Эти заметки — реплика на
статью Ю.С. Витко и А.А. Лебедевой «Практики работы с бездомными: перспектива
возвращения “невидимой” личности», недавно опубликованную в журнале «Социальная
психология и общество» [1]. Я оцениваю эту статью как важную не только потому,
что она посвящена чрезвычайно острой социальной проблеме современного общества,
но и потому, что она затрагивает ряд существенных, с моей точки зрения,
психологических аспектов происходящей трансформации личности бездомного
человека, равно как и перспектив позитивной реконструкции такой личности.
Одним из ключевых
объяснительных понятий для авторов статьи является понятие хронотопа, точнее
сказать, индивидуального (или персонального) хронотопа (а не хронотопа, скажем,
культуры, возраста, художественного произведения и т.д.), что, правда, авторы
специально не акцентируют.
Анализируя имеющиеся
исследования проблем людей без определенного места жительства, Ю.С. Витко и
А.А. Лебедева справедливо выделяют замеченную многими специалистами
укороченность временной перспективы будущего, которая характерна для бездомных.
Об отсутствии или значительном сокращении протяженности временной перспективы
будущего говорят многие исследования, посвященные тем группам людей, в
психическом и/или психологическом здоровье которых есть основания для сомнения
(подростки с делинквентным поведением, люди, имеющие явные признаки
депривационного синдрома и др. [4]). Чувство «укороченной временной
перспективы» (УЖП) было в свое время включено в перечень диагностических
симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в американском
диагностическом стандарте Diagnostical and Statistical Manual of Mental
Disorders (DSM-III-R) [7].
В меньшей мере исследователи
обращают внимание на пространственную сторону хронотопа. Ю.С. Витко и
А.А. Лебедева акцентируют в данном случае изменение отношения к дому, с
чем, конечно, нельзя не согласиться. Но проблема сужения, обеднения
пространственной составляющей хронотопа людей без определенного места
жительства может и должна рассматриваться в более широком контексте. Мы в нашей
работе, изучая становление индивидуального хронотопа в рамках концепции
развития личности Л.И. Божович [5], в центре которой находится развитие
мотивационно-потребностной сферы личности, и рассматривая вслед за Ж. Нюттеном
[8] временную перспективу будущего как «пространство мотивации», в качестве
пространственной стороны индивидуального хронотопа рассматривали содержательную
сторону мотивов. В отличие от темпоральной
(временной) стороны мотива, которая
ментально «отвечает» на вопрос, когда ожидается (планируется, предполагается)
его удовлетворение, содержательная, по сути дела, свидетельствует о том, с
какими мотивационными объектами (по Ж. Нюттену) данный субъект связан в своей
жизнедеятельности, какие предметы потребностей (по А.Н. Леонтьеву) для него
важны в принципе, независимо от возможного времени их удовлетворения (или
неудовлетворения).
Так понятая содержательная
сторона хронотопа является не менее важным показателем психического и
психологического здоровья. В свое время Г. Олпорт, обобщая «на свой лад»
мнения влиятельных персонологов относительно ключевых параметров зрелости
личности, первым таким параметром назвал «расширение чувства Я». «Для зрелого
человека, — пишет Г. Олпорт, — жизнь — это нечто гораздо большее, чем
пища, питье, безопасность, спаривание. Жизнь больше всего того, что можно
отнести к “редукции влечения”. Если у человека не развиваются сильные интересы
“вне его” (но все еще являющиеся частью его), его жизнь ближе к животному, чем
к человеческому уровню существования… Повернем вопрос иначе. Критерий зрелости,
который мы сейчас исследуем, требует аутентичного участия человека в некоторых
значимых сферах человеческих дел.
Быть участником — не то же
самое, что быть просто активным» [2,
с. 336]. И чуть ниже: «Но если у нас не развились автономные интересы в
каких-то из этих областей (Олпорт имеет в виду такие сферы человеческих
интересов, как экономическая, образовательная, развлекательная, политическая,
домашняя, религиозная. — Н.Т.), мы не
можем, вероятно, квалифицировать нашу личность как зрелую» [2, c. 337].
Из сказанного как будто бы
однозначно следует вывод о том, что, работая с бездомными людьми, разорвавшими
практически все свои связи с внешним миром, выходящие за рамки связей,
необходимых для удовлетворения примитивных витальных потребностей, ничего не
планирующими и не ожидающими от будущей жизни, надо всеми способами стараться
содействовать расширению их хронотопа — как временной, так и пространственной
его составляющих. Однако специалистам, работающим с такими людьми, хорошо
известно, что последние всячески сопротивляются такому расширению и обогащению
хронотопа. Например, мало кто из них задерживается в предоставленном жилье,
уходя опять и опять на улицу, они с полным безразличием относятся к
предоставленной им одежде и другим полезным для жизни предметам, не стремятся
налаживать оборванные социальные связи, не хотят обсуждать жизненные планы и
т.д. Почему? В этом важно разобраться.
Я вижу две основные
причины.
