. Современные тенденции киберпсихологических исследований // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме / Коллективная монография под редакцией Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. М.: МПГУ, 2019. С. 6—13.

22.    Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 98—121.

23.    Войскунский А.Е., Митина О.В., Рагимова А.Г. Связь интернет-зависимости с гендером и социальным статусом подростков // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / Под общ. ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 75—80.

24.    Гайнуллина Э.Н. Ценность здоровья в структуре ориентаций студентов-геймеров: Дис. … канд. социол. наук. Уфа, 2010. 153 с.

25.    Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Общая шкала проблемного использования интернета: апробация и валидизация в российской выборке третьей версии опросника // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 3. С. 56— 79. doi: 10.17759/cpp.2018260304.

26.    Гриценко А.А. Социокультурные вызовы информационно-сетевой экономики // Философия хозяйства. 2015. № 1 (97). С. 77—83.

27.    Гришина А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. С. 131—141.

28.    Данилова М.А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения: Дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2009. 139 с.

29.    Демильханова А.М. Влияние виртуальной реальности на образ Я: на примере ролевых компьютерных игр: Дис. … канд. психол. наук. Бишкек, 2009. 157 с.

30.    Детский Рунет 2018: Отраслевой доклад [Электронный ресурс] // Институт исследования Рунета. URL: http://internetinstitute.ru/wp-content/uploads/2019/02/ Detskiy-Runet-2018-Report.pdf (дата обращения: 10.01.2020).

31.    Диагностика зависимости от Интернета: сравнение методических средств [Электронный ресурс] / А.Е. Войскунский [и др.] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru/archiv_ global/2015_4_33/nomer12.php (дата обращения: 10.01.2010).

32.    Дмитриев К.Г. Психологические детерминанты Интернет-зависимости в юношеском возрасте: Дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 192 с.

33.    Добровидова Н.А. Особенности эмоционально-волевой сферы старшеклассников и студентов с различным уровнем компьютерной игровой активности: Дис. … канд. психол. наук. Самара, 2013. 192 с.

34.    Дрепа М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов: Дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2010. 254 с.

35.    Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Дис. … канд. психол. наук. М., 2003. 168 с.

36.    Егоров А., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с Интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т. 5. № 2. С. 20—27.

37.    Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. М.: Речь, 2007. 190 с.

38.    Егоров А.Ю. Перспективы лечения аддиктивных расстройств: теоретические предпосылки [Электронный ресурс]. URL: http://www.narcom.ru/publ/info/267 (дата обращения: 10.01.2020).

39.    Жизнь без интернета: рай или апокалипсис? [Электронный ресурс] // Аналитический отчет ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9681 (дата обращения: 10.01.2020).

40.    Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: Дис. … канд. психол. наук. М., 2001. 199 с.

41.    Завалишина О.В. Педагогическая поддержка подростков, склонных к Интернет- зависимости: Дис. … канд. пед. наук. Курск, 2012. 221 с.

42.    Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Т. 9. № 2. C. 145—165. doi: 10.17759/psyedu.2017090213.

43.    Интернет-зависимость и ее взаимосвязь с межполушарной асимметрией и поведенческими особенностями личности [Электронный ресурс] / Л.К. Антропова [и др.] // Медицина и образование в Сибири: Сетевое научное издание. 2011. № 3. URL: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=489 (дата обращения: 10.01.2020).

44.    Коваль Т.В. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости: Дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 136 с.

45.    Козулина Н.С., Карачев А.Ю., Ахмедзянова Е.В. Фаббинг — неблагоприятный фактор в формировании компетенций у студентов вузов // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 10 (66). С. 56—65. doi:10.12731/2218- 7405-2016-10-56-65.

46.    Колотилова И.В. Индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми: Дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 234 с.

47.    Кочетков Н.В. Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 148—163. doi:10.17759/sps.2016070311.

48.    Крайнюков С.В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 23—41. doi:10.17759/sps.2019100403.

49.    Крюкова Т.Л., Екимчик О.А. Фаббинг как угроза благополучию близких отношений // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 61— 76. doi: 10.17759/ cpp.2019270305.

50.    Кыштымова И.М., Тимофеев С.Б. Психологическая модель компьютерных игр // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 160—174. doi:10.17759/ sps.2019100411.

51.    Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Дис. … канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. 157 с.

52.    Максимов А.А. Личностные особенности людей с компьютерно-игровой зависимостью: Дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 166 с.

53.    Марарица Л.В., Антонова Н.А., Ерицян К.Ю. Общение в интернете: потенциальная угроза или ресурс для личности [Электронный ресурс] // Петербургскийпсихологическийжурнал. 2013. № 5. С. 1—15. URL: http://ppj.spbu.ru/index.php/ psy/article/view/47/23 (дата обращения: 10.01.2020).

54.    Маринова Т.Ю., Зарецкая О.В. Социально-психологические аспекты зависимости от компьютерных многопользовательских ролевых онлайн-игр // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 109—119. doi: 10.17759/sps.2015060308.

55.    Методологические подходы к раннему выявлению Интернет-зависимого поведения [Электронный ресурс] / В.Л. Малыгин [и др.] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2011. № 6. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 10.01.2020).

56.    Мирошниченко А.В. Трансформации смысловой сферы юношей с различным уровнем компьютерной зависимости: Дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 174 с.

57.    Мойсеева Т.Б. Информационные технологии как средство трансформации повседневной жизни человека: философско-антропологический анализ: Дис. … канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2008. 149 с.

