Педагог дидакт, воспитатель, исследователь — проблема выбора

232

Аннотация

Статья посвящена вопросу выбора педагогом личностной профессиональной позиции, позволяющей оптимально реализовать свой педагогический потенциал. Данный материал может быть полезен как учителям с точки зрения самодиагностики профессиональных предпочтений и саморазвития, так и педагогам-психологам, осуществляющим психологическую поддержку педагогического коллектива.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Караваева Е.А. Педагог дидакт, воспитатель, исследователь — проблема выбора [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2013. Том 10. № 2. С. 65–70. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2013_n2/Karavaeva (дата обращения: 21.12.2024)

Полный текст

Психология управления

Е.А. Караваева

Педагог дидакт, воспитатель, исследователь проблема выбора

Караваева Евгения Александровна — кандидат психологических наук, педагог-психолог высшей квалификационной категории, учитель психологии высшей квалификационной категории, доцент кафедры общей и возрастной психологии ГАСК, доцент ФПК МГИМ им. А.Г. Шнитке.

Профессиональные интересы: преподавание психологии как учебного предмета в школе, функциональная асимметрия мозга и особенности работы с леворукими детьми, проблемы социальной дезадаптации и девиантного поведения несовершеннолетних, профориентация и выбор жизненной стратегии в подростковом возрасте, работа с педагогами.

Статья посвящена вопросу выбора педагогом личностной профессиональной позиции, позволяющей оптимально реализовать свой педагогический потенциал. Данный материал может быть полезен как учителям с точки зрения са­модиагностики профессиональных предпочтений и саморазвития, так и педагогам-психологам, осуществляющим психологическую поддержку педагогического коллектива.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Л.Н. Толстой

Школа... Когда большинство людей слышит это слово, у них возникает образ школьного здания и учеников, спешащих утром получать знания или радостно бегущих домой после уроков. И только потом перед нашим мысленным взором предстаёт носитель этих знаний — учитель, педагог. В каждой школе свои особенности и свои педагоги, их много и все они разные, но каждый из них стремится быть успешным — ему хочется, чтобы дети любили его и его предмет, чтобы не было конфликтов с родителями, коллегами и администрацией, чтобы он чувствовал себя комфортно. Но как достичь этой идиллии и возможно ли это?

В идеале, в каждом образовательном учреждении есть штатный педагог-психолог, в задачи которого входит взаимодействие и психологическая поддержка всех участников образовательного процесса, а значит, и учителей. Именно педагог-психолог должен содействовать поддержанию психического здоровья и психологического благополучия педагогов, именно он может помочь педагогу раскрыться, выбрать верный путь в профессии, определить свои сильные и слабые стороны, скорректировать поведение. Однако, если в школе нет специалиста-психолога, а педагогу хочется идти вперёд, развиваться и быть в гармонии с самим собой и окружающими, то ему в этом поможет рефлексия — деятельность, направленная на осмысление своих собственных действий, самопознание, «процесс познания субъектом своих собственных психических свойств, процессов и состояний» [Современный образовательный процесс, 2006]. Ведь только зная себя, мы начинаем понимать других, только находясь в гармонии с самим собой, можем подарить улыбку и протянуть руку помощи ближнему, только развиваясь — живём — для себя и для других.

Безусловно, педагогическая деятельность — это выбор очень сильного и увлечённого своей профессией человека. В противном случае невозможно, годами недосыпая, получая не очень-то большую зарплату, постоянно подстраиваясь под спускаемые сверху нововведения, продолжать любить то, что ты делаешь, и тех, с кем и ради кого ты это делаешь.

«Пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоводитель» — вот и ведём мы детей по жизни, но всегда ли мы делаем это правильно?

Необходимо отметить, что в дальнейшем слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретики, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения — так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины ХХ века. И только в последние десятилетия прошлого века возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое точное определение современной педагогики — это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. В мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины — «андрогогика» (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» — человек и «аго» — вести) [Подласый, 2004, с. 10].

Очень важно, на какой позиции стоит каждый из нас, педагогов.

Давайте представим себе простую до банальности ситуацию: поздний вечер, дождь, ветер и Вы — на остановке. Вот подходят два автобуса, ни один из них Вам не подходит, то есть не довезёт Вас до дома, но на каждом из них Вы сможете подъехать ближе к месту своего назначения. И вот тут-то и начинается интрига. Один автобус — «Педагогика — это искусство», а другой — «Педагогика — это наука». Автобуса с названием «Педагогика — это и наука, и искусство» нет.., а ехать надо. Так в какой Вы сядете?

Я не помню, кто автор это фразы, но в юности она поразила меня своей простотой и лаконичностью: «Искусство — элитарно, а наука общедоступна». То есть, если Вы выбираете «науку», то Вы готовы учиться, Вы понимаете, что Вам предстоит особый вид познавательной деятельности, нацеленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире [Новая философская энциклопедия, 2003]. Более того, Вы понимаете, что научные знания позволят Вам не только адекватно описывать и объяснять (строить причинно-следственные связи) природные или общественные процессы, но и прогнозировать их развитие [Большая актуальная политическая, 2009].

Если же Вы убеждены, что «педагогика — это искусство», то, на наш взгляд, это способ «подложить соломки» в случае неуспеха: «Ну не смогла я, не смогла», «Простите, я не в голосе» и «Вы просто не в состоянии оценить глубину моей мысли!». А дети не виноваты в том, что сегодня Ваш артистический талант невысок, так как роль (тема) неудачная, настроение не то и т. д. и т. п. Да, если Вы прирождённый артист, то Вам будет легко и комфортно на сцене около доски, Вас будут возбуждать Ваши маленькие зрители, но сможете ли Вы понять и объяснить себе и другим, как Вы передаёте знания, умения, навыки? Благодаря чему (или вопреки?) Вам удаётся увлечь учеников предметом, если Ваш урок каждый раз — полёт???

Я понимаю, что ответ на поставленный вопрос лишь игра, и каждому ясно, что педагогика и наука, и искусство, но, на мой взгляд, важно сначала научиться, а потом уже добавлять «изюминку».

Продолжим изучать свои педагогические воззрения и позиции.

Каковы общие закономерности развития? Что первично — наследственность или социальная среда, в том числе и воспитание? Спор между биологизаторами и социологизаторами имеет давнюю историю.

Но прежде чем углубиться в научные данные, давайте снова «окажемся» на остановке. Снова — два автобуса, и снова нужно сделать нелёгкий выбор — чем обусловлен процесс развития? Один автобус — «Наследственность», второй — «Среда», в какой из них Вы сядете???

Если Вы выбрали первый, то ученик рассматривается Вами как «существо биологическое, наделённое от природы определёнными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет человек одарённым, много достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребёнок, становится лишь условием такого изначально предопределённого развития, как бы проявляющим то, что дано ребёнку от рождения» [Кулагина, 2001]. На наш взгляд, этот выбор для педагога является тупиковым. Сложно работать, зная, что ты — лишь лакмусовая бумажка, проявляющая заложенное в ребёнке. Впрочем, если заложено «положительное», то работать легко и просто, а вот если наоборот. Как жить и трудиться, понимая, что ничего изменить невозможно? Кроме того, педагог, стоящий на биологизаторской позиции, изначально признав ограниченность собственных воспитательных и обучающих возможностей, часто и не пытается что-либо делать, апеллируя к народной мудрости: «Сколько волка не корми.». Возможно, это и помогает педагогу чувствовать себя спокойно без груза ответственности, но.

Если же Вы выбираете второй автобус — «Среда», то Вы приверженец социологизаторского подхода. Вы искренне полагаете, что ребёнок — tabula rasa, а значит, Ваши воспитательные возможности не ограничены. Признавая стартовое значение наследственности, Вы готовы работать над созданием социальной педагогической среды с тем, чтобы ребёнок вырос таким, каким хочет видеть его современное общество: «настоящим коммунистом» ли, патриотом ли, космополитом, просто хорошим человеком, — в зависимости от актуальных потребностей сегодняшнего дня.

Понятно, что оба подхода имеют свои недостатки — это и ограниченность, и преуменьшение значения отдельных факторов, но, на наш взгляд, педагог должен верить в то, что его труд не напрасен, что любому ребёнку можно помочь, развить, социализировать, можно изменить его жизнь... Дорогу осилит идущий — именно поэтому педагог, убеждённый, что социальная среда важнее наследственности, более деятельный и оптимистичный, чем его коллега, который полагает, что «горбатого могила исправит».

