«Школьные успехи». Комплексная психолого-педагогическая программа для младших школьников с трудностями обучения

1211

Аннотация

Данная работа — один из лауреатов выставки-конкурса научно-практических разработок «Психологические ресурсы образования Ярославской области». В работе представлена, разработанная авторами психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа «Школьные успехи». В нее входят две подпрограммы — психологическая коррекционно-развивающая «Личные успехи» и развивающая педагогическая «Учебные успехи». Она рассчитана на младших школьников, плохо адаптированных к школе или имеющих трудности в обучении.

Общая информация

Ключевые слова: коррекционно-развивающие программы, слабо успевающие ученики, трудно адаптирующиеся дети, развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы слабо успевающих детей, преодоление трудностей в обучении

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Для цитаты: Хухарева Л.В., Савельева В.А. «Школьные успехи». Комплексная психолого-педагогическая программа для младших школьников с трудностями обучения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 105–110. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27636 (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

Создание и практическая реализация данной программы вызваны необходимостью оказания помощи младшим школьникам, испытывающим затруднения при обучении в массовой школе. Проблема трудно адаптируемых и слабоуспевающих детей актуальна для школьных учителей и родителей. Педагогам бывает сложно разобраться в истинной причине слабой успеваемости конкретного ученика, так как для этого требуются знания специальных методик диагностики и дополнительное время для индивидуальной работы с ребенком. Обнаруживая факт школьной неуспеваемости, педагоги и родители, желая помочь ребенку, организуют дополнительные занятия по школьному предмету, а это, в свою очередь, усугубляет положение, энергетически истощая учащегося, снижая мотивацию к учению. Кроме того, организация дополнительных занятий в школе формирует отношение к этим детям как к неуспевающим ученикам.

Решению проблемы слабоуспевающих детей будет способствовать разработка коррекционно-развивающей программы, в ходе реализации которой диагностируются причины неуспеваемости и через специально организованные занятия осуществляется устранение трудностей, возникающих в процессе обучения. Программа ориентирована на прогнозируемых неуспешных в учебной деятельности школьников. Это дети, испытывающие трудности в обучении в силу различных биологических и социальных причин, имеющие стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта. В коррекционной педагогике их называют «дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития». В социально-педагогической литературе таких школьников называют «дети группы риска». Основным критерием для отнесения ребенка к «группе риска» является его недостаточная готовность к началу школьного обучения.

 

Трудности, которые испытывают такие дети в процессе обучения, могут быть обусловлены следующими причинами: незрелостью эмоционально-волевой регуляции и самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации, общей познавательной пассивностью (слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), недоразвитием отдельных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), негрубыми нарушениями речи или моторики, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний об окружающем мире, несформированнос- тью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

В «группу риска» часто попадают дети из семей нерусскоязычных переселенцев (в первую очередь из Кавказских регионов и Средней Азии), для которых недостаточное владение русским языком затрудняет обучение в школе.

По данным разных исследований, количество детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала общеобразовательной школы, составляет 15—40% от общего количества детей школьного возраста [8, 12].

Первые серьезные исследования причин неус- пешности детей в школе были проведены в начале ХХ века сначала в зарубежной, затем в отечественной психологии. Обобщая многочисленные данные исследований школьной неуспеваемости, можно выделить несколько уровней причин этого явления [ 6,7, 10]: — анатомо-физиологический (связан с органическими нарушениями центральной нервной системы, мозговой деятельности, других систем и органов ребенка, с его соматическим состоянием);

—   функционально-психологический (связан с особенностями психической деятельности: мышлением, вниманием, восприятием, памятью, речевым развитием, — а также с объемом знаний ребенка, его учебными умениями);

—   эмоционально-личностный (связан с волевой регуляцией, самоконтролем, ценностными ориентациями, самооценкой ученика);

—   уровень социальных качеств личности (связан со способностью к рефлексии, коммуникативными навыками, умением взаимодействовать со сверстниками, взрослыми).

Выделенные уровни достаточно условны, они призваны помочь разобраться в явлении школьной неуспеваемости, как правило, имеющей не одну причину, а их наслоение.

В последние годы опубликован ряд программ, направленных на решение проблемы школьной неуспеваемости, адресованных педагогам и школьным психологам (Локалова Н.П., Овчарова Р.В., Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. и др.).

Представленная нами программа имеет ряд особенностей.

1.   Программа имеет комплексный характер. В нее входят две подпрограммы: психологическая коррек­ционно-развивающая «Личные успехи» и развивающая педагогическая «Учебные успехи». Они могут использоваться автономно, независимо друг от друга, но использование их в комплексе обеспечивает большую эффективность. Предполагается, что занятия с детьми ведут два специалиста: педагог и психолог. Решая каждый свою задачу, они реализуют единую стратегическую цель — способствовать улучшению адаптивных возможностей ребенка и преодолению им учебной неуспешности. Занятия по данным программам помогают детям быстрее адаптироваться к школьным требованиям, легче усваивать учебный материал, овладевать общеучебными и предметными умениями и навыками. Возможно включение в данный комплекс и других развивающих или коррекционных программ, способствующих достижению поставленной цели.

2.   Программа предполагает своевременность оказания ученику помощи, поэтому занятия организуются через 2—4 недели после поступления ребенка в школу. Таким образом, психолого-педагогическая помощь оказывается до того, как ребенок прочно займет позицию неуспешного ученика. Детей в группу для занятий по адаптации к школьному обучению и преодолению учебных трудностей подбирают педагог и психолог, опираясь на предварительные результаты собеседования перед поступлением в школу и показатели первых недель обучения, а также учитывая уровень познавательного и эмоционально­волевого развития детей (по мнению педагога и родителей). В целях профилактики школьной дезадап­тации работу с детьми по психокоррекционной программе в форме игровых занятий можно начинать за 1—2 недели до поступления в школу.

3.   Программа реализуется в учреждении дополнительного образования, где имеются все условия для создания положительной мотивации к учебе. Если в школе формируется отношение к таким детям как к неуспешным и дополнительные занятия его усиливают, то во внешкольном учреждении проводятся не дополнительные занятия, а кружковая работа, не способствующая возникновению такого отношения. Малая наполняемость групп позволяет индивидуально взаимодействовать с каждым ребенком и в полной мере раскрывать его способности и возможности. Ребенок начинает верить в свои силы, формируется положительная мотивация для получения результата на занятиях.

Цель комплексной программы — создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы детей, которые помогут решить проблемы школьной дезадаптации и преодолеть трудности обучения в массовой школе.

Психокоррекционная программа «Личные успехи» направлена на решение задачи развития эмоционально-волевой сферы учеников, формирование у них навыков саморегуляции и социального взаимодействия. Развивающая педагогическая программа «Учебные успехи» призвана способствовать организации успешной учебно-познавательной деятельности детей. Она содержит комплекс занятий по предупреждению и исправлению специфических ошибок устной и письменной речи учеников.

Коррекционно-развивающая программа «Личные успехи»

Теоретические основы

Психолого-педагогическое понятие «ребенок с трудностями обучения» (или «неуспешный в учебной деятельности») — это учащийся общеобразовательной школы, имеющий низкие оценки по различным параметрам учебной деятельности, приводящие к формированию школьной дезадаптации. Дезадаптация — это результат несоответствия между актуальным состоянием ребенка и требованиями новой социальной ситуации — школьного обучения, проявляющийся в низкой успеваемости, в нарушении поведения и межличностного взаимодействия. Выражения «не­успешный в учебной деятельности ребенок» и «школь­но-дезадаптированный ребенок» не являются синонимами. Организовав адекватную и своевременную психолого-педагогическую помощь, можно предотвратить явление школьной дезадаптации [12, 19].

В дошкольном возрасте ребенок в полной мере реализует свои потенциальные возможности в игровой деятельности, его социальный статус соответствует уровню его развития. Поступая в школу, неготовые к обучению дети ощущают свою беспомощность, неуверенность, которые блокируют развитие всех компонентов учебной деятельности. К таким ученикам формируется негативное отношение социума (педагогов, родителей, сверстников), что, в свою очередь, влияет на развитие их личностных особенностей.

Стойкое состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое детьми в процессе учебной деятельности, позволяет говорить о психологическом феномене школьной неуспешности. Эта категория обучающихся в общеобразовательных школах детей нуждается в специальной психологической помощи.

Направленность психокоррекционной работы может быть разной в зависимости от выбранного методологического подхода. Представленная нами программа основывается на деятельностном подходе (Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.), согласно которому учебная деятельность, как и любая другая, имеет две составляющие: операционально-техническую и регуляционную.

Операционально-техническая сторона учебной деятельности предполагает достаточное развитие школьно-значимых психических функций, а регуляционная — сформированность произвольной регуляции психических процессов, деятельности и поведения в целом. К наиболее значимым для школьников психическим функциям психологи относят:

— психомоторные,

—   слуховое и зрительное восприятие,

—   свойства внимания и его организация,

—   владение приемами организации памяти,

—   сформированность мыслительных процессов (в первую очередь — анализа и синтеза),

—   становление внутреннего плана действий [12, 16].

При разработке программы учитывалась необходимость развития у школьников двух вышеназванных взаимосвязанных составляющих, обеспечивающих успешность учебной деятельности.

Последовательность предъявления программного материала учитывает структуру базовых составляющих психической деятельности [13, 22, 26], в первую очередь это касается последовательности формирования произвольной психической активности ребенка:

1-й уровень — произвольность сенсомоторной активности;

2-й уровень — произвольность регуляции высших психических функций;

3-й уровень — произвольность эмоциональной регуляции.

Произвольность рассматривается психологами как функция, которая определяет психические возрастные новообразования и которая «должна быть поставлена на первое место в структуре гетерохрон- ного формирования всех психических сфер и структур ребенка» [13, 25]. Исходя из этого, акцент в данной программе сделан на создании условий для развития произвольности у неуспешных школьников на каждом психокоррекционном занятии.

О значении влияния зрелости эмоционально-волевой сферы и социальных качеств младших школьников на успешность обучения писали многие психологи (Калмыкова З.И., Гест А., Певзнер М.С., Ульенкова У.В., Венгер А.Л. и др.). Предлагаемая программа основывается на разработанных и апробированных программах психологов, работающих в данном направлении (Староверова М.С., Гуткина Н.И., Симановский А.Э., Спиваковская А.С., Клюева Н.В., Ус- тиленцева И.В. и др.), а также нейропсихологов (Цвет­кова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Семенович А.В.).

Особенность данной программы — в подходе к организации взаимодействия с детьми в процессе занятий, при котором акцентируется внимание на стимулировании и активизации внутренних возможностей психической саморегуляции, самоорганизации познавательной деятельности и поведенческих проявлений школьников.

Цели и задачи

Цель программы — способствовать развитию школьно-значимых психических функций и формированию регуляционного компонента учебной деятельности и поведения у детей с трудностями школьного обучения.

Задачи программы:

—   способствовать формированию учебной мотивации детей;

—   способствовать развитию психических процессов и свойств школьников, обеспечивающих их познавательную деятельность;

—   содействовать развитию у детей способности к самоконтролю действий и результатов деятельности;

—   развивать умение организовывать свою деятельность;

—   развивать у детей умение регулировать свое поведение в группе сверстников;

—   способствовать формированию позитивного образа «Я», самопринятия;

—   способствовать развитию рефлексивных возможностей детей.

Принципы

Программа основывается на следующих принципах.

— Учет психофизиологических возможностей и возрастных особенностей. Он предполагает индивидуальный подход к каждому школьнику в процессе психокоррекционных занятий, признание неповторимости и самоценности любого ребенка.

— Системность строения и развития психики, которая предполагает единство, взаимосвязь и взаимообусловленность всех аспектов развития личности (Леонтьев А.Н., 1977). Программа предусматривает использование комплекса методов и приемов занятий с детьми, направленных на развитие разных сторон психической сферы, однако, предполагается определенная последовательность осуществления работ от развития базовых психических функций к формированию высших школьно-значимых психических функций.

— Плавный переход от внешнего контроля за организацией и результатами деятельности школьников к внутреннему самоконтролю и произвольной регуляции поведения.

— Опора на сильные функции ребенка в развитии его потенциальных возможностей. В начале занятий функции «слабого звена» берет на себя взрослый и, опираясь на уже сформированное в зоне актуального развития ребенка, постепенно «подтягивает» слабые функции до состояния возрастной нормы.

— Учет ведущего вида деятельности. Он предполагает первоначальное осуществление коррекционной работы на основе игровой деятельности, которая позволяет достигать высокой эмоциональной включенности детей в процесс занятий, с последующим увеличением доли познавательной и учебно-познавательной деятельности.

— Создание ситуации успеха на занятии для каждого ребенка является важным условием достижения развивающего эффекта, так как способствует снижению уровня напряжения и тревоги, подавляющих интеллектуальную активность ребенка, поддерживает его позитивную мотивацию на выполнение заданий разной сложности.

Организация работы, формы, методы

Данная программа предусматривает проведение занятий с первоклассниками в течение учебного года, всего — 72 учебных часа, периодичность занятий — 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия — 40 минут.

Подготовительная работа по комплектованию группы (количество детей в группе — 5—7 человек) проводится совместно с классным руководителем. Обязательное условие реализации программы — взаимодействие с родителями детей с прогнозируемой школьной неуспешностью. Перед началом коррекци­онно-развивающей работы родителей информируют о ее содержании и организации, обосновывают необходимость такой работы с их детьми (по возможности рекомендуется индивидуальное собеседование с родителями каждого ребенка). В середине программных занятий и по их окончании проводятся встречи с родителями, на которых обсуждаются результаты работы и фиксируется родительское мнение о динамике показателей развития эмоционально-волевой сферы и учебных успехах детей.

Программа может быть использована учителями начальной школы, воспитателями групп продленного дня при условии наличия у них знаний о психологических особенностях и основных закономерностях развития детей младшего школьного возраста.

Одним из основных условий организации занятий с неуспешными в учебной деятельности школьниками является создание благоприятной социально­психологической обстановки в группе. Для этого необходима психологическая поддержка каждого ребенка, организация «ситуации успеха», которая позволяет детям почувствовать себя более свободно, способствует снятию неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и быть осмеянным. Психологической поддержкой при этом могут служить: демонстрация удовлетворения результатами работы ребенка либо его старанием, ободряющие высказывания, напоминания о прошлых удачах, совместные действия психолога и ученика по выполнению задания, невербальный эмоциональный контакт, выражающий позитивное отношение к воспитаннику и т. д.

 

Автор программы считает более предпочтительным применение позитивного подкрепления формируемых качеств, нежели использование замечаний, порицаний, санкций и т. п. мер воздействия (штрафные баллы, очки, жетоны и т. п. могут применяться при несоблюдении правил во время соревновательных, подвижных игр). В качестве приема, способствующего закреплению навыка самоконтроля, используется поощрение детей, выполняющих правила групповой работы (особенно тех, кто имеет проблемы с регуляцией поведения, но прилагает для ее достижения значительные усилия, очень старается). Наградами, поощрениями для детей являются: право в конце занятия выбрать одну из своих любимых игр и поиграть в нее с ребятами, оказание доверия ребенку и привлечение его в качестве помощника психолога к организации групповых игр, коллективное выражение признания успехов ребенка (аплодисменты «герою»), наглядное графическое и/или цветовое оформление достижений детей в разных «номинациях» (на итоговых совместных с родителями и классным руководителем занятиях).

В ходе занятий используются следующие приемы, способствующие решению коррекционных задач: выполнение заданий по определенному алгоритму; самопроверка правильности выполнения через поэтапное сравнение с образцом; предоставление возможности проверить правильность выполнения задания, сравнив его с работой одноклассника (работа в парах); акцентированное позитивное подкрепление взрослым даже малых успехов ребенка; формирование положительного эмоционального отношения к достижениям любого ученика со стороны детского коллектива (сопереживания); соревнования по быстроте, количеству и качеству выполнения работы (допустимо только при командной работе); поощрение символическими индивидуальными призами (жетоны, наклейки и пр.) за достижения в командной работе; распределение ролей в групповой работе («организатор», «исполнитель», «проверяющий», «докладчик» и т. п.).

Выполнение заданий учащимися возможно в разных формах: в диадах (парах), триадах (тройках), групповая работа и индивидуальное выполнение. Подбор детей для работы в парах, тройках определяется конкретной коррекционной или развивающей целью занятия.

В качестве основных коррекционно-развивающих методов используются: дыхательные упражнения, элементы двигательно-координационной гимнастики, разнообразные игры и упражнения, развивающие познавательную и эмоционально-волевую сферу, задания на творческое самовыражение, беседы-обсуждения. Для этой категории детей игровая деятельность является эмоционально привлекательной, поэтому разнообразные игры и игровые ситуации часто используются как одно из коррекционных средств. Особое внимание уделяется играм с правилами, так как в них ребенок старается самостоятельно, добровольно регулировать свои действия, подчиняя их определенным требованиям, инструкциям, правилам.

