Социальная активность и склонность к риску студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции

544

Аннотация

Цель. Изучение приверженности к социальной активности и ее различным формам в соотнесении с характеристикой склонности к риску у студентов с разным типом субъектной регуляции (СР) поведения. Контекст и актуальность. В статье анализируется проблема социальной активности студентов как сферы их социализации и установления связей с различными социальными группами и обществом в целом. Одной из важнейших ее составляющих является вопрос о субъектной регуляции социальной активности. Предполагается, что в зависимости от типа субъектной регуляции (автономного или зависимого) студенты предпочитают различные формы социальной активности, реализуют социально-ориентированную активность и проявляют специфику склонности к риску. Дизайн исследования. В работе проанализированы уровневые показатели приверженности к разным формам социальной активности студентов в зависимости от типа их субъектной регуляции; проведен типологический анализ склонности к риску и переживания неопределенности у студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции; проверена гипотеза о прямых и косвенных эффектах влияния автономии на общую и социально-ориентированную активность с помощью структурного моделирования. Участники. В исследовании приняли участие 297 студентов дневной формы обучения вузов г. Саратова (36% мужчин), средний возраст М=21; SD=2,74. Методы (инструменты). Шкалы оценки различных форм социальной активности, переживания неопределенности с размерностью от 1 до 5, методика оценки компонентов и обобщенного показателя социально-ориентированной активности (Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева), опросник «автономности-зависимости» (Г.С. Прыгин), опросник склонности к экстремально- рискованному поведению (М. Цуккерман). Результаты. Студенты с автономным типом субъектной регуляции более привержены к досуговой, социально-политической, гражданской активности, с зависимым типом — к протестной активности. Социально-ориентированная активность более привлекает студентов с автономным типом субъектной регуляции. Студенты с автономным типом регуляции характеризуются более высокими показателями неадаптивного стремления к трудностям, с зависимым типом — поиска новых впечатлений и переживания неопределенности. Тип субъектной регуляции оказывает прямое влияние на вариации социально-ориентированной активности, а склонность к риску является медиатором причинной связи автономности с социально-ориентированной активностью, а также возраста с общей активностью студентов. Основные выводы. Студенты с автономным и зависимым типами субъектной регуляции характеризуются спецификой в приверженности к различным формам активности и в отношении к риску. Установлена причинная связь субъектной регуляции с социально-ориентированной активностью.

Общая информация

Ключевые слова: личность, субъект, социальная активность, студенты, молодежь, тип субъектной регуляции, автономия, зависимость , склонность к риску

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120107

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 18-18-00298.

Для цитаты: Шамионов Р.М. Социальная активность и склонность к риску студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. С. 94–112. DOI: 10.17759/sps.2021120107

Литература

 

1.        Акимова М.К., Галстян О.А. Типология социальной активности молодежи в зависимости от принятия нравственных нормативов // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 51—61.

2.        Арендачук И.В. Акмеологическая компетентность личности как фактор психологической готовности к риску // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 2. С. 103—110.

3.        Арендачук И.В. Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности современной молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 287—307. DOI:10.22363/2313-1683-2018-15-3- 287-307

4.        Балабанова Е.С. Социально-психологический подход к исследованию социальной активности молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 210—223. DOI:10.17805/ zpu.2018.3.19

5.        Бочарова Е.Е. Культурно-исторические факторы детерминации направленности социальной активности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. Вып. 4(32). С. 348—361. DOI:10.18500/2304-9790-2019-8-4- 348-361

6.        Бочарова Е.Е. Регулятивные и мировоззренческие факторы различных форм социальной активности молодежи // Изв.Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. Вып. 4(28). С. 333—345. DOI:10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-345

7.        Григорьева М.В. Компоненты социальной активности личности в ситуациях неопределенности и риска [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019 № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN419.pdf

8.        Гусейнов А.Ш., Рябикина З.И., Фоменко Г.Ю., Шиповская В.В. Феномен протестной активности личности: субъектно-бытийная интерпретация // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 4. С. 78—96. DOI:10.21702/rpj.2017.4.4

9.        Еремина Л.И. Соотношение креативности и социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 2. С. 155—159.

10.    Киселёва Т.Г. Рефлексивно-аксиологический подход к формированию социальной одаренности и социальной активности подростков и молодежи // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20. № 2. С. 136—141.

11.    Климова Т.В., Савченко В.С. Влияние досуговой деятельности на социальную активность студентов // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 56. С. 69—74.

12.    Кудинов С.С. Социальная активность как основа самореализации личности // Акмеология. 2014. № 1—2. С. 124—125.

13.    Мохнаткина К.В. Корреляционный анализ влияния депривации на социальную активность россиян // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18. Вып. 1. С. 55—59. DOI:10.18500/1818-9601-2018-18-1-55-59

14.    Мустафина Д.Б. Формирование активной социальной позиции молодежи через волонтерскую деятельность как одного из видов социальной активности // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015. № 6-2. С. 34—36.

15.    Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. 392 с.

16.    Павлова Н.С., Сергиенко Е.А. Субъектная и личностная регуляция поведения как проявление индивидуальности человека // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 43—56.

17.    Пилишвили Т.С., Минаева А.Ю. Активность личности в социальных сетях и становление субъектности в информационном мире // Акмеология. 2016. № 1(57). С. 84—88.

18.    Прыгин Г.С. Психология самостоятельности. Ижевск, Наб. Челны: Изд-во Института управления, 2009. 304 с.

19.    Прыгин Г.С., Каюмов А.Т. Проявление социальных установок: «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат», «свобода-власть», «труд-деньги» у автономных и зависимых студентов (гендерный аспект) // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27. № 2. С. 196—202.

20.    Савченко Д.В., Кисляков П.А., Белякова Н.В. Социальная ответственность и гражданская активность как факторы формирования безопасного просоциального поведения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 4. С. 60—64.

21.    Троцук И.В., Сохадзе К.Г. Социальная активность молодежи: подходы к оценке форм, мотивов и факторов проявления в современном российском обществе // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2014. № 4. С. 58—73.

22.    Усова Н.В. Психодинамические предикторы направленности социальной активности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3. C. 95—100. DOI:10.34216/2073-1426-2019-25-3-95-100

23.    Чернышев А.С., Сарычев С.В. Секция «Социальное самоопределение и социальная активность: психологические проблемы молодежной политики» // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 5. С. 112—113.

24.    Шамионов Р.М. Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 4. С. 379—394. DOI:10.22363/2313-1683-2018-15-4-379-394

25.    Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Методика диагностики компонентов социально- ориентированной активности // Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. С. 26—41. DOI:10.17223/17267080/74/2

26.    Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Григорьев А.В. Волевые качества как предикторы значимости социальной активности студентов // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 18—34. DOI:10.17759/sps.2019100102

27.    Шаров А.А. Девиантная активность молодежи: особенности и механизм переноса из реальной среды в виртуальную // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 28. С. 103—109. DOI:10.26516/2304-1226.2019.28.103

28.    Ferguson R., Gutberg J., Schattke K., Paulin M., Jost N. Self-determination theory, social media and charitable causes: An in-depth analysis of autonomous motivation // European journal of social psychology. 2015. Vol. 45(3). P. 298—307. DOI:10.1002/ejsp.2038

29.    Hardy S.A., Dollahite D.C., Johnson N., Christensen J.B. Adolescent Motivations to Engage in Pro-Social Behaviors and Abstain From Health-Risk Behaviors: A Self-Determination Theory Approach // Journal of personality. 2015. Vol. 83(5). P. 479—490. DOI:10.1111/jopy.12123

30.    Johnston M.M., Finney S.J. Measuring basic needs satisfaction: Evaluating previous research and conducting new psychometric evaluations of the Basic Needs Satisfaction in General Scale // Contemporary Educational Psychology. 2010. Vol. 35. P. 280—290. DOI:10.1016/j.cedpsych.2010.04.003

31.    Jost J.T., Barbera P., Bonneau R., Langer M., Metzger M., Nagler J., Sterling J., Tucker J.A. How Social Media Facilitates Political Protest: Information, Motivation, and Social Networks // Political psychology. 2018. Vol. 39(1). P. 85—118. DOI:10.1111/pops.12478

32.    Klenova M.A. Social and political activity of youth: the content and social and psychological characteristics // SHS Web Conf. Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). 2019. Vol. 70. P. 06003. DOI:10.1051/ shsconf/20197006003

33.                Shamionov R.M. Socio-psychological factors of preferences regarding socio-economic and socio-political activity of the Russian provincial youth // Helix. 2019. Vol. 9(1). P. 4813—4817. DOI:10.29042/2019-4813-4817

34.    Shamionov R.M., Grigoryeva M.V., Grigoryev A.V. World Assumptions and Youth Identity as Predictors of Social Activity Preferences // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12(2). P. 115—133. DOI:10.11621/pir.2019.0209

35.    Shiratuddin N., Hassan S., Mohd Sani M.A., Ahmad M.K., Khalid K.A., Abdull Rahman N.L., Ahmad N.S.Y. Media and youth participation in social and political activities: Development of a survey instrument and its critical findings. Pertanika // Journal of Social Sciences and Humanities. 2017. Vol. 25. P. 1—19.

36.    Zagranichniy A. Study of the correlation of factors affecting frequency of social activity transfer from virtual environment to real-world environment and vice versa // SHS Web Conf. Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019) (22 November 2019). 2019. Vol. 70. P. 08046(5). DOI:10.1051/ shsconf/20197008046

37.    Zuckerman M. Sensation Seeking: Beyond the Optimal Level of Arousal. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1979. 449 p.

Информация об авторах

Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8358-597X, e-mail: shamionov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 959
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 544
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5