Социальная активность и склонность к риску студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции

592

Аннотация

Цель. Изучение приверженности к социальной активности и ее различным формам в соотнесении с характеристикой склонности к риску у студентов с разным типом субъектной регуляции (СР) поведения. Контекст и актуальность. В статье анализируется проблема социальной активности студентов как сферы их социализации и установления связей с различными социальными группами и обществом в целом. Одной из важнейших ее составляющих является вопрос о субъектной регуляции социальной активности. Предполагается, что в зависимости от типа субъектной регуляции (автономного или зависимого) студенты предпочитают различные формы социальной активности, реализуют социально-ориентированную активность и проявляют специфику склонности к риску. Дизайн исследования. В работе проанализированы уровневые показатели приверженности к разным формам социальной активности студентов в зависимости от типа их субъектной регуляции; проведен типологический анализ склонности к риску и переживания неопределенности у студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции; проверена гипотеза о прямых и косвенных эффектах влияния автономии на общую и социально-ориентированную активность с помощью структурного моделирования. Участники. В исследовании приняли участие 297 студентов дневной формы обучения вузов г. Саратова (36% мужчин), средний возраст М=21; SD=2,74. Методы (инструменты). Шкалы оценки различных форм социальной активности, переживания неопределенности с размерностью от 1 до 5, методика оценки компонентов и обобщенного показателя социально-ориентированной активности (Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева), опросник «автономности-зависимости» (Г.С. Прыгин), опросник склонности к экстремально- рискованному поведению (М. Цуккерман). Результаты. Студенты с автономным типом субъектной регуляции более привержены к досуговой, социально-политической, гражданской активности, с зависимым типом — к протестной активности. Социально-ориентированная активность более привлекает студентов с автономным типом субъектной регуляции. Студенты с автономным типом регуляции характеризуются более высокими показателями неадаптивного стремления к трудностям, с зависимым типом — поиска новых впечатлений и переживания неопределенности. Тип субъектной регуляции оказывает прямое влияние на вариации социально-ориентированной активности, а склонность к риску является медиатором причинной связи автономности с социально-ориентированной активностью, а также возраста с общей активностью студентов. Основные выводы. Студенты с автономным и зависимым типами субъектной регуляции характеризуются спецификой в приверженности к различным формам активности и в отношении к риску. Установлена причинная связь субъектной регуляции с социально-ориентированной активностью.

Общая информация

Ключевые слова: личность, субъект, социальная активность, студенты, молодежь, тип субъектной регуляции, автономия, зависимость , склонность к риску

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120107

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 18-18-00298.

Для цитаты: Шамионов Р.М. Социальная активность и склонность к риску студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. С. 94–112. DOI: 10.17759/sps.2021120107

Полный текст

 

Введение

Изучение социальной активности и склонности к риску студентов с разным типом субъектной регуляции относится к числу задач социальной психологии, решение которых позволит раскрыть важнейшие регуляторы социального поведения личности, что в значительной степени будет способствовать пониманию его (поведения) оснований, механизмов и факторов. Кроме того, решение этой задачи имеет смысл и с прикладной точки зрения, — с позиции привлечения молодежи к социально-конгруэнтной активности, проявляющейся в волонтерском движении, гражданском поведении, социально­ориентированной активности в целом.

Социальная активность личности и группы понимается как частный случай инициативного воздействия субъектов на окружающую социальную среду. Она имеет не просто отношение к поведению (коммуникации, взаимодействию, оказанию помощи и пр.), а к социальному по происхождению и по целям поведению, инициативному и преобразующему социальную реальность, включая и саму личность или группу, в результате чего появляется новое качество и того, и другого [24].

Социальная активность студентов является органичной формой их самовыражения, самореализации и, очевидно, становится основанием социального самоопределения [23]. Предшествующие работы затрагивают отдельные формы социальной активности студентов: волонтерской активности [14], досуговой [11], протестной [8; 31; 35], социально-преобразующей [9], гражданской, интернет-сетевой или киберактивности [17] и пр. Вместе с тем ряд исследований последнего десятилетия, проведенных в рамках социальной психологии, социологии и педагогики, убедительно доказывает полинаправленность социальной активности молодых людей [3; 4; 5; 13; 21; 26; 34]. Это качество отражает не только их поиски наилучшего способа жизнедеятельности, но и стремление к самореализации в широком диапазоне социальных ролей, что являет собой социально-возрастную нормативную категорию. Исследователи отмечают, что социальная активность выступает важнейшей сферой социализации личности, средством формирования новых социальных компетенций [10; 12].

В последнее время исследования социальной активности студентов вышли на новый эмпирический уровень социально­психологического анализа. Это связано с их востребованностью для образовательной и социальной практики, а также необходимостью детального исследования социальной активности на разных уровнях социализации как явления, призванного сохранить связь личности с обществом на протяжении всего жизненного пути. Однако наиболее важным этапом для формирования основных предпочтений различных форм социальной активности является юношеский этап социализации [3] (И.В. Арендачук, 2018). Поэтому основные исследования сосредоточены именно на изучении социальной активности молодежи и в особенности студентов. Так, изучены формы социальной активности и их типология [34], личностные [5; 6; 7; 33] и психодинамические [22] преди­кторы, динамика ценностно-смысловых характеристик активности [3], изучаются политическая [22; 32], интернет-сетевая [27; 36] формы активности в системе полинаправленной активности молодежи. Наконец, изучается «тонкая настройка» личностной регуляции социальной активности. В частности, эмпирически определена типология студентов, реализующих гражданскую активность (от индивидуальных действий в проблемной ситуации и принятия ответственности за их результат на себя до полного бездействия), и связь активности с моральными качествами [1], установлено, что социальная ответственность и гражданская активность выступают факторами формирования безопасного просоциального поведения [20], изучен компонентный состав социально-ориентированной активности и разработана методика диагностики компонентов [25], проанализированы компоненты социальной активности личности в ситуациях неопределенности и риска и доказано снижение активности в этих условиях [7], анализируется социальная активность с позиции автономной и внешней мотивации [28; 29]. Таким образом, исследования социальной активности молодежи вообще и студенческой в частности направлены на изучение личностно-регулятивных характеристик. Внимание уделяется не столько приверженности к активности, сколько ее детерминации и регуляции в процессуальном контексте. Поэтому важное значение придается ценностным, мировоззренческим, смысловым и нравственным характеристикам личности как регуляторам социальной активности. Однако социальная активность, как следует из приведенного выше определения, реализуется за счет исполнительской функции субъекта, хотя и направляется личностью.

Исследователи отмечают, что для эффективной регуляции поведения необходимо взаимодействие субъектных и личностных характеристик [16]. Это значит, что личностные и субъектные характеристики (с определенного момента развития человека, достижения им личностной (социальной) зрелости), образуя единство командного и исполнительского звеньев поступка, составляют динамическую систему регуляции. В свете сказанного на первый план выходит проблема анализа активности человека со стороны личностно-типологических особенностей его субъектной регуляции.

Типология субъектной регуляции, разработанная Г.С. Прыгиным, включает три составляющие — автономный, зависимый и смешанный типы. Они отличаются разной степенью сформированности качеств личности как субъекта деятельности и системы субъектной регуляции [18, с. 12]. Главным отличительным признаком является опора на собственные знания, суждения, личностные качества и т.п. или на внешние обстоятельства или других. В рамках данного подхода проведены исследования, доказывающие согласованность двух видов регуляторов — «субъектных» и «диспозиционных» [19]. Для социально-психологического исследования в указанном ключе становится принципиальным вопрос о специфике социальной активности личности с автономным и зависимым типами субъектной регуляции.

В этом смысле тип субъектной регуляции поведения является одним из важнейших оснований для понимания его (поведения) определенности и его прогнозирования. Поэтому цель данного исследования заключается в изучении приверженности к социальной активности и ее различным формам в соотнесении с характеристикой риска у студентов с разным типом субъектной регуляции поведения. Предполагается наличие специфики в приверженности к различным формам поведения, компонентах социально-ориентированной активности, склонности к риску в зависимости от типа субъектной регуляции.

Задачи исследования:

1)    проанализировать приверженность к разным формам социальной активности студентов в зависимости от типа их субъектной регуляции;

2)    провести типологический анализ склонности к риску и переживания неопределенности у студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции;

3)    провести структурное моделирование и определить прямые и косвенные эффекты автономии на общую и социально-ориентированную активность.

Метод

Выборка. В исследовании приняли участие 297 студентов дневной формы обучения (36% мужчин); место жительства до поступления на учебу в вуз: 11% студентов — село, 84% — город, 5% — мегаполис; 62% из семей со средним доходом для региона, по 15% выше и ниже среднего дохода, 4% с низким уровнем дохода и 2% с высоким уровнем дохода; треть (33,3%) выросли в семьях с единственным ребенком, 47% — с двумя, 17% — с тремя, 4% — с четырьмя или более.

Методика. Были использованы анкета, направленная на фиксацию социально-демографических характеристик, и разработанные шкалы, направленные на измерение приверженности к тому или иному виду социальной активности (размерность шкалы — 5 пунктов в соответствии со шкалой Лакерта): Альтруистическая деятельность (АА), Досуговая активность (LA); Социально-политическая активность (ПА); Интернет-сетевая активность (ТА); Гражданская активность (SV); Социально-экономическая активность (SE); Образовательно-развивающая активность (EA); Духовная активность (EA); Религиозная активность (RA); Протестная активность (PR); Радикально-протестная активность (RP); Субкультурная активность (SK). Каждая шкала представлена перечислением основных форм активности, относимых к данному виду. Шкалы разработаны на основе исследований представлений о социальной активности [24 и др.]. Все шкалы имеют приемлемый уровень надежности: a Cronbach=0,68-0,74.

Методика Социально-ориентированной активности [25] (Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева) содержит 15 пунктов, оцениваемых по 7-балльной шкале. В результате заполнения опросника выводятся 4 компонентные шкалы (когнитивная, эмоционально-статусная, мотивационная и поведенческая) и одна обобщенная. В соответствии с методикой компоненты относятся лишь к социально-ориентированной активности, т.е. той, которая предполагает непротивопоставление сложившемуся социальному укладу, соответствие общепринятым «нормам» общественной активности, социальным инициативам, лидерству, организации деятельности и т.д. a Cronbach=0,73-0,79.

Для оценки склонности личности к риску использована методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цуккерман) (в оригинале «Sensation seeking scale (SSS-V)»). Методика представляет собой сокращенный вариант Формы IV [37] опросника и включает 40 пунктов (по 10 пунктов по каждой шкале). В результате заполнения опросника выводятся 4 шкалы: ПООР поиск острых ощущений; шкала НО — непереносимость однообразия; шкала ПНВ — поиск новых впечатлений; шкала НСТ — не­адаптивное стремление к трудностям. а Cronbach=0,55, 0,71, 0,62, 0,61. Дополнительно внутренняя согласованность опросника проверялась с использованием корреляционного анализа.

Для оценки типов субъектной регуляции использован опросник «автономности-зависимости» (Г.С. Прыгин, 2009) [18]. Методика представляет собой опросник из 18 пунктов, предполагающий 4 варианта ответов («да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «нет»). Оцениваются только совпадающие с ключом ответы. В результате заполнения опросника лица, получившие более 12 баллов, относятся к группе «автономных», ниже 8 баллов — «зависимых». Кроме того, показатель может использоваться как континуальный. а Cronbach=0,68.

Для обработки первичных данных применялась статистическая программа IBM SPSS Statistics + PS IMAGO PRO, включающая программу AMOS для проведения моделирования с помощью структурных уравнений.

Результаты

На первом этапе исследования нами выделены две крайние группы по уровню выраженности автономии [18] на основании вычисления среднего и стандартного отклонения (M±SD): лица с автономным (N=71) и с зависимым (N=53) типами субъектной регуляции. Далее проверялась гипотеза о влиянии типа субъектной саморегуляции на выраженность социальной активности с помощью однофакторного ANOVA.

В результате дисперсионного анализа выявлены четыре основных формы активности, различия по которым связаны с типом саморегуляции. Это приверженность к досуговой активности (включая путешествия, походы в театры, кино; просмотр передач и видео по ТВ или на YouTube; знакомство с источниками развлекательной информации; компьютерные игры; отдых в обществе друзей, единомышленников, интересных людей и т.п.), социально-политической (участие в деятельности политической партии или объединения; участие в политических митингах, шествиях, акциях; в выборах в любом формате и других подобных формах политической активности), гражданской (участие в деятельности неполитических организаций, например, военно-исторические клубы реконструкции и т.п.; участие в деятельности, направленной на преобразование общества и выражение своей и коллективной гражданской позиции по вопросам общественной жизни: участие в митингах, акциях, шествиях (Первомай, Бессмертный полк и др.) и т.п.), протестной активности (участие в деятельности организаций или объединений протестной направленности; участие в митингах, шествиях, акциях протестной направленности; открытое выражение протестной позиции, в том числе и через средства коммуникации и интернет, призыв к протестным действиям и прочие формы активности, связанные с выражением протеста). Как тенденцию можно обозначить различия в группах по показателям образовательной активности (p<0,06) и радикально-протестной активности (p<0,07). Как видно из табл. 1, досуговая активность в выборке студентов является наиболее предпочтительной (вне зависимости от типа регуляции), а политическая, гражданская и протестная формы активности входят в число среднепред- почитаемых. Однако эти три формы от­
носятся к одному классу активности, которые, в отличие от других форм, имеют возрастные ограничения (в частности, связанные с избирательными правами, гражданским участием и т.п.).

