В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста

3599

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 1. С. 66–74. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n1/29010 (дата обращения: 25.11.2024)

Полный текст

Эрика Ивановна Осипук —
окончила Гомельское педагогическое училище, затем Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, факультет «Педагогика, психология дошкольная». В 2002 и 2004 годах знакомилась с работой психологических служб земель Шуссенталь и Швабия в Германии.
Сфера профессиональных интересов: когнитивная психотерапия (арт-терапия, сказкотерапия, юнгианская песочная терапия, ароматерапия).
В настоящее время работает педагогом-психологом в я/с № 64, является руководителем методического объединения психологов Брестской области Белорусской железной дороги. Проводит консультации для подростков и детей с эмоционально-поведенческими нарушениями, а также с детьми, имеющими проблемы в развитии, и их родителями.
Наталья Викторовна Кузуб — окончила Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, факультет естествознания.
Работала педагогом-психологом в школе, где вела дополнительный спецкурс для старшеклассников «Основы валеологии», психологический клуб «Познай себя». С 2000 года работает педагогом-психологом в санаторном я/с № 15 г. Бреста. С 2005года является руководителем методического объединения педагогов-психологов Московского района г. Бреста.
В работе с детьми и взрослыми широко использует арт-терапевтические методики, элементы песочной терапии, ароматерапии.


ВВЕДЕНИЕ

Иногда случайное прикосновение взрослого человека к песку вызывает в его душе эхо далеких детских воспоминаний. Вот малышу впервые показывают песочницу, и он замирает, глядя, как песок золотой струйкой течет из ладоней вниз. Он хочет попробовать это чудо на вкус. Маленькие пальчики пытаются схватить песок, но он ускользает, щекочет коленки. Постепенно, с каждой новой встречей, песок раскрывает перед маленьким человечком свои тайны, свою могучую и хрупкую прелесть. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Маленький человек становится в песочнице «Созидателем, почти Богом». Один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам Бытия: все приходит и все уходит; нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния равновесия с миром и собой.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира.
Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок?
Маленький ребенок, зачастую, словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное, ребенок «приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, «ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! (пока глубинный смысл проигранного на песке ребенком может и не осознаваться). Этот опыт в виде “концентрата” попадает в бессознательное. Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой “песочный” опыт! Таким образом, осуществляется “круговорот переносов в природе”».
Можно предположить, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.
Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о собственной системе воспитания ребенка, обращения за помощью к специалистам.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.
Недаром у некоторых народов перед храмом стоят чаши с песком и водой, чтобы человек, перед тем, как общаться с высшими силами, очистился духовно и телесно.
Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

ОРГАНИЗАЦИЯ«ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕСОЧНИЦЫ»

Условия организации качественной работы с детьми в «педагогической песочнице:
Согласие и желание ребенка.
Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий в песочнице.
У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Оборудование
«педагогической песочницы»:
Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90 см на 70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
Песок. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированным (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен (его нужно прокалить в духовке или прокварцевать). Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке, на внешней стенке песочницы. Мокрый песок по окончанию занятия должен быть подсушен, поверхность сухого песка выровнена и сбрызнута водой.
Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями).
Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки.
Разнообразные пластиковые формочки: разной величины геометрические формочки; формочки в виде животных, транспорта, людей; формочки для теста.
Миниатюрные игрушки (высота 5—10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и т.д. (игрушки из «киндеров» для занятий в первых-вторых младших группах не использовать).
Набор игрушечной маленькой посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»).
Различные здания и постройки.
Бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Ламинированные/обернутые скотчем картинки, на которых изображены:
реальные и сказочные предметы;
герои сказок и мультфильмов и т.д. (картинки должны быть цветными, черно-белыми, силуэтными).
Общая структура занятий
Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная).
Домашнее задание (рассказ или рисунок для Песочной Феи).
Новая психолого-педагогическая игра и домашнее задание (в соответствии с задачами занятия).
Релаксационное упражнение и / или свободная игра.
Ритуал выхода из песочного мира.

