Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8833Новости 1762Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

11 место — направление «Психология»

1,661 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,025 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психология масс и социальная история 15

Семечкин Н.И.
кандидат философских наук, профессор Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8738-3686
e-mail: semechkin_nik@mail.ru

Аннотация

Цель исследования. Проанализировать исторический процесс и, в частности, движения народных масс не с привычных для отечественных исследователей позиций знаменитого тезиса К. Маркса «бытие определяет сознание», а с противоположных — общественное сознание детерминирует общественное бытие — с тем, чтобы проследить, как трансформация общественного сознания в направлении его деколлективизации и демифологизации, вызывающая шокирующий психический дискомфорт, порождает массовые социальные движения, бессознательно стремящиеся в прошлое, что и предопределяет ход социальной истории. Контекст и актуальность исследования. Наивно-стихийный «материализм» обыденного сознания, что еще удивительнее, ученых-психологов затрудняет понимание реальных детерминант человеческого поведения, то есть того факта, что в подоплеке и индивидуального поведения, и общественной жизни, и истории в целом лежит не политика, не экономика, а социальная психология, что, вопреки известному ленинскому афоризму, политика и экономика являются концентрированным выражением психологии. Используемая методология. Теоретический анализ социально-философской и психологической литературы; сравнительно-исторический анализ. Основные выводы. Трансформации общественного сознания инициируют создание утопических проектов, спроецированных в прошлое. Утопии вызывают мощные социальные движения масс, зачарованных иррациональной идеей возврата в «золотой век», в рай. Таким образом, динамику социально-историческим процессам задают не экономика и не политика, а логика трансформации архаического коллективного сознания в ходе его индивидуализации и демифологизации.

Ссылка для цитирования

Литература

 

  1. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Республика, 1992. 335 с.
  2. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. № 3. С. 4—15.
  3. Ахиезер А.С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 89—100.
  4. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 271 с.
  5. Белл Д. Мятеж против современности // Социологические исследования. 1992. № 5. С. 105—111.
  6. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. 384 с.
  7. Бочаров В.В. Власть и табу: о культурно-психологических истоках традиционализма // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 4. С. 109— 117. DOI: 10.17759/chp.2017130412
  8. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. C. 44—271.
  9. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 375 с.
  10. Галеев К. Сказка про Зондервег: Духовность как неудачная калька с немецкого // Новая газета. 2016. № 51 от 16 мая.
  11. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 218 с.
  12. Гудков Л.Д. Феномен простоты (о национальном самосознании русских) // Человек. 1991. № 1. С. 9—22.
  13. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3. С. 103—136.
  14. Гюнтер Г. Жанровые проблемы утопии в «Чевенгуре» А. Платонова // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С. 252—272.
  15. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991. 573 с.
  16. Зотов В. Китай: «дух Лэй Фэна» против «буржуазной либерализации» // Иностранная литература. 1990. № 8. С. 210—238.
  17. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Философские науки. 1991. № 7. С. 102—146.
  18. Каутский К. Предшественники новейшего социализма. Коммунистические движения в Средние века. М.: Либроком, 2012. 243 с.
  19. Ласки М. Утопия и революция // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С. 170—210.
  20. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. 316 с.
  21. Лебон Г. Психология социализма. СПб.: Макет, 1995. 544 с.
  22. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика- Пресс, 1994. 608 с.
  23. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении: в 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985. 621 с.
  24. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. 480 с.
  25. Мараваль Х. Утопия и реформизм // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С. 210—232.
  26. Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С. 79—97.
  27. Мэнюэль Ф., Мэнюэль Фр. Утопическое мышление в западном мире // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С. 21—48.
  28. Немировский В.Г. Красные, зеленые, белые… // Человек. 1992. № 3. С. 69—73.
  29. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3. С. 119—158.
  30. Позаненко А.А. Самоизолирующиеся сообщества. Социальная структура поселений родовых поместий // Мир России. 2016. № 1. С. 129—153.
  31. Семечкин Н.И. Психологические координаты рая // Вопросы философии. 2015. № 8. С. 64—75.
  32. Страда В. Национализм русский, национализм советский, постнационализм // Человек. 1991. № 6. С. 60—82.
  33. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 736 с.
  34. Триандис Г.С. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. 384 с.
  35. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Тотем и табу. СПб.; М.: Олимп; «АСТ-ЛТД», 1998. С. 279—348.
  36. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М: Политиздат, 1980. 832 с.
  37. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 272 с.
  38. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989. 180 с.
  39. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах. Т. 3. М.: Политиздат, 1970. С. 211—370.
  40. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 300 с.
  41. Hou Y. The Role of Religious Force in the Wukan Incident // The China Nonprofit Review. 2013. Vol. 5 (1). P. 155—175.
  42. Rozin P., Millman L., Nemeroff C. Operation of the laws of sympathetic magic in disgust and other domains // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 50 (4). P. 703—712.
  43. Shih Y-K. The Isomorphism of Family and State and the Integration of Church and State: On the Differences between the Confucian Political Tradition and Democratic Politics / In T. Cao, X. Zhong, K. Liao (eds.) // Culture and Social Transformations in Reform Era China. Leiden. 2010. P. 97—118. DOI:10.1163/ej. 9789004175167.i-447
  44. Tong Y. Morality, benevolence, and responsibility: Regime legitimacy in China from past to the present // Journal of Chinese Political Science. 2011. Vol. 16 (2). P. 141—159.

 

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика