Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 4. С. 94–101
ISSN: 2658-3100 (online)
'Навыки конструктивного общения'. Программа элективного курса для учащихся 9-х классов (продолжение)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Для цитаты: Попова Е.Б. 'Навыки конструктивного общения'. Программа элективного курса для учащихся 9-х классов (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 94–101. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27759 (дата обращения: 18.11.2024)
Полный текст
Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №3 за 2009 год.
Занятие 4
Тема. Невербальные средства общения. Введение.
Цель: формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения и умения их распознавать.
Дидактический материал: бланки задания для каждого учащегося.
Теоретический материал для занятия
Впечатление, получаемое нами о другом человеке, лишь на 10% определяется средствами вербальной коммуникации, т. е. словами, которые он произносит. Гораздо большую роль здесь играют средства невербальной коммуникации: жесты, телодвижения; тембр голоса, интонация; ширина зрачка, частота дыхания, осанка; одежда; выражение лица; символы статуса и т. п. Для описания невербальной коммуникации используются различные термины. Наиболее часто встречающийся — «язык тела». Поступки и слова могут лгать, но «язык тела» обманывает редко. После определенной тренировки можно научиться с его помощью распознавать собственные скрытые социальные, эмоциональные, сексуальные и другие установки, а также установки других людей. Например, ваш собеседник утверждает, что он искренен с вами, доверяет вам. Однако, язык тела говорит о противоположном: скрещенные на груди руки, ноги, положенные одна на другую, свидетельствуют о том, что ваш партнер насторожен, закрыт для контакта.
Рассмотрим правила интерпретации «языка тела».
1. Не делайте далеко идущие выводы на основании какой- либо одной отдельно выхваченной детали. Это может привести к ошибкам. Например, если человек потирает нос и прикрывает рот рукой, когда говорит, это можно истолковать как неуверенность. Но в чем он не уверен? В себе или в том, о чем говорит? А может быть, у него насморк?
2. Учитывайте, что у различных наций язык тела имеет свою специфику. Например, язык тела скандинавов небогат и обладает малым количеством жестов в отличие от языка тела итальянцев, у которых есть масса значимых жестов и телодвижений. Кроме того, один и тот же жест у представителей разных народов может означать разные явления.
3. Постарайтесь не приписывать свой опыт, свое состояние другому человеку.
Рассмотрим наиболее важные элементы языка тела.
Мимика
Лицо — «зеркало души» человека. Мимика рта и бровей, направленность взгляда прекрасно передают эмоциональные состояния и такие чувства? как: печаль, робость, злоба, скепсис и др.
Выполните задание: посмотрите на лица на рисунке (рис. 1) и назовите, какое чувство каждое из них выражает. Объясните, почему.
Правильные ответы на это задание:
1. Нейтральное
2. Враждебное или саркастическое
3. Радостное
4. Очень злое
5. Грустное, недовольное, хмурое
6. Простодушное или радостное
7. Не в настроении, уставшее
8. Немного злое
9. Притворно радостное
10.Очень грустное, расстроенное
11 .Сомневающееся, скептическое
12 .Глубокая печаль, горе.
Величина зрачков
Величина зрачков свидетельствует о многом. Широкие зрачки говорят о честности и открытости, расслабленности, удовлетворенности. Узкие зрачки могут обозначать отсутствие интереса, недоверие и неприятии, враждебность, усталость, стресс, печаль. Некоторые специалисты считают, что между уровнем заинтересованности человека и величиной зрачков существует прямая связь: чем выше интерес, тем шире зрачок. При наблюдении за величиной зрачков нужно учитывать и такой фактор? как степень о,веЩе||||,„|и.
Поза (положение тела)
На рис. 2 приведены примеры некоторых , «сигналов тела».
Поза А — человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает, без скрытых намерений.
Поза Б — человек, который стремится добиться от других подчинения и дать нравоучительные указания.
Поза В — человек в оборонительной позиции.
Позу Г может принять флиртующая, кокетничающая женщина или смущенный и неуверенный человек.