Следующим моментом, на который необходимо обратить внимание педагогу, является его внутренняя позиция по отношению к процессу обучения. Как про­строить его? Как сделать максимально успешным?

И здесь снова нам понадобится «выйти на остановку». Какой автобус Вам нравится больше — «Учитель учит ученика» или «Ученик учится»?

Если Вы выбираете первый — Вы точно знаете, чего хотите, Вы владеете методикой преподавания, Вы чётко понимаете последовательность своих действий в отношении учащихся, но. Ваше дело — научить, и Вы учите, не задумываясь над тем, а как именно учатся Ваши ученики? Если материал усвоен — все довольны, ну а если не всем всё понятно, то Вы-то здесь при чём? Вы своё дело сделали — всё объяснили, закрепили, получили результат, большинство с заданиями справились, а значит Вы — молодец? Всегда будут те, кому не нужно, непонятно, слишком быстро и т. п., но это не Ваша проблема, Вы-то свои обязанности выполнили. Всё это так, но для Вас процесс передачи знаний — «субъект-объектный» процесс, Вам важно Ваше воздействие, а значит, Вы с учеником — по разные стороны этого процесса.

Если же Вам ближе вторая позиция, если Вам важно не только то, что Вы ребёнка учили, но и то, что ребёнок научился, то Вы работаете в русле реф­лексивно-деятельностного подхода. «Если ученик не тот, кого учат, а тот, кто учится, то учитель в этом процессе оказывается «всего лишь» одним из двух субъектов учебной деятельности, причём его роль — роль помощника и сотрудника. На первый план выдвигается динамика процесса совместной деятельности» [Зарецкий, 2011]. Вы знаете, что тот, кто не хочет, — ищет причины, а тот, кто хочет, — находит возможности, поэтому Вы стремитесь помочь каждому ребёнку найти свой путь усвоения знаний, Вам важен не только Ваш процесс ретрансляции, но и процесс интериоризации и усвоения знаний Вашими учениками. В этом случае учащимся повезло гораздо больше, так как у них появляется больше шансов на образовательный успех, ведь ещё Иоганн Фридрих Гербарт, немецкий философ, психолог, педагог, говорил, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить.

Безусловно, процесс учения — процесс двусторонний. При этом каждый педагог знает, что дети бывают разными — они мальчики и девочки, интроверты и экстраверты, аудиалы, визуалы и кинестетики, флегматики, холерики, сангвиники и меланхолики. Они все разные, и к каждому нужно найти индивидуальный подход. Однако, к кому-то этот подход находится легче, а к кому-то труднее. И тут важно понимать, что нас в учебном процессе двое — ученик и учитель. А учитель тоже имеет свои особенности — половую принадлежность, тип ВНД, личностные особенности. В книге «Мальчики и девочки — два разных мира» В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман есть фраза: «Мы любим тех, кого умеем научить» [Еремеева, 1998]. Может быть, мы и умеем, потому что понимаем их? Потому что они — такие же, как и мы? А другие? Мы ждём от них одних реакций, а они демонстрируют нам совсем другие. На наш взгляд, необходимо знать не только психологические особенности обучаемых детей, но и свои собственные и соотносить их с тем, как и с кем мы в данный момент работаем. Часто простое понимание того, что другой — это не значит хуже, способно изменить отношение педагога к ребёнку.

Во все времена педагоги искали лучшие пути помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Современный педагог — это личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс. Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, всё знает и всё умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства в целом характеризуется учительская должность, ведь от того, какими будут результаты педагогического труда сегодня, зависит то, в какой стране мы будем жить завтра.

В уставе львовской братской школы 1586 г. было записано, что «Дидаскал или учитель сея школы мает быти благочестив, разумен, смиреномудрый, кроток, воздержливый, не пияница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не гневлив, не завистник, не смехостроитель, не срамословец, не чародей, не басносказитель, не пособитель ересем, но благочестию поспешитель, образ благих, и всем себе преставляющий не в сицевых добродетелех, да будут и ученици яко учитель их» [Медынский, 1954].

Даже сегодня, по прошествии более 400 лет, каждый педагог стремится соответствовать заявленным требованиям.

В то же самое время в Интернете всё чаще можно увидеть многочисленные жалобы на педагогов различных образовательных учреждений, вызванные их низким уровнем квалификации, неумением общаться с детьми и родителями.

Что это? Отдельные проблемы отдельных учителей отдельных школ или массовое явление? Тенденция последних лет или результат гласности, позволившей вскрыть давние проблемы и сделать их достоянием общественности? Всегда ли педагогу было трудно установить контакт с ребёнком, сделаться для него проводником в мир знаний, умений, навыков, новомодных компетенций?

Понятно, что проблема не нова, вот что пишет Станислав Теофилович Шацкий о годах своего учения в классической гимназии в конце XIX века.

«...Я хорошо помню, как уже к концу четвёртого года моё учение стало в значительной степени мне надоедать. Я жадно искал среди взрослых такого человека, который мог бы меня понять, на кого я мог бы опереться. У меня были надежды, что в старших классах всё будет идти как-то по-другому, но эти надежды не оправдались. Тот протест, который я чувствовал в себе и который видел в среде своих товарищей, стал гораздо более ясным в старших классах гимназии. Ученики совершенно определённо говорили о том, что надо воевать с учителями; шалости, лицемерие, обманы, всевозможные способы устроиться так, чтобы получить хорошую отметку, ничего не зная, были самым обычным делом. В наших отношениях с учителями были и серьёзные битвы, были маленькие победы и большие поражения. Ученье мне окончательно опостылело.» [Шацкий, 1980].

В одной московской школе мы провели опрос учащихся 5, 9 и 11-х классов, спросив их, какими качествами должен обладать настоящий педагог, а какие являются недопустимыми для педагогической профессии.

Ученики 5-х классов чаще всего говорили о том, что учитель — «умный, образованный, честный, спокойный, весёлый, добрый, с хорошим настроением, интересный, с хорошим чувством юмора», учитель должен «хорошо преподавать урок, чтобы дети его любили, уважали, чтобы ученики выполняли его требования. Быть терпеливым, заботиться о детях, сдержанным, уметь руководить своими учениками».

Девятиклассники отмечали, что учитель должен обладать такими качествами, как «справедливость, понимание, сочувствие, строгость, когда требуется, приветливость, общительность, терпение, и учитель всегда должен делать вид, что у него хорошее настроение». Учитель для них — «умный, внимательный, легкий в общении, понимающий, спокойный, объективный, умеющий заинтересовать, располагающий к себе, знающий учеников, умеющий дисциплинировать, здравомыслящий».

Один из выпускников так охарактеризовал учителя: «Я хотел бы, чтобы учитель в нашей школе был бы: 1. образованным, с прекрасной эрудицией; 2. вежливый, понимал проблемы учеников, относился к ним уважительно; 3. давал хорошие знания, энергично и понятно вел урок, вникая в суть предмета, обосновывал свою точку зрения и мнение; 4. справедливый; 5. был патриотом, идеологически подкованным, умел отстоять свою точку зрения, имел свою жизненную непоколебимую позицию, то есть являлся волевым человеком; 6. честным и открытым для общения».

Сложно говорить о том, каков он — сегодняшний педагог. На лекциях я постоянно слышу от студентов, что то, что я им рассказываю о педагогическом процессе, о функциях и задачах педагога, об особенностях субъект-субъектного взаимодействия между учителем и учеником — это всё здорово, но это фикция — так в жизни не бывает. А бывает, к сожалению, хуже, грубее, непрофессионально. Возможно.

Но если мы не будем знать, к чему нужно стремиться, то как мы будем дальше жить и работать?!

Обратимся к понятию «идеальный педагог». Это «образец для подражания, ориентир для подготовки и эталон для сравнения» [Подласый, 2004, с. 260]. При этом автор подчёркивает, что этот идеал складывается из трёх составляющих — специалиста, работника и человека (С+, Р+,Ч+).

В требованиях к педагогу-специалисту (С) значится знание педагогической теории, владение педагогическим мастерством, любовь к делу и к учащимся, желание работать с детьми и т. п. Таким образом, речь идёт о том, что педагог владеет материалом и может его изложить интересно и понятно для той аудитории, с которой в данный момент работает. То есть это та сторона педагога, которую видят ученики и их родители в учителе-предметнике.

«Я считаю, что учитель должен обладать большими знаниями в своей предметной области. При этом он должен знать за пределами своего предмета, чтобы дать образование ученику, в любой момент ответить на вопрос, который возникает» (ученик 9 класса).

Педагог-работник должен уметь распределять время, уметь работать в коллективе и распределять работу, должен быть готов взять на себя ответственность, быть дисциплинированным, уметь ставить цели и достигать их. В данном случае речь больше идёт о том, каким видит педагога администрация, то, насколько он удовлетворяет современным требованиям трудовой дисциплины.

«Не должен пить чай на уроке, отвлекаться на другие дела», «Не должен кричать на учеников, не оставлять их после уроков, не дразнить их гавриками и шмакозявочками» (ученики 5 класса).

Если же речь идёт о педагоге-человеке, то И.П. Подласый подчёркивает такие особенности как высокие моральные качества, активная жизненная позиция, личный пример всем и во всём. Таким образом, мы говорим о той стороне личности педагога, которая значима для каждого ребёнка в школе и их родителей с точки зрения психологического комфорта, защищённости, интереса к учёбе и внешкольной деятельности, то есть о том, что составляет основу взаимоотношений в системе «учитель — ученик».

«Сострадательность, участие в жизни учеников, доброта, человеческое понимание, чтобы можно было знать, что учитель сможет помочь, если есть какая-нибудь проблема» (ученик 11 класса).

К сожалению, далеко не каждый педагог может сочетать все три составляющих «идеала» на высоком уровне. Часто мы сталкиваемся с тем, что какая-то одна сторона лучше, сильнее развита, чем другие. Поэтому и видим мы в общеобразовательных школах не «идеальных» педагогов, а сильного предметника и ответственного работника, который орёт на детей (С+, Р+, Ч-); милого, замечательного педагога, на уроках которого всегда интересно и время летит незаметно, но вечно забывающего проверить тетради (С+, Р-, Ч+); очень аккуратную, педантичную учительницу, внимательную к каждому из учеников, но не отступающую от написанного в учебнике ни на шаг (С-, Р+, Ч+). Варианты с «западением» двух составляющих даже и рассматривать не хочется...

Основное требование к профессиональному педагогу — наличие способностей, повышающих эффективность педагогической деятельности. Но набор этих способностей вряд ли будет одинаков для разных учителей. И.П. Подласый [Подласый, 2004, с. 240-241] предлагает учитывать следующие педагогические способности.

1.   Организаторские — умение сплотить учащихся, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.

Здесь на первое место выходит педагог-Работник. Если с функцией планирования у Вас проблемы, но Вы хорошо знаете свой предмет (С+) и умеете и любите общаться (Ч+), то это Вам поможет собрать ребят вокруг себя. Приглядитесь внимательно, может быть, среди них есть те, кто готов Вам помочь? Не бойтесь передать полномочия — Вы просто учитесь распределять нагрузку (Р+).

2.   Дидактические — умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядные пособия, оборудование; доступно и ясно, убедительно и последовательно изложить учебный материал; стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

В данном случае первичен педагог-Специалист. Возможно, Вы ещё не всё знаете и не всё умеете, но если Вы настойчивы, активны (Р+) и способны воспринимать себя критично (Ч+), то методичное движение к намеченной цели и умение признавать свои ошибки будут сглаживать досадные недоразумения, возникающие из-за недостатка опыта.

3.   Перцептивные — умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние и т. п.

На первый план выходят способности личностные, то есть педагог-Человек. Если у Вас не получается общаться с детьми, Вы их не понимаете и не чувствуете, то, может быть, Вам и не стоит тратить время в должности учителя? Но если Вы убеждены, что Ваш профессиональный выбор был верен, Вы настойчивы, желаете трудиться (Р+), хорошо знаете педагогическую теорию и владеете педагогическими технологиями (С+), попробуйте нарисовать себе несколько картин внутреннего мира учащихся и просто спросите, какая из них больше похожа на то, что они чувствуют сейчас. Через некоторое время Ваши «картинки» станут более детализированными, начнут обрастать подробностями личностных особенностей каждого ученика, а Вам станет легче находить общий язык с ребятами.