Во-первых, это нежелание
усложнять свою жизнь. Обычному человеку жизнь бездомного человека видится
бесконечно сложной, тяжелой, даже невыносимой, но в психологическом плане такая
жизнь, жизнь по принципу наименьшего действия, как раз легка. Приведу в этой
связи любимую цитату из работы А.А. Ухтомского — ученого, подарившего нам
сам термин «хронотоп»: «Высшие этажи (нервной системы.
— Н.Т.), —
пишет А.А. Ухтомский в работе 1927 года «Доминанта как фактор поведения», — эти
наиболее дальнозоркие и наиболее ориентирующие нас в хронотопе органы,
предвидят предстоящую реальность задолго, у больших людей они могут предвидеть
в истории за сотни лет, ибо хронотоп гения чрезвычайно обширен, и именно
гениальные деятели в своем индивидуальном
поведении для себя чаще всего идут по пути наибольшего
сопротивления, для того, впрочем, чтобы достичь намеченного предмета наилучшим
способом и открыть другим это достижение с наименьшей затратой сил. Нервная
система отнюдь не начинает с наименьшего действия как заданного даром, она
приходит к нему как к достижению в конце. Наименьшее действие, когда оно задано
с самого начала, приводит только к редукции и упадку; а когда оно достигается в
конце, то только для того, чтобы началась новая текущая деятельность, новая
задача, новая борьба с сопротивлениями. Все дело в том, насколько мощна та
доминанта, которая владеет поведением, насколько она преобладает над
отрицательной тенденцией к покою, к самоудовлетворению, к подушке» [6, с.
81—82].
Тенденцию бездомного человека
к покою, «к подушке», пусть и самой некомфортной с обычной точки зрения,
преодолеть крайне сложно, потому что этому сопротивляются сами законы
функционирования центральной нервной системы.
Во-вторых, жизнь в усеченном
хронотопе дает обладателю такого хронотопа своеобразное и при этом сильное
ощущение свободы. А оценивает ли кто-нибудь, как Г. Олпорт и иже с ним, твою
личность как недостаточно зрелую, — какая разница? Человек, живущий «здесь и
сейчас» (не этому ли учат многие современные психотерапевтические практики и не
только?), не связанный с другими людьми и социальными институтами никакими
обязательствами, обещаниями, обывательски не привязанный к месту, к вещам,
оказывается обладателем вполне определенной системы ценностей, где верхнюю
строчку занимает личная свобода. Да, скажем мы, это «свобода от», а не «свобода
для», но этот аргумент для такого человека вряд ли прозвучит убедительно.
Такую систему отношений к
действительности, пользуясь термином приверженцев концепции В.Н. Мясищева,
можно назвать «патологически адаптабельной». Она не только по-своему комфортна
для человека, но и обладает определенной экзистенциальной привлекательностью,
вне зависимости от того, насколько человек это осознает. Расстаться с ней
трудно.
Вот почему, представляется
мне, в благородном стремлении расширить, насытить содержанием хронотоп человека
без определенного места жительства не следует забывать о более, возможно,
глубоких основаниях его жизненной позиции и принципах жизнедеятельности,
включая и упомянутые А.А. Ухтомским законы функционирования центральной нервной
системы.
Никакого иного способа
реализации такого тезиса, иного способа возвращения «невидимой» личности, кроме
создания, воссоздания, расширения социальных связей бездомного человека, я не
вижу. Потому что такой способ — это обращение к сущности человека, каковая, по
К. Марксу, — «совокупность всех общественных отношений». К. Маркса сегодня не
слишком модно цитировать, но и спорить с ним в этом вопросе никто не
берется.
Авторы статьи, о которой идет
речь в этих заметках, несомненно, понимают важность трансформации и расширения
совокупности социальных отношений человека, лишившегося крова. Этому даже
отводится один из шести принципов работы с бездомными людьми, которые ими
формулируются в итоге проведенного исследования — «принцип поддержки и
организации социальных отношений». В частности, в нем речь идет о необходимости
налаживания таких связей, как бездомный-бездомный, бездомный-волонтер,
бездомный как источник социальной поддержки, что, конечно же, совершенно
правильно. Но, замечу я, для авторов статьи этот принцип — далеко не самый
первый, и читается он как далеко не самый важный. Вместе с тем, с моей точки
зрения, реализация всех других сформулированных авторами принципов — принцип
удержания активности на стороне субъекта, принцип усилия со стороны субъекта,
принцип поддержания надситуативной активности, принцип опоры на личность, ее
потенциал и возможности — если угодно, операционализация этих принципов
возможны только с опорой на развитие системы общественных отношений бездомного
человека. В каком-то смысле можно сказать, что, только запечатлевшись в другом
человеке (вспомним идею метаиндивидной репрезентации личности
А.В. Петровского и В.А. Петровского — см., например, [3]), личность такого
человека может стать видимой.
Иными словами, именно
социально-психологические аспекты работы с людьми без определенного места
жительства представляются мне первостепенными, системообразующими. И я, будучи
главным редактором журнала «Социальная психология и общество», могу только
приветствовать публикацию в нем статьи, заставляющей в очередной раз вспомнить,
что человек, как сказал еще Аристотель, по природе своей есть общественное
животное.