Младший школьный возраст как основа формирования учебной активности ребенка (окончание)

1213

Аннотация

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №2 за 2009 год.

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Для цитаты: Хухлаева О.В. Младший школьный возраст как основа формирования учебной активности ребенка (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 45–49. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27596 (дата обращения: 19.11.2024)

Полный текст

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №2 за 2009 год.

Учебная активность ребенка в ситуации неуспеха

Как мы уже говорили ранее, в младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная активность. Ее предпосылкой можно назвать появление у него позиции ученика, а основным условием — возможность достигать учебных успехов.

А что произойдет, если ребенок с трудом будет осваивать позицию ученика или по каким-то причинам будет обречен на частый неуспех? Наиболее часто в такой ситуации наблюдается «уход в слабость», т. е. ребенок будет часто болеть или лениться. В нашей культуре быть больным и ленивым довольно привлекательно. Больной человек вызывает всеобщую жалость, а ленивый почему-то считается умным. Недаром иногда родители с плохо скрываемой гордостью говорят о своем ребенке: «Он умный, но ленивый». Однако если ребенок в школе стал чаще болеть, чем до этого, или систематически не хочет делать домашнее задание, вероятнее всего речь идет о том, что он уже не надеется добиться успеха в учебе. Такая ситуация хорошо описана в рассказе одной учительницы:

Я пришла работать в новый класс — пятый. На одном из уроков дала детям очень легкое задание, чтобы они все могли получить пятерки и вдохновиться на дальнейшую учебу. Смотрю, один ученик даже не приступил к работе. Я спрашиваю: «Почему ты не делаешь? Разве не хочешь получить «пять»?» До сих пор помню его большие удивленные глаза: «А я и не стараюсь. Разве у меня получится?»

Я проработала с классом год, потом переехала в другой район — спальный, уходила из школы. Мама этого ученика предлагала помочь мне получить квартиру рядом со школой. Оказывается, ее сын только в пятом классе захотел ходить в школу.

Если же в ситуацию хронического неуспеха попадет активный ребенок, то у него возможно формирование компенсаторной активности. Он будет проявлять активность не в учебе, а в какой-то другой деятельности, в которой он сможет достичь успеха, например, в игре футбол на прогулке. Часто это оборачивается нарушением правил поведения на уроках, драками на переменах, т. е. тем, чем можно привлечь внимание взрослых и сверстников.

Нередко неуспешные дети начинают скучать по детскому саду.

В воскресенье к нам в гости приехали наши друзья с семилетним внуком Мишей. Я стала расспрашивать его о семье, о том, чем он увлекается. Он очень эмоционально и увлеченно рассказывал мне, что любит играть в компьютерные игры, описал подробно каждую из них, приглашал в гости поиграть вместе. Но когда я спросила, нравится ли ему в школе, он весь сжался и буркнул: «Нет». Я спросила: «А что тебе там не нравится?» «Не нравится и все», — ответил ребенок, еще больше зажимаясь. «А в садике было лучше?» — спросила я. «Да! Там была такая здоровская воспитательница. И мы играли. И она давала нам рисовать то, что мы хотим. Она давала нам сколько угодно бумаги, карандашей, фломастеров, и все такое яркое. Однажды мой рисунок даже на стенку повесила!» — рассказывал он. По мере рассказа Миша все более воодушевлялся, начал улыбаться и снова потянулся ко мне. «Ты, наверное, очень старался, когда рисовал?» — спросила я. «Да не очень. А она повесила и сказала, что очень красиво. На меня все ребята смотрели, некоторые просили подарить им рисунок. Но я подарил его воспитательнице. Она очень обрадовалась». «Тебе бы хотелось вернуться в детский сад?» «Да!»

Итак, родителям младших школьников важно помнить следующее.

1.   В начале младшего школьного возраста ребенок осваивает позицию школьника — с ее освоением начинаются первые шаги ребенка в школе.

2.   Младший школьный возраст является очень важным для формирования воли ребенка. Взрослым нужно давать детям посильные задания, побуждать их совершать волевые усилия, обязательно хвалить за достигнутое.

3.   В начальной школе ребенок должен с помощью взрослых научиться достигать успеха в учебной деятельности. Это является необходимым условием того, чтобы в будущем его учебная активность всегда включалась, когда это необходимо.

4.   Ситуация хронического неуспеха приводит к формированию у ребенка компенсаторной активности или же «уходу в слабость» — болезнь или лень. Если у ребенка в школе не получается хорошо учиться, надо искать причину этого и помогать ребенку, оптимизировать условия его обучения с учетом индивидуальных познавательных и личностных особенностей школьника.

5.   Если ребенок пасует перед трудностями, бросает дела, когда они у него сразу не получаются, его воля в должной мере не развивается. Необходимо специальное воздействие взрослых по оптимизации этого процесса.

Формирование самоотношения и уверенности в себе

Если в дошкольном возрасте уверенность в себе ребенка подвергается труднейшим испытаниям из- за того, что в это время складывается ядро уверенности в себе — позитивное самоотношение, то в младшем школьном возрасте ее ждут еще более сложные испытания. В этот жизненный период складывается представление ребенка о своих реальных возможностях, о том, может ли он быть успешным среди своих сверстников, т. е. учебная уверенность. Попробуем понять, почему именно младший школьный возраст играет значительную роль в формировании у ребенка уверенности в себе.

Вспомним день, когда вы сами первый раз пошли в школу. Кто вас туда привел? Как вы были тогда одеты? Какие картинки всплывают в памяти? Букеты цветов, громкая музыка, взволнованные, почему-то бегающие туда и сюда родители. А вы чувствуете себя одновременно и очень гордым, и немного испуганным. А потом вас ставят в строй таких же нарядных детей, уводят в класс, украшенный шариками и красивыми картинками. А дальше... Дальше начинается школьная жизнь. И если начало у нее для всех одинаковое, то дальше пути расходятся. Кому-то удается встать на путь успеха, которому будет сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. В дальнейшем такие дети станут «Ломоносовыми» или кем-то другим успешным и счастливым. А кому-то будет слишком трудно, и его непременными спутниками станут страх и обида, за которыми последует чувство собственной неполноценности, неуверенности в себе, ущербности, нежелание учиться.

Почему так происходит? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывая при этом, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. Взрослые часто не задумаются над тем, какие чувства ребенок испытывает при поступлении в школу. Дети обычно долго ждут этого события, ждут не только и не всегда с радостью, но и с волнением. Вот как мальчик Павлик (8 лет) вспоминает свое поступление в школу:

— Ты помнишь, как первый раз пошел в школу? Какие у тебя были чувства?

— У меня такие... взволнованные были чувства. Меня еще до школы учили, как надо цветы давать. Я вместо цветов брал зонт и давал маме как учительнице. У меня все не получалось. Я так взволновался, что всю ночь не спал.

— Ты всю ночь думал, как цветы подарить?

— Да, думал, как я вообще в школу пойду. Я представлял, что там будут большие ребята, больше меня.

А учительница, мне казалось, будет строгая. Сильно строгая. С указкой ходит там и за ухо будет всех поднимать.

В школе ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Его умения должны соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста и класса нормам чтения, письма, счета. Первоклассник впервые получает возможность объективно сравнивать свою деятельность с деятельностью других с помощью системы оценок, принятой в школе.

Когда мы вошли в здание школы, Катюша (6 лет) выбежала нам навстречу с криком: «А у меня сегодня три звездочки!» Когда я поинтересовалась, что они означают, Катя с важным видом принялась растолковывать систему оценок, придуманную находчивой учительницей: Если в тетрадке все чисто и ошибок нет, то это звездочка, если ошибка или помарка — квадратик, если их много — треугольник, ну а если совсем плохо — палочка». Потом мы отправились в раздевалку. Девочка продолжала посвящать меня в школьную жизнь: «Видишь, девочка в синей куртке — это моя подруга Маша. Она очень красиво пишет. И у нее в тетрадках одни звездочки».

Сравнивая себя с другими, некоторые дети впервые осознают свое «несовершенство». У них повышается зависимость от оценок взрослых, особенно учителей.

У младших школьников формируется самоотно- шение, этому способствует оценивание самих себя с «официальных» позиций, т. е. с точки зрения учебных успехов. Дети считают себя хорошими, если у них все получается в школе, их за это хвалят взрослые. Они рассуждают так: «я хороший мальчик, я не бегаю на перемене, помогаю убирать класс дежурным», «я пишу красиво, я думаю, что я хорошая», «я хорошая, потому что очень хорошо читаю, хорошо решаю задачи и пишу их красиво».

Мне нравится учиться в школе — меня хвалит Надежда Борисовна, у меня получается лучше других. И когда мама была на собрании, меня тоже хвалили. И мама пришла домой очень счастливая. Моя учительница очень хорошая. Никогда на меня не кричит. Я ее люблю (Антон, 7 лет).

У нас такая хорошая учительница по рисованию Ольга Ивановна. Она говорит, что у меня лучше всех получается. А на конкурсе рисунков я второе место заняла. Ольга Ивановна меня очень хвалила. Даже маме позвонила и поздравила (Лиза, 9 лет).

Ребенок выстраивает свое отношение к отдельным урокам и к школе в целом в зависимости от того насколько хорошо у него «получается» учиться.

В школе мне нравится заниматься математикой. Я быстрее всех в классе решаю примеры. Правда, во втором классе мне не нравилось, но когда я стал ходить на продленку, то быстро научился все-все решать. Мне даже учитель говорит, что стану знаменитым математиком» (Сергей, 9 лет).

Тебе нравится учиться? — Мне нравится учиться, потому что все получается и учительница хвалит (Настя, 8 лет).

Мне не нравится английский, потому что ничего непонятно (Ира, 9 лет).

Не все дети в школе попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев оценки действий детей ограничен. А длительный неуспех обычно приводит к значительному снижению их самоотношения.

Ребенок осознает свои школьные неумения как неумение «быть хорошим». Например, «я не люблю себя, потому что плохо учусь» или «я плохо читаю, я плохой, но я могу исправиться». Сначала у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем. Постепенно вера пропадает: «я плохой и исправиться не могу». Но ребенок еще хочет быть хорошим: «я мальчик плохой, потому что надоел учительнице и ребятам. Я хоть и большой в классе, а ума у меня нет. Я стараюсь исправиться, но мне не удается. Я хочу быть послушным мальчиком» или «я нехороший, я не могу стать хорошим, потому что не умею решать задачи». В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознавать свою неспособность «стать хорошим», но и потерять к этому стремление: «я плохой, но мне это безразлично».

Психологи считают, что с началом обучения в школе у многих детей снижается самоотношение. На настоящей «ямой» для него часто является второй класс, когда появляются отметки. Ребенок воспринимает их как объективные показатели того, что он хороший или недостаточно хорош. Значимость отметок, как правило, подчеркивается родными. «Мама так радуется, когда у меня «пять» и так огорчается «тройке». Папа гордится мной и хвалит за «пять», за «два» наказывает и весь вечер поучает и воспитывает: вырастешь — будешь дворником (слесарем, сантехником и т. п.)». Поэтому ребенок начинает считать себя недостойным своих родителей, их любви, когда не может достичь учебных успехов.

В начале школьной жизни трудно не только детям, но и их родителям. Для многих поступление ребенка в школу воспринимается как экзамен родительской роли: сумели они стать хорошими родителями или же нет? Они переживают, что сделали что-то не так, если ребенок недостаточно успешен в школе. Кроме того, любящие бабушки и дедушки усиливают переживания родителей, упрекая и ругая их за то, что они недостаточно занимались ребенком.

Родители не должны требовать обязательной высокой успешности от младшего школьника, если она ему пока не по силам, иначе это может привести к снижению у него самоотношения. Известный психолог Э. Эриксон утверждал, что к концу младшего школьного возраста на основе опыта, приобретаемого в учебной деятельности, у ребенка формируется такое важнейшее новообразование, как уверенность в своих силах, осознание себя как человека, могущего добиться успеха, или его противоположности — осознание себя неумелым, неполноценным, не имеющим возможности достичь успеха. Именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования этих новообразований. Выходя из него, ребенок уже является либо устремленным к успеху, либо настроенным на неудачу.

 

Это положение представляется нам очень важным. Действительно, научиться, например, читать быстрее и лучше можно и позже. А вот без уверенности в своих силах, без осознания себя имеющим право на успех, ребенку будет очень трудно жить. Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, он приобретает ограниченную идентичность. По Э. Эриксону, «я есть только то, что я могу делать». Малейшее снижение результата учебы приводит к чувству неполноценности, которое не только негативно влияет на актуальную ситуацию ребенка, но и может сформировать неблагоприятный жизненный сценарий.

Социальные страхи

В особо трудной ситуации в плане снижения са- моотношения в начальной школе находятся дети с социальными страхами. Мы уже говорили о них, обсуждая истоки их появления в дошкольном возрасте. Как выявить их наличие и помочь ребенку с ними справиться?

Часто встречаются дети, страдающие от страха допустить ошибку. Такой ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, если допускает ошибку. На уроке после ошибки в ответе он перестает поднимать руку, боится отвечать. А если получает тройку, то даже плачет. У некоторых детей, особенно маленьких, ошибка может привести к торможению мыслительного процесса. Они, один раз допустив ошибку, как будто перестают соображать, запоминать и выполняют задание все хуже и хуже. Контрольная работа для такого ребенка представляет собой серьезное испытание. Он начинает волноваться заранее, даже если уверен в своих силах. У него может заболеть голова, живот. Если задание письменное, то могут сильно напрягаться или потеть руки, и он сильно устает от этого. Ухудшается внимание, и ребенок делает такие ошибки, какие на обычных занятиях он не допускает. Поэтому, заметив это, родители нередко просят психолога проверить внимание, позаниматься с ребенком. Внимание в этом случае, как правило, вполне сохранно.

Ребенку, подверженному социальным страхам, очень хочется достигнуть хорошего результата в учебе. На уроке он либо постоянно тянет руку и обижается, если его не спрашивают, либо, наоборот, внутренне напрягается, волнуется и редко поднимает руку. А бывает, что такой ребенок перестает поднимать руку после случайной ошибки. Он ставит себе высокую планку и огорчается, если не победил. Он не завидует другим. Он просто сам хочет успеха — на уроке, в олимпиаде, спортивной игре. Он очень- очень старается.

Я все три года учился на одни «пятерки» и был одним из лучших. Но в прошлой четверти получил сразу две «четверки». Это очень плохо. Я боюсь, что меня разлюбит учительница. И ребята не будут уже так слушаться. И в играх я уже не буду главным. Ведь у меня есть две четверки, значит, я уже не самый лучший. Я буду стараться, чтобы в этой четверти у меня были все «пять» (Юра, 9 лет).

В данном случае нехорошо, что ребенок хочет быть лучшим. И не надо поощрять его в этом. Такой ребенок находится в постоянном напряжении, стараясь не сделать ошибку, и поэтому устает быстрее других. А иногда на перемене может сбрасывать накопившееся напряжение криком и беготней. Некоторые дети даже начинают болеть.

Такому ребенку учиться труднее, потому что сильное напряжение часто снижает внимание. Он делает ошибки как будто из-за невнимательности, но на самом деле из-за страха. Обидно бывает, когда из-за своего волнения за контрольные мероприятия он получает более низкие оценки, чем заслуживает.

Иногда страх ошибиться на уроке ребенок переносит в другие значимые для себя сферы жизни. Например, отказывается быть капитаном команды в каких либо соревнованиях или выступить на сцене, боясь оказаться несовершенным. В самом тяжелом случае ребенок вообще отказывается от ситуаций лидерства, хотя реально имеет для этого все основания и сам хочет этого.

Почему это происходит? Может быть, родители что-то делают неверно? Нет, такого ребенка могут воспитать только очень хорошие родители, которые отдают ему много сил и внимания. Ребенок большая ценность в их семье, а иногда и основной смысл жизни. Чаще всего сами родители хорошо образованны и социально успешны, поэтому не только хотят правильно воспитывать, но и знают, как это делать. Ребенок в такой семье очень любит своих родителей, гордится ими, хочет походить на них. Но дело в том, что он видит своих родителей сразу успешными. Тот путь, который они преодолели, добиваясь успеха, даже если известен ему, но не наполнен эмоциональным смыслом. Все равно ребенок сравнивает себя с родителями сегодняшними, и это сравнение не в его пользу. Он кажется себе недостаточно успешным и каждая сделанная им ошибка подтверждает это. Каждая ошибка говорит ему о его никчемности, о том, что он недостоин любви таких замечательных родителей. Родители не ругают и не наказывают такого ребенка за ошибки. Он сам ругает и наказывает себя. Чем теснее эмоциональная связь между ребенком и родителями, чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее ребенок боится их огорчить. А значит, допущенная им маленькая ошибка превращается для него в «Громадную Ошибищу». А если ребенок еще внутренне тонкий, эмоциональный, впечатлительный, то его переживания по поводу ошибок сильно мешают ему жить.

 

Страх ошибки относят к социальным страхам, потому что в основе его лежит стремление ребенка во что бы то ни стало соответствовать социальным нормам и требованиям к поведению. Дети, подверженные страху ошибки, как правило, стараются соблюдать все нормы школы. Они всегда слушают учителя, не разговаривают с соседом, не смотрят по сторонам, не разглядывают свои руки или пенал. Из- за этого они находятся на уроке в дополнительном напряжении. С ними очень хорошо и удобно педагогам, но самим таким детям постоянно жить без нарушения правил тяжело.

Как же быть родителям таких замечательных детей?

Надо начать с себя. Нужно сказать себе: «я — хороший родитель, раз у меня такой хороший ребенок». Если произнести эту фразу будет трудно, вспомните, может быть, кто-то из родственников говорит, что вы недостаточно хорошая мать или отец. Эти слова могут вызывать чувство вины за то, что вы что- то недоделали. Чувство вины — неконструктивное чувство. Если оно возникает, надо стараться убедить себя в том, что вы все делаете настолько хорошо, насколько можете.

Кроме того, необходимо научиться искусственно создавать ситуации, в которых вы несовершенны, и демонстрировать их ребенку. Поскольку ребенок смотрит на родителей как на эталон, которому надо соответствовать, увидев ошибки родителей, он самому себе позволит совершать ошибки.

Важно также научиться правильно реагировать на ошибки детей. Не следует произносить слова: «Ничего страшного, не волнуйся», потому что ребенок услышит: «Страшно, волнуйся». Эффективнее использовать позитивную лексику с исключением частицы «не», например: «Все нормально», «Будь спокойнее», «Потом сделаешь правильно» и т. п.

Когда ребенок сильно переживает из-за какой-то ошибки, нужно найти способ похвалить его за что-то другое: «ошибся, зато красиво написал», «ошибся, зато видно, как ты старался». Если возможно, надо искать причину ошибки, например, «ошибка, может быть потому, что ты перепутал право или лево, подумай сам».

Но главное, необходимо помнить об обучающем воздействии ошибок и активно его использовать. Человек должен уметь учится на своих ошибках. Идею обучающей роли ошибок можно поднять до уровня жизненной философии, тогда любая жизненная ошибка будет не только огорчать, но и прибавлять опыт, побуждать человека к самосовершенствованию. Для этого можно повторять детям крылатые фразы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а учит ошибка», «Умный не стремится избегать ошибок, но стремится исправить» и т. п. Надо приучать ребенка анализировать причину ошибок, формулировать опыт, который он при этом получил.

Хорошо, если родители поделятся своими тревогами о наличии социальных страхов у ребенка с учителем, обратят его внимание на проблемную область, попросят помочь. В особо сложных случаях потребуется поддержка психолога, который организует с ребенком индивидуальные занятия.

Родителям надо также избавиться от собственного стремления опекать детей, хотя это непросто, ведь они кажутся такими хрупкими, беззащитными. А детям, напротив, показана самостоятельность, которую они могут проявить в соответствии со своим возрастом. И еще им полезно много смеяться, иногда совершать необдуманные поступки. В общем, нужно добавить к их правильности «щепотку» непослушания, «крупинку» непокорности и чуточку шаловливости.

Родителям детей, подверженных страху ошибки, важно помнить, что иногда они сами закрепляют, а порой усиливают у ребенка этот страх. Это происходит, если родители реагируют на ошибки детей слишком эмоционально. Например, сильно огорчаются или проводят воспитывающие беседы с ребенком после неудачной работы. В этом случае у эмоционального чувствительного ребенка мотивация на достижение высокого результата в учебе может смениться на мотивацию избегания неудач. На уроке он будет думать не о том, как правильно выполнить работу, а как бы не сделать ошибку. Темп деятельности при этом снизится, а ошибки с большой долей вероятности появятся. Поэтому детей с социальными страхами категорически нельзя одергивать или ругать, укорять за ошибку.

Итак, родителям младших школьников важно помнить следующее.

1.   Сохранению положительного самоотношения и формированию учебной уверенности в себе у младшего школьника способствуют ситуации учебной успешности.

2.   Если по объективным причинам ребенок не попадает в такую ситуацию, нужно организовывать специальные воздействия с привлечением психологов, иначе у него может возникнуть резкое снижение самоотношения и развиться чувство неполноценности.

3.   Особое внимание нужно уделять детям, подверженным социальным страхам, которые особенно высоко поднимают себе планку в учебе.

4.   Если ребенок не хочет ходить в школу, не хочет учиться, вероятнее всего, его самоотношение и учебная уверенность в себе снижены, возможно, у него уже начинает формироваться чувство неполноценности. Надо уточнить причины этого и оптимизировать условия его обучения.

 

Информация об авторах

Хухлаева Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования,факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8782-7742, e-mail: ovc54@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1354
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1213
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0