4.    Коммуникативные — умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями образовательного заведения.

5.   Суггестивные — способности к эмоционально­волевому влиянию на обучаемых.

6.    Исследовательские — умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7.   Научно-познавательные — способность к усвоению научных знаний в избранной отрасли.

Последние четыре способности можно проанализировать с тех же позиций сочетания «специалиста», «работника» и «человека» аналогичным образом. Чтобы сделать такую работу проще и нагляднее, мы составили таблицу (табл. 1).

Обращает на себя внимание тот факт, что наборы способностей «специалиста», «работника» и «человека» разнятся между собой.

Между тем, коммуникативные способности важны для всех сторон «идеала», ведь педагог, не умеющий общаться со всеми участниками образовательного процесса, не может быть успешным ни в одной из своих ипостасей.

Если попытаться «копнуть» чуть глубже, то мы обнаружим, что педагогическая деятельность в образовательном учреждении может быть реализована педагогами трёх типов: педагог-дидакт, в первичную задачу которого входит процесс передачи накопленного знания; педагог-воспитатель, наиболее активно радеющий за то, чтобы из ученика вырос хороший человек; и педагог-исследователь [Савельев Д.С] — опытный работник образования, в большей степени администратор и экспериментатор, чем учитель.

Каждый из них занимается педагогической работой, просто для каждого из них наиболее важными оказываются разные аспекты этой деятельности.

Давайте снова совершим виртуальное путешествие на автобусах. У них разные маршруты: «Дидакт», «Воспитатель» и «Исследователь», — какой из них Вы выберете? Только если раньше мы позволяли себе давать оценку Вашего выбора, то теперь дело только за Вашими склонностями и возможностями. Если вспомнить выделенные И.П. Подласым педагогические способности, то получится следующее:

Если Вы педагог, видящий свою главную миссию в передаче знаний, то должны обладать в первую очередь организаторскими, дидактическими и коммуникативными способностями. В этом случае ученики будут долго вспоминать Вас тёплым словом за то, что Вы дали им знания, научили их работать, привили интерес к процессу учения.

Если же Вы педагог, главной задачей которого является воспитание и подготовка к самостоятельной жизни подрастающего поколения, то Вам необходимо быть успешным в социальной перцепции, суггестии и коммуникациях. Ваши ученики будут бесконечно благодарны Вам за тепло и участие, которое Вы дарили им многие годы, за поддержку, за то, что помогли им стать достойными людьми.

Педагог-исследователь (редко встречающийся в общеобразовательной школе) — педагог, ведущими способностями которого являются исследовательские, научно-познавательные и коммуникативные. Ваши ученики вспомнят Вас как человека, который был для них образцом мыслителя, заронившего в их души семена любознательности и стремление к непознанному. Кроме того, научный мир будет благодарен Вам за Ваши ценные наблюдения, обобщения и размышления о проблемах воспитания и обучения в современной школе.

Каким педагогом быть Вам — решайте сами.

Литература

  1. Большая актуальная политическая энциклопедия. — М., 2009.
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. — М., 1998. — С.164.
  3. Зарецкий В.К. Как учителю работать с неуспевающим учеником: теория и практика рефлексивно-деятельного подхода. — М., 2011. — С. 12_13.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. — М., 2001. — С.121.
  5. Медынский Е.Н. Братские школы Украины и Белоруссии в XVI — XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией. — М., 1954. — С. 126.
  6. Новая философская энциклопедия. — М., 2003.
  7. Подласый И.П. Педагогика. — В 2 кн. — Кн.1. — М., 2004. — С.10.
  8. Савельев Д.С. http://www.in_exp.ru/component/content/ article/39_zaoch_school_mol_uch/127_ped_issl.html.
  9. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. / Авт._сост. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. — М., 2006.
  10. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. — Т. 1. — М., 1980. — С. 26.

Информация об авторах

Караваева Евгения Александровна, кандидат психологических наук, педагог-психолог высшей квалификационной категории, учитель психологии высшей квалификационной категории, доцент кафедры общей и возрастной психологии, ГАСК, доцент ФПК МГИМ им. А.Г. Шнитке, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 506
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 232
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1