Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений

1004

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Собкин В.С., Адамчук Д.В. Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 2. С. 26–35. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n2/28965 (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

 

 

Владимир Самуилович Собкин — академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор. Директор Центра социологии образования Российской академии образования (ЦСО РАО).

Автор 14монографий и более 300публикаций по вопросам социологии образования, детской и возрастной психологии, психологии общения и психологии искусства. Ряд научных монографий и статей издан за рубежом (США, Франция, Австралия, Польша и др.). Редактор серии научных сборников «Труды по социологии образования» (издано 17выпусков).

Дмитрий Владимирович Адамчук — в 2005 году закончил Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шоло­хова и социально-психологический факультет Высшей гуманитарной школы им. Дубнова.

Соавтор 2 коллективных монографий, а также автор ряда статей в области психологии и социологии де­виантного поведения и здорового образа жизни. В настоящее время аспирант и научный сотрудник Центра социологии образования РАО и сотрудник МЦКО.

Подробно с материалами этого и других исследований Центра социологии образования РАО можно познакомиться на сайте www.socioedu.ru

Предлагаемая вниманию читателя статья основана на результатах цикла социологических исследований, проведенных Центром социологии образования РАО по Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 — 2005 гг.)» и по комплексной научно-исследовательской программе Российской академии образования «Социология образования». Результаты этих исследований изложены в целом • с' । ряде публикаций: «Проблемы толерантности в подростковой субкультуре» (2003), «Возрастные особенности формирования толерантности» (2003), «Толерантность в подростковой и молодежной среде» (2004), «Социология образования: Беседы, технологии, методы» (2006).

В статье мы рассмотрим вопросы, связанные с методикой проведения социологических исследований в области толерантности, а именно:

продемонстрируем различные техники построения закрытых, шкальных и открытых вопросов при изучении проблематики, касающейся толерантности;

представим статистические материалы проведенных ЦСО РАО социологических опросов подростков, которые могут выполнять роль своеобразных «стандартов», фиксирующих ген­дерные и возрастные особенности проявления толерантных/интолерантных установок, при проведении последующих мониторинговых социологических опросов;

покажем возможности анализа полученных материалов не только путем рассмотрения одномерных и многомерных распределений, но и путем применения более мощных математических процедур (например, факторного анализа);

представим в качестве особого направления возможность использования материалов социологического опроса для создания валидных тестовых методик по диагностике толерантных/интолерантных установок.

Предваряя изложение основных материалов, подчеркнем, что термин «толерантность» неоднозначен. За ним лежат не только различные семантические характеристики (терпимость, снисхождение, отсутствие взаимопонимания, устойчивость, открытость, альтруизм и др.), но и разные, порой несовместимые, теоретические представления, связанные с проблематикой Я-концепции, идентичности, социальной дистанции, феноменом конформного поведения и др. С нашей точки зрения, эффективность использования как тех или иных теоретических представлений, так и различных содержательных нюансов, характеризующих толерантность, в значительной степени зависит от тех контекстов, относительно которых и проявляется толерантность как своеобразная смысловая позиция респондента. Сфера межнациональных отношений рассматривается нами как один из таких контекстов.

Важно подчеркнуть, что предлагаемые вопросы, с одной стороны, играют иллюстративную роль для демонстрации различных техник построения вопросов. Их можно рассматривать как примеры, аналоги для формулирования читателем собственных вопросов. С другой стороны, представленные вопросы можно использовать и как особые «заготовки» при конструировании собственного опросника. При этом приведенные в таблицах данные распределения ответов на те или иные вопросы могут служить важным подспорьем при проведении опросов. И, наконец, представленный в последнем разделе материал демонстрирует технику построения шкалы межнациональной толерантности, которая на сегодняшний день является валидным инструментом для использования в психолого-педагогической практике.