Поза Д свойственна человеку, который хочет показать, что за телесным контактом (дружеское объятие или поцелуй) ничего, кроме дружбы не кроется. Она также характерна для людей, стремящихся продемонстрировать преувеличенную почтительность.
Поза Е характерна для людей, стесняющихся своего роста и (или) стремящихся быть незаметными.
Позу Ж обычно принимают люди маленького роста и (или) люди, желающие убедить других в собственной важности.
Для укрепления теоретических знаний выполним учебные задания.
Практические задания
Задание 1
Выразите два противоположных состояния, например: гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость, используя"
а) только мимику;
б) только положение тела.
Задание 2
Посмотрите отрывок из фильма, выключив звук. Ваша задача — угадать смысл диалогов по выражению лиц и позам. Свое мнение обоснуйте.
Домашнее задание
Изучение невербальных способов коммуникаций при помощи телевизора: выключите звук и попытайтесь понять, что происходит, только глядя на изображение. Включая звук через каждые 5 минут, вы сможете проверить себя и проконтролировать, насколько точно вы понимаете невербальную коммуникацию. Возможно, через какое-то время вы сможете смотреть всю программу, не включая звук, и будете понимать, что там происходит.
Занятие 5
Тема. Невербальные средства общения. Продолжение знакомства.
Цель: познакомиться с правилами организации межличностного пространства, со значением позитивных и негативных жестов, поз, особенностей внешнего вида. Использованы разработки специалистов в области делового общения.
Дидактический материал: бланки задания для каждого учащегося.
Теоретический материал для занятия
В пространстве межличностного общения человека различают 4 зоны:
— 0,2—0,5 м — интимное расстояние, на котором общаются люди, находящиеся в близких отношениях;
— 0,5—1,2 м — межличностное расстояние для разговора друзей с соприкосновениями или без них;
— 1,2—3,7 м — зона деловых отношений (руководитель — подчиненный);
— 3,7 м и более — публичное расстояние, позволяющее обменяться несколькими словами или воздержаться от общения [42, 25].
Собеседники могут располагаться за столом относительно друг друга следующими способами (рис. 3).
1. Собеседники сидят по разные стороны стола, друг напротив друга. Расположение за столом, наиболее приемлемое для делового официального разговора. Это расположение может использоваться для подчеркивания «холодности» отношений.
2. Один из собеседников сидит за столом, второй — сбоку стола. Расположение, которое ничем не обязывает партнеров (нет необходимости смотреть друг другу в глаза).
3. Собеседники сидят с одной стороны стола. Расположение, удобное для близких и доверительных отношений [42, 182].
Выбирая позы при общении, надо помнить, что не рекомендуется, общаясь с человеком, вставать ему за спину или возвышаться над ним. В большинстве случаев это вызывает раздражение.
Позитивные жесты:
— раскрытие руки ладонью вверх — дружелюбие, открытость, желание сотрудничать;
— рука у щеки — раздумье, нерешительность;
— наклоненная набок голова — интерес;
— почесывание подбородка — процесс принятия решения;
— прищуривание глаз — поиски решения;
— манипуляции с очками (очки медленно снимают и протирают стекла, даже если это не требуется) — пауза для размышления;
— манипуляции с предметами (прикусывают зубами кончик какого-либо предмета: дужку очков, карандаш, ручку) — требуется дополнительная информация;
— пощипывание переносицы с закрытыми глазами — глубокая сосредоточенность, напряженное раздумье;
— дотрагивание до носа, легкое его потирание, при этом ерзание на стуле, поворачивание боком — сомнение;
— потирание за ухом или перед ухом пальцем, потирание глаз — сомнение, обдумывание ответа собеседнику;
— при рукопожатии протягивание руки ладонью вверх — открытость, желание достичь соглашения;
— устойчивый визуальный контакт с собеседником — открытость.
Негативные жесты:
— руки скрещены на груди — оборонительная позиция;
— подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта — критическая оценка;
— взгляд в сторону — подозрение и сомнение;
— поворот головы в сторону на 45 градусов — вежливый отказ от общения;
— при рукопожатии кладет свою руку поверх ладони собеседника — превосходство, самодовольство;
— посматривает на часы — спешит, торопится закончить встречу;
— сжатый кулак — властность, решимость;
— пальцы сплетены в замок — закрытость для общения [42, 39];
Негативные и позитивные позы и особенности внешнего вида:
— поднятые брови, слегка поднятая голова, сомнение во взгляде — надоел разговор;
— расстегнутый пиджак — открытость, свободное поведение;
— расстегнутый ворот — свободное поведение;
— расхаживает при разговоре — позитивный сигнал, означающий, что человек обдумывает, оценивает различные варианты решения (но с тем, кто расхаживает, не следует разговаривать, чтобы не прервать течение его мыслей);
— руки разведены в стороны, плечи приподняты — недоумение, бессилие;
— попытки приблизиться к партнеру по общению — стремление достичь более дружеских взаимоотношений;
— попытки удалиться от партнеров по общению — желание придать взаимоотношениям более формальный характер;
— ноги (или все тело) обращены к выходу — желание закончить беседу;
— стоит, сгорбившись, голова опущена, руки скрещены на груди — раздражение;
— разговаривая, стоит, нависая над другим человеком — желание его подавить, унизить;
— руки в карманах — превосходство;
— руки в карманах, большой палец высунут наружу — пренебрежение;
— руки в карманах, плечи приподняты — недоумение, превосходство;
— преувеличенно внимательная манипуляция каким- либо предметом (ручкой, карандашом), отстукивание им каждого слова, фразы — раздражение;
— бросание предметов на стол, резкие жесты — демонстрация своего раздражения, агрессивности. Практические задания
Задание 1
Посмотрите отрывки из кинофильмов. Оцените речь героев фильма с точки зрения использования жестикуляции, мимики и других форм невербальной экспрессии. Обратите внимание на то, как влияют на восприятие содержания сообщения такие детали, как цвет, стиль одежды, украшения, косметика, прическа.
Задание 2
Выразите два противоположных состояния (например, печаль и радость, скуку и веселье, недовольство и восхищение):
а) используя только жесты;
б) используя мимику и жесты.
Домашнее задание
Выберите удобный момент во время разговора с кем-нибудь. Посмотрите, как близко от вас стоит собеседник. Проследите, как влияют на пространственное расстояние между вами следующие факторы: — тип отношений;
— взаимное расположение друг к другу;
— статус или полномочия;
— пол, возраст;
— социальный культурный уровень.
Затем ответьте на следующие вопросы:
— был ли такой момент во время беседы, когда собеседник находился слишком близко от вас?
— не вызывало ли это у вас чувства неудобства, раздражения и как эти чувства зависят от особенностей конкретного человека?
Занятие 6
Тема. Развитие адекватного понимания вербальных сообщений.
Цель: овладение основными правилами речевой коммуникации.
Теоретический материал для занятия
Речевая деятельность — это употребление речи в процессе взаимодействия между людьми. Ее информативная и коммуникативная стороны составляют речевую коммуникацию.
Рассмотрим основные правила речевой коммуникации.
1. Высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения. Излишняя информация может ввести в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения. Слушающий может быть сбит с толку поиском особого смысла в сообщенной лишней информации.
2. Высказывание должно быть по возможности правдивым. Не надо сообщать о том, что вы считаете ложным, или утверждать то, для чего у вас нет достаточных оснований.
3. Высказывание должно соответствовать предмету разговора: старайтесь не отклоняться от темы.
4. Высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений, неоднозначности, ненужного многословия.
5. Соблюдайте принцип вежливости, который предполагает выражение в речи тактичности, великодушия, одобрения, скромности, согласия, благожелательности.
