Вестник практической психологии образования
2008. Том 5. № 2. С. 122–126
ISSN: 2658-3100 (online)
«Педагогический звездопад». Программа повышения психологической компетентности педагогов (часть 3)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Беспалова В.Г., Мотина И.В., Овчинникова Е.В. «Педагогический звездопад». Программа повышения психологической компетентности педагогов (часть 3) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 2. С. 122–126. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n2/28640 (дата обращения: 13.11.2024)
Полный текст
Окончание. Начало программы в № 4 за 2007 год и № 1 за 2008 год.
Занятие № 5
Тема: «Потребности и возможности»
Требование к проведению занятия: обязательное присутствие педагогов-психологов образовательных учреждений.
Цель: Проектирование психолого-педагогической деятельности в ОУ по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Переход от профессионального обучения к профессиональной деятельности. Оценка произведенной работы за время действия педагогической студии.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент — объявление темы и цели занятия
Ведущий: Уважаемые коллеги! В школах существует реальная потребность в сохранении здоровья педагогов, поддержания их профессионализма. Это возможно, если в образовательном учреждении будет произведена работа, направленная на профилактику и устранение профессионального выгорания педагогов. Большое место в этой деятельности отводится самим педагогам, при этом психолог выступает как консультант и помощник.
Поэтому сегодня мы — педагоги и психологи — попробуем спроектировать совместную деятельность в образовательном учреждении по профилактике и устранению профессионального выгорания.
Цель: осознание своих личных ресурсов (возможностей).
Инструкция:
1. На бланке с названием «Блокнот» на каждый час назначьте встречу с другим членам группы.
Ведущий называет в случайном порядке то или иное время, а участники подходят к тому коллеге, с которым назначена встреча.
Затем ведущий определяет тему для разговора, и участникам дается задание обменяться мнением или знаниями по этому вопросу. Время на разговор 1-2 мин.
Темы для обсуждения:
• Самое раннее воспоминание о детстве
• Кем Вы хотели стать, когда учились в начальной школе?
• Самый лучший день вашей жизни
• От чего Вы получаете больше всего удовольствия?
• Назовите одно свое качество, которое больше всего нравится другим людям, и одно качество, которое меньше всего нравится им.
• Что Вы ожидаете от тренинга?
• Чем бы Вам хотелось заниматься через пять лет?
• На какое животное Вы считаете себя похожим и почему?
Бланк «Ежедневника»
Вопросы для обсуждения по кругу:
- Подумайте и скажите, что вам больше всего запомнилось из всех встреч?
- Может кто-то, чем-то вас удивил? Почему?
II. ОСНОВНОЙ БЛОК
1. Выступление ведущего «Планирование и разработка проектов»
На экране высвечивается весь необходимый теоретический материал по написанию проектов. Ведущий поясняет, комментирует, (см. Приложение I)
2. Упражнение «Проект и стратегии его реализации»
Цель: планирование совместной деятельности психологов и педагогов образовательного учреждения по профилактике профессионального выгорания педагогов в новом учебном году.
Группа делится на три подгруппы:
3- я подгруппа — три человека, играющие роли «скептика», «реалиста», «оптимиста».
Цель 1-й подгруппы: что могут сделать психологи по выбранной проблеме в новом учебном году?
Цель 2-й подгруппы: чего хотят педагоги от психологов по решению проблемы?
Цель 3-й группы: проанализировать проекты, выявить достоинства, недостатки, внести свои предложения и коррективы.
Участникам выдаются маркеры и ватман. Время работы 30-40 мин.
Задание:
1. Опишите, какие мероприятия вы планируете в ходе проекта.
2. Продумайте смысл каждого мероприятия.
4. Какие вам необходимы для реализации мероприятий ресурсы (температура, деньги и т.п.)?
5. Цель мероприятий и ожидаемый результат.
Результаты работы подгрупп представляются в виде таблицы (см. Табл. 1).
После презентаций проектов в работу включается 3-я группа.
Подведение итогов: каждому участнику дается два липких блока, для того чтобы отмечать, какие методы, формы, мероприятия больше всего понравились в проекте
Ведущий подводит итог, исходя из выявленных реальных потребностей педагогов и возможностей психологов образовательных учреждений по выбранной для обсуждения проблеме.
III БЛОК. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель: рефлексия
1. Упражнение «Могу. Хочу. Надо» (см. «Вестник практической психологии образования № 4, 2007 г)
Подведение итогов: вывешиваются листы с пожеланиями педагогов, сделанных на первом занятии. Участники анализируют их выполнение, высказываясь по кругу.
Ведущий подводит итоги.
Прощание.
№ |
Проведение мероприятий |
Содержание мероприятия |
Риск |
Необходимые ресурсы |
Цель |
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Техника «Коллективный рисунок». Все участники молча, не сговариваясь, одновременно рисуют на листе ватмана «Нашу педагогическую студию». Рисунок вывешивается на обозрение. Каждый участник по кругу проговаривает свои впечатления о работе в педагогической студии, высказывает пожелания группе.
Ведущий заканчивает работу педагогической студией метафорой: «Все в твоих руках».
«На высокой в горе жил мудрый Мудрец. И каждый день к нему приходили ученики за советом, несмотря на то, что путь к Мудрецу был нелегким. А под горой жил завистливый Завистник. К нему никто не шел за советом, хотя добраться до него было просто. И тогда завистливый Завистник решил отомстить мудрому Мудрецу и решил сделать так: «Поймаю я бабочку и сожму ее в руке, поднимусь к Мудрецу и задам ему вопрос: «Скажи, какая бабочка у меня в руках, мертвая или живая?». Если он скажет, что живая, то я ее незаметно прижму, и она станет мертвой. А если он скажет, что она мертвая, я разожму ладонь, и она полетит. И все вокруг увидят, что он не мудрый Мудрец». Завистливый Завистник поймал бабочку и проделал путь, как и все остальные, поднялся в гору к мудрому Мудрецу и задал ему свой вопрос: «Скажи, какая бабочка у меня в руках, мертвая или живая?»
Мудрый Мудрец помолчав, подумав, ответил ему так: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».
Критерии оценки эффективности и описание результативности работы:
1. Рефлексия участников в конце каждого занятия.
2. Наблюдение руководителя педагогической студии за поведением участков студии по критериям: невербальное поведение (поза, интонация, дистанция в общении); сотрудничество с участниками студии, вербализация проблемных состояний и ситуаций в педагогической деятельности.
3. Заполнение анкеты «Ваше мнение» (Приложение II).
4. Самодиагностика участников студии на каждом занятии.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Нисходящие стрелки показывают логическую последовательность формулирования частей проекта. Восходящие - последовательность его осуществления.
Компоненты проекта |
Объективные свидетельства (показатели, обоснования) |
Внешние условия (факторы. предпосылки. |
Постановка проблемы 1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта? 2. Почему решение данной проблемы - приоритетная задача? |
Какие источники информации, помимо самого заявителя, свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить? |
1. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы: • выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели; • достижение запланированных результатов приводило бы к выполнению задач |
Цель 1. Какова цель, на движение к которой направлена деятельность в рамках проекта? Как она связана с решением поставленной задачи? 2. Кто выиграет в результате продвижения к цели? Как действия, предусмотренные проектом, изменяют существующую ситуацию? |
1. Каковы средства проверки продвижения к цели? 2. Каким образом проверяющие организации/ лица смогут убедиться, что проект вносит ожидаемый вклад в продвижение к цели? 3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих измерять степень продвижения к цели? |
|
Задачи и ожидаемые результаты 1. Какой конкретный эффект должен быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет завершен, то какого конкретного улучшения или изменения следует ожидать в окружающей среде, положении данной группы населения и Т.Д.? 2. Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей? |
1. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что проект выполнил поставленную задачу? 2. Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту’? |
|
3. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач? |
3. Í 1редусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ? |
АНКЕТА «ВАШЕ МНЕНИЕ»
Дата___________________________________
Должность_______________________________
Стаж педагогической деятельности
1. Знакомы ли вы с проблемой профессионального выгорания педагогов?
2. Профессиональное выгорание — это:
3. Испытываете ли вы профессиональное выгорание?
5. Какими способами профилактики профессионального выгорания вы лично пользуетесь? Укажите наиболее эффективные.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 893
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 566
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0