Обратимся к данным, отражающим выраженность компонентов и общего показателя социально-ориентированной активности студентов. Как видно из табл. 1,показатели когнитивного, эмоционально­статусного и поведенческого компонентов социально-ориентированной активности, а также обобщенный показатель студентов с автономным типом СР значимо превышают показатели студентов с зависимым типом СР. Это значит, что тип субъектной регуляции влияет на выраженность социально-ориентированной активности и трех ее компонентов.

Таблица 1

Общие статистики по формам активности, компонентам и обобщенному показателю социально-ориентированной активности и показатели критерия Фишера (независимая переменная — автономный-зависимый тип субъектной регуляции)

Параметры

Средние, выборка N=297

SD

Средние, зависимый тип СР N=53

SD

Средние, автономный тип СР N=71

SD

F

Знч.

AA

2,40

1,18

2,59

1,31

2,49

1,13

1,52

0,15

LA

3,96

1,03

3,83

1,10

4,27

0,86

2,08

0,04

PA

1,71

0,94

1,77

0,89

1,85

0,97

2,53

0,01

IA

2,97

1,31

3,34

1,25

2,83

1,26

1,74

0,09

SV

1,85

1,08

1,79

1,10

1,97

0,97

4,10

0,00

SE

2,71

1,37

2,59

1,34

3,03

1,45

1,58

0,13

EA

2,68

1,27

2,66

1,18

3,11

1,28

1,87

0,06

EX

2,53

1,28

2,57

1,28

2,63

1,42

0,92

0,51

RA

1,55

0,95

1,79

1,13

1,55

1,01

0,73

0,68

PrA

1,45

0,88

1,68

1,03

1,30

0,73

4,22

0,00

RP

1,32

0,76

1,45

0,87

1,11

0,36

1,83

0,07

SK

1,41

0,92

1,47

0,97

1,38

0,99

1,31

0,24

КСОА

5,03

1,06

4,67

1,17

5,47

0,84

4,51

0,00

ЭСОА

4,48

1,16

4,07

1,14

4,99

1,06

4,64

0,00

МСОА

4,60

1,07

4,66

1,03

4,72

1,05

1,50

0,16

ПСОА

5,02

1,01

4,84

0,99

5,18

0,96

3,01

0,00

SocActiv

19,13

3,41

18,24

3,45

20,36

3,01

3,91

0,00

Условные обозначения.AA — альтруистическая деятельность, LA — досуговая активность, PA — социально-политическая активность, IA — интернет-сетевая активность, SV — гражданская активность, SE — социально-экономическая активность, EA — образовательно-развивающая активность, EX — духовная активность, RA — религиозная активность, PR — протестная активность, RP — радикально-протестная активность, SK — субкультурная активность, GSA — общая разнонаправленная активность.

Отсутствие различий выраженности моти­вационного компонента свидетельствует о том, что сила мотивации может быть одинаковой, но представления об активности, эмоциональное приятие ее, а также реализация активности могут отличаться в значительной степени в зависимости от выраженности автономного или зависимого типов субъектной регуляции.

Обратимся к данным дисперсионного анализа с введением в качестве зависимых переменных переживания чувства неопределенности и характеристик склонности к риску (табл. 2).

Как видно из табл. 2, лица с автономным типом субъектной регуляции обладают более высокими показателями не­адаптивного стремления к трудностям, характеризующегося склонностью к преодолению трудностей, смелостью, стремлением добиваться своих целей. Лица с зависимым типом субъектной регуляции характеризуются более высокими показателями поиска новых впечатлений и переживания неопределенности, что говорит об их склонности к риску, связанной со стремлением к новым впечатлениям, познанием нового и необычного.

