Вестник практической психологии образования 2010. Том. 7, № 4. С. 17–23
ISSN:
2658-3100 (online)
Психология совместного творчества и инновации в современной организации
Журавлев А.Л. доктор психологических наук, академик РАН, профессор, научный руководитель, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2502-1089 e-mail: alzhuravlev2018@yandex.ru
Нестик Т.А. доктор психологических наук, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии, ФГБУН «Институт психологии Российской академии наук» (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1410-4762 e-mail: nestik@ipras.ru
Аннотация
В статье рассматриваются основные теоретические подходы к изучению креативности как группового феномена, анализируются социально-психологические аспекты индивидуальной и групповой креативности, выделяются основные направления исследования совместного творчества в социальной психологии.
Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кириченко Т.Н., Мацнева Н.В. Целевая
структура при совместном решении мыслительных задач // Новые исследования в
психологии. — 1984. — Вып. 1. — С. 61—65.
Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А. Организация как феномен // Управление
персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. — М.:
ЮНИТИ, 2001. — С. 79—97.
Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. —
М.: ИП РАН, 2004.
Гавреева Г.С. Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности
малой группы: Автореф дисс. … канд. психол. наук. —М.: ГУУ, 2008.
Гиндилис Н.Л. Совместная деятельность двух ученых как форма научного
сотрудничества: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1982.
Лебедева Н.М. Ценности и отношение к инновациям российских и канадских
студентов // Психологический журнал. — 2009. — №6. — С. 81—92.
Лебедева Н.М., Ясин Е.Г. Культура и инновации: к постановке проблемы //
Форсайт. — 2009. — №2 (10). — С. 16—26.
Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. —
М.: КогитоЦентр, 2009.
Максимов В.В. Психологические вопросы соотношения индивидуального и
коллективного в научном творчестве: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. —
М., 1971.
Малиновский П.В. Идейно-теоретические и методологические основы
организационно-управленческих игр // Управленческие нововведения и
игропрактика. — М.: ИС АН СССР, 1990. — С. 75—101.
Найденов М.И. Модель групповой рефлексии в контексте анализа творчества
педагога // Творчiсть в технологii виховання та научення: Зб. наук. праць. —
К.: Запорiжжя, 1998. — С. 171—176.
Найденов М.И. От «первичной модели» группового субъекта творчества к
«побочному продукту» групп-рефлексивной услуги // Психология творчества:
школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. — М.: ИП РАН, 2006. — С.
455—481.
Нестик Т.А. Лидер-импровизатор // Методические и аналитические материалы
комитета ТПП РФ по деловой этике. — М.: ТПП РФ, 2006. — С. 146—152.
Палагина И.В. Влияние общения на регуляцию мышления в проблемной ситуации:
Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1986.
Пономарев Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976.
Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем
психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. — М.: Наука, 1983. — С.
3—25.
Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М. Психологический механизм группового
(коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии
творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. — М.: Наука, 1983. — С. 279—295.
Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие
компетентности в современном творчестве. — М.: ПЕР СЭ, 2002.
Степанов С.Ю. Психология творчества и рефлексии в современных социальных
практиках // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В.
Ушакова. — М.: ИП РАН, 2006. — С. 482—511.
Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования
// Вопросы психологии. — 1985. — №3. — С. 31—40.
Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной
психологии // Вопросы психологии. — 1998. — №4. — С. 123—135.
Ушаков Д.В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Пономарев и
его научная школа // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред.
Д.В. Ушакова. — М.: ИП РАН, 2006. — С. 19—142.
Эйзенхарт К., Браун Ш. В ногу со временем: как конкурировать на постоянно
меняющихся рынках // Управление в условиях неопределенности. — М.: Альпина
Бизнес Букс, 2006. — С. 177—203.
Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций — М.: ГУ ВШЭ,
2007.
Яголковский С.Р., Бабаева Ю.Д. Динамика проявлений креативности в условиях
обмена идеями // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. — Вып. 2 / Под
общ. ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2006. — С. 317—337.
Almirall E., Casadesus-Masanell R. Open versus closed innovation: A model
of discovery and divergence // Academy of Management Review. — 2010. —Vol. 35.
— Issue 1. — Pp. 27—47.
Amabile T.M. The social psychology of creativity: A componential
conceptualization // Journal of Personality and Social Psychology. — 1983. —
45. — Pp. 357—376.
Amabile T.M., Hill K.G., Hennessey B.A., Tighe E. The Work preference
inventory: Assessing intrinsic and extrinsic motivation orientations // Journal
of Personality and Social Psychology. — 1994. — 66. — Pp. 950—967.
Ancona D., Bresman H. Begging, borrowing, and building on ideas from the
outside to create pulsed innovation inside teams // Creativity and innovation
in organizational teams / Ed. by L.L. Thompson, H.S. Choi. — Mahwah, New
Jersey: Lawrence Erlbaum, 2006. — Pp. 183—198.
Ancona D.G., Caldwell D.F. Demography and Design: Predictors of New Product
Team Performance // Organizational Science. — 1992. — Vol. 3. — Pp.
321—341.
Anderson J.R. The architecture of cognition. — Cambridge, MA: Harvard
University Press, 1983.
Bono de E. Lateral and vertical thinking // Creative management / Ed. by J.
Henry. — London: Sage, 1991. — Pp. 16—23.
Csikszentmihalyi M. Society, culture, and person: A systems view of
creativity // The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives
/ Ed. by R.J. Sternberg. — New York: Cambridge University Press, 1988. — Pp.
325—339.
Florida R., Goodnight J. Managing for creativity // Harvard Business
Review. — 2005. — Vol. 83. — №7. — Pp. 124—131.
Guilford J. P. Creativity // American Psychologist. — 1950. — Pp.
444—454.
Hansen M.T. The search-transfer problem: The role of weak ties in sharing
knowledge across organization subunits // Administrative Science Quarterly. —
1999. — 44(4). — Pp. 82—111.
Harrington D.M. The ecology of human creativity: A psychological
perspective // Theories of creativity / Ed. by M. A. Runco, R. S. Albert. —
Newbury Park, CA: Sage, 1990. — Pp. 143—169.
King L.A., Walker L., Broyles S.J. Creativity and the five-factor model //
Journal of Research in Personality. — 1996. — Pp. 189—203.
Kratzer J., Leenders R.Th.A.J., Engelen van J.M.L. Keeping virtual R&D
teams creative // Research Technology Management. — 2005. — Vol. 48. — Issue 2.
— Pp. 13—16.
Kurtzberg T.R. Feeling creative, being creative: An empirical study of
diversity and creativity in teams // Creativity Research Journal. — 2005. —
Vol. 17. — Issue 1. — Pp. 51—65.
Kurtzberg T.R., Amabile T.M. From Guilford to creative synergy: Opening the
black box of teamlevel creativity // Creativity Research Journal. — 2000—2001.
— Vol. 13. — Nos. 3 & 4. — Pp. 285—294.
Lewis C. Being creative in the workplace // British Journal of
Administrative Management. — 2004. — Issue 43. — Pp. 24—25.
McCrae R.R. Creativity, divergent thinking and openness to experience //
Journal of Personality and Social Psychology. — 1987. — 52. — Pp.
1258—1265.
Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychological
Review. — 1962. — 69. — Pp. 220—232.
Mendelsohn G. Associative and attentional processes in creative performance
// Journal of personality. — 1976. — 44. — Pp. 341—396.
Paulus P.B. Fostering creativity in groups and teams // Handbook of
organizational creativity / Ed. by J. Zhou and Chr.E. Shalley. — N.Y.: Lawrence
Erlbaum, 2008. — Pp. 165—188.
Ruscio J., Whitney D.M., Amabile T.M. The fishbowl of creativity //
Creativity Research Journal. — 1998. — 11. — Pp. 243—263.
Shalley Chr.E., Gilson L.L. What leaders need to know: A review of social
and contextual factors that can foster or hinder creativity // Leadership
Quarterly. — 2004. — Vol. 15. — Issue 1. — Pp. 33—53.
Sternberg R.J., Lubart T.I. Investing in creativity // Psychological
Inquiry. — 1993. — 4. — Pp. 229—232.
Sutton R.I., Hargadon A. Brainstorming groups in context // Administrative
Science Quarterly. — 1996. — 41. — Pp. 685—718.
Taggar S. Individual creativity and group ability to utilize individual
creative resources: a multilevel model // Academy of Management Journal. —
2002. — Vol. 45. — Issue 2. — Pp. 315—330.
Vera D., Crossan M. Improvisation and innovative performance in teams //
Organization science: A Journal of the Institute of Management Sciences. —
2005. — Vol. 16. — Issue 3. — Pp. 203—224.
West M.A, Sacramento C.A., Fay D. Creativity and innovation implementation
in work groups: The paradoxical role of demands // Creativity and innovation in
organizational teams / Ed. by L.L. Thompson, H.S. Choi. — Mahwah, New Jersey:
Lawrence Erlbaum, 2006. — Pp. 137—159.
Yu L. How team communication affects innovation // MIT Sloan Management
Review. — 2005. — Vol. 46. — Issue 4. — P. 7.