Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 2. С. 96–104
ISSN: 2658-3100 (online)
Работа с родителями подростков (материалы к проведению родительских собраний в средней школе) (окончание)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Для цитаты: Прихожан А.М. Работа с родителями подростков (материалы к проведению родительских собраний в средней школе) (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 2. С. 96–104. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n2/28233 (дата обращения: 16.11.2024)
Полный текст
Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №4 за 2008 год и №1 за 2009 год.
ВОСЬМОЙ КЛАСС
Функциональные возможности и состояния.
Развитие моторной и речевой сфер
Пубертатный период — время ускорения физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенностью этого периода является интенсивность и неравномерность развития и роста организма («пубертатный скачок»), что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация). С фактом полового созревания связано то, что подростковый возраст является периодом дебюта ряда серьезных заболеваний, в том числе и психических. Особое внимание следует обратить на возраст 13 лет — время, когда у девочек заканчивается первая фаза пубертатного развития (11—13 лет) и начинается вторая (13—15 лет), а у мальчиков бурно начинается первая фаза пубертатного развития, которая продолжается примерно с 13 до 15 лет.
Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения — все это отражается на функциональных состояниях подростка. Это период повышенной активности, значительного роста энергии. Но в этот период наблюдается повышенная утомляемость, некоторое снижение работоспособности ребенка. Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомления, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости, еще не может не только проконтролировать, но и понять.
Несмотря на значительные индивидуальные различия, в целом можно сказать, что в это время увеличивается количество обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми (причем в последнее время эти ссоры часто проходят в гораздо более грубой и резкой форме, чем раньше). Дети проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью. Процесс полового созревания способствует еще большему возрастанию импульсивности, частой смене настроений подростка, воздействует на остроту восприятия им «обид» со стороны других людей, а также на форму выражения обид и протеста.
Обидчивость, плач без какой-либо видимой (часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроений наиболее характерны для девочек. Особенно это обостряется в дни менструаций. У мальчиков возрастает двигательная активность, они становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими. У многих школьников в этот период наблюдаются частичные нарушения координации и точности движений, они становятся «неуклюжими», «неловкими».
В 13—14 лет нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и ее падений, вплоть до полного внешнего изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, свидетельствуя о повышенной утомляемости. Снижается работоспособность и продуктивность. Резко увеличивается количество ошибочных действий, у мальчиков это происходит в 13—14 лет, у девочек «пик ошибок» отмечается в 12 лет.
Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий наступает примерно через 40—50 минут, то у подростков оно наблюдается уже через 8—10 минут (Леонова А.Б., 1990).
С повышенной утомляемостью связано явление специфической «подростковой лени». Часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо, постоянно стремится на что-нибудь опереться, а объясняет это тем, что у него «нет сил». Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость. При таких жалобах следует рекомендовать родителям давать подростку отсроченные поручения, чтобы он сам определял время их выполнения, а также обучать ребенка восстанавливать физические силы, разъяснять важность усилия над собой и знакомить его со способами осуществления этого усилия. Эффективно проведение психологического тренинга регуляции состояний. Вместе с тем, психолог должен объяснять родителям и педагогам причины такой «лени», советуя им иногда давать подростку возможность полежать подольше. Важной стороной работы психолога является дифференциации случаев подобной «лени» от сходных по формам выражения проявлений эмоциональных расстройств, прежде всего депрессии.
Реакции подростка часто не соответствуют силе и значимости ситуации. Обобщая совершенно разные и объективно далекие друг от друга события и явления, он реагирует на них одинаково, что внешне проявляется в необъяснимом безразличии подростка к значимым для него вещам и в бурной реакции по малозначительным поводам.
Происходящие в моторной сфере изменения: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменение пропорций тела, — приводят к временным нарушениям координации: подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают. Поскольку такие явления часто совпадают со вспышками негативизма подростка, снижающими или блокирующими возможности его самоконтроля, то создается впечатление, что в подобных разрушениях наличествует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы.
С нарушением двигательного контроля бывают связаны и тяжелые последствия подростковых драк. Школьник, не привыкший еще к новым, увеличившимся размерам своего тела и оценивая возможности управления им на основании своего прежнего опыта, неправильно рассчитывает силу удара и может нанести другому подростку травму.
Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы «глаз—рука» и ее построение на новом уровне нередко ведет к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании.
Процесс созревания влияет и на развитие речи. Это особенно ярко проявляется у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической «глагольной речи». С этим связаны также определенные трудности письменной речи, чаще встречающиеся, опять же, у мальчиков. В отрочестве девочки, как правило, лучше выражают свои мысли в письменной форме, чем мальчики. В дальнейшем, после 14—15 лет, мальчики не только догоняют в этом отношении девочек, но часто и опережают их. В связи с особенностями развития речевой сферы подростки часто замедленно реагируют на то, что им говорят. Следствием этого являются жалобы учителя на непонимание подростками объяснений, на то, что «им надо двести раз все повторять».
Описанные выше особенности развития моторной и речевой сферы требуют особого внимания к этим областям педагогов и психологов. Следует помнить, что подростки очень переживают собственную «неуклюжесть» и «косноязычие» и повышенно чувствительны как к насмешкам по этому поводу, так и к оказываемой помощи. Поэтому необходимы специальные занятия по развитию моторики, устной и письменной речи подростка.
Подростковый возраст — период активного формирования и развития многих функций. Например, это наиболее благоприятное время для овладения рядом сложных движений, важных для спорта, трудовой деятельности. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом. Поэтому рекомендации психолога должны быть направлены на активное развитие и формирование психологических структур и функций у подростка.
Все сказанное выше важно учитывать при организации психологической работы с подростком. Если неправильно выбрать время, не учитывать функциональное состояние школьников, могут возникнуть значительные диагностические ошибки. Например, трудности выполнения ряда тестов или коррекционных заданий бывают связаны с вызываемыми ими состояниями монотонии, плохо переносимой подростками. При использовании некоторых диагностических приемов, в частности, метода свободных описаний, незаконченных предложений необходимо иметь в виду особенности развития речевой сферы и влияния на них существующих половых различий детей.
Проблема внешности
Эта проблема — одна из самых важных и болезненных для подростка. Чаще всего он своей внешностью недоволен. Об этом прекрасно пишет рок- музыкант Ди Снайдер, книгу которого можно рекомендовать не только самим подросткам, но и их родителям, учителям и практическим психологам: «Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у зеркала. Какой еще подарочек преподнесла тебе мать-природа сегодня? Тело и лицо, к которым ты уже притерпелся, вдруг начинают изменяться с чудовищной скоростью. Порой ты уверен, что мать-природа — настоящая садистка, потому что иначе она не влепила бы тебе на лоб этот прыщ, его же видно за сто километров, это же вообще не прыщ, это рог растет».
Подлинные или мнимые недостатки внешности: неуклюжесть, избыточный вес, слишком короткий или слишком длинный рост, прыщи и т. п., — все это основания для очень тяжелых переживаний подростков. Особенно тяжелы они потому, что детям кажется, что так будет всегда, что эти недостатки будут сопровождать их теперь всю жизнь. Внешность — чрезвычайно значимая часть «Я», она всегда открыта для окружающих, и подросток постоянно ждет с их стороны ее отрицательной оценки. С этим моментом связана особая подростковая застенчивость. Она проявляется, в частности, в отношении к занятиям физкультурой, особенно заметно у девочек. Даже когда в школе существует два спортивных зала и занятия для мальчиков и для девочек ведутся раздельно, уроки физкультуры нередко оказываются источником отрицательных переживаний для подростка. Ведь сравнение себя с другими — основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен.
Внешность сверстников и собственная внешность в глазах подростка имеют очень большое значение. Это характерно практически для всех категорий подростков и подростковых групп. Внешность должна жестко соответствовать неким нормам, эталонам, принятым в той или иной группе, а чаще среди подростков в целом. Наиболее важны для подростка признаки развития тела по женскому и мужскому типу. Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников и, главное, несовпадение с эталонами подростковой группы (с этим в той или иной степени сталкивается большинство подростков) имеет громадное значение для самооценки подростков. Представления о собственной внешности нередко служат причиной самых неожиданных поступков, причем часто без специального анализа эту связь обнаружить очень трудно. Сильные отклонения в физическом развитии от некоего бытующего среди подростков «стандарта» объективно относятся к факторам риска. Так, согласно данным психолога Е.Т. Соколовой, такие подростки более, чем их благополучные сверстники, подвержены неблагоприятным влияниям, у них чаще формируется отрицательная самооценка, негативная Я-концеп- ция, отмечается большая зависимость от окружения в формах подчинения ему или бунта против него.
Напряженность и аффективная значимость проблем внешности, полового созревания вызывают у подростков стремление говорить на эти темы с окружающими. Однако ощущение подростком собственной уязвимости, боязнь проявить себя маленьким, наивным, стать объектом насмешек со стороны сверстников приводят к тому, что обсуждение этих тем среди подростков проходит в повышенно грубой форме, с использованием анекдотов с сексуальной проблематикой. Очень часто это — специфические «детские» сексуальные анекдоты, где предметом шутки становятся названия половых органов, их величина и т. п. (Они приходят на смену распространенным в младших возрастах шуткам, посвященным отправлениям человеческого организма.) Такие анекдоты и шутки часто пугают взрослых, заставляя их говорить о распущенности современных детей.
Взрослые часто обращаются к психологу, если замечают, например, в раздевалке перед уроками физкультуры, в лагере и других местах подростков, стремящихся сравнить, измерить признаки своего полового созревания. Чаще всего такие жалобы касаются мальчиков, хотя девочки бывают ничуть не меньше озабочены (например, размерами груди). Психологу важно объяснить взрослым, что это достаточно обычное для этого возраста явление, что в процессе такого сравнения подросток постепенно осваивает свой новый физический облик.
Сексуальное развитие
В последнее время приходится часто сталкиваться с волнениями родителей и педагогов по поводу того, что дети слишком открыто и много говорят на сексуальные темы. Подростки действительно много думают и говорят о сексуальных проблемах. На наших глазах происходит определенное «разоблачение» указанных тем, снятие запретов, табу. Современные школьники по телевизору, видеомагнитофону, в кино видят немало сцен, которые в открытой или скрытой форме несут сексуальное содержание. С детьми необходимо разговаривать по этому поводу, причем начинать такие разговоры надо, не дожидаясь наступления подросткового периода. Работники служб «Телефон доверия» отмечают, что по вопросам секса к ним обращаются дети 10 и даже 8—9 лет. Для подростков же половые проблемы приобретают особую остроту. Поэтому в это время родители обязательно должны разговаривать с ними на эти темы. Школьник должен научиться смотреть на эту сферу как на важную составляющую счастливой жизни человека.
За демонстративными рассказами подростков о собственном сексуальном опыте часто скрывается переживание неуверенности в этой сфере. Особенно следует обратить внимание на случаи, когда подобный опыт прямо или косвенно демонстрируется подростком взрослому. Это обычно является проявлением двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, стремлением доказать свою взрослость, «шокировать» взрослого, с другой — привычным ожиданием и даже требованием помощи от взрослого.
Желание получить помощь скрывается и за звонками подростков в службу «Телефон доверия». Дети хотят в беседе с внимательным и понимающим взрослым обсудить свои, пусть вымышленные, сексуальные проблемы. Если такая помощь не оказывается, то это может привести к печальным последствиям. За случаями, когда подросток намеренно придумывает истории о своем сексуальном опыте, пытаясь таким способом утвердить свою взрослость, обычно скрываются трудности самоутверждения. Следует отметить, что среди школьников подобные ситуации довольно широко распространены и, конечно, не требуют вмешательства со стороны взрослых. Однако если такие рассказы повторяются, то это может свидетельствовать о наличии трудностей и проблем у подростка, о комплексе неполноценности в этой сфере, неудовлетворительных отношениях со сверстниками и невозможности утвердить себя другим путем. В этом случае помощь родителей должна быть направлена на выявление в тактичной форме проблем ребенка, на нормализацию его самооценки и отношений со сверстниками.
Жалобы взрослых по поводу раннего сексуального поведения подростков, прежде всего девочек (хотя в последнее время и по поводу мальчиков), очень распространены. Обычно эти жалобы касаются контактов девочек со старшими мальчиками и даже взрослыми людьми. Вызывают опасение игры, включающие телесный контакт (например, ласкаясь, к матери, девочки раздражают эрогенные зоны — целуют в губы, в сосок груди и т. п.), а также демонстративность поведения, склонность к усиленному подчеркиванию своих женских достоинств и т. п. Сложность этих случаев связана с тем, что внешняя картина поведения часто не дает возможности понять, имеет ли место недостаточно осознанное поведение, связанное с ранним половым созреванием, или проявление раннего сексуального опыта. Проблема часто усугубляется еще тем, что интерпретация поведения, даваемая взрослым, нередко как бы толкает подростка к тем или иным поступкам, задавая содержание первоначально недостаточно осознанным влечениям. Бывают случаи, когда взрослые буквально «толкают» девочку на путь детской проституции тем, что постоянно твердят ей, что она развратная, что ей дорога только на панель и т. п. Интерпретации взрослых могут также вызвать депрессию у подростка, переживание собственной испорченности, неуверенность в себе и т. п. Более того, наказания, тем более физические, к которым иногда прибегают в таких случаях, могут не затормозить, а усилить нежелательные проявления.
Очень сложны случаи, когда подросток сам как бы не осознает или не полностью осознает сексуальную окрашенность своего поведения. Таким образом проявляется раннее половое созревание, когда биологический возраст подростка существенно опережает его психологический и культурно-педагогический возраст. Именно такие подростки, как правило, достаточно охотно обсуждают свои проблемы с чутким, внимательным, понимающим взрослым собеседником. Этим подросткам обычно рекомендуют такие занятия, где они могли бы демонстрировать себя, свои внешние особенности и, вместе с тем, разряжать свою энергию. Это занятия разными видами спорта, танцы, сценическое искусство, в том числе искусство пантомимы, и т. п. Не менее важно при этом помочь подростку понять, что с ним происходит, и найти разумные, правильные формы поведения.
Когда же речь идет о раннем сексуальном опыте, в том числе и о раннем материнстве и отцовстве, то большое значение приобретает отношение подростка к случившемуся, его переживание этой ситуации. Важно также, как на это реагируют родители подростков, готовы ли они оказать им помощь. Встречаются случаи, когда на путь проституции девочку ориентируют родители, видя в этом способ зарабатывать деньги, в том числе и для семьи. Важна и реакция педагогов.
Связано ли стремление подростка к раннему половому опыту с интенсивностью полового влечения, повышенной чувственностью? Или причины этого сугубо психологические? Может быть, дело в «испорченности» подростков, связанной с влиянием видео, телевидения и пр.? Ответы на эти вопросы у разных психологов различны. Причины каждого случая очень индивидуальны. Но, с моей точки зрения, точную и тонкую характеристику причин этого явления дала известный отечественный психолог Л.И. Божович: «В этот период впервые появляется и становится предметом осознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность — половое влечение. Безусловно, депривация (неудовлетворение. — А.П.) этого влечения может фрустрировать подростка и тем самым объяснять некоторые особенности его самочувствия и поведения. Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение так же, как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер. Как, например, потребность в раздражителях, необходимых для развития мозговых систем, сначала становится потребностью во внешних впечатлениях, а потом в активной познавательной деятельности, так же и половое влечение в ходе своего развития приобретает форму человеческой любви. Возникая в пубертатный период, оно входит в структуру уже существующих у подростка психологических новообразований (разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок), формируя вместе с ними такого рода отношение к другому полу, в котором половое влечение не занимает доминирующего положения» (Божович Л.И., 2008). Доминирующее положение, таким образом, оно начинает занимать в случае отсутствия сильных конкурирующих потребностей и мотивов.
Еще один вопрос, которого следует коснуться, это просмотр школьниками этого возраста (чаще мальчиками) порнографических или полупорнографичес- ких фильмов, посещение порнографических сайтов в Интернете и т. п. Опыт показывает, что запрещения в этом случае не достигают цели, а напротив, часто ведут к усилению подобного поведения. Хотя ситуативный интерес к подобным фильмам и изданиям проявляют многие, устойчивое увлечение ими отмечается чаще всего у тех подростков, которые имеют проблемы в этой сфере, у которых нет доступа к нормальным источникам получения подобной информации. В случае ситуативных проявлений подобного интереса наиболее эффективны следующие варианты поведения родителей. Они могут проявить «ноль реакции» в тех случаях, когда школьник сам не заводит с ними разговор на эти темы. Если же подросток начинает подобный разговор, нужно спокойно, «без ажиотажа» и излишнего эмоционального накала серьезно побеседовать с ним. В тех случаях, когда подросток проявляет и тем более активно демонстрирует взрослым устойчивый интерес к такого рода кино-, теле- и печатной продукции, взрослым важно обратить внимание на его сексуальные проблемы и помочь ему разобраться в них. При этом надо укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить его представления о себе, подсказать, как можно улучшить отношения со сверстниками своего и противоположного пола. Большое значение имеют разговоры подростка со взрослым своего пола о смысле порнографической продукции.
В заключение можно сказать, что главная задача взрослых в этот период — добиться того, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы.
Полезно предложить родителям заполнить и самим проанализировать анкету, которая поможет им выявить дисциплинарные и эмоциональные проблемы поведения подростков. Эта анкета была опубликована в книге «Эмоциональное здоровье вашего ребенка» (М., 1996).
Выступления психолога на родительских собраниях побуждает многих родителей обратиться к нему по поводу конкретных проблем их детей. Психолог, раскрывая особенности каждого возраста и, в частности, подросткового, обращает внимание на трудности, с которыми сталкивается большинство родителей, и тем самым снимает у них чувство уникальности собственных проблем и освобождает их от представлений о себе как о «плохом» родителе.
Индивидуальное консультирование
Индивидуальное консультирование родителей подростков по поводу их проблем в целом не отличается от консультирования родителей детей других возрастов. Однако оно имеет некоторые специфичные моменты, которые важно учитывать
Во время таких консультаций психолог должен не просто познакомить родителей с возрастными особенностями подростка, но и найти проявление этих особенностей в тех поступках ребенка, о которых ему рассказывает родитель. При этом надо быть осторожным и не впасть в своеобразный «возрастоцент- ризм», когда все проблемы школьника объясняются подростковым кризисом. Такой подход является глубоко ошибочным по существу, никакая серьезная проблема подростка не может быть объяснена только его возрастными особенностями, они могут лишь в той или иной мере способствовать ее возникновению, придать ей определенное направление. Вышеупомянутый подход нередко ведет к пассивности родителей («надо подождать, и все само собой уладится», «я напрасно волновался») или переживанию ими собственной беспомощности («все равно ничего сделать я не могу»). И в том, и в другом случае работа с психологом представляется ненужной, и родитель уклоняется от нее. Это существенно затрудняет деятельность по оказанию помощи подростку, которая может полноценно осуществляться только в контакте психолога с родителями. Поэтому, знакомя родителей с возрастными особенностями подростка, надо обратить особое внимание на то, как влияют проблемы подростка на его поведение, успеваемость и пр.
АНКЕТА «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ»
Инструкция. Заполните первую часть анкеты «Дисциплинарные проблемы», оценивая каждую проблему в баллах от 1 до 5 (5 — максимальное проявление проблемы).
Примечание: часть перечисленных проблем повторяется в некоторых ситуациях.
Затем заполните вторую часть анкеты «Эмоциональные нарушения», оценивая каждое нарушение таким же способом.
Затем выделите все проблемы из первой части анкеты и все нарушения из второй части, оцененные Вами в 4 и 5 баллов. Постарайтесь выявить причинно-следственную связь между перечисленными пунктами первой и второй частей. Если у вас получилось 10 и более пунктов, имеющих оценку 4 или 5 в какой-либо части анкеты, то ваш ребенок, возможно, имеет серьезные эмоциональные проблемы. В таком случае обратитесь за консультацией к специалисту.
Первая часть
Дисциплинарные проблемы
№ |
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
Оценка (балл) |
||||
1 |
Не подчиняется правилам |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Не сотрудничает с братьями (сестрами) в играх |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Не сотрудничает с ровесниками в играх |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Создает беспокойство, когда рядом взрослые |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Третирует ровесников или брата (сестру) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Пререкается с родителями |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Пререкается с другими взрослыми |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
Ломает имущество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
Лжет или отказывается говорить правду |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
Ворует |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
Не убирает за собой |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
Затевает ссоры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13 |
Употребляет оскорбительные слова |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14 |
Проявляет физическую агрессию по отношению к другим |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15 |
Выражает нежелание или негодование в ответ на просьбу что-либо сделать |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
16 |
Отказывается делать что-либо по просьбе |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
17 |
После согласия сделать что-либо не может это выполнить |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
18 |
Вину за собственные поступки возлагает на других |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
19 |
Нарушает покой, порядок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
20 |
Ввязывается в драки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вторая часть
Эмоциональные нарушения
№ |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ |
Оценка (балл) |
||||
1 |
Чувствует обиду |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Ведет себя застенчиво |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Ведет себя агрессивно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Проявляет беспокойство |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Пугается |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Проявляет рассеянность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Проявляет нетерпение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
Реагирует чрезмерно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
Испытывает значительные колебания настроения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
Испытывает неудовлетворенность от деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
Относится к родителям как к собственности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
Избегает родителей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13 |
Избегает брата (сестру) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14 |
Избегает всех ровесников |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15 |
Избегает определенного ровесника |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
16 |
Проявляет разочарование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
17 |
Проявляет скуку |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
18 |
Не поддерживает длительные отношения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
19 |
Проявляет враждебность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
20 |
Печалится |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Обычно психолог встречается с родителями лишь два раза: первый раз — когда они приходят с соответствующими жалобами на подростка, второй раз — после проведения диагностической работы, когда он знакомит их с планом своей работы и дает им рекомендации. Значительно реже они встречаются третий раз — по завершении работы, когда цель, поставленная психологом и родителями, скорректированная и принятая подростком, в той или иной степени достигнута. Однако во многих случаях этого недостаточно. Проблемы ребенка любого возраста, в том числе подросткового и раннего юношеского, в значительной степени коренятся в семье. Школьный психолог не занимается семейной терапией, но при желании родителей он может помочь им в решении их родительских проблем. Здесь важно обратить внимание родителей на их значение в жизни подростка, на то, что хотя он всячески стремится демонстрировать им свою самостоятельность и независимость, ему, как и прежде, необходима помощь, поддержка и вера в него родителей. Нужно объяснить, что ссоры и конфликты по разным, часто мелким, поводам ухудшают атмосферу в семье, мешают доверительным отношениям подростка и родителей. Ситуация может усугубляться тем, что дети подросткового возраста начинают сопротивляться открытому выражению чувств (объятиям, поцелуям, ласковым словам и т. д.), а других форм выражения любви ко взрослым у них нет. Родители тоже начинают чувствовать определенную неловкость, выражая свою любовь к выросшему сыну или дочери в старых формах, и часто не знают, как это сделать по-другому. Таким образом, и у тех, и у других отсутствуют средства выражения актуальной потребности, что само по себе создает некоторое напряжение. Но главное, что и родители, и дети начинают в какой-то степени сомневаться в любви друг друга (чему в немалой степени способствуют конфликты) и одновременно испытывать в связи с этим чувство вины. Психологу необходимо объяснять подросткам и взрослым, что проявления детско-родительской любви закономерно меняют свои формы по мере взросления детей. Наиболее эффективно в этом плане знакомство подростков с различными способами и средствами выражения эмоционального отношения в общении у взрослых и детей, близких и посторонних людей и т. п. Важно также подростка научить правильно и разнообразно выражать свои эмоции, а родителей — понимать эмоциональные состояния своего ребенка. Психолог может помочь родителям осознать стереотипы собственного поведения, препятствующие нормальным взаимоотношениям с подростком, а иногда даже являющиеся причиной проблем подростка, и разработать новые, соответствующие возрасту ребенка способы взаимодействия с ним. Но все это можно сделать лишь при согласии родителей, их желании изменить свои отношения с ребенком.
Важным моментом в работе с родителями является выбор правильного стиля общения. Профессионализм психолога проявляется не столько в способности провести беседу в доброжелательной форме, сколько в умении раскрыть родителям результаты диагностической работы с подростком, дать верный анализ их семейной ситуации. Ни в коем случае нельзя выступать в роли обвинителя, пусть даже очень доброжелательного. Представляя любые результаты, психолог должен делать акцент на сильных сторонах, показывать возможности развития, позитивных изменений. Вся негативная информация должна рассматриваться в контексте развития — чем она может мешать, препятствовать реализации потенций подростка и семьи в целом.
Часто родители приходят к психологу тайком от подростка, поскольку он запрещает им ходить в школу и тем более к психологу. В таких случаях возможны разные подходы, однако мы считаем необходимым предложить родителям рассказать подростку о том, что они обратились к психологу, и объяснить, почему они это сделали. Если же психолог стремится сохранить тайну и начинает работу с подростком под каким-либо иным предлогом, то последствия этого весьма негативны. Правда все равно так или иначе раскрывается (часто самими родителями, которые в процессе очередной ссоры восклицают: «Мы даже к психологу обратились, а все безрезультатно!»), но при этом серьезно нарушаются отношения подростка с родителями, и становится практически невозможным его продуктивный контакт с психологом. Причем нередко отношения с психологом ухудшаются не только у этого подростка, но и у его одноклассников, поскольку психолог становится для них человеком, который способен тайно действовать «за их спиной», по сути, обманывать их.
Помимо индивидуальных консультаций, возможны и групповые формы работы с родителями, прежде всего, с родителями, дети которых имеют сходные проблемы. Наиболее распространены группы взаимной поддержки родителей детей-наркоманов, однако полезно создание аналогичных групп и в менее сложных случаях.
Все это возможно, если родители идут в школу, обращаются к психологу. Однако многие родители подростков вообще не ходят в школу, не только к психологу, но и к учителям. Возникает вопрос, следует ли психологу вызывать родителей для беседы. В принципе, это возможно, но опыт показывает, что такая беседа требует особого профессионального мастерства. Однако и в этих случаях она очень часто оказывается бесполезной, а нередко даже настраивает семью против психолога.
Значительные трудности возникают в работе психолога с неблагополучными семьями, родителями- алкоголиками, наркоманами и т. п. С нашей точки зрения, в таких случаях целесообразно работать с самим подростком, уделив особое внимание его умению решать свои проблемы, справляться с трудными ситуациями. Такие подростки обычно избегают говорить о своей семье, по крайней мере, в начале работы. Это желание следует уважать.
Литература
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб, 2008.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. — Т. 4. — М., 1984. — С. 5—268.
- Джинотт Х. Дж. Между родителем и подростком. — М., 2000.
- Дольто Ф. На стороне подростка. — СПб, 2007.
- Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. — Дубна, 2001.
- Понтон Л. Сексуальная жизнь подростков. — М., 2001.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб, 2007.
- Психология подростка: полное руководство / Под общ. ред. А.А. Реана. — СПб, 2003.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб, 2000.
- Раттер М. Помощь трудным детям. — СПб, 2000.
- Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. — М., 2005.
- Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. — М., 2000.
- Соcова Н.Л. В пятый класс — в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10—11 лет. — СПб, 2001.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М., 1989.
- Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии, 1998, №3.
- Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. — М., 2005.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 2004.
- Эмоциональное здоровье вашего ребенка. — М., 1996.
- Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1480
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 3094
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 2