Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

18 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,245 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние целостного оформления внешнего облика на воспринимаемый возраст женщин 70

Воронцова Т.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Южный федеральный университет (ФГАОУ ВО ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1717-7059
e-mail: shkurko@sfedu.ru

Аннотация

Цель исследования. Изучение влияния целостного оформления внешнего облика на воспринимаемый возраст женщин. Контекст и актуальность исследования. Воспринимаемый возраст трактуется как возраст человека, приписанный ему воспринимающим субъектом на основе восприятия его внешнего облика. Имеется ряд исследований, изучающих влияние отдельных элементов оформления внешнего облика на воспринимаемый возраст, при этом вклад целостного его оформления в воспринимаемый возраст не изучен. Работа выполнена на основе социально-психологического подхода к внешнему облику В.А. Лабунской. Дизайн исследования. Фотоизображения женщин («моделей») до и после целостного оформления внешнего облика были предъявлены субъектам восприятия для оценки их возраста. Полученные данные проанализированы с применением U-критерия Манна—Уитни, Т-критерия Уилкоксона, линейного регрессионного анализа. Выборка. В качестве «моделей» выступили 72 женщины (22—89 лет); в качестве «оценщиков» — 35 женщин и 16 мужчин (18—79 лет). Методы. Процедура «Фотовидеопрезентации внешнего облика» Т.А. Воронцовой; анкета «Представления о своем возрасте» Т.А. Воронцовой; анкета «Отношение к своему внешнему облику: удовлетворенность и обеспокоенность» В.А. Лабунской, Е.В. Капитановой. Результаты. 1) Для 78% женщин доказано влияние оформления внешнего облика на воспринимаемый возраст; 2) у 53% женщин воспринимаемый возраст уменьшился, у 25% — увеличился; 3) на воспринимаемый возраст женщин влияют их возраст и рост, а также личностные особенности «оценщиков»; 4) «пограничный» возраст женщины, меняющий «эффект омоложения» со старящего на омолаживающий — 36 лет. Основные выводы. Целостное оформление внешнего облика женщин влияет на их воспринимаемый возраст. Основная тенденция данного влияния — омоложение. «Эффект омоложения» женщины в результате целостного оформления внешнего облика зависит от ее возраста.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 17-18-01260.

Подкаст
Литература

1.                   Белопольская Н.Л., Виссарионова В.В., Шафирова Е.М. Определение хронологического возраста по лицу человека // Лицо человека как средство общения: Междисциплинарный подход / Отв. ред. В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов, Д.А. Дивеев. М.: Когито-Центр, 2012. С. 33—44.

2.                   Золотухина-Аболина Е.В. Внешность и возраст: косметология как культурный феномен // Внешний облик в различных контекстах взаимодействия: материалы Всероссийской научной конференции, 28—30 октября 2019 года / Под общ. редакцией П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской, Г.В. Серикова. М.: Кредо, 2019. С. 72—74.

3.                   Костригин А.А. Потребительское поведение в сфере моды: психологические аспекты // МНТФ «Первые международные Косыгинские чтения — 2017». М.: Московский государственный университет дизайна и технологии, 2017. С. 302—305.

4.                   Лабунская В.А., Сериков Г.В. Теоретические основы и методические подходы к изучению феномена «ценность внешнего облика» // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 91—103. DOI:10.17759/ sps.2018090310

5.                   Лабунская В.А., Дроздова И.И. Теоретико-эмпирический анализ влияния социально- психологических факторов на оценки, самооценки молодыми людьми внешнего облика // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2. С. 202—226. DOI: 10.21702/rpj.2017.2.12

6.                   Музалевская Ю.Е. Мужские и женские черты во внешнем облике представителей субкультур 20-начала 21 веков // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. 2016. Т. 3. № 3. С. 84—87.

7.                   Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения. М.: Издательство Академии имиджелогии, 2015. 322 с.

8.                   Погонцева Д.В. Отношение к женщинам с различным этно-религиозным оформлением внешнего вида // Психолог. 2017. № 5. С. 26—32.

9.                   Рягузова Е.В. Социокультурная обусловленность восприятия внешности незнакомого другого // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. Вып. 2 (14). С. 166—169.

10.               Сергиенко Е.А. Субъективный возраст в самоопределении человека на временной дистанции его жизнедеятельности // Мир психологии. 2011. № 3. С. 104—119.

11.               Черникова А.А., Обласова О.В. Вербальные и невербальные паттерны самопрезентации в контексте публичного выступления // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 190—192.

12.               Шкурко Т.А., Сериков Г.В. Влияние динамического компонента внешнего облика на восприятие визуальных презентаций возраста другого человека // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 3. С. 190—209. DOI:10.21702/rpj.2017.3.10

13.               Шкурко Т.А. Фотовидеопрезентации внешнего облика как метод изучения воспринимаемого возраста человека // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 104—117. DOI:10.17759/sps.20180903113.

