Система понятий и общее содержание ориентации в мире профессий

1052

Аннотация

В статье описывается тезаурус профориентационной психологической деятельности в контексте современности и в качестве теоретической базы работы психолога-практика.

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Система понятий и общее содержание ориентации в мире профессий [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 4. С. 71–75. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n4/56258 (дата обращения: 22.12.2024)

Полный текст

На современном этапе общественного и государственного развития особенно актуальными для людей стали вопросы, кем профессионально стать (быть) и как (каким образом) выбрать себе профессию? В этом проявляется назревшая социально-экономическая проблема. В первую очередь, профессиональное самоопределение является большой и значимой проблемой в старшем подростковом и юношеском возрасте. С социально-психологических позиций, это детерминировано общественными требованиями к подросткам и юношеству. При этом социум не предоставляет им должной информации о мире профессий. На современном этапе, в связи с прогрессом в сфере экономики, политики, социальных отношений, а также в связи с экстенсивным научно-техническим производственным развитием, разнообразием производства, информационных технологий и т. д., — возникли новые профессии, о которых нужно знать и которыми нужно овладевать.

В настоящее время насчитывается более 45 тысяч профессий (Пчелинова В.В., 2011)! Это факт, который мы сегодня имеем в наличии. А теперь давайте искренне спросим себя: а мы, взрослые, много ли знаем о разнообразных профессиях вообще и о современных профессиях, в частности? Учитывая незнание взрослых, что уж говорить о знании подростков и юношества, прямо зависящем от передаваемых взрослыми знаний. Сегодня данная проблема привела к систематизации разработанных еще в СССР (Зеер Э.Ф, Климов Е.А., Митина Л.М., Пряжников Н.С., Пряжни- кова Е.Ю. и др.) профессионально-ориентационных мероприятий, осуществляемых специалистами — профессиональными консультантами.

Для рассмотрения феномена «профессиональная ориентация» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. Сначала определим понятие «профессия». В наше время профессия (профессиональная деятельность) — это функционально конкретная и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил людей, рассчитанная на создание чего-либо ценного для общества — материальных вещей, информационных продуктов, социальных благ, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания общественных процессов и пр.

Имеется множество классификаций профессий, строящихся на разных основаниях: по отраслям народного хозяйства, по степени развития психофизиологических функций, по степени тяжести для человека (труд в особых условиях) и пр. В Российской Федерации в 1996 году был создан Общероссийский классификатор рабочих профессий, должностей служащих и тарифных разрядов. Кроме того, существует Международная стандартная классификация профессий, созданная совместно ООН, ЮНЕСКО и ВОЗ.

Общепризнанный классик отечественного профессионально-ориентационного консультирования Е.А. Климов подробно и содержательно раскрыл четыре научно-практических подхода к социально-экономическому определению профессии (профессиональной деятельности): 1) область приложения сил человека — сфера, в которой человек осуществляет свои трудовые функции; 2) общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями; 3) профессиональная подготовленность — знания, умения, навыки, благодаря которым человек может выполнять определенные трудовые функции; 4) деятельность, работа профессионала — распределенный во времени процесс реализации трудовых функций.

Наряду с указанными параметрами каждая профессия может быть представлена в виде множества трудовых постов или должностей, являющихся формами существования профессии, ограниченными вследствие разделения труда.

В контексте профессиональной ориентации знаковыми являются понятия «оптация» и «оптант». Оптация — это принятие решения о выборе пути профессионального развития (Зеер Э.Ф., 2005), тогда, соответственно, оптант (термин Е.А. Климова) — это человек, принимающий такое решение.

Важную роль для понимания сущности профориентации имеет понятие (социально-экономическое явление) профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение — это длительный многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах (Тарасюк О.А., 2011). Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося (подростка, юноши) к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями. Человек (подросток, юноша) должен знать достаточно хорошо свои интересы, свои когнитивные способности и личностные особенности, кроме того, он должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями. Профессиональному самоопределению, как правило, предшествуют определенные события. Такими событиями могут быть: окончание учебного заведения, увольнение с работы, повышение квалификации, смена места жительства. В этой связи профессиональное самоопределение можно рассмотреть как протяженный по времени процесс. Это: осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки; ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда; общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели; определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели; информирование о профессиях, специальностях, профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства; представление о препятствиях к достижению профессиональных целей; представления о своих достоинствах и недостатках, способствующих или не способствующих реализации намеченных планов и перспектив; наличие резервных вариантов профессионального выбора на случай комплексной неудачи по основному варианту самоопределения; начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов (Зеер Э.Ф., 2005).

Еще одним ключевым понятием (социальным феноменом), в анализируемом содержательном контексте, является профессиональная направленность личности. Профессиональная направленность — это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми познавательными побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, идеалов и установок человека. Профессиональная направленность характеризует единство особенностей личности в ракурсе профессионального самоопределения.

Следующим знаковым понятием является понятие профессионального становления (развития, формирования) личности. Профессиональное становление (развитие, формирование) человека — это процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление (Зеер Э.Ф., 2005). Детерминацию профессионального развития (становления, формирования) человека можно представить следующим образом: во время профессионального становления личности могут возникать противоречия двух видов: между личностью и внешней средой, а также — внутриличностные противоречия. Имеется много классификаций профессионального становления личности, среди которых — немного достаточно содержательно развернутых. С некоторыми дополнениями, мы здесь приводим классификацию Зеера Э.Ф., очень известного отечественного исследователя профессионального формирования личности, выделяющего семь стадий профессионального становления человека:

1)   аморфная оптация (один год — двенадцать лет) — на этой стадии основными психологическими новообразованиями являются: профессионально ориентированные интересы и склонности ребенка, образующиеся под влиянием значимых взрослых;

2)   оптация (двенадцать лет — шестнадцать лет) — имеют место профессиональные намерения, есть представления о выборе пути получения профессионального образования и профессиональной подготовки, внутриличностно и социально имеется учебно-профессиональное самоопределение;

3)   профессиональная подготовка (шестнадцать лет — двадцать три года) — имеет место активное обучение основам профессии, готовность к самостоятельному труду, профессиональное самоопределение, профессиональная подготовленность;

4)    профессиональная адаптация (восемнадцать лет — двадцать пять лет) — происходит освоение новой социальной роли, усвоение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, формируются профессионально важные качества;

5)   первичная профессионализация — вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, человек начинает заниматься квалифицированным трудом (становится квалифицированным специалистом);

6)   вторичная профессионализация — происходит повышение квалификации, выработка профессионального менталитета, стабилизируется уровень профессиональной активности;

7)   профессиональное мастерство — на эту стадию переходят лишь те работники, которые обладают высоким творческим потенциалом и развитой потребностью в полной профессиональной самореализации.

Следует отметить, что, согласно классификации Зеера Э.Ф., третья и четвертая стадии по возрасту как бы перекрывают друг друга, что может быть связано с индивидуально-личностными и социально-профессиональными аспектами. Имеем в виду то, что, с одной стороны, человек может достигнуть указанных в данных стадиях параметров как уже в юношеском возрасте, так и на этапе молодого возраста, а с другой стороны, очень многое в профессиональном становлении зависит от специфических характеристик конкретной профессиональной области (сферы деятельности).

Немаловажную роль в системе профессиональной ориентации имеет профессиональное развитие личности. Профессиональное развитие — это длительный процесс социально-профессионального развития человека, имеющий вполне определенную «регулярную» структуру, складывающийся из серии непрерывных выборов, достигающий стабилизации лишь в зрелые годы жизни (в среднем возрасте). Профессиональное развитие личности в течение всего профессионального периода жизнедеятельности человека является процессом, направленным на присвоение (усвоение) различных аспектов мира труда, в частности, — профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков.

***

Иностранный исследователь Д. Сюпер известен своей классификацией профессионального развития. Он выделяет основные стадии профессионального развития в течение всей жизни человека, здесь же нами будут рассмотрены те стадии, которые проходит подросток, юноша, молодой человек.

1.   Стадия пробуждения или роста (стадия продолжается от «рождения» до четырнадцати лет) — выбор профессий происходит под влиянием фантазий с четырех лет до десяти лет, под влиянием интересов с десяти лет до двенадцати лет и под влиянием способностей с двенадцати лет до четырнадцати лет.

2.   Разведка или исследование (пятнадцать лет — двадцать четыре года) — стадия включает в себя т. н. временные занятия (пятнадцать лет — восемнадцать лет), переходный период (восемнадцать лет — двадцать один год), в котором оформляющиеся решения о профессиональном становлении переносятся на реальный мир работы или учебы, и «опробование» (двадцать один год — двадцать пять лет), когда выбор проверяется в реальном профессиональном труде.

3.   Стадия первичного профессионального упрочения (двадцать пять лет — тридцать лет).

Еще одним знаковым понятием является понятие «профессиональной пригодности». Профпригодность — это соответствие личностных характеристик обследуемого требованиям профессии, представленным в профессиограмме, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью (Зеер Э.Ф., 2005).

Е.А. Климов выделяет такие основные компоненты профессиональной пригодности: гражданские качества, отношение к труду, составляющему суть профессии, склонности и интересы к данной области деятельности, общая дееспособность, единичные, частные и специальные способности, а также навыки, знания и опыт (Климов Е.А., 1998).

Значимая роль при профессиональной ориентации подростков, юношества и молодежи отводится так называемым профессиограммам. Профессио- грамма — это характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья (Зеер Э.Ф., 2005). Профессиограмма дает возможность определить профессиональную пригодность человека, а также позволяет оптанту больше узнать о профессии и, соответственно, снижает вероятность сделать неправильный выбор. Профессиограмма направлена на

создание целостного восприятия содержания и особенностей конкретного вида труда.

Для того чтобы понять что такое профориентация, какова ее сущность, необходимо рассмотреть ее, во- первых, как систему понятий — что мы и сделали, а также как систему содержательной организации обществом профессиональной деятельности, включая профессиональное обучение; во-вторых, как систему экономически обусловленных различных социальных мероприятий.

В этой связи необходимо выделить элементы профессиональной ориентации. Известные отечественные ученые исследователи-практики Пряжников Н.С. и Пряжникова Е.Ю. (2001) выделяют в качестве сущностных компонентов профессиональной ориентации следующее.

I.   Самоопределяющаяся личность. Это может быть как школьник или студент, так и специалист в той или иной деятельности.

II.   Семья. Для семьи, имеющей в своем составе школьника, студента, заканчивающего обучение, очень важно сориентировать его на профессиональный жизненный успех, кроме того, семья сама должна быть ориентирована на подобного рода успех, поэтому возможен такой вариант, как «семейная карьера» (семейная профессиональная стезя).

III.   Психолого-педагогическая наука. Этот компонент следует рассматривать в лице конкретных ученых и преподавателей, которые разрабатывают профориентационную проблематику, осуществляют деятельность в сфере профессиональной методологии и практики профориентирования и готовят спе- циалистов-профконсультантов.

IV.  Психологические центры и службы, в которых осуществляется практическая помощь людям в профессиональном самоопределении.

V.  Образовательные учреждения, прежде всего — школа. Одной из задач школы является подготовка ученика к профессиональному самоопределению. Школа на сегодняшний день мало внимания уделяет профориентационной работе, тем не менее, она не только не исключается из системы профессиональной ориентации, а наоборот, должна быть в этом более активна как социальный образовательный общественный институт.

VI.  Профессиональные образовательные учреждения: средние специальные и высшие профессиональные учебные заведения.

VII.  Фирмы, организации, предприятия, компании где продолжается решение различных проблем профессионального становления и развития и осуществляется также и решение карьерных вопросов.

VIII.  Органы государственного и муниципального управления разных уровней. Тут, наверное, комментарии излишни.

IX.  I. Мировая экономика. Здесь нам, современным людям, в общем и в целом тоже все ясно. Ясны и некоторые существенные частности, например, общемировые миграционные процессы, заметно усилившиеся в последнее время.

В заключение комплексно проанализируем, что, с социально-экономических позиций, представляет собой профориентация, являющаяся сутью профориентационного консультирования. Есть целый ряд определений понятия «профориентация». Например, современный классик в данной сфере Зеер Э.Ф. дает несколько качественных определений. Итак, профориентация это:

—   система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку юношества и молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества;

—   научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивидов к соответствующим видам деятельности;

—   совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, направленная на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования.

Все названные выше исследователи-практики профессионального (профориентационного) консультирования отмечают, что профориентация имеет целый ряд объективных оснований и «исторически» включает в себя:

1)   профессиональное просвещение — обеспечение подростков, юношества и молодежи информацией о мире профессий, об учебных заведениях, о возможностях профессиональной карьеры;

2)   профессиональное воспитание — формирование у подростков, юношества и молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

3)   профессиональное консультирование учащихся и родителей по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

4)   профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая т. н. пе- ревыбор профессии и профессиональную переподготовку.

Мы, в свою очередь, отметим, что для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.

Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой (об этом была речь выше). Профессиограмма включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма формируется в процессе психологического анализа данной конкретной профессиональной деятельности (специальности).

Современный исследователь М.Я. Сонин при определении сущности профессиональной ориентации включает в нее следующие компоненты: формирование у подростка (юноши) общественно значимых мотивов выбора профессии; ознакомление на практике учащихся (и других трудоустраивающихся лиц) с содержанием и условиями труда работников различных профессий; изучение состояния здоровья, профессиональных интересов, склонностей и способностей трудоустраивающихся; консультации по вопросам, связанным с продолжением образования, выбором профессии, трудоустройством.

В постановлении Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ» выделяются следующие цели профориентации: 1) обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений; 2) достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда; 3) прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; 4) содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Подводя итог, укажем, что согласно мнению вышеназванных и других исследователей профориентационной проблематики, в качестве основополагающих задач профориентирования можно выделить: — формирование профессиоведческой компетенции, т. е. ознакомление с классификацией и социально-психологической характеристикой профессий, а также типовыми сценариями профессионализации;

—   развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста;

—   обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.

Таким образом, можно сказать, что системное понятие (феномен) профессиональной ориентации, имеющее уникальное содержание, все же во многом определяется большим кругом смежных с ним понятий (явлений). Такими понятиями являются: профессия, оптант и оптация, профессиональное самоопределение, становление и развитие, профессиональная направленность и пригодность, профессиограмма.

Завершая данные тезисные положения о тезаурусе профессиональной ориентации, укажем, что социально-экономический феномен «профориентация» имеет весомое общественное значение. Современная профориентация должна представлять собою систему научно обоснованных экономико-политических, психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, направленных на подготовку подростков, юношества и молодежи к выбору профессии, осуществляющуюся с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и экономических потребностей общества. Система профориентации должна быть неразрывно связана с социальной политикой государства в области трудовой деятельности (занятости), здравоохранения и образования населения РФ.

Информация об авторах

Донцов Александр Иванович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: a.dontsov@mail.ru

Донцов Дмитрий Александрович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии, АНОО ВПО «Одинцовский Гуманитарный Институт», Москва, Россия, e-mail: dontsov-junior@bk.ru

Донцова Маргарита Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики, Одинцовский филиал НОУ ВПО «Московский Психолого-Социальный Институт», Москва, Россия, e-mail: m.dontsova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1472
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 35

Скачиваний

Всего: 1052
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2