'Школа безопасности подростка'. Профилактическая развивающая программа

2972

Аннотация

Излагаются теоретические обоснования необходимости специальной работы с детьми по формированию у них навыков психологически безопасного поведения, умения противостоять психотравмирующим факторам. Представлена программа групповых занятий с детьми подросткового возраста, направленных на развитие у них культуры безопасности жизнедеятельности, умения предвидеть опасности и действовать в сложной обстановке, сознательно и ответственно подходить к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая безопасность, безопасность образовательной среды, противостояние психотравмирующим факторам, культура безопасности жизнедеятельности

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Для цитаты: Александров М.Ф., Буланова О.Е., Прудникова М.С. 'Школа безопасности подростка'. Профилактическая развивающая программа [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 97–104. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27629 (дата обращения: 19.11.2024)

Полный текст

В настоящее время в России реализуется несколько национальных проектов, в том числе в сфере образования. Одним из главных факторов, препятствующих реализации этого проекта, является недостаточный уровень безопасности образовательных учреждений.

Проблема безопасности образовательных учреждений только в последнее время становится предметом серьезных исследований и, к сожалению, является малоразработанной.

В Центре диагностики и консультирования «Участие» разрабатывается такое направление работы, как «психология безопасности», в рамках которого выполняются практические программы по обеспечению психологической безопасности в разных социальных сферах, в частности, в образовательной среде.

Актуальность разработки этого направления подтверждается тем, что до настоящего времени остается открытой проблема предупреждения угрозы безопасности образовательных учреждений как профилактической меры, способствующей предотвращению нанесения ущерба личности. В связи с этим возникает необходимость создания высокоэффективной системы безопасности образовательных учреждений и общества в целом.

Психологическую безопасность можно рассматривать на нескольких уровнях:

— на уровне общества — как характеристику национальной безопасности, в структуре которой присутствует социальная безопасность, подразумевающая выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов и целей всего населения страны, фактическое обеспечение качества жизни и здоровья людей;

 

— на уровне локальной среды обитания, включающей членов семьи, ближайшее окружение человека, его друзей, коллег;

— на уровне личности, на котором возникает переживание защищенности либо незащищенности; выявляется наличие ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям; возникает понимание и представление о психологическом насилии и о совладании с его психотравмирующими формами; формируются конкретные поведенческие акты, способствующие (или препятствующие) саморазрушению или собственному конструктивному устойчивому развитию, а также безопасности другого.

В настоящий момент обеспеченность безопасности образовательных учреждений носит локальный характер. Практически отсутствуют меры по пресечению семейных угроз. Работа большинства школьных психологов и социальных педагогов в области обеспечения безопасности недостаточно эффективна в связи с отсутствием специализации по этому направлению и недостаточным количеством времени в циклограмме работы школьного психолога. Это приводит к возникновению ряда угроз, которые негативно влияют на функционирование образовательных учреждений: снижают их рейтинг, качество знаний, уровень дисциплины и здоровья учащихся, приводят к возникновению девиаций.

На функционирование образовательных учреждений деструктивное влияние оказывают различные угрозы, которые условно можно разделить на 2 группы:

1.   внутренние угрозы:

—   со стороны учащихся: склонность к различным формам девиантного поведения, конфликты, запугивания;

—   со стороны педагогического персонала: проявление агрессии по отношению к учащимся, негативные высказываний об учащихся;

2.   внешние угрозы:

—   природные, социальные, техногенные и эпидемиологические: ухудшение здоровья детей, загрязнение окружающей среды, эпидемии (гриппа, гепатита, туберкулеза), природные катаклизмы, пожары, различные аварии, захваты заложников из числа детей, ДТП с участием детей, большой объем учебных заданий);

—   со стороны семьи: конфликтность, агрессивность родителей, употребление ими алкоголя, насилие.

Основной социальный институт, контролирующий поведение ребенка, — семья. К глубокому сожалению, ситуация здесь тревожна и драматична: число лиц, лишенных родительских прав, за последние пять лет выросло более чем втрое. Одним из самых опасных социально-психологических явлений, которые деформируют личность, является субкультура насилия (в том числе и психологического), которая иногда складывается в семье. Нередко родители не только сами пьянствуют, но и привлекают к этому своих детей, совместно с ними употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества. Детей используют для удовлетворения извращенных потребностей педофилов, для транспортировки ПАВ, для решения имущественных проблем.

Дети достаточно часто оказываются в таких ситуациях, которые вызывают физические и психические травмы. В частности, наблюдается рост преступности с непосредственным участием несовершеннолетних.

Дети попадают в заложники, в автокатастрофы; происходят несчастные случаи; преступления на глазах у детей или с их участием; семейные скандалы, приводящие к распаду семьи; конфликтные ситуации дома, на улице, в школе. Разрешение таких конфликтов в ряде случаев происходит при участии органов опеки, правоохранительных органов, судов.

Для оказания помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, в ГОУ ЦДиК «Участие» уже шестой год работает подразделение экстренной психологической помощи.

На протяжении нескольких лет комплексная служба центра, включающая в себя таких специалистов, как психологи, юрист, социальный педагог, по запросу районных органов опеки и попечительства занимается работой с семьями. Она решает вопросы лишения родительских прав, определения порядка общения с детьми, выбора места проживания детей и др.

Поскольку наблюдается увеличение количества детей, нуждающихся в психологической, юридической и социальной помощи, специалистами ЦДиК «Участие» были разработаны программы групповых психологических занятий, направленных на формирование у них культуры безопасности жизнедеятельности, умения предвидеть опасности и действовать в сложной обстановке, сознательно и ответственно подходить к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Для реализации этих программ были выбраны подростки, так как, по статистике, количество обращений за психологической помощью детей в подростковом возрасте (называемом критическим) намного превышает количество обращений в другом возрасте. В этом возрасте расширяется диапазон проблем ребенка — от первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликтного характера до опасности наркомании и алкоголизма. К сожалению, существует и такой феномен, как самоубийство подростков, юношей и девушек.

Подросток особенно нуждается в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может быть оказана ему лично, а может осуществляться посредством изменения условий его жизнедеятельности, совершенствования окружающей среды. Психологическая помощь при этом имеет не меньшее значение, чем социальные и экономические факторы. Сегодняшняя социокультурная ситуация содержит многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности ребенка. Проявление насильственных действий по отношению к ближнему достаточно распространено в современном мире. Причем, если ситуации открытых физических насильственных действий являются явлениями однозначно осуждаемыми и ведется интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие еще только становится предметом обсуждения в обществе и в научных исследованиях. Поэтому проблема защищенности от психологического насилия и повышения психологической культуры в целом приобретает сегодня особую актуальность.

 

В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью, имеют государственное значение. Неизбежным последствием экстремальных ситуаций является разрушение базовой потребности человека (потребности в безопасности), нарушение стабильности картины мира. Это приводит к тяжелым отсроченным последствиям (невротизация, депрессивные состояния, потеря веры в себя и, главное, потеря перспектив) и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одного конкретного человека, но и целых социальных групп.

Как правило, психологические последствия социальных действий в чрезвычайных ситуациях оказываются иногда более значимыми по своим социально-психологическим результатам, чем сами события. Эти выраженные отсроченные социально­психологические последствия: разочарование в эффективности государственных структур, в политических лидерах, в самом государстве и т. п., — разрушают психологический базис, без которого невозможно эффективное функционирование государства.

Под психологической безопасностью мы понимаем комплекс социальных и административных мероприятий, направленных на создание такого социально-психологического климата в обществе, который обеспечивает психологическое здоровье, формирует психологическую устойчивость населения, обеспечивает поддержание стабильного состояния сознания и нормальной деятельности человека.

Важную роль в обеспечении психологической безопасности играет образование. Особенности образовательной среды определяют значимость и специфику решения вопросов обеспечения безопасности детства. Стабильные условия окружающей среды особенно важны для ребенка, возможности которого успешно действовать и справляться с той или иной ситуацией во многом зависят от взрослого. Поэтому, образовательное пространство в школе и вне ее (во время каникул) должно обеспечивать не только решение образовательных задач, но и удовлетворение вышеназванной базисной потребности в безопасности.

Психологическая профилактика на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений работы психологической службы образования и позволяет решать следующие задачи:

—   формирование стрессоустойчивого поведения;

—   развитие навыков конструктивного выхода из кризисных и конфликтных ситуаций;

—   коррекция агрессивного поведения;

—   формирование и развитие нравственной структуры личности.

Групповые занятия с подростками призваны помочь им научиться достойно выходить из трудных жизненных ситуаций, принимать адекватные решения по конкретным проблемам, выстраивать правильное поведение, налаживать конструктивное взаимодействие с людьми.

Целью групповых занятий является развитие культуры безопасности жизнедеятельности подростков, формирование нравственно здоровой, психологически и юридически грамотной личности.

Задачи групповых занятий:

—   формирование умения предвидеть опасности и действовать в сложной обстановке,

—   развитие самодисциплины, самоорганизации, чувства товарищества, взаимовыручки,

—   развитие сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

—   создание условий для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.

Решение этих задач осуществляется в процессе реализации групповой программы в ситуации совместной продуктивной деятельности детей. На групповых занятиях осуществляется поэтапная смена различных форм продуктивного взаимодействия (В.Я. Ляудис, О.Е. Буланова), которые обеспечивают появление у ребенка психических новообразований. Это следующие формы.

1.   Диагностико-пропедевтическая

— обеспечивает личную включенность ребенка в решение новых задач на основе актуализации смыслов и целей, адекватных формируемой деятельности.

2.   Коррекционно-формирующая

—   вовлекает ребенка в посильное осуществление операционно-исполнительной стороны решения и в выполнение действий, ведущих к получению продукта деятельности;

—   подвигает детей к совместному поиску решения задач, проявлению инициативы в ориентировочно-исследовательской и операционно-исполнительной сферах;

—   стимулирует инициативу ребенка, развивает сферу контроля процессов и оценки их результатов, учит делать выбор из выдвигаемых родителями и педагогами целей и определять смысл продуктивных задач.

3.    Интегративно-преобразующая

—   направлена на достижение ребенком взаимо- и самоконтроля всех компонентов деятельности;

—   связана с выдвижением, обсуждением и принятием детьми новых целей и осознанным целеполаганием, а также с редукцией внешних и процессуальных форм контроля за достижением результатов;

 

— связана с выдвижением и апробированием способов конструктивного сотрудничества и общения между всеми участниками программы, с активным изменением их позиции.

4.    Социальной поддержки семьи

— определяется переходом к качественно новым отношениям ребенка со взрослыми участниками на основе саморегуляции всех компонентов творческой деятельности: организационно-исполнительских, интеллектуально-коммуникативных и мотивационно-смысловых.

Методы, использованные при написании программы, основаны на теории социального научения А. Бандуры, согласно которой научение осуществляется через наблюдение за поведением других людей и его последствиями. Также нами были использованы элементы «тренинга прививания стресса» Д. Мей- хенбаума, который преднамеренно подвергает индивидуума определенному стрессу и помогает ему натренировать умение терпеть стресс и справляться с ним путем изменения собственных поведенческих и когнитивных реакций. Из разных форм самоин- структирующего тренинга мы выбрали методику Мейхенбаума как хорошо иллюстрирующую общий подход к тренингу навыков преодоления и как технику, которая может стать важным дополнением к тренингу формирования навыков.

Образование жизненно важных навыков предполагает активное участие детей в динамическом процессе преподавания и обучения. Активное участие детей может быть обеспечено использованием следующих приемов: работа в малых группах, парах, ролевые игры, игры и дискуссии.

Занятия начинаются с беседы, направленной на выявление знаний и представлений детей о конкретной жизненной ситуации, для разрешения которой могут быть использованы те или иные навыки. Далее организуется сюжетно-ролевая игра и создается ситуация, в ходе решения которой дети практикуются в применении навыков. Практическая деятельность является важным компонентом образования жизненно важных навыков. В конце занятия дети обсуждают полученные навыки.

Программа рассчитана на 32 часа, занятия проводятся по 2 часа 1 раз в неделю. Количество участников — 8—15 детей в возрасте от 12 до 17 лет

Для проведения занятия необходимы:

— бумага, — булавки, — маркеры, — ножницы, — бейджик, — ручки, карандаши — небольшой колокольчик.

После каждого занятия участнику группы дается анкета для обратной связи (см. Приложение II). Исходя из пожеланий, высказанных в анкете, очередность занятий может варьироваться.

Занятие 1. Ассертивность

1.    «Знакомство»

В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое групповое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или литературного героя и т. п. Предоставляется полная свобода выбора. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать групповое имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам. Ведущий дает 3—5 минут для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению. Основная задача представления — подчеркнуть свою индивидуальность, сказать о себе так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Затем участники садятся в большой круг и по очереди, представляясь, говорят о себе, подчеркивая свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т. п.).

2.    «Знакомство-Интервью»

Дети разбиваются на пары. Работают в парах в течение 5 минут. Задача упражнения — представиться друг другу в паре. Затем все участники садятся в круг и представляют своего партнера от первого лица.

3.    «Контракт»

См. Приложение I. Рассказ о форме занятий. Принятие правил групповой работы.

4.    Мини-лекция «Что такое ассертивность»

См. Приложение III.

5.    Тест-опросник «Определение Ассертивности»

Работа с опросником (см. Приложение IV). Обсуждение результатов.

6.    «Да и Нет»

Цели: эта игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на пробуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только голос. Поэтому игра «Да и нет» может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни. Ненастоящий, игровой спор освежает психологический климат в классе и, как правило, снимает напряжение. Начиная эту игру, имейте в виду, что в течение некоторого времени в классе будет жуткий шум и гам.

Инструкция: «Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне?

Сейчас вам будет нужно использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто — слово «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама».

7.    Тренировка навыка отказа в просьбе

Группа делится на пары. Стоящие друг напротив друга участники представляются друг другу. Участники определяют, кто будет в паре номером первым, а кто вторым. Первый участник старается убедить второго выполнить заданную просьбу (см. Приложение V), а второй старается придумать способ отказать ему. Затем они меняются ролями. Через несколько минут или когда участники исчерпали тему, начинается процесс перемещений, образование новых пар. Упражнение продолжается, при каждом перемещении задается новый вопрос.

Группа собирается в общем кругу для обсуждения некоторых из затронутых вопросов. Участников спрашивают об их мнении по поводу самого упражнения, затем — по поводу найденных стратегий поведения в предложенных ситуациях. Какие из них оказались наиболее эффективны? Члены группы могут высказывать свое мнение. Важно сформулировать некоторые из затронутых вопросов в контексте программы тренинга уверенности. Завершается упражнение упоминанием о его целях.

8.    Упражнение «Я...»

Упражнение особенно полезно в ситуации, когда участникам необходимо представить себя, и значительно помогает тем из них, кому не хватает уверенности. Люди, склонные к пассивному поведению, часто отличаются пониженной самооценкой, ставят потребности окружающих выше своих собственных и испытывают трудности с «Я-высказываниями». Уверенное поведение предполагает умение говорить «Я- высказываниями», а не приписывать свои взгляды и мнения другим людям.

Осознание собственных позитивных черт и способность сказать о них — значительный шаг на пути развития уверенности. Умение делать позитивные «Я- высказывания» полезно в различных ситуациях: оно необходимо при выступлении на собраниях, на интервью, при обеспечении и получении обратной связи, а также в общественной и личной жизни.

В предлагаемом упражнении каждому участнику предстоит позитивно взглянуть на себя, свою личность, свои способности и достижения, принять свои личные качества, согласиться с их наличием у себя и проговорить эти качества вслух.

Предложите участникам обобщить полученный ими опыт. Спросите их, насколько трудно или легко было им приобретать его. Выявите проблемные области. Разберитесь, почему некоторым было сложно найти в себе положительные личные качества и признать сам факт их существования. Подчеркните те моменты, о которых вы говорили во вступлении, — о важности уважения к себе и окружающим и способности говорить о своих успехах и позитивных чертах на работе, дома и в обществе.

Предложите каждому участнику выбрать одно свое качество или достижение из написанных ими и рассказать о нем группе, используя «Я-высказывания». Пусть каждый говорит по мере готовности высказываний, соблюдая очередность. Выступлений по кругу в этом упражнении лучше избегать.

«Я горд тем, что...» является важным шагом вперед и его необходимо тренировать. Как только участники уверенно произнесут свои «Я-высказывания», попросите их усилить эту уверенность. Предлагайте им советы по использованию для этого их позы, интонаций и прочих невербальных проявлений. Поощряйте остальных членов группы предоставлять своим товарищам конструктивную обратную связь.

Удостоверьтесь, что каждый участник достиг своей цели — уверенно сказал о своем позитивном личном качестве. Завершите упражнение.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом (см. Приложение VI). Обсуждение.

9.   Подведение итогов. Шерринг «одним словом.»

10.    Анкета обратной связи (см. Приложение II).

Продолжение в следующем номере.

Информация об авторах

Александров Михаил Федорович, старший преподаватель кафедры психологии безопасности, Московский психолого-социальный институт, Россия

Буланова Ольга Евгеньевна, кандидат психологических наук, директор , ГОУ Центр диагностики и консультирования «Участие» СВОУО, Руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения и социализации, педагог-психолог ГБОУ «Школа Марьина Роща им. В.Ф. Орлова» г. Москвы. Член Большого жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России». Общественный советник управы района Марьина Роща г. Москвы., Москва, Россия

Прудникова М.С., Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1965
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 2972
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2