14.               Шкурко Т.А., Николаева Е.Г. Компоненты внешнего облика в структуре восприятия визуальных презентаций возраста // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4. С. 78—90. DOI:10.17759/sps.2015060406

15.               Ballard K., Elston M.A., Gabe J. Beyond the mask: Women’s experiences of public and private ageing during midlife and their use of age-resisting activities // Health. 2005. Vol. 9 (2). P. 169—187. DOI:10.1177/1363459305050584

16.               Bennett E.V., Clarke H.L., Kowalski K.C., Crocker P.R.E. “I’ll do anything to maintain my health”: How women aged 65—94 perceive, experience, and cope with their aging bodies // Body Image. 2017. Vol. 21. P. 71—80. DOI:10.1016/j.bodyim.2017.03.002

17.               Borland H., Akram S. Age is no barrier to wanting to look good: Women on body image, age and advertising // Qualitative Market Research. 2007. Vol. 10 (3). P. 310— 333. DOI:10.1108/13522750710754335

18.               Bulpitt C.J., Markowe H.L.J., Shipley M.J. Why do some people look older than they should? // Postgraduate Medical Journal. 2001. Vol. 77 (911). P. 578—581. DOI:10.1136/ pmj.77.911.578

19.               Dayan S.H., Cho K., Siracusa M., Gutierrez-Borst S. Quantifying the impact cosmetic make-up has on age perception and the first impression projected // Journal of Drugs in Dermatology. 2015. Vol. 14 (4). P. 366—374.

20.               Enke J. Athleticism and Femininity on a High School Basketball Team: An Interpretive Approach // Sociological Studies of Children and Youth. 2005. Vol. 11. P. 115—152. DOI:10.1016/S1537-4661(05)11005-8

21.               Fink B., Liebner K., Müller A.-K., Hirn T., McKelvey G., Lankhof J. Hair colour and skin colour together influence perceptions of age, health and attractiveness in lightly pigmented young women // International Journal of Cosmetic Science. 2018. Vol. 40 (3). P. 303—312. DOI:10.1111/ics.12467

22.               Fink B., Neuser F., Deloux G., Röder S., Matts P.J. Visual attention to and perception of undamaged and damaged versions of natural and colored female hair // Journal of Cosmetic Dermatology. 2013. Vol. 12 (1). P. 78—84. DOI:10.1111/jocd.12017

23.               Ganel T. Smiling makes you look older // Psychonomic Bulletin and Review. 2015. Vol. 22 (6). P. 1671—1677. DOI:10.3758/s13423-015-0822-7

24.               Guéguen N., Martin A. Effect of Interviewer’s Eyeglasses on Compliance with a Face-to-face Survey Request and Perception of the Interviewer // Field Methods. 2017. Vol. 29 (3). P. 194—204. DOI: 10.1177/1525822X17713661

25.               Gunn D.A., Rexbye H., Griffiths C.E.M., Murray P.G., Fereday A., Catt S.D., Tomlin C.C., Strongitharm B.H., Perrett D.I., Catt M., Mayes A.E., Messenger A.G., Green M.R., van der Ouderaa F., Vaupel J.W., Christensen K. Why some women look young for their age // PLoS ONE. 2009. Vol. 4 (12). Art. № e8021. DOI: 10.1371/journal.pone.0008021

26.               Hass N.C., Weston T.D., Lim S.-L. Be Happy Not Sad for Your Youth: The Effect of Emotional Expression on Age Perception // PLoS ONE. 2016. Vol. 11 (3). Art. № e0152093. DOI:10.1371/journal.pone.0152093

27.               Karl K., Peluchette J.V.E., Hall L.M. Employee beliefs regarding the impact of unconventional appearance on customers in Mexico and Turkey // Employee Relations. 2016. Vol. 38 (2). P. 163—181. DOI:10.1108/ER-05-2015-0083

28.               Lawrence J.H. The effect of perceived age on initial impressions and normative role expectations // International Journal of Aging and Human Development. 1974. Vol. 5 (4). P. 369—391.

29.               Lee M., Han J., Kim E. An evaluation of the effects of makeup on perceived age based on skin color in Korean women // Journal of Cosmetic Dermatology. 2019. Vol. 18 (4). P. 1044—1051. DOI:10.1111/jocd.12811

30.               Matsui D., Cho M., Rieder M.J. Physicians’ attire as perceived by young children and their parents: The myth of the white coat syndrome // Pediatric Emergency Care. 1998. Vol. 14 (3). P. 198—201. DOI:10.1097/00006565-199806000-00006

31.               McNeill L., McKay J. Fashioning masculinity among young New Zealand men: young men, shopping for clothes and social identity // Young Consumers. 2016. Vol. 17 (2). P. 143—154. DOI:10.1108/YC-09-2015-00558

32.               Merinville E., Grennan G.Z., Gillbro J.M., Mathieu J., Mavon A. Influence of facial skin ageing characteristics on the perceived age in a Russian female population // International Journal of Cosmetic Science. 2015. Vol. 37. P. 3—8. DOI:10.1111/ics.12252

33.               Muscarella F., Cunningham M.R. The evolutionary significance and social perception of male pattern baldness and facial hair // Ethology and Sociobiology. 1996. Vol. 17 (2). P. 99—117. DOI:10.1016/0162-3095(95)00130-1

34.               Russell R., Batres C., Courrèges S., Kaminski G., Soppelsa F., Morizot F., Porcheron A. Differential effects of makeup on perceived age // British Journal of Psychology. 2019. Vol. 110 (1). P. 87—100. DOI:10.1111/bjop.12337

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика