Методические рекомендации по определению содержания деятельности службы практической психологии (педагога-психолога) общеобразовательного учреждения Ярославской области (часть 5)

752

Аннотация

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 1, 2, 3, 4 за 2009 год. (Проект в редакции от 15.04.2009 г.)

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: документ

Для цитаты: Методические рекомендации по определению содержания деятельности службы практической психологии (педагога-психолога) общеобразовательного учреждения Ярославской области (часть 5) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 1. С. 57–62. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n1/31899 (дата обращения: 13.11.2024)

Полный текст

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 1, 2, 3, 4 за 2009 год.

2.    Содержание деятельности службы практической психологии (педагога- психолога) общеобразовательного учреждения

2.6.    Дополнительные направления деятельности и виды работ педагога-психолога с другими участниками образовательного процесса

Наряду с выделенными ключевыми задачами (направлениями деятельности) педагога-психолога общеобразовательного учреждения, прописанными для каждой возрастной ступени, можно говорить о ряде дополнительных задач по сопровождению других участников образовательного процесса, работа с которыми строится на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. Важно отметить, что сфера деятельности педагога-психолога ориентирована в данном случае преимущественно на психолого-педагогическое сопровождение решения вопросов профессионального становления и развития специалистов, формирование и развитие коммуникативных и управленческих компетенций специалистов и руководителей и эффективного стиля их деятельности, повышение психологической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей, информационно-аналитическое обеспечение образования.

В работе с педагогами это задачи, связанные с сопровождением адаптации молодого специалиста, повышением психологической компетентности, сопровождением взаимоотношений в педагогическом коллективе, формированием эффективного стиля деятельности, сохранением и укреплением психического здоровья, профилактикой профессионального выгорания и др.

В работе с администрацией это задачи, связанные с сопровождением профессионального развития, повышением психологической компетентности, построением взаимоотношений с педагогическим коллективом, а также задачи формирования и сопровождения организационной культуры ОУ, информационно-аналитического обеспечения образования. Работа педагога-психолога по информационно-аналитическому обеспечению образования предполагает ряд таких значимых видов работ, как социально-психологическое проектирование, социально-психологическая экспертиза, социально-психологический мониторинг. Это участие в проектировании психологически безопасной и развивающей образовательной среды, в выработке стратегии развития образовательного учреждения. Это также экспертиза воздействия психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся; оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т. п.) поставленным образовательным, развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

В работе с родителями это задачи, связанные с сопровождением адаптации обучающихся (воспитанников), построением понимающих взаимоотношений родителей и детей, повышением психологической компетентности родителей и др.

Выполнение с родителями и педагогами работ, не предусмотренных логикой учебно-воспитательного процесса конкретного образовательного учреждения, должно оговариваться отдельно [2, 12, 15, 40].

В соответствии с п.1.3. «Этического кодекса психолога службы практической психологии в системе образования Ярославской области», участие обучающихся, родителей и педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным. В случаях если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие [43].

Психологическая служба образовательного учреждения является основой интеграции действий педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Одним из вариантов такой интеграции является работа ПМПк — психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения. ПМПк выявляет детей и подростков с отклонениями в развитии на основе комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик, психологического, педагогического, клинического обследования, а также динамического наблюдения за развитием детей в общеобразовательном учреждении. Он разрабатывает рекомендации, направленные на определение психолого-педагогических условий для получения детьми и подростками с отклонениями в развитии образования и сопутствующего медицинского обслуживания; консультирует родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении.

Работа со специалистами других учреждений и ведомств подразумевает организацию взаимодействия с педагогами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, другими специалистами и региональными, муниципальными структурными единицами системы психологического обеспечения образования и воспитания с целью оказания комплексной многопрофильной помощи обучающимся. Примером такой помощи может быть определение наиболее адекватных состоянию ребенка условий обучения и воспитания через направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Основой такого взаимодействия могут быть образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). ППМС- центры могут осуществлять первичную и специализированную психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса; организовывать и проводить социально-психологический мониторинг образовательной системы; анализировать состояние психологического здоровья обучающихся в образовательном пространстве территориального (муниципального) управления и предоставлять необходимую информацию территориальному (муниципальному) управлению образования для принятия управленческих решений; осуществлять психологическое проектирование образовательной среды в образовательных учреждениях своего района, осуществлять информационное, организационное и консультативное обеспечение деятельности, в том числе супервизию, педагогов- психологов общеобразовательных учреждений и психологов учреждений профессионального образования на территории своего района [12].

3.    Глоссарий

Адаптация к школе — психофизическое приспособление к окружающим условиям, обеспечивающее возможность выполнять учебные функции, выстраивать адекватную систему отношений со сверстниками, родителями, педагогами.

Аддиктивное поведение — поведение, включающее употребление различных токсических веществ и алкоголя на том этапе, когда еще не сформировалась физическая зависимость от них.

Ведущая деятельность — деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Готовность к школьному обучению — уровень психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от нормы. Отклонение от нормы при этом может быть как положительным (творческая одаренность), так и отрицательным. Отрицательное деви­антное поведение, в свою очередь, может быть разделено на аморальное (совершение поступков, противоречащих нормам морали), противоправное, или делинквентное (совершение поступков, противоречащих нормам права, кроме уголовного), и преступное, или криминальное (когда человек преступает нормы уголовного законодательства).

Дети «группы риска» — дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. п.

 

Дидактогения — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и пр.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях.

Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Индивидуальный образовательный маршрут (индивидуальная образовательная траектория):

1)   персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании;

2)   разработанная старшеклассником совместно с педагогом программа собственной образовательной деятельности, в которой отражается понимание им целей и ценностей общества, образования в целом и собственного образования, а также предметной направленности образовательных интересов и необходимости сочетания их с потребностями общества. В ней представлены результаты свободного выбора содержания и форм образования, соответствующих его индивидуальному стилю учения и общения, вариантов презентации продуктов образовательной деятельности.

Компетенция — некая комплексная характеристика человека, проявляющаяся в конкретной деятельности или в конкретной предметной области и включающая в себя наряду со знаниями, умениями, навыками определенную мотивационную базу, когнитивные, аффективные и волевые компоненты, способности.

Общеучебные навыки — приемы учебной деятельности, которые являются общими при усвоении различных предметов: умение выделять главную мысль, владение навыками пересказа, умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять существенные признаки предмета.

Образовательная среда — система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Понятие «образовательная среда» выступает как родовое для таких понятий, как «семейная среда», «школьная среда» и т. п.

Организационная культура (ОУ) — сложная композиция важных предположений, традиций, социальных норм, образцов деятельности (часто не­осознаваемых и не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации и определяющих индивидуальность организации.

Психогенная школьная дезадаптация — психогенные реакции, психогенные заболевания и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и в семье. Понимается как неадекватный способ реагирования на те или иные сложности в школьной жизни. Помимо этого понятия в литературе встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз».

Психологическая служба школы — специализированное подразделение в системе образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) — форма работы по информационному обмену участников сопровождения школьников (учителя-предметники, классные руководители, социальные педагоги, школьные психологи, врачи) в целях разработки программ сопровождения и помощи. Продолжением работы консилиума могут быть групповые и индивидуальные консультации педагогов- предметников, в результате которых общая «стратегическая» программа превращается в систему конкретных психолого-педагогических технологий работы с данным учеником, классом.

Рефлексия — анализ собственного психического состояния.

Самосознание — осознание человеком себя, своих психологических качеств и свойств.

Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Система образования — совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.

Склонность — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

Совладающее поведение (педагога):

1)   осознанное поведение субъекта, направленное на устранение травмирующих факторов или адаптацию к ним способами, адекватными личностным особенностям и ситуации;

2)   поведение людей, преодолевающих трудности (в отличии от избегания, защитных реакций и т. п.).

Сопровождение (психологическое) ребенка — система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Объектом школьной психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия, предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Статус — положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Умение учиться — специфическое обобщение способов осуществления отдельных учебных действий в целостное образование. Сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности.

Полноценная учебная деятельность включает умения:

—   выделять и удерживать учебную задачу;

—   самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;

—   адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;

—   владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;

—   использовать законы логического мышления;

—   владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;

—   уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;

—   иметь высокий уровень самостоятельности творческой активности.

Учебная деятельность (У. д.) — один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой У. д., но это различные явления: усвоение — это процесс, осуществляющийся в любой деятельности, а У. д. — это вид деятельности, особая форма социальной активности личности.

Сущность У. д. заключается в решении учебных задач, целью и результатом которых является изменение самого действующего субъекта, приводящее к овладению определенными способами действия, а не изменение предметов, с которыми действует субъект. Решение отдельной учебной задачи определяет целостный акт У. д., т. е. ту ее простейшую «единицу», внутри которой проявляется строение этого вида деятельности в целом. Осуществление такого акта предполагает актуализацию специфического мотива У. д.; определение конечной учебной цели; предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения; выполнение системы собственно учебных действий; выполнение действий контроля; оценку результатов У. д.

Школьная зрелость — ступень нервно-психического развития, на которой ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья, овладевать умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.

Я-концепция — организованная когнитивная структура, извлеченная из собственных переживаний своего «Я». Выделяют пять функций данного феномена: определение собственной идентичности; выявление собственных интересов, симпатий и антипатий; осознание своих целей; определение системы отношений, в центре которой находится сам индивид; самооценивание.

Литература

  1. Битянова М.Р. Возрастная периодизация // Школьный психолог. — 1999, №36.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе // Практическая психология в образовании. — М.: Совершенство, 1997.
  3. Виноградова Н.Ф. Индивидуализация обучения в начальной и профильной школах: парадоксы взаимодействия // Профильная школа. — 2003, №2. 
  4. Винокуров Л.Н. Школьная дизадаптация и ее предупреждение у учащихся. — Кострома: Эврика-М, 2000.
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 ч. Ч. 2. От младшего школьного возраста до юношества: Учеб. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2005.
  6. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. — Томск: Пеленг, 1992.
  7. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Метод. пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго; под общ. ред. М.М. Семаго. — М.: Айрис-пресс, 2006.
  8. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
  9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sinncom.ru/ content/reforma/index1.htm.
  10. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993.
  11. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва №2783 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// academy.odoportal.ru/documents/akadem/seminar4/ profil.htm
  12. Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002. № 393 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_02/393.html.
  13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие. — М.: Изд-во РОУ, 1996.
  14. Лубовский В.И. О термине и диагностике // Школьный психолог. — 1999, №32.
  15. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003. № 28-51-513/16 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ps.1september.ru/articlef.php? ID=200307215
  16. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. Постановление правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.ucheba.com/met_rus/k_upravobraz/k_normdok/ doktrina.htm
  17. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, и родителей. — М.: ВЛАДОС, 2001.
  18. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность к обучению в школе: теория и методы исследования. — Ярославль: Изд=во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999.
  19. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. — Ярославль: Психодиагностика, 1998.
  20. О государственном стандарте общего образования. Проект федерального закона // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://upr.1september.ru/2001/41/ 4.htm
  21. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования — на основную. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации от 21 мая 2004 г. № 14-51-140/13 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// psy.1september.ru/2004/30/23.htm.
  22. Об образовании. Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.06.1992 в ред. Федерального закона от 18.07.2005. № 92-ФЗ с учетом изменений и дополнений // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.zonazakona.ru/law/zakon_rf/2085/.
  23. Областная целевая программа развития образования на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года. Утверждена постановлением Администрации Ярославской области от 28.10.2005 № 278 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.adm.yar.ru/science/ section.aspx?section_id=92.
  24. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: Сфера, 1996.
  25. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
  26. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие. — М.: СФЕРА, 2000.
  27. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — М.: Азбуковник, 1999.
  28. Положение об областной службе практической психологии в системе образования Ярославской области. Утверждено приказом департамента образования Администрации Ярославской области от 23.09.2002г. №01-03/467 // http://psy.1september.ru/2003/36/6.htm.
  29. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства образования от 22.10.1999 № 636 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psiholog-rmo.ru/130/2008/10/13/polozhenie-o--sluzhbe-prakticheskojj--psikhologii-v-sisteme-ministerstva-obrazovaniya-rossijjskojj-federacii/
  30. Практическая психология образования: Учебник / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Сфера, 1997.
  31. Психологическая диагностика нормативов возрастного развития: Метод. пособие для психологов образовательных учреждений / Под ред. О.К. Репиной, А.А. Либермана. — Набережные Челны, 2004.
  32. Рабочая документация практического психолога системы образования: Метод. реком. / Сост. А.В. Моложавенко; под общ. ред. Т.Ю. Андрущенко. — Волгоград: Перемена, 1998.
  33. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991.
  34. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. — Томск: ПЕЛЕНГ, 1993.
  35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. — Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  36. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 1995.
  37. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. — М.: Школьная Пресса, 2000.
  38. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  39. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (Согласовано с Минтруда России — приложение 2 к постановлению от 17 августа 1995 г. №46) с внесением изменений приказом от 14 декабря 1995 г. №622/1646 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.websib.ru/education/psycho/pril5.htm
  40. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология. — М.: Гардарики, 2005.
  41. Школьные проблемы глазами психолога. Как оказать помощь дезадаптированному ребенку / Л.В. Варнаева, Т.А. Гусева, Р.Б. Джузенова и др. — Ярославль: Александр Рутман, 1996.
  42. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: Метод. пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Н.А. Ратинова, и др.; под общ. ред. М.М. Семаго. — М.: Айрис-пресс, 2005.
  43. Этический кодекс психолога службы практической психологии в системе образования Ярославской области. Принят на VIII областной научно-практической конференции психологов системы образования Ярославской области 17.12.2002 г. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gcro.ru/index.php
  44. Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Сфера, 1999.
  45. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001.
  46. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство. — СПб: ИМАТОН, 1999.

Метрики

Просмотров

Всего: 1864
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 752
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0