Репродуктивное поведение. Возможности диагностики

2030

Аннотация

В статье, написанной автором на основе собственного методического пособия «Діагностика та корекція репродуктивноi поведiнки особитостi» и любезно переведенной с украинского на русский язык специально для журнала «Вестник практической психологии образования», представлены валидизированые методики, предназначенные для оценки различных аспектов и феноменов репродуктивного поведения личности, в том числе те методики, которые применялись лишь в диссертационных работах последних лет.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Васильченко О.Н. Репродуктивное поведение. Возможности диагностики [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2013. Том 10. № 2. С. 119–126. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2013_n2/Vasilchenko (дата обращения: 19.11.2024)

Полный текст

Инструментарий

О.Н. Васильченко

Репродуктивное поведение. Возможности диагностики

Васильченко Ольга Николаевна — профессиональная деятельность: 1991-1996 — Киевский национальный университет имени Тараса Шевчен- ка (специалист психологии; преподаватель психологии);

1996-2000 — аспирантура по кафедре социальной психологии;

2003 — защита кандидатской диссертации «Етн1чн1 стереотипи в структурi Я-концепцл ушверси- тетсько'1 молодт»;

1996-2004 — работала научным сотрудником лаборатории социальной психологи Института психологи имени Г.С. КостюкаНАПНУкраины; 2004-2010 — доцент кафедры социальных технологий и социальной работы Гуманитарного института Национального Авиционого университета;

с 2010 года — докторант кафедры психологии Восточноукраинского национального университета.

Основная сфера научных интересов: разработка социально-психологической концепции репродуктивного поведения личности.

Основные работы:

Васильченко О.М. Дiагностика та корекщя репродуктивно: поведшки особистостт. навчально-методичне видання. — К., 2012. — 96 с.

Васильченко О. Репродуктивное поведение личности. Психологические модели. — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. — 124 с.

Васильченко О.М. Репродуктивна поведшка особистостт Сощально- психологiчний аналЬ: Монографiя. — Луганськ: вид-во "Ноулiдж", 2013. — 556 с.

Контакты: vopsy@yandex.ru

В статье, написанной автором на основе собственного методического пособия «Д!агностика та корекц!я репродуктивно! повед!нки особитост!» [2] и любезно переведенной с украинского на русский язык специально для журнала «Вестник практической психологии образования», представлены валидизированые методики, предназначенные для оценки различных аспектов и феноменов репродуктивного поведения личности, в том числе те методики, которые применялись лишь в диссертационных работах последних лет.

Современный этап общественного развития характеризуется трансформацией традиционных стереотипов репродуктивного поведения, обострением демографических проблем, изменением моделей семейных отношений, ростом количества «свободных союзов», внебрачных рожде­ний, ростом девиантных форм материнства и отцовства, увеличением количества неблагополучных детей — педагогически запущенных, трудновоспитуемых, агрессивных, социальных сирот и безотцовщин.

Для современной семьи характерны и позитивные изменения — расширение свободы выбора для мужчины и женщины, утверждение равенства ролей и их статусов, широкие возможности контактов между поколениями.

Демографическая ситуация на постсоветском пространстве требует исследования закономерностей репродуктивного поведения, нуждается в обосновании путей и методов управления процессом воссоздания населения, разработки средств влияния и коррекции в сфере рождаемости и родительства.

Тенденции развития практической психологии ставят перед учеными задачи, связанные с созданием методов работы в сфере подготовки людей к осознанному отцовству и материнству, психологической подготовки беременных женщин к родам, коррекции поведенческих и смысловых феноменов в сфере репродуктивного поведения.

Одной из первоочередных задач является совершенствование и разработка психодиагностического инструментария для работы с родителями и семьей — как предпосылки получения достоверных результатов научных исследований и успешности работы психологов-практиков.

За последние десять лет в российской психологии разработан и валидизирован ряд методик, позволяющих психологу-практику диагностировать разнообразные параметры репродуктивного поведения как взрослых, так и детей и строить программы его коррекции и развития. В настоящей статье представлено несколько методик исследования, предназначеных для изучения разных аспектов и феноменов репродуктивного поведения личности

Ролевой опросник деторождения (РОД) М.Н. Родштейн [8]

Для выявления структуры и содержания репродуктивной установки женщин М.Н. Родштейн был разработан ролевой опросник деторождения (РОД), в основу которого были положены интеракционистский и психосемантический подходы.