Поиск острых ощущений и непереносимость однообразия не зависят от от­несенности личности к тому или иному типу субъектной регуляции.

Эти результаты позволяют предположить перспективность моделирования с помощью метода структурных уравнений. Поэтому на следующем этапе нами предпринята попытка построить структурную модель, включающую континуальный показатель автономной субъектной регуляции, общий показатель активности и социально-ориентированной активности, показатели склонности к риску и переживания неопределенности. Ее размерности (табл. 3) показывают приемлемый результат, все ковариации, дисперсии экзогенных переменных статистически достоверны. Объем выборки в анализируемом случае достаточен, но требование многомерной нормальности не выполнено, поэтому нами применен допустимый в таких случаях метод, свободный от распределения (Asymptotically distribution-free) [15].

Таблица 2

Общие статистики по шкалам склонности к риску и переживания неопределенности и показатели критерия Фишера (независимая переменная — автономный-зависимый тип субъектной регуляции)

 

Среднее, зависимый тип СР N=53

SD

Среднее, автономный тип СР N=71

SD

F

Знч.

R1

5,36

2,04

4,90

2,30

1,32

0,253

R2

4,66

4,57

3,93

1,63

1,56

0,215

R3

4,19

1,83

3,44

1,67

5,67

0,019

R4

3,11

1,83

3,96

2,09

5,52

0,02

Confusion

2,96

1,26

2,16

1,12

14,26

0

Условные обозначения. R1 — поиск острых ощущений; R2 — непереносимость однообразия; R3 — поиск новых впечатлений; R4 — неадаптивное стремление к трудностям; Confusion — переживание неопределенности.

В качестве экзогенной переменной в данной модели (см. рисунок) выступает переменная возраста. Она оказывает влияние на склонность к риску и общую
активность студентов. Прямой эффект возраста на риск и общую активность отрицателен. Из представленной модели видно, что автономная регуляция субъекта оказывает влияние на вариации неадаптивного стремления к трудностям, социально-ориентированной активности и переживание неопределенности.

Таблица 3

Структурная модель. Пригодность размеров индексов

Модели

X2

df

P

CFI

AGFI

GFI

RMSEA

Первичная

13,457

10

0,199

0,983

0,765

0,988

0,034

Модифицированная

10,798

9

0,290

0,991

0,969

0,990

0,026


Совокупный вклад стремления к трудностям и автономной регуляции в вариации социально-ориентированной активности составляет 8%, совокупный вклад социально-ориентированной активности, возраста и поиска новых впечатлений в вариации общей активности составляет 21%. Важным в этой модели является также и то, что переживание неопределенности является зависимым от системы субъектной регуляции, социально-ориентированной активности и поиска новых впечатлений. Из представленной модели видно, что переменные готовности к риску (R3 и R4) являются медиаторами прямого влияния возраста на общую активность и автономии на социально-ориентированную активность.

Обсуждение результатов

Сравнительный (дисперсионный) анализ приверженности к различным формам активности лиц с различными типами субъектной регуляции позволил установить значимые различия, характеризующие более выраженную приверженность к досуговой активности, социально-политической, гражданской активности лиц с автономным типом СР и к протестной активности лиц с зависимым типом СР. Кроме того, имеется тенденция к более выраженной образовательной активности у первых и к радикально-протестной активности — у вторых, хотя общий уровень приверженности и у тех, и у других значимо выше в отношении к образовательной активности. В остальных случаях показатели свидетельствуют в пользу сходства их выраженности. Эти данные говорят о том, что лица, склонные к самостоятельности в действиях и поступках, способные к критической оценке своих действий, планированию своей жизни и соотносящие риски своей активности с точки зрения не только релевантности действующим законам, но и часто скрытым, негласным правилам и нормам социального поведения, значимо более привержены к распространенной среди студенчества досуговой активности, менее распространенной социально-политической и гражданской, но менее привержены к протестной активности. Имеется также тенденция к склонности к образовательной активности и отказу от участия в радикально-протестных акциях. Иначе говоря, нормативная социально-политическая активность, реализация различных видов досуга студентов подчинены их субъектно-регулятивной системе. Это говорит о том, что личностная зрелость студентов, сформированная система субъектной регуляции двигают их в направлении к активности, которая соответствует стремлению включиться во взрослые виды деятельности, самостоятельно определяя степень этого участия. Такие данные согласуются с результатами исследований, проведенных на другой выборке, где установлены взаимосвязи с волевыми характеристиками личности. Так, образовательная, досуговая активность связаны с инициативностью, решительностью, выдержкой и другими характеристиками [26]. Иначе говоря, характеристики личности студентов как субъектов деятельности являются предпосылками приверженности к данным формам активности. Исходя из полученных данных можно также предположить, что склонность к политическому протесту, а тем более к радикально-политическому протесту связана с зависимым типом субъектной регуляции личности студентов. Это значит, что их приверженность к такого рода активности связана с выявленным исследователями «режимом внешней детерминации личностной активности» [8, с. 90].