В процессе занятий предусматривается переключение с одного вида деятельности на другой, включение в активную работу разных сенсорных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического), что делает работу детей динамичной и менее утомительной. Рекомендуется музыкальное сопровождение отдельных фрагментов занятий (например, при выполнении творческих заданий, дыхательных и двигательных упражнений), а также использование аудиозаписи детских релаксационных программ.

Для проведения занятий необходимо просторное помещение с учебной мебелью, имеющее свободное пространство для подвижных игр и двигательных упражнений. Желательно наличие мягкого полового покрытия (можно использовать индивидуальные коврики для каждого ребенка), музыкального центра или магнитофона с набором музыкальных произведений для релаксации и специальных детских релаксационных программ, маркерной доски (желательно магнитной).

Методами отслеживания детских достижений как результатов реализации программы являются: сравнительные данные диагностики отдельных показателей психической деятельности детей, изменения определенных параметров поведения ребят, зафиксированные в процессе наблюдений психолога, опрос мнения родителей и классного руководителя о динамике показателей поведения и учебы детей.

Этапы работы

Программа состоит из трех этапов работы с детьми: вводного —ориентировочно-диагностического, основного — коррекционно-развивающего, завершающего — оценочно-рефлексивного, на каждом из которых решаются свои задачи (табл. 1).

Табл. 1. Этапы и задачи программы

Этап

Задачи

Кол-во занятий

Ориентировочно­диагностический

   знакомство психолога с детьми, установление контакта между участниками группы, сплочение группы;

   создание у детей позитивной мотивации к активному участию в работе группы, положительного эмоционального настроя на занятия, атмосферы «принятия» и «безопасности»;

   ознакомление детей с содержанием предстоящих занятий по программе;

   диагностика индивидуальных особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся.

6

Коррекционно­развивающий

   проведение занятий, развивающих базовые составляющие психической деятельности, высшие психические функции, значимые для школьной деятельности;

   формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности;

   организация взаимодействия детей в группе, способствующая развитию навыков сотрудничества со сверстниками и формированию позитивной самооценки;

   организация занятий и применение специальных приемов, развивающих у детей способность к самоконтролю деятельности и произвольной регуляции эмоционально-волевой сферы личности.

56

Оценочно­рефлексивный

   включение в занятия упражнений, заданий, способствующих развитию рефлексивного компонента деятельности;

   формирование и закрепление у учеников навыка дифференцированной самооценки разных сторон учебной деятельности и ее результатов;

   промежуточная и итоговая диагностика индивидуальных особенностей детей;

   комплексная оценка результатов детских достижений по итогам занятий за полугодие и в целом за учебный год всеми субъектами образовательной деятельности (школьниками, классным руководителем, родителями, психологом).

10

(4 — в конце

I полугодия,

6 — в конце учебного года)

Структура и содержание занятий

Структура каждого занятия включает вводную, основную и заключительную части. Вводная часть (продолжительность 7—10 минут) состоит из ритуала приветствия и игры-разминки, проведение которых создает позитивный эмоциональный настрой на занятие, обеспечивает «разогрев» группы, включение детей в активную работу. В основной части (20— 25 минут) проводятся разнообразные упражнения, подвижные, тематические игры, творческие задания, способствующие решению собственно коррекцион­но-развивающих задач. Заключительная часть (7— 10 минут) включает релаксационное упражнение, совместное обсуждение результатов занятия, создающее условия для развития дифференцированной самооценки и рефлексивных возможностей детей, и ритуал прощания.

В отношении выбора игр, упражнений на каждое занятие авторской позицией не предусматривается жесткая запланированность. Необходим творческий подход к содержанию программного материала, возможность трансформации заданий или замены их другими, исходя из конкретных условий и особенностей детей. Поскольку программа имеет коррекционную направленность, целесообразно ориентироваться на интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность детей к выполнению заданий и гибко реагировать на их актуальное состояние. Поэтому в описании содержания программного материала приводится примерный перечень диагностических, игровых и учебно-тренировочных заданий, выделенных в разделы в соответствии с задачами проводимой работы со школьниками. Многие из них были описаны в других коррек­ционно-развивающих программах и психолого­педагогической литературе.

Продолжение в следующем номере.

Информация об авторах

Хухарева Людмила Васильевна, руководитель психологической службы государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр детей и юношества», Россия

Савельева Валентина Алексеевна, педагог дополнительного образования в государственном образовательном учреждении Ярославской области «Центр детей и юношества», Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2319
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 1211
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5