Символический интеракционизм (Дж. Мид, Т. Шибу- тани) рассматривает репродуктивную роль как конвенциональную, относительно которой существуют стереотипные представления о том, какими должны быть поведенческие ориентации, связанные с данной ролью.

Психосемантический подход позволяет реконструировать семантическое пространство определенной области диспозиций установки, вербальные формы которых были сконструированы на основе теорий потребностей в продолжении рода (У. Мак-Дауголл, В.К. Ви- люнас, Г.А. Мюррей), теории потребности в метаин- дивидуальной представлености в детях В.В. Оськиной.

В основу разработки опросника М.Н. Родштейн был положен критериально-аналитический принцип — принцип конструирования диагностического инструментария. Сам опросник разрабатывается на основе результатов выявления ограниченного круга факторов и с последующей факторизацией исходной матрицы. Фактор-конструкт операционально обусловлен факторными нагрузками. Под факторными нагрузками понимают значения корреляции переменных с данным фактором.

Опросник измеряет переменную «установка», структура которой является двухфакторной: генофи- лия — генофобия; репродуктивная активность — репродуктивная пассивность. Соответственно заданиям факторного анализа был осуществлён переход от совокупности шкал к комплексным обобщенным факторам (на основе результатов факторного анализа в пилотажном исследовании).

Женщинам был предложенный перечень из 40 биполярных суждений, по которым необходимо было выделить один из вариантов ответа (± в соответствии с полюсом), : ± 2 — полностью согласен; ± 1 — частично согласен; 0 — трудно ответить.

«Генофилия» ( полюс суждений) №№ 1, 6, 8, 10, 12, 14, 18, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 34, 38, 40.

«Генофобия» (- полюс суждений) №№ 1, 6, 8,10, 12, 14, 18, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 34, 38, 40.

«Репродуктивная активность» (полюс суждений) №№ 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 15, 16, 17, 19, 22, 25, 27, 29, 33, 35, 37, 39.

«Репродуктивная пассивность» (- полюс суждений) №№ 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 15, 16, 17, 19, 22, 25, 27, 29, 33, 35, 37, 39.

Психометрические характеристики опросника.

Опросник РОД является личностным опросником, предназначенным для психодиагностики женщин детородного возраста в фазе настройки на деторождение (предназначен для групповых и индивидуальных исследований). Опросник имеет две биполярные шкалы, каждая из которых обобщает 20 представлений о деторождении (оцениваются на основе балльного выбора согласия/несогласия). Общий показатель рассчитывается по формуле: РУ = (генофилия — генофобия) (репродуктивная активность — репродуктивная пассивность). Суммарная оценкая является метрическим индексом установки.

Опросник «Анализ семейного мифа» А.А. Нестеровой [6]

Опросник А.А. Нестеровой «Анализ семейного мифа» — одна из первых русскоязычных методик, направленных на выявление стереотипизированых и мифологизированных представлений о взаимодействии в семье. Она позволяет оценить совокупность мифологических представлений о семье отдельного индивида, что дает возможность наметить ориентиры для более глубокого изучения его семейного самосознания.

Типы семейных мифов:

—   миф о злых силах, которые атакуют семью;

—   миф о вечной любви и неделимости членов семьи;

—   миф о волшебной силе любви;

—   миф о необходимости жертвовать собой ради семьи или её членов;

—   миф абсолютизации семейных ситуаций;

—   миф о постоянстве и бесконфликтности семейного благополучия.

Описание шкал.

Шкала 1. «Миф о вечной любви и неделимости членов семьи». В основе этого мифа лежит представление о том, что семья — это сосредоточение вечного, неизменного чувства любви. По мнению людей, которые разделяют этот миф, чувство в семье — это явление, которое не поду ремсдается никаким изменениям. Это может выражаться в убежденности мужчины и женщины в том, что любовь между мужчиной и женой не угасает с годами, что чувства должны быть такими же яркими и насыщенными, как и в первые дни супружеской жизни. Если такой миф свойственен одному из членов семьи, то этот человек обычно или пытается постоянно добиваться особенного внимания у своей второй половины, игнорируя других членов семьи и их настроение, или начинает искать это чувство «на стороне», будучи убеждённым, что его в семье недостаточно ценят и любят.