На процесс взаимопонимания при речевом общении существенное влияние оказывают следующие моменты:
— лексическое значение слова;
— вызываемые словами вторичные ассоциации, которые разделяются одним или несколькими членами данного общества;
— жизненный опыт человека, время и место общения. Они могут быть причиной того, что одни и те же слова люди воспринимают по-разному. Значение слов непостоянно, оно меняется от эпохи к эпохе, от поколения к поколению, оно зависит от региона и страны проживания человека;
— наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом обществе значения;
— использование разных слов и фраз для сообщения сходной информации;
— смешение в описании фактов (реально наблюдаемых действий, событий) и их оценок (выводов, заключений, к которым мы приходим). Часто возникают недоразумения из-за того, что участники событий вместо описания реальных фактов выдвигают собственные предположения или мнения.
Практические задания
Задание 1. Игра «Эхо»
Участникам предлагается тема для рассказа: «Мои взаимоотношения с друзьями».
Один из учеников выступает с рассказом по теме. Остальные очень внимательно слушают. Затем второй участник должен повторить сущность его сообщения, показать, что он понял и почувствовал его. Первый участник подтверждает, что был понят правильно, и отмечает те моменты, которые слушатель «не уловил». После этого второй участник начинает свой рассказ, третий его повторяет и т. д.
Задание 2
Участникам зачитываются следующие фразы:
— Сын — отцу: «Помоги мне».
— Продавец — покупателю: «Вы сделали выбор?»
— Начальник — работнику: «Я тобой доволен!»
— Жена — мужу: «Ты хорошо выглядишь!»
— Пациент — врачу: «Спасибо!»
Предлагается подумать и предложить ситуации общения, в контексте которых смысл данных фраз не изменится, а затем — ситуации, в которых смысл фразы приобретет противоположное значение. Свой ответ надо обосновать.
Занятие 7
Тема. Как слушать друг друга?
Цель: изучение теории и освоение практических навыков активного, пассивного и эмпатического слушания.
Теоретический материал для занятия
В общении особенно важно умение слушать. В этом проявляется отношение к собеседнику и предмету беседы. Слушание — активный процесс, оно требует определенных навыков, и мы делим с говорящим ответственность за общение. И. Атватер предлагает все навыки, обеспечивающие успешное слушание, разделить на следующие группы:
— внимание — устойчивое внимание, направленное внимание, визуальный контакт, позитивные жесты;
— слушание — внимательное молчание, сведение к минимуму ответов (невмешательство), ограничение числа вопросов;
— активное слушание — уточнение, парафраз, отражение чувств, резюмирование;
— основные установки — одобрение, самоодобре- ние, эмпатия;
— язык невербального общения — мимика, взгляды, изменение высоты голоса и интонации, позы и жесты.
О языке тела мы говорили на предыдущих занятиях и потому повторяться не будем. Что касается вербальной части активного слушания, то здесь можно выделить следующие приемы.
1. Поддержка в виде слов «да», «угу», повторение слов собеседника (как эхо).
2. Выяснение — обращение к говорящему за уточнениями. Оно помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим. Для выяснения слушающий использует вопросы, уточняющие первоначальное сообщение. Они не должны затрагивать особенностей личности говорящего. Желательно, чтобы вопросы не приводили к однозначным ответам типа «да»,
«нет». При выяснении можно использовать следующие вопросы:
— не повторите ли вы еще раз?
— что вы хотите этим сказать?
— пожалуйста, уточните это... и др.
3. Парафраз (переформулирование) — формулирование мысли говорящего иначе, т. е. повторение его же сообщения, но другими словами — словами слушающего. Используется для уточнения понимания того, что сказал собеседник. Переформулирование можно начать следующими словами: — как я понял вас.
— как я понимаю, вы говорите.
— по вашему мнению.
Слушающий должен уметь выразить чужую мысль своими словами. Буквальное понимание слов собеседника — большая помеха в общении.
4. Отражение чувств. Отражение слушателем чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния позволяет полнее осознать собственное эмоциональное состояние. При отражении чувств следует? во-первых, обращать внимание на употребляемые слова, отражающие чувства, во-вторых — следить за интонацией, позой, жестами собеседника, в-третьих — представлять, что вы сами чувствовали бы на месте говорящего. Кроме того, надо понять общий контекст общения, причины обращения собеседника к вам. Вступительные фразы при отражении чувств могут быть следующими:
— мне кажется, что вы чувствуете.
— вероятно, вы чувствуете.
— вы несколько расстроены.
5. Резюмирование — подытоживание основных идей и чувств говорящего. Оно дает возможность соединить фрагменты разговора в смысловое единство, вселяет в слушающего уверенность в точном восприятии сообщения говорящего, а говорящему помогает понять, насколько хорошо он сумел передать свою мысль. Типичными основными фразами при резюмировании могут быть следующие:
— вашими основными идеями, как я понял, являются.
— если подвести итог тому, что вы сказали.
Практические задания
Задание 1
Выберите себе партнера. Расскажите о каком- либо событии, произошедшем с вами и оставившем сильное впечатление (5—7 предложений). После того как рассказ закончен, ваш партнер должен сообщить, как он понял эту историю, начиная пересказ фразой «Как я услышал.». Важно, чтобы на этом этапе тот, кто пересказывает, не вносил никаких добавлений, суждений или интерпретаций. Он должен понять рассказ и пересказать его, а не анализировать или оценивать. В то же время, пересказывать надо своим языком, а не просто повторяя рассказ слово в слово.
Затем рассказчик оценивает, насколько точен пересказ. Если обнаружились какие-то искажения, он повторяет историю, и слушатель должен еще раз передать, как теперь он понял сообщение. Достигнув максимально возможного понимания рассказанной истории, партнеры меняются ролями. После нескольких пересказов необходимо обсудить следующие вопросы:
— оказавшись в роли слушателя, насколько точно с первого раза вы сумели понять содержание прозвучавшего рассказа?
— оказавшись в роли рассказчика, что вы чувствовали, когда ваш партнер пытался понять вас?
— что для вас было наиболее и наименее сложно, когда требовалось понять рассказ своего партнера?
— сравните ощущения, полученные при выполнении задания, с вашим повседневным опытом общения.
Задание 2
Участникам задается вопрос «Какие чувства выражены в приведенных ниже высказываниях?»/ Зачитываются по очереди следующие высказывания: — «Какое чудесное платье! Где ты его достала?» — «У меня завтра доклад, послезавтра экзамен, каждую ночь репетиции, а сегодня днем еще собрание устроили. Не знаю, смогу ли я вообще сегодня поесть. И так — весь месяц».
— «Я уверена, что она получит оценки лучше, чем я. Конечно, она — единственный ребенок, ее мама и бабушка постоянно за ней ухаживают. Ей только и остается, что заниматься. А я работаю, и дома все должна делать сама».
— «Не могу понять, почему они не пишут. Раньше не бывало, чтобы так долго не было ответа. Теперь даже не знаю, как связаться с ними».
— «Благодарю за отличный вечер. Обед — фантастический, музыка тоже. Давайте встретимся еще».
— «Ну, как мне рассказать ему, что я чувствую на самом деле? Он, возможно, рассердится, и мы начнем ругаться. Он подумает, что я не люблю его, если скажу о своих переживаниях».
Участники должны назвать несколько чувств, подходящих автору каждого высказывания. Например: — «Ты совсем перестала замечать меня, я что-то не так сделал?»
Чувства, которые может переживать человек в этой ситуации: озадаченность, унижение, обида, отверженность, ревность, зависимость.
Домашнее задание
Все участники должны разделиться на группы по 3 человека. Каждой группе надо найти аналогичные высказывания в литературе или придумать их самостоятельно; инсценировать их. По желанию приготовить монологи в стихотворной форме для выступления.
Занятие 8Тема. Особое умение.
Цель: формирование навыка принимать благодарность и благодарить, развитие умения различить благодарность и манипуляцию (психоаналитическая и экзистенциальная теории).
Дидактический материал: бланки задания для каждого учащегося.
Теоретический материал для занятия [8]
Умение быть благодарным — особенное умение. Казалось бы, чего проще — любой учебник хороших манер рекомендует в ответ на проявленное участие, помощь или полученный подарок говорить: «Благодарю вас», «Как любезно с вашей стороны...», «Спасибо!» Однако время от времени мы замечаем, что этот незатейливый навык, да и сама готовность благодарить пропадают. У нас просто не получается открыть рот и сказать: «Спасибо!», или слова превращаются в формальное бурчание.
Этимология самого слова «спасибо» (от фундаментального «Спаси Бог!») как бы намекает, что речь пойдет не просто о вежливости, а о чем-то гораздо более важном, основополагающем. Слова признательности должны сопровождаться чувством. Это чувство называют чувством благодарности к жизни. Без него слова благодарности звучат неискренне и формально. Когда же оно есть, слова не нужны, достаточно взгляда, улыбки, касания руки.
Благодарение — это навык, в котором несколько «этажей». Первый — это способы выражения признательности (слова и действия). Над ним второй — способность испытывать само чувство признательности.
«Последнее время не могу переносить ситуацию, когда мне делают что-то хорошее. Я должен чувствовать благодарность, а вместо этого, получая подарок, напрягаюсь, и тревога не проходит, пока не «отдарю». Чем скорее, тем лучше». Так часто говорят люди, которые сформировали у себя особую модель отношения к жизни. «Я не жду подарков от жизни, — говорят они. — Мне ничего не нужно даром». Неспособность просто и естественно принимать подарки свойственна многим людям. Именно так психологически защищают себя те, кто перенес много разочарований и не разобрался в своих чувствах по этому поводу. Невысказанный гнев, обида и беспомощность остаются жить в них в виде постоянного напряжения, которое автоматически «включается», когда возникает ситуация благодарения, ведь такими людьми она воспринимается как угроза. Вместо радости они испытывают тревогу. Впрочем, нередко такие люди умеют дарить подарки и получают от этого удовольствие.
О базовом чувстве благодарности к жизни и судьбе написано немало. Многих волнует, откуда у одного человека способность оставаться открытым добру, а у другого — как будто роковой изъян присутствует: он вообще не чувствует благодарности?
Все теории, описывающие психологические механизмы развития личности, настаивают на том, что тема благодарности относится к самой базовой, глубинной, фундаментальной составляющей человеческой жизни. Так, в экзистенциальном анализе, одной из самых мощных гуманистических теорий личности, способность принимать подарки и знаки внимания предлагается рассматривать как тест на способность к принятию вообще. «Если я могу это принять — я радуюсь и остаюсь спокойным. Если же я не могу это сделать — я начинаю нервничать: «Что он от меня хочет?», «Должен ли я подарить в ответ?» Но подарок — это не сделка. Истинный подарок не предполагает, что от меня чего-то ждут. Он оставляет меня свободным».
Принятие в экзистенциальном анализе — центральный базовый процесс, определяющий то, как человек проживает свою трудную жизнь, как обходится с «подарками» судьбы.
Как человек принимает подарки, так же он принимает и свои проблемы. Принять — значит разрешить этому быть в своей жизни. Не терпеть, напрягая силы, а спокойно посмотреть на проблему и сказать: «Это есть». Не причитать: «Какой ужас, что это случилось со мной!» — а просто и спокойно принять: «Это есть». Но, за таким решением стоит большая духовная работа, много переживаний, размышлений, изменившаяся точка зрения, новый взгляд на старые обстоятельства. Человек начинает рассуждать так: «Если я не хочу замечать чего-то (убегаю) или хочу это уничтожить (борюсь и ненавижу), или просто оцепенел от страха — это не принятие, а работа защитных механизмов. Принимая, я обретаю спокойствие и силу. Силу, чтобы изменить то, что еще можно изменить, и способность спокойно жить с тем, чего изменить нельзя».
Только человек, имеющий большой личный опыт принятия, способен быть благодарным за все, в том числе за испытания.
Практическое задание
Участники разбиваются на пары и разыгрывают ситуации, в которых необходимо выразить другому человеку благодарность. После проигрывания ситуаций — общее обсуждение. Вопросы для обсуждения:
испытывали ли вы скованность, принимая благодарность?
в какой роли вам было более комфортно: в роли «благодарителя» или в роли принимающего благодарность?
Продолжение в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1044
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 964
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1