В исследовании М.А. Кленовой также установлено, что испытуемые с высокой протестной (радикально-протестной) активностью проявляют склонность к зависимости [32]. Несмотря на то, что мы не обладаем подобными данными зарубежных исследований, можно предположить наличие общей тенденции, поскольку личность с зависимой регуляцией, скорее, предпочтет влиться в некое течение, нежели стремиться к самостоятельному достижению каких-либо целей. Кроме того, в российской провинции самостоятельная радикально-протестная активность ассоциируется, скорее, с маргинальностью. Вместе с тем можно предположить, что в среде студенческой молодежи имеется потенциал радикально-протестной активности в случае ее легитимизации.

Анализ компонентов и обобщенного показателя социально-ориентированной активности в зависимости от типа субъектной регуляции отражает те же тенденции. Тип субъектной саморегуляции обусловливает приверженность к социально-ориентированной активности и выраженность ее компонентов. Когнитивный, эмоционально-статусный и поведенческий компоненты значимо более выражены у студентов с автономным типом СР; мотивационный компонент одинаково выражен. Данные результаты свидетельствуют в пользу того, что, несмотря на практически одинаковую силу мотивации, более весомая приверженность к социально-ориентированной активности лиц с автономным типом СР достигается за счет более отчетливого понимания и осознания своего участия в ней, эмоционального принятия, наконец, реальных действий, предпринимаемых в пользу этой активности. Поскольку ранее нами была установлена прямая связь между социально-ориентированной активностью и приверженностью к альтруистической, социально-политической и гражданской активностям [25], такое положение не кажется случайным. Это значит, что субъектно-развитая студенческая молодежь, характеризующаяся способностью к самостоятельным решениям и критической оценке ситуации, стремящаяся к рефлексивной оценке ситуации, в данный период своей жизни предпочитает социальную активность как стремление к лидерству, к новому опыту в условиях студенческого самоуправления, характеризующую ее способность принимать решения самостоятельно и рационально. Привлечение к социально-ориентированной (которая является, очевидно, ведущей в студенческом возрасте) активности студентов с автономным типом саморегуляции является для них органичным, чего нельзя сказать в отношении студентов с зависимым типом субъектной регуляции.

По шкалам склонности к риску получены неоднозначные результаты. Во-первых, не выявлены существенные различия по шкалам «поиск острых ощущений» и «непереносимость однообразия», характеризующим склонность к экстремальным занятиям, связанным с риском для жизни, и к переменам у лиц, отнесенных к тому или ному типу субъектной регуляции. Во-вторых, противоположные по уровню показатели выявлены по шкалам не­адаптивного стремления к трудностям, поиска новых впечатлений и переживания неопределенности. Вместе с тем эти результаты становятся ясными в свете их отнесенности к разным способам бытия (с разным типом регуляции). Лица с автономным типом регуляции характеризуются стремлением к самостоятельному и ответственному достижению своих целей [18]. Это не значит, что они избегают риска; их рискованность связана с преодолением трудностей, смелостью, предпочтением такой стратегии жизни, в которой они сами добиваются своих целей. Лица с зависимым типом субъектной регуляции характеризуются более сильным переживанием неопределенности в своей жизни, что, очевидно, связано с тем, что они полагаются не на свои решения, а на внешние источники, неконтролируемые ими. Более высокие показатели поиска новых впечатлений свидетельствуют об их склонности к риску, связанной со стремлением к новым впечатлениям, познанием нового и необычного. Таким образом, лица и с автономной, и с зависимой саморегуляцией обладают своей спецификой склонности к риску. Только эта склонность связана с разными стратегиями жизни, с разными типами субъектной позиции.