 

Организация игр-занятий
с сухим песком
Ориентировочный этап
(При проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения воспитателя/психо- лога соотносятся с возрастом детей.)
Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей в одной большой или нескольких малых песочницах.
Воспитатель/психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира» и т.п. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого сделана песочница), указывается на символическое обозначение неба, воды и земли. В случае работы со старшими дошкольниками, можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Так же дети с помощью ПЕСОЧНОЙ ФЕИ обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
После игры надо помочь ПЕСОЧНОЙ ФЕЕ убрать все игрушки на свои места.
После игры в песке надо помыть ручки.
Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятие в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.
Домашнее задание: для закрепления правил поведения в песочнице дети могут самостоятельно либо с помощью взрослого символически изобразить их на листе бумаги и наиболее удачный вариант можно поместить рядом с песочницей.
Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для индивидуальной коррекционной работы, так и для развивающей работы с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.
Этап прикосновений и игр на поверхности песка
(Воспитатель/психолог в ходе проведения всех игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.)
Воспитатель/психолог должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения — нельзя настаивать на продолжении им упражнения в песке. Воспитатель/психолог сначала показывает в песке все движения. Затем дети их повторяют; старшие (при желании) предлагают также свои варианты игры, а младшие — выполняют вместе с взрослым — «рука в руке».
Упражнение «Здравствуй, песок!» (снижение психофизического напряжения)
Воспитатель от имени феи просит «нежно, а потом сильно поздороваться с песком» т.е. различными способами дотронуться до песка:
Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
Ребенок легко / с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной.
Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент — спрятать в песке маленькую плоскую игрушку « с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...».
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Упражнение «Песочный дождик» (регуляция мышечного напряжения, расслабление)
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «В моей стране могут идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».
Ребенок медленно/быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное упражнение)
Малыши учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку, а детям постарше, можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране «задувая его в песок», можно также выдувать углубления,

ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. Выдыхая воздух через трубочку, ребенок может искать в песке спрятанные картинки или игрушки.
Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако, ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующую /расслабляющую). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Упражнение «Необыкновенные следы»
(развитие тактильной
чувствительности, воображения)
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/ напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое их «оставило» (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Дидактические игры-упражнения
I. Упражнение «Узоры на песке»
(закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей)
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры — взрослый рисует на доске или дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и т.д.
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я.... Придумай свой узор, рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников и т.д.»


Игра-упражнение «Маленькие волшебники — мы создаем мир» (развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека)
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, и т.д., а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
«Первый урок волшебства.
Лес, поляна и их обитатели» (развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности, классификация)
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, воспитатель бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами). Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (взрослый сжима- ет-разжимает пальцы, ходит ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те

 

же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания ребенку еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например, название дерева, цветка, гриба (новых слов — не более 3—4).
«Второй урок волшебства.
Море, река, озеро и их обитатели».
Задание формулируется аналогично. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должна соответствовать возрасту ребенка.
«Третий урок волшебства. Город и его жители, профессии и службы»
«Четвертый урок. Деревня и ее жители»
«Пятый урок волшебства. Космическое путешествие. Встреча с инопланетянами»
(развитие воображения)
Этот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.
Упражнение «Мы едем в гости...»
(развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»;
для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх—низ»)
Взрослый в игровой форме знакомит /закрепляет знания ребенка о пространственных представлениях: «верх—низ», «право—лево», «над—под», «из-за — из- под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом нижнем углу. Малыши отвечают: “Внизу песочницы”.) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки/картин- ки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?»
Аналогично выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.
В ходе игры ребенок узнает/закрепляет знания об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений (за неимением игрушечных фигурок можно использовать ламинированные картинки).
Этап игр и упражнений с погружением рук в песок
В свободной игровой деятельности для некоторых детей этот этап будет последним, так они могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением будут чередоваться в зависимости от их желания.
Игра-упражнение «Секретные
задания кротов» (развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса).
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками, складывает их «уточкой» и показывает ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев.) Ну что, погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот».
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После чего они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Как вариант игры — все действия осуществлять с закрытыми глазами: искать в песке пальцы друг друга, пожимать их — «кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки».
Игра-упражнение «Песочные прятки» как вариант игры «Мина» (развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности)
Первый вариант
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того, как я скажу: «открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки».
Чтобы разнообразить игру взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки, и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