Структура изучения
межнациональной толерантности

Для изучения особенностей межнациональной толерантности нами выделены шесть содержательных блоков вопросов: национальная самоидентификация, эмоциональное отношение к своей национальности, социальная дистанция по отношению к представителям других национальностей, проявление толерантных/интолерантных установок по поводу межнациональных отношений на идеологическом уровне, отношение к межнациональным конфликтам, эмоциональное приятие/неприятие представителей других национальностей. Разработанные вопросы предполагают проведение анализа полученных с их помощью эмпирических материалов относительно влияния гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов. Предложенный инструментарий позволяет проводить анализ полученных материалов с использованием современных методов математической статистики (определение значимых различий, факторный анализ и др). Помимо этого, построена стандартизованная шкала, фиксирующая выраженность толерантных/интолерантных установок в подростковой среде.

Структурно программа по изучению межнациональной толерантности представлена на рис. 1.

Национальная самоидентификация

Данный блок в содержательном отношении является крайне важным, поскольку фиксация национальной принадлежности позволяет не только проводить анализ проявлений межнациональной толерантности относительно влияния возрастных, гендерных и социально-стратификационных факторов, но и исследовать своеобразие интолерантных и толерантных проявлений у представителей различных национальных групп. Для выявления национальной самоидентификации формулируется следующий открытый вопрос: «Укажите Вашу национальность».

Следует подчеркнуть, что использование открытого вопроса в данном случае имеет принципиальное значение, поскольку позволяет проводить исследование в мультинациональных ситуациях. Понятно, что в ситуациях, когда реальный социокультурный контекст исследования предполагает ограниченный круг респондентов, принадлежащих к тем или иным национальностям, мы можем в качестве специального варианта использовать и закрытый вопрос с конкретным списком национальностей.

При разработке исследовательской программы в качестве особого сюжета при изучении проблем межнациональной толерантности выступает вопрос о своеобразии проявлений межнациональной толерантности в зависимости от самоидентификации с национальным большинством или меньшинством. При этом особый интерес представляют респонденты, родившиеся в смешанных в национальном отношении браках. Для этого мы предлагаем включить еще два специальных вопроса, где респондентов просят указать национальность родителей: «Укажите национальность Вашей матери», «Укажите национальность Вашего отца».

Ответы на предложенные выше три вопроса позволяют сформировать следующие четыре специальные подвыборки респондентов:

—    идентифицирующие себя с национальным большинством, при этом оба родителя принадлежат к национальному большинству;

—    относящие себя к национальному меньшинству, при этом оба родителя также принадлежат к национальному меньшинству;

—    полукровки, идентифицирующие себя с национальным большинством, при этом один из родителей принадлежит к национальному меньшинству, а другой — к национальному большинству;

—    полукровки, относящие себя к национальному меньшинству, при этом один из родителей принадлежит к национальному большинству, а другой к — национальному меньшинству.

В случае проведения исследования на достаточно больших массивах опрошенных данные четыре основных подвыборки можно дополнительно дифференцировать относительно гендерных и возрастных параметров. Например, мальчики полукровки, относящие себя к национальному большинству, обучающиеся в девятом классе. Использование подобных типов подвыборок для выявления особенностей проявления межнациональной толерантности будет частично проиллюстрировано нами ниже на конкретных материалах социологического опроса

 

Рис. 1. Схема изучения межнациональной толерантности

 

Эмоциональное переживание собственной национальной принадлежности

Выделение данного блока имеет принципиальное значение для изучения особенностей проявления толерантных и интолерантных установок в отношении к представителям других национальностей. Так, например, можно предположить, что негативные эмоциональные переживания, связанные с национальной самоидентификацией, актуализируют проявление интолерантных установок по отношению к представителям других национальностей. Причем это может проявиться как на когнитивном уровне при фиксации отношения к национальным проблемам, так и на поведенческом — участие в межнациональных конфликтах (или, напротив, возможен другой тип поведенческой реакции, связанный, например, с сокрытием своей национальности).

Для выявления особенностей эмоционального переживания собственной национальной идентичности нами предлагался следующий вопрос:

Каково Ваше отношение к собственной национальности?

1.    я испытываю гордость от того, что принадлежу к этой национальности

2.    для меня моя национальность не имеет особого значения

3.    я испытываю внутренний дискомфорт от того, что принадлежу к данной национальности

4.    довольно часто я испытываю стыд из-за своей национальной принадлежности

5.    я предпочел(а) бы родиться человеком другой национальности

6.    другое (напишите)

Предложенные варианты ответов, с одной стороны, фиксируют явную эмоциональную оппозицию «гордость — стыд», а с другой, здесь задана также и другая содержательная линия, связанная с фикси­рованностью на значимости национальной проблематики: «для меня моя национальность не имеет особого значения», «я испытываю внутренний дискомфорт от того, что принадлежу к данной национальности», «я предпочел(а) бы родиться человеком другой национальности». Последний вариант, как мы видим, вообще проявляет установку на отказ от собственной национальной идентичности, — выраженную защитную реакцию. Гендерные и возрастные особенности распределения ответов на данный вопрос приведены в табл. 1.

Следует отметить, что помимо гендерных и возрастных особенностей достаточно отчетливо прояв- ляюся различия в негативном переживании собственной национальной идентичности у представителей национального большинства и меньшинства. Так, среди русских подростков отмечают, что они «испытывают стыд от принадлежности к своей национальности» — 1,5%, а среди тех, кто относит себя к другим национальностям, доля таких ответов составляет уже 6,3% (р= .01).

Помимо вопроса, направленного на выявление эмоциональных переживаний в связи с собственной национальной принадлежностью, мы также разработали специальный вопрос, который фиксирует отношение к национальности на поведенческом уровне как готовность вступить в конфликт, связанный с унижением национального достоинства. Этот вопрос формулируется следующим образом:

Представьте ситуацию, что в Вашем присутствии оскорбляют людей Вашей национальности. Что Вы предпримете?

1.    я буду отстаивать честь своего народа

2.    мне будет неприятно, но я не буду что-либо предпринимать

3.    я останусь безразличным(ной)

Распределение ответов на данный вопрос приведено в табл. 2.

 

Табл. 1. Каково Ваше отношение к собственной национальности?

 

общее

юноши

девушки

7 класс общее

7 класс юноши

7 класс девушки

9 класс общее

9 класс юноши

9 класс девушки

11 класс общее

11 класс юноши

11 класс девушки

N

1408

701

706

453

236

217

486

236

249

469

229

240

1

68.5

73.2

63.7

66.7

68.2

65.0

68.5

74.2

63.1

70.1

77.3

63.3

2

27.3

20.8

33.7

26.9

23.7

30.4

28.0

20.8

34.9

26.9

17.9

35.4

3

0.9

1.1

0.6

1.8

1.7

1.8

0.6

1.3

0.0

0.2

0.4

0.0

4

1.1

1.9

0.4

1.3

2.5

0.0

1.6

2.1

1.2

0.4

0.9

0.0

5

1.7

2.0

1.4

2.9

3.4

2.3

0.8

0.8

0.8

1.5

1.7

1.3

6

0.6

1.0

0.1

0.4

0.4

0.5

0.4

0.8

0.0

0.9

1.7

0.0


 

Табл. 2. Представьте ситуацию, что в Вашем присутствии оскорбляют людей Вашей национальности. Что Вы предпримете?

 

общее

юноши

девушки

7 класс общее

7 класс юноши

7 класс девушки

9 класс общее

9 класс юноши

9 класс девушки

11 класс общее

11 класс юноши

11 класс девушки

N

1407

691

715

458

237

221

481

229

251

468

225

243

1

66.0

67.7

64.3

59.8

63.7

55.7

66.5

66.4

66.5

71.6

73.3

70.0

2

24.7

22.6

26.9

29.0

23.6

34.8

24.3

24.0

24.7

20.9

20.0

21.8

3

9.2

9.7

8.8

11.1

12.7

9.5

9.1

9.6

8.8

7.5

6.7

8.2

Чтобы почувствовать принципиальное различие между двумя предложенными вопросами, важно обратить внимание на те особенности, которые характеризуют смысловую позицию респондента. Так, например, отвечая на вопрос об отношении к собственной национальности, многие выбирают вариант «для меня моя национальность не имеет особого значения». Но при ответе на второй вопрос — о поведении в ситуации оскорбления людей своей национальности — число «безразличных» сокращается в три раза: с 27,3% до 9,2%.

Социальная дистанция по отношению к представителям других национальностей

Социальная дистанция является традиционным параметром при изучении и определении толерантности к представителям других национальностей. Именно на этом показателе строятся разного рода измерительные шкалы. Классическим примером является шкала Богардуса, где респонденту предлагается оценить: возможность вступления в брак с представителем другой национальности; возможность жить с ним в одном доме; возможность работать в одной фирме и т д. В данном случае дистанция определяется степенью допустимости социальных контактов с представителями других национальностей.

Для фиксации особенностей социальной дистанции по отношению к представителям других национальностей мы разработали два вопроса, которые ориентированы не столько на установление самой социальной дистанции, сколько на фиксацию жесткости социальных барьеров, ограничивающих вступление в тесные межличностные отношения с представителем другой национальности.

Первый из них направлен на выявление блокирующей роли семьи при взаимодействии подростка с представителями других национальностей. Этот вопрос выглядит следующим образом:

Как Ваши родители реагируют на то, что у Вас есть друзья разных национальностей?

1.    родители с уважением относятся к ним

2.    родителям это неприятно, но они мне не запрещают с ними общаться

3.    родители запрещают дружить с ними

4.    национальность моих друзей не влияет на отношение к ним моих родителей

5.    у меня нет таких друзей

6.    они не знают

7.    им все равно

Как можно заметить, первые три варианта ответов фиксируют градацию жесткости барьеров от «открытости» до явного «запрета». Помимо этого, важно также обратить внимание и на пятый вариант: «у меня нет таких друзей». Сам по себе этот вариант многозначен. С одной стороны, он может фиксировать реальную ситуацию: просто отсутствие друзей, а с другой — может рассматриваться и как самоограничение респондента на вступление в подобные контакты. Прояснение смысла в выборе этого варианта ответа возможно при соотнесении его с другими содержательными вопросами. Например, с рассмотренными выше вопросами о переживании национальной идентичности.

Гендерные и возрастные особенности распределения ответов на данный вопрос приведены в табл. 3.

Второй вопрос фиксирует значимость различных барьеров в другой ситуации, которая личностно значима для данного респондента. В отличие от предыдущего вопроса, который касался реальной ситуации, здесь предлагалась проективная ситуация, связанная с возможностью вступления в межнациональный брак. Вопрос здесь формулируется следующим образом:

Считаете ли Вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой национальности?

1.    нет, потому что это неизбежно вызовет конфликты в семье

2.    нет, потому что я не могу нарушить семейные традиции

3.    нет, так как я не хочу, чтобы мои дети столкнулись с проблемой выбора национальности

4.    нет, так как я хочу, чтобы мои дети были той же национальности, что и я

Табл. 3. Как Ваши родители реагируют на то, что у Вас есть друзья разных национальностей?

 

общее

юноши

девушки

7 класс общее

7 класс юноши

7 класс девушки

9 класс общее

9 класс юноши

9 класс девушки

11 класс общее

11 класс юноши

11 класс девушки

N

1418

703

714

459

239

220

487

236

250

472

228

244

1

26.0

26.7

25.2

30.9

32.6

29.1

26.1

23.7

28.4

21.0

23.7

18.4

2

3.2

3.3

3.2

3.9

4.6

3.2

3.5

3.8

3.2

2.3

1.3

3.3

3

0.4

0.9

0.0

0.9

1.7

0.0

0.4

0.8

0.0

0.0

0.0

0.0

4

32.7

26.0

39.4

25.7

23.0

28.6

31.0

21.6

40.0

41.3

33.8

48.4

5

22.2

25.0

19.3

23.7

21.3

26.4

22.0

30.9

13.2

21.0

22.8

19.3

6

2.3

2.8

1.8

1.5

1.7

1.4

2.3

3.0

1.6

3.2

3.9

2.5

7

16.6

18.5

14.8

16.1

18.0

14.1

19.3

19.1

19.6

14.4

18.4

10.7

 

5.    да, потому что я не хочу, чтобы супруг/супруга был(а) моей национальности

6.    для меня национальность супруга/супруги не будет иметь значения

7.    другое (напишите)

Заметим, что предложенные варианты ответов фиксируют значимость не только внутрисемейных отношений как ограничителя межнациональных контактов (варианты ответов «вызовет конфликты в семье», «не могу нарушить семейные традиции»), но и внутренние ограничения («хочу, чтобы дети были той же национальности, что и я»). Следует также обратить внимание на два варианта ответов, один из которых касается проблемы полукровок («не хочу, чтобы мои дети столкнулись с проблемой выбора национальности»), а другой — негативного переживания собственной национальной идентичности («не хочу, чтобы супруг/супруга был(а) моей национальности»). Распределение ответов на данный вопрос приведено в табл. 4.

Особый интерес при изучении ответов представляет сравнительный анализ предпочтений подростков от смешанных и от гомогенных по национальному составу браков. Как видно на рис. 2, число респондентов, выбравших вариант ответа о том, что для них «национальность будущего супруга/супруги не будет иметь значения», с возрастом увеличивается в обеих выборках. При этом у детей от смешанных браков доля таких ответов существенно выше.

Весьма показательно и сравнение ответов на данный вопрос русских и нерусских школьников. Так, представители нерусской национальности чаще ссылаются на невозможность вступления в брак с людьми другой национальности, поскольку «это связано с нарушением семейных традиций». Причем наиболее характерна такая мотивировка для младшего подросткового возраста: в 7-м классе среди русских школьников таких 4,3%, а среди нерусских — 15,8%, (р=. 0005). Как мы видим, представители национального меньшинства более склонны к

Табл. 4. Считаете ли Вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой национальности?

 

общее

юноши

девушки

7 класс общее

7 класс юноши

7 класс девушки

9 класс общее

9 класс юноши

9 класс девушки

11 класс общее

11 класс юноши

11 класс девушки

N

1389

685

703

451

234

217

479

230

248

459

221

238

1

10.9

12.8

9.1

15.1

17.1

12.9

10.4

12.6

8.5

7.4

8.6

6.3

2

5.7

7.0

4.4

5.8

6.8

4.6

6.1

7.8

4.4

5.2

6.3

4.2

3

11.4

11.8

11.1

16.0

16.7

15.2

11.9

13.0

10.9

6.5

5.4

7.6

4

15.6

18.0

13.1

14.9

15.4

14.3

15.4

19.6

11.3

16.3

19.0

13.9

5

2.6

2.3

2.8

3.3

4.3

2.3

2.5

1.3

3.6

2.0

1.4

2.5

6

52.6

48.0

57.0

44.1

38.9

49.8

52.0

46.1

57.7

61.4

59.7

63.0

7

4.3

3.1

5.5

4.7

3.8

5.5

4.4

2.6

6.0

3.9

2.7

5.0

 

проявлению «охранительных» установок в стремлении противостоять ассимиляционным тенденциям. Причем с возрастом подобные тенденции усиливаются, и семейные национально-культурные традиции приобретают все большее значение. И в этом, по-видимому, находят свое своеобразное отражение особенности становления национальной идентичности у представителей национального меньшинства в России.

Проявление толерантных/интолерантных установок на идеологическом уровне

Представленные в предыдущем разделе вопросы ориентированы на фиксацию толерантных/ин­толерантных установок, которые проявляются в ситуациях установления социальной дистанции в интимно-личностном общении, — выборе значимых других (друзей, будущего супруга). При конструировании вопросов особое внимание мы уделяли значимости барьеров, которые препятствуют установлению отношений с представителями других национальностей. Причем особое внимание было уделено фиксации факторов, связанных с семейным окружением. Между тем, актуализация толерантных/интолерантных установок относительно представителей других национальностей проявляется с особой остротой на идеологическом уровне. Поэтому мы специально выделяем блок вопросов, направленных на выявление толерантных/интолерантных суждений по поводу достаточно широкого спектра вопросов: национальных традиций других народов, возможности существования национальных школ, службы в армии представителей разных национальностей, введения ограничений по национальному признаку.

Конкретные формулировки вопросов выглядят следующим образом.