Приблизительно то же можно наблюдать и в отношениях родителей к ребёнку, когда они бесконечно долго не хотят выпускать его из-под своей опеки, не могут смириться с тем, что чувства ребёнка с возрастом немного изменяются. Ребёнок не перестает любить своих родителей, он просто хочет стать самостоятельным, создать свою семью, чем вызывает необоснованную ревность у родителей с таким типом семейного мифа.

Типичные высказывания: «чувства мужчины и женщины не угасают в течение совместной жизни», «счастливой семью можно назвать только тогда, когда и в старости муж и жена любят друг друга с той же силой, что и в юности».

Шкала 2. «Миф о волшебной силе любви». Это миф, с помощью которого отрицаются некоторые объективные причины, которые влияют на развитие событий в семье. Лица, разделяющие этот миф, игнорируют те обстоятельства, которые могут повлиять на развитие событий в семье, исключают необходимость конструктивного решения проблемы и их обсуждения.

Вместо навыка решения семейных проблем у них формируется миф, что любовь между людьми, любовь родителей к детям может решить все проблемы, позволяет найти выход из любой ситуации. Люди, которые придерживаются данной позиции, утверждают, что не нужно предпринимать никаких усилий для создания семейного благополучия — любовь сделает все сама: вылечит, воспитает, поставит все на свои места.

Типичные высказывания: «только любовь родителей, и больше ничто, может спасти ребёнка, если он попал в беду», «любовь способна победить все злые силы», «если мужчина любит меня — то обязательно вернется, потому не стоит даже обсуждать с ним этот вопрос».

Шкала 3. «Миф абсолютизации семейных ситуаций». Этот семейный миф предусматривает подмену анализа семейной ситуации абсолютными понятиями, ригидными схемами. Лица с данным мифом считают очевидным, что в любой ситуации существует один, общий для большинства людей стереотип поведения. Миф «абсолютизации семейных ситуаций» предусматривает достаточно схематический анализ любого семейного явления: определённые особенности ситуации неминуемо вызывают определеные соответствующие реакции индивида. Других реакций, которые не входят в представление о семье человека с данными мифом, просто быть не может.

Этот миф способствует игнорированию огромного количества аспектов ситуации, которые могут играть существенную роль в ходе развития событий.

Типичные высказывания: «если мужчина хоть раз ударил жену, то он и в дальнейшем будет поднимать на неё руку», «у хорошего семьянина всегда есть чёткое представление о том, какой должна быть счастливая семья».

Шкала 4. «Миф о злых силах, которые атакуют семью». В основе этого мифа лежит представление о том, что на всё, что происходит в семье, влияют какие-то высшие силы (чаще всего злые). Именно эти «злые силы» и усложняют спокойную жизнь в «тихой гавани» семьи. Этот миф способствует приписыванию обстоятельствам негативного влияния, которое отражается на благополучии семьи. Лица, склонные к этому мифу, отрицают тот факт, что ситуация складывается так, потому что члены семьи осуществляют свое субъективное влияние на развитие событий, и думают, что все члены семьи испытывают могучие разнообразные и многочисленные влияния, направленные против них.

Типичные высказывания: «семья разрушается только тогда, когда на неё влияют неблагоприятные обстоятельства извне», «большинство несогласий в семье происходят по чужой вине: недоброжелателей, завистников, сплетников», «если семья распадается — это судьба».

Шкала 5. «Миф о необходимости жертвовать собой ради семьи и её членов». Этот миф включает представление о том, что каждый член семьи должен чем-то жертвовать, поступаться своими интересами, пренебрегать своими чувствами и желаниями ради семьи, детей, жены. Для достижения счастливой семейной жизни муж и жена должны быть бескорыстными и думать о семье, а не о себе. Согласно этому мифу, индивид существует не как отдельная личность, а как какое-то дополнение других членов семьи.

Типичные высказывания: «когда в семье растет ребёнок, родители должны пожертвовать своей личной жизнью ради него», «если мужчина не разделяет твоих увлечений, то ради семейного счастья нужно отказаться от них», «если в семье кто-то серьезно занемог, то все должны поступиться всеми своими интересами».