 

Второй вариант
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочных персонажей, их можно так же изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные, с четким изображением картинки, на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета. Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «В песке любят прятаться так же сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из любой хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки, как ты думаешь какая это сказка? и т.д. (Ребенок постепенно открывает картинку, на каком- то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа.)
Если ребенок не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
Организация игр-занятий
с мокрым песком
Дополнительные условия организации занятий с мокрым песком:
У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать — т.е. происходит дополнительное закаливание детей.
Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Ориентировочный этап
Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?»
Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка.
Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок). Воду можно подкрашивать цветными морскими солями для ванн. Взрослый обращает внимание ребенка на цвет, запах, «настроение» дождя.
Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка
Его содержание аналогично содержанию работы с сухим песком.
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей».
Упражнение «Здравствуй, песок»
Описание игр смотри выше — «игры-занятия с сухим песком».
Упражнение «Необыкновенные следы»
Описание игр смотри выше. Дополнительно ребенку можно предложить игру «Норки-холмики» — ребенок поочередно, затем всеми пальцами сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

 

Дидактические игры-упражнения
Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки как барельефные, так и горельефные на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.д. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные и т.д.
Игра «Песочные строители»
(закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, слуховой и зрительной памяти)
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, ежик любит дома только круглой формы, жираф — только прямоугольной формы, а слоненок хочет жить в квадратном доме и т.п. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить слоненок. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток».
Подобным образом взрослый дает задание ребенку «расселить всех жителей песочницы». Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
Игра «Кто к нам приходил?» (развитие зрительного и тактильного восприятия) Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания — игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания, а также путем наложения нескольких характерных отпечатков друг на друга.
Упражнение «Узоры на песке»
(развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения)
Описание игр-упражнений см. выше — занятия с сухим песком.
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию.
Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?»
На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Психопрофилактические игры с песком
Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок и т.п.) до сложных сюжетно-ролевых игр.
Игра-упражнение «Песочный круг», «Песочные ладони»
Ребенок на песке рисует любым способом круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами и т.д. Затем ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции ребенок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
Упражнение «Победитель злости»
(модификация «Формообразующей психокоррекции»)
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к такому советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».
Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ: «Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка). Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того, как злость ушла, тебе также бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас “сердиться правильно”, то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее».
Если напряжение ребенка слишком велико, можно предложить ему сначала с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и т.п.
Взрослый, а затем ребенок делает из мокрого песка квадрат, на котором обозначает углублениями или рисует гротескное подобие «злого лица». «В этом квадрате теперь живет твоя злость» — данный процесс временно переключает ребенка, он переносит на вылепленный квадрат свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «квадратного лица», которому в итоге приписываются все «злые мысли и действия».
Ребенок собирает песочный квадрат в шар или круг, приговаривая «волшебное заклинание»: «прогоняем злость, приглашаем радость» — ребенок таким образом трансформирует зрительный образ своих негативных эмоций, дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также он получает специфическое удовольствие от разрушения.
Ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию, ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке узорами, камешками, игрушками и т.д. Ребенку можно также предложить создать на этом месте какую-либо постройку (красивое и гармоничное строение может свидетельствовать об успокоении ребенка, дисгармоничное — об оставшихся внутренних негативных переживаниях).
Адаптационные игры и занятия
в песке
Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом «самотерапии». Психологи и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему все нормы и правила поведения в группе. Также психолог или воспитатель естественным путем может осуществить психологопедагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально-приемлемым способам нервной разрядки.
В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным «театром одного актера, сценой для его внутреннего Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности.
Таким образом, в период адаптации ребенка к жизни в детском саду игра-обучение в песке способствует решению следующих задач:
В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятна, предсказуема и значима, что укрепляет его базисное доверие к миру.
В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, также испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
В песочнице, взаимодействуя со взрослым и сверстниками, ребенок более быстро и осмысленно осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию «расставания с родителями, встречи с неизвестным», осваивает позитивные способы поведения.
Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий в «педагогической песочнице»
Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
При проведении первых адаптационных игр- занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно также продление времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при его работе с песком. В случае появления у ребенка негативного отношения или усталости игра-занятие ненавязчиво завершается.
Взрослый вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и т.д.)
На первых 2—3 занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высота ее не более 10— 15 см, она должна хорошо обрабатываться) либо ребенок выбирает игрушку из предложенных ему взрослым. Данная игрушка становится посредником для ребенка в играх с песком.
В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника «Песочную фею».

Ориентировочный этап
Взрослый знакомит детей со своей игрушкой «Песочной феей».
«Песочная фея — это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами и вашими игрушками» (Дети показывают игрушки и по возможности называют их.) Песочная фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир».
Сначала дети осматривают песочный поднос: дотрагиваются до бортиков, крышки, тихонько стучат пальчиками по крышке. «Песочная фея» разрешает войти в ее песочный дом (взрослый снимает крышку с песочницы). Дети осматривают песочницу изнутри. Взрослый указывает на борта песочницы: «Они голубого цвета, как небо», указывает на дно песочницы без песка: «Оно голубое, как вода в море».
Этап прикосновений и игр на поверхности песка
«Песочная фея хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр в песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Описание упражнения см. выше («Игры-занятия с сухим песком»).
Упражнение «Песочный дождик
и песочный ветер»
Описание упражнения см. выше («Игры-занятия с сухим песком»).
На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице. Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.
Правила игры в песочнице для малышей
(чем младше дети, тем короче правила)
«Песочная фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:
Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался — покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».
Игра-занятие «Песочный детский сад»
В данной игре обыгрывается поэтапно целый день, как в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (привод ребенка в д/с, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками реальным проблемам ребенка, например, расставание с родителями или прием пищи.
Игрушка-посредник, выбранная ребенком, играет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. «Песочная фея» играет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-«детей» в группе и демонстрирует положительное отношение и поддержку игрушке ребенка.
Среди больших игрушек в группе выбирается игрушка, которая в понимании ребенка может символизировать родителя для его игрушки-посредника. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.
Описание действий в игре с игрушкой «родитель» и игрушкой «ребенок»: родители приводят малыша в песочный детский сад, где их уже ждет Песочная фея- воспитательница. Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться и помогает ему переодеться. Родители целуют малыша и оставляют ему в кармашке/мешочке кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят. (Взрослый уносит игрушку из комнаты). Песочная фея-воспитатель вместе с малышом машут родителям и идут вместе в группу — песочницу, где уже приготовлено место для игровой комнаты — там стоит игрушечный столик с посудой, спальня — там стоит игрушечная кроватка, туалет — там стоит игрушка — имитация горшка. Также часть песочницы может быть засажена веточками — деревьями — это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее игровой сюжет развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.
При многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например, расставания с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации, так как его песочный опыт будет показывать предсказуемость и благополучный исход реальных событий: «каждое утро ты идешь в детский сад», «на некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей», «ты можешь весело поиграть с другими детьми», «воспитатель всегда поможет тебе», «ты должен слушать, что говорит и просит сделать тебя воспитатель», «родители всегда придут за тобой, они любят тебя».
Таким образом, многие психотравмирующие или конфликтные ситуации можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.

 

Информация об авторах

Кузуб Наталья Викторовна, руководитель методического объединения педагогов-психологов Московского района г. Бреста, Россия

Осипук Эрика Ивановна, руководитель методического объединения психологов Брестской области Белорусской железной дороги.

Метрики

Просмотров

Всего: 3180
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 3599
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1