58.    Морозова О.А. Психологические исследования видеоигр: урок западной науки [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 2019. № 5. С. 84—96.

59.    Москвин В.А., Москвина Н.В., Шумова Н.С. Асимметрии и индивидуальные особенности студентов с проявлениями интернет-зависимости // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 347—349.

60.    Мураткина Ю.Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук. Сургут, 2010. 154 с.

61.    Обухова Л.Ф., Ткаченко С.Б. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 49—60.

62.    Омельченко Н.В. Личностные особенности играющих в компьютерные игры: Дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2011. 169 с.

63.    Опарина И.Г. Интернет в современном обществе: Социально-философский анализ: Дис. … канд. филос. наук. Красноярск, 2005. 142 с.

64.    Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением [Электронный ресурс] / В.Л. Малыгин [и др.] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2015. № 4 (33). URL: http:// mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/nomer02.php (дата обращения: 10.01.2020).

65.    Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 156—174. doi: 10.17759/cpp.20192703010.

66.    Развитие интернета в России [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20100930/280796937.html (дата обращения: 10.01.2020).

67.    Романов И.В. Влияние интернет-среды на индивидуально-психологические качества пользователей научно-информационных сайтов: Дис. … канд. психол. наук. Иваново, 2005. 207 с.

68.    Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 117—124. doi: 10.17759/chp.2019150312.

69.    Рубцова О.В., Панфилова А.С., Артеменков С.Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. C. 137— 148. doi: 10.17759/pse.2018230112.

70.    Рыбалтович Д.Г. Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2012. 172 с.

71.    Рыбников В.Ю., Литвиненко О.В., Юренкова В.А. Распространенность компьютерной игровой зависимости среди населения мегаполиса // Медико- биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2008. № 4. С. 72—76.

72.    Рыков Ю.Г., Нагорный О.С. Область интернет-исследований в социальных науках // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 366—394.

73.    Рягузова Т.В. Интернет как фактор социокультурного развития российского общества: Дис. … канд. социол. наук. М., 2001. 166 с.

74.    Савинская О.Б., Шоташвили В.А. Влияние увлеченности онлайн-играми на интенсивность коммуникаций и социальные навыки игроков // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 5 (117). С. 123—134.

75.    Саглам Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков: Дис. … канд. пед. наук. Казань, 2009. 214 с.

76.    Самелюк М.М. Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени: Дис. … канд. социол. наук. М., 2006. 164 с.

77.    Самсонова Н.Н. Взаимосвязь интернет-коммуникаций и социального поведения молодежи: Дис. … канд. психол. наук. М., 2018. 150 с.

78.    Семенова О.Ю. Психофизиологические и психологические особенности подростков с риском различных видов аддикций: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2012. 189 с.

79.    Смирнова Е.А. Особенности семейного воспитания интернет-зависимых подростков // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 1. С. 246—252.

80.    Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. C. 42—53. doi: 10.17759/pse.2018230304.

81.    Смирнова Е.О., Радева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. М., 2000. С. 330—336.

82.    Собкин В.С., Федотова А.В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 119— 137. doi: 10.17759/cpp.2019270308.

83.    Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71—80. doi: 10.17759/sps.2018090308.

84.    Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 97—118. doi:10.17759/cpp.2019270307.

85.    Сорокина А.Б. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 1. С. 45—64.

86.    Татарко А.Н., Миронова А.А., Макласова Е.В. Индивидуальные ценности и активность использования интернета: сопоставление России и Европейских стран // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 77—95. doi:10.17759/ sps.2019100406.

87.    Туякбасарова Н.А. Интернет-коммуникации как средство формирования ценностных ориентаций личности студента: Дис. … канд. социол. наук. Курск, 2006. 176 с.

88.    Угольков Н.В. Интернет как институт социализации старших школьников: Дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 197 с.

89.    Устав Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/about/who-we-are/constitution (дата обращения: 10.01.2020).

90.    Фролов В.А. Педагогические условия профилактики виртуальной аддикции старших школьников: Дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 238 с.

91.    Хасанова И.И., Котова С.С. Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 4. С. 146—168. doi: 10.17853/1994-5639-2017-4-146-168.

92.    Холмогорова А.Б., Герасимова А.А. Психологические факторы проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 138—155. doi: 10.17759/cpp.2019270309.

93.    Хомерики Н.С. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением: Дис. … канд. социол. наук. СПб., 2013. 186 с.

94.    Худяков А.В., Урсу А.В., Старченкова А.М. Компьютерная игровая зависимость, клиника, динамика и эпидемиология [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2015. № 4(33). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/nomer03.php (дата обращения: 10.01.2020).

95.    Цой Н.А. Социальные факторы феномена интернет-зависимости: Дис. … канд. социол. наук. Владивосток, 2011. 206 с.

96.    Шайдулина А.Ф. Особенности клиники и лечения пациентов с патологической склонностью к азартным играм и компьютерной зависимостью: Дис. … канд. мед. наук. СПб., 2004. 144 с.

97.    Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. 1988. № 3. С. 16—84.

98.    Юрков А.А. Виртуальная компьютерная реальность: негативные и позитивные формы межсубъектных взаимосвязей: Дис. … канд. филос. наук. М., 2013. 212 с.

99.    Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.

100.            Marker С., Gnambs T., Appel M. Active on Facebook and Failing at School? Meta- Analytic Findings on the Relationship Between Online Social Networking Activities and Academic Achievement // Educational Psychology Review. September 2018. Vol. 30. Issue 3. P. 651—677.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика