Методология постнеклассической психологии и подготовка практических психологов

4901

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Манеров Д.Х., Королева Н.Н., Богдановская И.М. Методология постнеклассической психологии и подготовка практических психологов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 4. С. 56–60. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n4/28919 (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

Современная психологическая наука оказывается «на пересечении» наук о природе и наук о духе, вбирает в себя принципы как объективного, «физического», так и субъективного, гуманитарного познания, совершает переход от жестко детерминированного естественнонаучного знания к диалогичности, рефлексии и описанию целостной и уникальной личности в контексте ее жизненного пути. Одной из базовых тенденций современной психологии выступает поиск новых теоретико­методологических подходов, предполагающих взаимопроникновение методов познания естественных и гуманитарных наук, интеграцию и дополнительность различных объяснительных схем, концепций, моделей психологических феноменов. Фундаментальные проблемы психологической науки, связанные с феноменологией сознания современной личности, природой внутренних механизмов и закономерностей бытия человека в мире, находят свое разрешение в синтезе различных областей гуманитарного знания, взаимопроникновении методов познания различных наук о человеке.

Большинство исследователей (Дружинин, 1997; Розин, 1994; Зинченко, 1993 и др.) определяют современную психологию как мультипарадигмальную науку. К настоящему моменту в психологии сложилось как минимум три ведущих методологических парадигмы — классическая (естественнонаучная), неклассическая (гуманитарная), постнеклассическая (релятивистская). Новая методологическая парадигма, которую можно обозначить как постнеклассическую, конструктивистскую, или релятивистскую, зарождается в психологической науке в конце XX — начале XXI века (Бергер, Лукман, 1995; Gergen, 1997; Harre, 1989 и др.). Методология конструктивизма основывается на идее относительности истинности научного познания, обусловленности теорий и представлений историко-социальным контекстом. Мышление человека формируется посредством интериоризации социального опыта; осмысление социальной действительности обязательно включает в себя историческую ситуацию, в которую погружен исследователь (Янчук, 2005). Исследователь в процессе познания не «открывает истины», а, скорее, конструирует интерпретации мира. При этом ни одна из предложенных интерпретативных моделей не может быть оценена как истинная либо ложная — каждая модель обладает своим объяснительным потенциалом, «диапазоном применимости», успешностью ее использования. Основная задача гуманитарной науки — описывать и интерпретировать феномены человеческой жизни, не претендуя на единственно правильную, «истинную» теорию, осмысляя динамические и развивающиеся системы традиций, представлений, репрезентаций мира. Знания о мире выполняют адаптивную функцию, служат, прежде всего, для структурирования и объяснения опыта, а не для постижения онтологической реальности (Глазерсфельд, 2001).

Проблема активности познающего субъекта и порождения им множества интерпретаций реальности, независимости последующих его состояний от начальных условий его существования, рассматривается в синергетике, или теории диссипативных структур (Пригожин, Стенгерс, 1986; Хакен, 2005; Аршинов, 1997). Реальность, в синергетическом подходе, есть совокупность саморазвивающихся систем, существующих в изменяющихся, нестабильных условиях. Системы характеризуются целостностью, устойчивостью структуры и процессов самоорганизации, нелинейностью. Нелинейность системы означает, что ее поведение в разное время и при различных условиях определяется разными закономерностями. Самораз- вивающиеся нелинейные системы характеризуются множеством стационарных состояний, которые, в зависимости от конкретных условий, могут выступать как устойчивые (равновесные) или неустойчивые (неравновесные). Развитие системы как целостности, приобретение новых системных свойств определяется как прохождение через точки бифуркации — ветвления эволюции, кризисные моменты, в которых совершается выбор дальнейшего пути развития. Таким образом, синергетический подход связан с пониманием потенциальной множественности возможных путей развития, где актуально существующее есть только один из воплотившихся вариантов потенциально возможного (Петренко, 1997).

В отечественной психологии также прослеживаются идеи, связанные с признанием активности познающего субъекта, построением в процессе познания образов-репрезентаций мира. Это концепция культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, проблематика человеческого существования как единства человека и мира у Рубинштейна, концепция образа мира А.Н. Леонтьева, психосеманти­ка сознания В.Ф. Петренко, теория смысловой сферы личности Д.А. Леонтьева. Конструируемость мира в сознании человека постулируется в когнитивных теориях личности, в концепциях квантовой психологии, нарративной психотерапии, нейролингвистическом программировании.

Основными характеристиками постнеклассической науки выступают: признание синтеза рациональных и внерациональных способов постижения истины; определение цели научного познания как конструирование моделей мира, а не открытие истин; признание множественности моделей и концепций описания изучаемой реальности, опосредованность получаемых знаний субъективностью ученого, включенного в сложные социокультурные связи и отношения, повышение значения и роли аксиологических факторов в научном познании, определении предмета научного познания как нелинейных саморазвивающихся систем; использование в естествознании методов гуманитарных наук и стремление к синтезу наук о природе и духе (Степин, 1992; Черникова, 2001; Гусельцева, 2003). Обобщение теоретико-методологических основ современных психолого-философских исследований (Руднев, 2000; Розин, 2001; Леонтьев, 1999; Петренко, 1997; Уилсон, 1999 и др.) позволили нам сформулировать основные методологические принципы, характерные для пост­неклассической психологии:

1.   Принцип генеративности. Сознание человека не столько отражает мир, сколько порождает, конструирует реальность на основе взаимодействия с предметной и социальной средой; поведение и деятельность человека определяется структурой и содержанием индивидуальных и социальных концепций мира.

2.   Принцип релятивизма. Сознание, психика в целом, есть открытая нелинейная саморазвивающа- яся система, активно взаимодействующая со средой; системные процессы не являются жестко детерминированными внутренними либо внешними условиями; как внутренние (структурные и содержательные), так и внешние, функциональные характеристики системы имеют вероятностную опосредованность множеством разнонаправленных факторов.

3.   Принцип нелинейности сознания и развития: сознание полифонично, способно порождать различные модели мира в зависимости от включенности в различные индивидуальные и социокультурные контексты; сознание характеризуется динамичностью, находится в процессе развития, которое характеризуется нелинейностью, многовариантностью путей и способов; нелинейное развитие представляет собой сложный процесс смены равновесных и неравновесных состояний; радикальные изменения в системе происходят в точках бифуркации — моментах неустойчивости, ветвления дальнейших путей развития, выбора одной из возможных альтернатив, определяемых вероятностными законами.

4.   Принцип единства языка и сознания личности: сознание, опосредованное личностными структурами, конструирует модели мира, организует индивидуальный и интерсубъективный опыт с помощью языка; семиотические структуры представляют собой базовые составляющие сознания; сознание функционально тождественно гипертексту как нелинейной знаково­символической репрезентации мира.

5.   Принцип дополнительности: для адекватного описания изучаемой психической реальности необходимо сосуществование множества различных концептуальных моделей; естественнонаучная (объективная) и гуманитарная (субъективная) парадигмы находятся в отношениях дополнительности, отображая психические репрезентации со стороны внешнего наблюдателя или с позиции субъекта; в то же время, в одном исследовании невозможно совмещение данных позиций, одновременное исследование феноменологического и регуляторного аспектов психической деятельности.

Одной из наиболее актуальных проблем постне­классической психологии выступает исследование личностной активности в конструировании, осмыслении, интерпретации бытия и себя в нем. Проблематика личности — центральная в комплексе междисциплинарных проблем человекознания, переданных ХХ веком по наследству в следующий век и тысячелетие. Усложняющийся и дифференцирующийся, информационно насыщенный современный мир предъявляет особые требования к личности. Развитие личности современного человека связано с тем, что его сознание осваивает новые слои реальности, становится планетарным, отражает виртуальные, не связанные с непосредственной жизнедеятельностью продукты культуры, разнообразные тексты-отображения непосредственно не воспринимаемых событий. Этот процесс порождает поливариативность личностного развития, провоцирует индивидуальные вариации, уникальные сочетания свойств. Личность (и ее ядро — самосознание) реализует системообразующую функцию в интеграции различных моделей мира. Самосознающее «Я» становится центром самотождественности личности в ее различных ролях и образах во множестве субъективных миров, «точкой сборки» ответственности в осознании свободы, источника, создателя собственных реальностей.

Представляется, что кардинальные процессы индивидуальных и типовых личностных трансформаций происходят в личности молодого человека в период ранней взрослости, когда психологические функции обладают большей динамикой развития. В этом возрасте интенсивно формируются духовно-нравственная сфера личности, ее мировоззрение, происходит освоение новых и «взрослых» социальных ролей, выстраивается иерархия смыслов жизни. Процессы в самосознании происходят на фоне образования и углубления профессиональных компонентов «Я»-концепции.

Если говорить о специалистах, которые связали свою будущую профессиональную деятельность с психологической наукой, то можно попробовать выделить особое требование, предъявляемое к их личности самой спецификой данной области чело­векознания. Одной из отличительных особенностей успешной деятельности исследователя-психолога является конгруэнтность выдвигаемых целей, задач и функций с его индивидуальными возможностями, потребностями и действиями. В этом процессе будущий психолог раскрывается как целостный феномен со своей неповторимой индивидуальностью, в качестве субъекта деятельности и психологического познания. Однако стремительные и непредсказуемые изменения современной социальной среды приводят к тому, что еще одной глобальной проблемой развития будущего специалиста — практического психолога становится постоянное расширение масштабов личностных изменений, необходимых не только для успешной адаптации и выживания, но и для проявления целенаправленной творческой активности в различных сферах — помогающей, образовательной, управленческой, производственной и др.

Постнеклассическая модель личности специалиста в сфере практической психологии в качестве главного принципа выдвигает взаимодействие, помещенное в поликультурную, коммуникативно-обусловленную социальную практику. Данная модель помещает в центр внимания аспекты коммуникации, которая происходит не только как трансляция информации и манифестация намерения, но как демонстрация смыслов в процессе гибкой диалектики коллективного осмысления социальной действительности, достижения переживания общности или интерсубъективности. С этой точки зрения, одной из наиболее важных характеристик профессиональной позиции практического психолога должна стать толерантность к неопределенности как характеристика индивидуальной саморегуляции в сложных и неоднозначных ситуациях психологической практики, базирующаяся на креативных способностях личности. Эта характеристика личности будущего психолога предполагает способность принимать решения и размышлять над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия; способность испытывать позитивные эмоции в новых, неструктурированных, неоднозначных ситуациях, воспринимая их не как угрожающие, а как такие, которые содержат вызов. Еще один аспект постнеклассического подхода к личности психолога-профессионала связан с его способностью к рефлексии ценностных и смысловых контекстов человека и мира, которая также охватывает особенности профессионального мышления и сознания, самооценки, целеполагания, мотивационной сферы, системы отношений и практических действий. Способность психолога к глубинной, экзистенциальной рефлексии обращенной на самого себя сообщает ему свободу выбора, возможность принятия решений о совершении нравственных поступков, диалогическое понимание социальных ситуаций, соотнесение психологического знания с внутренними критериями развития личности, с представлениями о должном и своем идеальном «Я». Акмеологические инварианты в постнеклассической модели специалиста предполагают постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие профессионально важные качества и индивидуальные особенности. Профессиональные знания, объективно необходимые для успешной деятельности психолога, охватывают сведения о феноменах психологической практики, психологических технологиях реализации функциональных обязанностей, данные обо всех детерминантах, определяющих успешность в достижении желаемых результатов. Полная структура модели личности специалиста включает мотивацион­но-ориентировочное звено, которое можно описать как многоуровневый ансамбль профессионально­личностных компетенций. Так, социально-когнитивные компетенции будущего специалиста обеспечивают ему теоретико-методологическую позицию в понимании основных проблем психологической помощи в современном глобальном информационном пространстве; способствуют эффективному взаимодействию в образовательной информационной среде, предполагающему навыки самостоятельного поиска, критического осмысления и рационального использования информационных ресурсов. В контексте социализации личности когнитивные компетенции связаны с информационной устойчивостью, адаптивностью будущего специалиста к большим массивам многоаспектной информации, умением сохранять во взаимодействии с ней собственную автономную и уникальную позицию, освоением системы социальных ролей, ценностей и целей. Духовно-нравственные компетенции будущего психолога отражают интериоризацию им общечеловеческих гуманистических ценностей, нравственных установок в поведении и социальном взаимодействии. Осмысление будущим специалистом глобальных нравственных проблем человечества связано со стремлением к духовному росту, формированием нравственного самосознания, личностной активности, способности распознавать и успешно противостоять напряженным, кризисным ситуациям. Осмысление социокультурного потенциала России в современном мире является одной из важных компетенций будущего психолога, которая формируется на основе его знаний о содержании, состоянии и проблемах развития современной культуры российской нации и человечества. Эта компетенция помогает осознать роль современной информационной культуры в жизни личности и общества; освоить современные универсалии и ценности культуры, обрести свою систему культурной идентичности. Стратегии профессионализации и профессиональной самореализации личности раскрываются через умение ориентироваться в современных тенденциях рынка труда; осознание и совершенствование профессионально значимых качеств личности; развитие профессионального самосознания и профессиональной направленности личности; умение эффективно использовать глобальные информационные ресурсы в построении карьеры и содержания своей профессиональной деятельности. Владение технологиями эффективной коммуникации в информационном пространстве предполагает умение будущего психолога организовывать социальную коммуникацию в информационном пространстве; способность распознавать и нейтрализовать негативные последствия взаимодействия с информационными средами; продуктивно организовывать различные формы социальной информации для решения профессиональных, социально-политических и личностных проблем. Не менее важны для будущего практического психолога технологии информационного поиска и освоения знаний в информационной среде. Эти технологии направлены на формирование способности применять системные знания в процессе социального взаимодействия в информационных пространствах, связаны со способностью специалиста управлять разнонаправленными и интенсивными информационными потоками в профессиональной деятельности. Овладение стратегиями оптимального поиска и отбора релевантной решаемым задачам информации в информационных средах позволят будущему специалисту приобрести специальные и общенаучные умения, позволяющие продуктивно работать и самостоятельно разрабатывать образовательные информационные ресурсы. Помимо перечисленных профессионально­личностных компетенций постнеклассическая модель личности специалиста включает акмеологические инварианты, которые оказывают влияние на продвижение психолога к собственным профессиональным вершинам именно в этой деятельности. К ним относятся потребность в поддержании устойчивой деятельностной направленности, высокие компенсаторные возможности, психическая восстанавливаемость, способность к многоуровневой рефлексии, достаточный уровень мобильной саморегуляции.

Выбор постнеклассической научно-методологической метафоры позволяет структурировать представления о личности будущего специалиста-психолога, подойти к пониманию его внутренних мотивов, реконструировать коллективный институциональный образ «современного психолога-практика», задать контекст осмысления различных социальных, личностных, научных феноменов, с которыми встречается психологическая наука. Она опосредует видение практическим психологом стратегий достижения вершин профессионализма, раскрывает логику продвижения к профессиональной компетентности. Это видение характеризуется такими уровнями профессионализма, как способность успешно выполнять профессиональную деятельность, подготовленность к стабильному продуктивному труду, творческое овладение исследо­вательско-инновационным стилем профессиональной деятельности.

Подготовка специалиста нового поколения реализуется через интегративный подход к научному, технологическому и методическому обеспечению процесса профессиональной подготовки студентов-психологов, в качестве фундаментальной основы которого выступает развитие инновационной учебно-исследовательской парадигмы. Данная парадигма предполагает интеграцию фундаментальных и прикладных исследований, практической, учебно-методической и воспитательной работы посредством диалогического сотрудничества преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов; внедрения результатов исследований преподавателей в учебный процесс. Данный подход позволяет осуществлять синтез исследовательской и учебной деятельности, объединять отдельные учебные дисциплины в систему целостного психологического знания, интегрировать теоретические знания и технологические умения в научной и практической работе. Его основой выступает система психолого-педагогических принципов, базирующихся на постнеклассической методологии науки:

1.   Принцип полисубъектного подхода к обучению: образовательный процесс имеет диалогический, интерактивный характер, предполагает взаимодействие различных субъектов образовательной среды (администрации, преподавателей различных структурных подразделений, студентов, инженерно-технических работников и т.д.).

2.   Принцип интегративного подхода к изучению психики человека реализуется через создание комплексов учебных дисциплин, характеризующихся тесными межпредметными связями и выступающими как единый учебный модуль.

3.   Принцип дополнительности естественно-научной и гуманитарной парадигм в психологии, идеографического и номотетического исследовательского подходов раскрывается через интеграцию в рамках отдельного исследования феноменологического анализа сложных явлений внутреннего мира, ценностно-смысловой и духовно-нравственной сферы личности, герменевтических и диалогических эмпирических методов и количественного математико-статистического анализа, естественно-научных методов, направленных на выявление общих закономерностей и связей.

4.   Принцип синтеза научно-исследовательской, воспитательной, учебной и практической работы реализуется посредством организации самостоятельной работы, включающей поисковую активность, интеллектуальную инициативу студентов; включения в учебную деятельность студентов как процесса, так и результатов современных исследований по ведущей проблематике современной психологии; создания условий для трансформации информации в личностное знание, интегрированное в профессиональную картину мира личности психолога.

Литература

  1. Аршинов В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.
  3. Глазерсфельд Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4.
  4. Дружинин В.Н.. Экспериментальная психология. — М., ИНФРА-М, 1997.
  5. Зинченко В.П. Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5.
  6. Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М., Смысл, 1999.
  7. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997.
  8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.
  9. Розин В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001.
  10. Руднев В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000.
  11. Степин В.С., — 1992.
  12. Уилсон Р. Квантовая психология. — Киев, «ЯНУС», 1999.
  13. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005.
  14. Черникова И.В. Философия и история науки: Учебное пособие. — Томск, Изд-во НТЛ, 2001.
  15. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. — Минск: АСАР, 2005.
  16. Gergen, K.J. Social psychology as social construction: The emerging vision. In C. McCarty & A.Haslam (Eds.), The message of social psychology: Perspectives on mind in society. — Oxford: Blackwell, 1997.
  17. Harre R. Metaphysics and methodology: Some prescriptions for social psychological research // European journal of social psychology. 1989. Vol. 19. № 5.  

Информация об авторах

Манеров Дмитрий Хайдарович, доктор психологических наук, заведующий кафедрой методов психологического познания РГПУ им. А. И. Герцена, Россия

Королева Наталья Николаевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой методов психологического познания, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: korolevanatalya@mail.ru

Богдановская Ирина Марковна, кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: biggi66@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1231
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 4901
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4