Моделирование с помощью SEM позволило установить прямые и косвенные эффекты автономии на вариации социальной активности. В качестве экзогенной переменной в данной модели также выступает переменная возраста. Она однозначно оказывает влияние на переменные риска и общей активности. Такая картина вполне предсказуема, поскольку в ряде исследований показано, что склонность к риску коррелирует с возрастом (отрицательно) [2; 7]. Из модели также следует совместное влияние возраста, социально-ориентированной активности и неадаптивного стремления к трудностям на общую активность, составляющую до 21% ее вариаций, что частично согласуется с результатами ранее проведенных исследований, где показано, что возраст является сильным предиктором социальной активности [33], а социально-ориентированная активность вносит значительный вклад в общую активность личности (особенно в такие ее формы, как волонтерская, образовательная, социально-политическая и экономическая) [25]. Прямое влияние автономности совместно с поиском новых впечатлений на социально-ориентированную активность охватывает до 8% ее вариаций. Установлен эффект совместного влияния автономности, социально-ориентированной активности и поиска новых впечатлений на степень переживания неопределенности (8%).

Из представленной модели видно, что кроме прямых имеются косвенные эффекты. Так, неадаптивное стремление к трудностям является медиатором влияния автономии на социально-ориентированную активность, ослабляя прямую причинную связь, а поиск новых впечатлений является медиатором влияния возраста на общую активность и медиатором влияния возраста на переживание неопределенности. Социально-ориентированная активность, в свою очередь, является медиатором прямой причинной связи между автономией и переживанием неопределенности. Таким образом, из данной модели следует, что показатели риска занимают важное место в детерминации социально-ориентированной и общей активности студентов как переменные, опосредующие прямую связь переменных возраста и автономной стратегии субъектной регуляции. Весьма важной в этой модели также является переменная переживания неопределенности, которую можно рассматривать как своеобразный результат стечения ряда обстоятельств: зависимой стратегии субъектной регуляции, поиска новых впечатлений, связанного с риском, и отказа от социально-ориентированной активности.

По нашему предположению, для такого расклада должны быть основания в виде определенных ценностных ориентаций, что требует дополнительного уточняющего исследования.

Заключение

Изучение социальной активности и склонности к риску у студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции необходимо с точки зрения анализа и прогнозирования специфики приверженности студентов к определенной форме активности в зависимости от типа регуляции в условиях их групповой реализации, а также с точки зрения определения их статуса в отношении к риску. Из проведенного исследования следует, что не только имеются предпочтения определенных видов риска, но и риск сам по себе является важным с точки зрения реализации активности в той или иной форме. Понимание сходства и различий приверженности личности к формам социальной активности, а также склонности к риску в зависимости от типа ее субъектной регуляции позволит осуществить риск-менеджмент социальной активности, прогнозировать возможные варианты и направления взаимодействия студенческой молодежи в различных ситуациях внутри социальной группы и с другими социальными субъектами. В результате исследований можно сделать несколько выводов:

1.    Студенты с автономным типом субъектной регуляции, в отличие от студентов с зависимым типом, в большей степени привержены к социально-конгруэнтным формам активности (приверженность к досуговой, социально-политической, гражданской активности). Вместе с тем студенты с зависимым типом субъектной регуляции более привержены к протестной активности, хотя общий уровень ее выраженности и у тех, и у других находится на низших позициях.

2.    Социально-ориентированная активность более привлекательна для студентов с автономным типом субъектной регуляции. Когнитивный, эмоционально-статусный и поведенческий ее компоненты более выражены у автономных, а показатели мотивационного компонента индифферентны к типу саморегуляции.

3.    Автономные и зависимые по типу субъектной регуляции характеризуются спецификой проявлений стремления к риску. Лица с автономным типом субъектной регуляции характеризуются более высокими показателями не­адаптивного стремления к трудностям, характеризующегося склонностью к преодолению трудностей, а с зависимым типом — более высокими показателями поиска новых впечатлений и переживания неопределенности. Поиск острых ощущений и непереносимость однообразия недифференцированы в двух выборках.

4.    В результате структурного моделирования установлены место и роль типа субъектной регуляции и характеристик склонности к риску в вариациях социально-ориентированной и общей активности студентов. Континуальный показатель субъектной регуляции оказывает прямое влияние на вариации социально-ориентированной активности, а показатели склонности к риску являются медиаторами прямой причинной связи автономности с социально-ориентированной активностью и возраста с общей активностью студентов соответственно.

 

 

 

Литература

 

Информация об авторах

Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8358-597X, e-mail: shamionov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1200
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 592
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4