Как Вы относитесь к тому, что представители национальных меньшинств, проживающие в России, отмечают свои национальные праздники?

1.    все народы должны иметь возможность отмечать свои национальные праздники, проживая в России

2.    мне все равно

3.    мне неприятно (раздражает), что другие нацменьшинства отмечают свои национальные праздники в России

4.    другие нацменьшинства не должны отмечать в России свои национальные праздники

Представленные варианты ответов нуждаются в пояснении. Так, 1-й и 4-й варианты дают возможность респонденту оставаться именно на уровне идеологических суждений по поводу национальных праздников. При этом здесь возможна позитивная (толерантная) и негативная (интолерантная) оценка. Особое же значение здесь имеет выбор 3-го варианта ответа, поскольку он фиксирует именно лич-

 

Табл. 5. Как Вы относитесь к тому, что представители национальных меньшинств, проживающие в России, отмечают свои национальные праздники?

 

общее

юноши

девушки

7 класс общее

7 класс юноши

7 класс девушки

9 класс общее

9 класс юноши

9 класс девушки

11 класс общее

11 класс юноши

11 класс девушки

N

1423

703

719

459

238

221

489

235

253

475

230

245

1

46.7

40.7

52.7

48.1

47.1

49.3

47.2

37.4

56.5

44.8

37.4

51.8

2

33.7

33.0

34.4

34.0

31.1

37.1

30.5

31.5

29.2

36.8

36.5

37.1

3

11.7

15.6

7.8

11.8

13.4

10.0

12.3

18.3

6.7

10.9

15.2

6.9

4

7.9

10.7

5.1

6.1

8.4

3.6

10.0

12.8

7.5

7.4

10.9

4.1


 

Табл. 6.

 

Вариант ответа

Общее

Мальчики

Девочки

русские

нерусские

русские

нерусские

русские

нерусские

Все народы должны иметь такую возможность

43.0

76.4

37.2

71.9

48.6

79.8

Мне все равно

35.3

20.90

34.1

21.9

36.4

20.2

Мне это неприятно (раздражает)

13

1.4

17.1

3.1

9.1

0

Они не должны этого делать

8.7

1.4

11.6

3.1

5.9

0

 

 

ное (пристрастное) негативное отношение респондента к проявлению культуры национальных меньшинств — «это неприятно (раздражает)». В связи с этим при интерпретации результатов необходимо фиксировать содержательные различия между суждениями, выраженными в 3-м и 4-м из предложенных вариантов.

Распределение ответов на этот вопрос приведено в табл. 5.

Особый интерес представляет сравнение ответов русских и нерусских школьников на данный вопрос (табл. 6.)

Как мы видим, значимые различия обнаруживаются относительно выбора всех вариантов ответов. Причем представители национального большинства более часто склонны проявлять интолерантную позицию. Суммарно доля интолерантных ответов (третий и четвертый вариант) у русских составляет более 20%; среди подростков других национальностей на долю таких ответов приходится менее 3%. В то же время приведенные данные показывают, что среди представителей национального меньшинства более трех четвертей школьников положительно относятся к тому, что другие народы, проживающие в России, отмечают свои национальные праздники, проявляя тем самым толерантную установку.

Как Вы относитесь к существованию национальных школ в Москве?

1.    это совершенно необходимо, так как позволит представителям различных национальностей сохранить культуру и традиции своего народа

2.    это необходимо, так как позволит всем желающим, независимо от национальной принадлежности, узнать историю и культуру других народов

3.    это не нужно, поскольку ведет к изоляции представителей разных национальностей и обострит межнациональные отношения

4.    это не нужно, так как все должны учиться в общеобразовательных школах

5.    это необходимо, так как национальные меньшинства должны быть изолированы

6.    другое (напишите)

В отличие от предыдущего вопроса в данном случае более отчетливо выражена оппозиция между ориентациями на идеологию мультикуль­турности (1-й вариант ответа — «это совершенно необходимо, так как позволит представителям различных национальностей сохранить культуру и традиции своего народа») и идеологии «плавильного котла» («это не нужно, так как все должны учиться в общеобразовательных школах» — 4-й вариант). Про-

 

 

Табл. 7. Как Вы относитесь к существованию национальных школ в Москве?

 

общее

юноши

девушки

7 класс общее

7 класс юноши

7 класс девушки

9 класс общее

9 класс юноши

9 класс девушки

11 класс общее

11 класс юноши

11 класс девушки

N

1393

691

701

444

234

210

485

236

248

464

221

243

1

33.9

31.0

36.7

39.0

37.6

40.5

32.2

29.2

34.7

30.8

25.8

35.4

2

18.7

17.2

20.3

16.9

17.1

16.7

17.5

14.4

20.6

21.8

20.4

23.0

3

13.4

14.8

12.0

8.3

11.1

5.2

15.1

17.4

12.9

16.4

15.8

16.9

4

16.2

16.2

16.3

18.2

18.8

17.6

17.5

13.6

21.4

12.9

16.3

9.9

5

7.8

11.3

4.3

6.1

8.5

3.3

8.0

14.4

2.0

9.1

10.9

7.4

6

11.5

10.6

12.4

12.2

7.7

17.1

10.9

11.4

10.5

11.4

12.7

10.3


 

Табл. 8. Как Вы относитесь к тому, что в российской армии служат представители разных национальностей?

 

общее

юноши

девушки

7 класс общее

7 класс юноши

7 класс девушки

9 класс общее

9 класс юноши

9 класс девушки

11 класс общее

11 класс юноши

11 класс девушки

N

1421

702

718

459

237

222

489

236

252

473

229

244

1

36.7

35.3

37.9

43.4

44.3

42.3

36.4

34.3

38.1

30.4

27.1

33.6

2

13.1

10.0

16.2

11.3

8.9

14.0

14.3

10.2

18.3

13.5

10.9

16.0

3

12.2

10.3

14.1

8.5

8.4

8.6

13.1

11.9

14.3

14.8

10.5

18.9

4

4.6

7.3

2.1

3.9

6.8

0.9

6.3

8.9

4.0

3.6

6.1

1.2

5

10.5

13.4

7.7

8.3

9.7

6.8

10.2

13.1

7.5

12.9

17.5

8.6

6

29.6

29.2

29.9

29.2

27.0

31.5

27.0

26.3

27.8

32.6

34.5

30.7

 

межуточные варианты ответов — 2-й и 3-й связаны с отношением к проблеме взаимодействия культур: «открытостью» или «изоляционизмом». Специальное внимание необходимо обратить на 5-й вариант ответа, выявляющий выраженную интолерантную установку, связанную со стремлением продемонстрировать превосходство национального большинства, что выражается в мнении о необходимости сегрегации национальных меньшинств. Распределение ответов на данный вопрос приведено в табл. 7.

Дополнительный сравнительный анализ ответов на данный вопрос русских и нерусских подростков позволяет выделить два момента. Во-первых, если среди нерусских школьников никто не выбрал вариант ответа о необходимости изоляции национальных меньшинств, то среди русских его выбрали 8,8% учащихся (среди мальчиков — 12,6%, среди девочек — 5,0%, р=.0001). Во-вторых, нерусские школьники значительно чаще обосновывают необходимость существования национальных школ в России тем, что «это позволит представителям различных национальностей сохранить культуру и традиции своего народа» (51,4% по сравнению с 31,4% среди русских, р=.0001).

Как Вы относитесь к тому, что в российской армии служат представители разных национальностей?

1.    положительно, так как все граждане нашей страны вне зависимости от национальности по закону обязаны проходить службу в армии

2.    положительно, так как совместная служба в армии с представителями других национальностей способствует межнациональному взаимопониманию и дружбе

 

Табл. 9. Считаете ли Вы, что в России необходимо ввести ограничения по национальному признаку?

 

общее

юноши

девушки

7 класс общее

7 класс юноши

7 класс девушки

9 класс общее

9 класс юноши

9 класс девушки

11 класс общее

11 класс юноши

11 класс девушки

N

1397

692

704

445

234

211

482

233

248

470

225

245

1

10.7

13.9

7.7

16.2

18.4

13.7

10.6

14.2

7.3

5.7

8.9

2.9

2

5.2

6.4

4.0

2.9

3.8

1.9

7.3

8.2

6.5

5.1

7.1

3.3

3

11.7

13.2

10.2

6.7

7.3

6.2

11.2

12.0

10.5

16.8

20.4

13.5

4

8.4

8.4

8.5

4.3

5.1

3.3

9.1

9.4

8.9

11.7

10.7

12.7

5

2.1

3.3

1.0

2.0

3.0

0.9

1.9

3.0

0.8

2.6

4.0

1.2

6

2.9

2.9

2.8

2.5

3.0

1.9

1.9

2.1

1.6

4.3

3.6

4.9

7

15.0

15.0

15.1

9.0

8.1

10.0

15.4

17.2

13.7

20.4

20.0

20.8

8

1.6

1.9

1.3

1.8

1.3

2.4

1.9

2.1

1.6

1.1

2.2

0.0

9

28.5

24.4

32.5

24.0

20.5

28.0

27.4

23.6

31.0

33.8

29.3

38.0

10

30.3

28.2

32.2

39.3

37.6

41.2

30.7

25.8

35.1

21.3

20.9

21.6

3.    положительно, поскольку не только русские должны защищать народы, проживающие на территории России

4.    отрицательно, так как они снижают боеспособность российской армии

5.    отрицательно, так как это создает конфликты на национальной почве среди военнослужащих

6.    мне это безразлично

В отличие от двух предыдущих вопросов, в данном случае более явно выражен правовой аспект, связанный с равенством различных национальностей. В то же время, при конструировании данного вопроса более отчетливо представлена позиция негативного отношения к представителям национальных меньшинств. Причем это не просто охранительная позиция в отношении к русской культуре, но именно оценка представителей национальных меньшинств как угрозы, «разрушительного» фактора российской государственности (варианты 4 и 5 — «снижают боеспособность российской армии», «это создает конфликты на национальной почве среди военнослужащих»).

Распределение ответов на этот вопрос приведено в табл. 8.

Считаете ли Вы, что в России необходимо ввести ограничения по национальному признаку?

1.     да, на получение высшего образования

2.     да, на определенную профессиональную деятельность

3.     да, на занятие руководящих должностей

4.     да, на занятие политической деятельностью

5.     да, на деятельность в сфере СМИ

6.     да, на деятельность в сфере культуры

7.     да, на получение российского гражданства

8.     да, другое (напишите)

9.     нет, я считаю, что ограничения по национальному признаку недопустимы

10.     мне это безразлично

Рис. 3. Возрастная динамика распределения ответов подростков о необходимости введения в России различных ограничений по национальному признаку (%)

Данный вопрос сконструирован как продолжение сюжета, касающегося правовой проблематики межнациональных отношений. При этом проявление интолерантных установок, связанных с ограничениями по национальному признаку, фиксируется относительно разных аспектов: образования, профессиональной деятельности, политики, сферы культуры и т д. (варианты ответов с 1-го по 8-й). В этой связи особое значение приобретает вариант ответа №9 — «нет, я считаю, что ограничения по национальному признаку недопустимы», — фиксирующий толерантную позицию. Важно подчеркнуть, что сама конструкция вопроса предусматривает принятие нонконформистской позиции, поскольку предыдущие восемь вариантов явно ориентируют респондента (создают определенное конформное давление) на принятие позиции необходимости введения ограничений по национальному признаку. Данные ответов на этот вопрос приведены в табл. 9.

Как видно из приведенных в таблице результатов, в целом почти треть подростков, несмотря на использование техники давления в направлении принятия интолреантной позиции, считает недопустимыми ограничения по национальному признаку. В то же время, важно обратить внимание на то, что с возрастом явно увеличивается число подростков, ориентированных на введение различного рода ограничений по национальному признаку (рис. 3.)

Окончание в следующем номере

 

 

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Адамчук Дмитрий Владимирович, аспирант и научный сотрудник Центра социологии образования РАО и сотрудник МЦКО, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1325
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1004
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0