Шкала 6. «Миф о постоянстве семейного благополучия». Носители данного мифа считают, что семейное счастье и благополучие — это явление постоянное. Они полагают также, что в счастливой семье не должно быть размолвок, так как наличие ссор свидетельствует о ненависти членов семьи друг к другу. В представлении таких людей, все члены семьи должны быть всегда положительными, совершать только хорошие поступки, ведь именно от этого будет зависеть семейное счастье. В таких семьях нет места для промаха, нет места для неблагоприятных периодов в жизни семьи. Все события, которые нарушают привычный благополучный ход событий в семье, воспринимаются людьми с таким мифом как катастрофа, как распад семьи.

 

Типичные высказывания: «если семья благополучна, то она счастлива во все периоды своей жизни», «в семье не должно быть размолвок. Если же люди ссорятся, то это значит, им незачем быть вместе».

При обработке результатов баллы насчитываются следующим образом:

—    вовсе не согласен — 1 балл,

—    вряд ли, что это верно — 2 балла,

—    и да, и нет — 3 балла,

—    вообще-то это верно — 4 балла,

—    полностью согласен — 5 балла.

Наименьшее количество баллов, которое может набрать миф, — 5 (свидетельствует, о том, что респондент не разделяет этот миф); наибольшее количество баллов — 25 (респондент полностью разделяет миф).

Интерпретация осуществляется на основании оценок всех мифов. Также можно определить уровень общей мифологичности семейных представлений у респондента.

Текст опросника «Анализ семейного мифа»

Инструкция. Перед Вами утверждение о браке, семье, отношениях между членами семьи. На регистрационном бланке ответов после номера вопроса приводятся варианты ответов: «вовсе не согласен», «вряд ли это верно», «и так, и нет», «в общем это верно», «полностью согласен».

Вы выбираете один из вариантов ответа и, в зависимости от того, насколько Вы согласны с утверждением, в соответствующей графе ставите какой-либо знак.

Отвечайте быстро, не тратя слишком много время на обдумывание вопросов, потому что нас интересует Ваша первая реакция, а не результат слишком длинных рассуждений. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов, нас интересует именно Ваша мысль.

1.    Мужчина и женщина могут вступать в брак только тогда, когда они уверены, что смогут прожить вместе до конца своих дней.

2.       Часто бывает, что только любовь одного из супругов спасает второго от непоправимых ошибок.

3.       В каждой семье есть четкие правила, которым должны следовать члены семьи.

4.       Семья рушится только тогда, когда на нее воздействуют неблагоприятные обстоятельства извне.

5.    Если в семье кто-то серьезно заболел, то все должны поступиться своими интересами и ухаживать за больным.

6.       Благополучные семьи счастливы во все периоды совместной жизни.

7.       Чувства супругов не охладевают в течение совместной жизни.

8.       Если в семье царит любовь, то никакие бури ей не грозят.

9.       Трудно бывает с людьми, у которых нет четких понятий, что такое долг, ответственность, благополучие.

10.     Если в семье одни неприятности сменяют другие: уходит супруг из семьи, ребенок становится неуправляемым, другой супруг не может устроиться на работу ,— то это можно объяснить «злым годом».

11.     Когда в семье растет ребенок, родители должны пожертвовать своей личной жизнью ради него.

12.     В благополучной семье не бывает периодов, когда супруги несчастливы друг с другом.

13.     Счастливой семью можно назвать только тогда, когда и в старости супруги любят друг друга с той же силой.

14.     Я уверен(а), что если супруг(а) охладевает, то не нужно обсуждать этот вопрос, не нужно ничего предпринимать — в конечном счете, любовь вернет супруга(у).

15.     Если муж хоть раз ударил жену, значит, он и впредь будет поднимать на неё руку.

16.     Я верю в то, что большинство размолвок в семье происходит по чужой вине: недоброжелателей,завист- ников, сплетников.

17.     Супругам необходимо жертвовать собой ради другого.

18.     В счастливой семье не бывает размолвок. Если же люди ссорятся, то это значит, что они разлюбили друг друга.

19.     Любовь в счастливой семье не угасает с годами.

20.     Только любовь родителей, и больше ничто, может спасти ребенка, если он попал в беду.

21.     Если ребенок сказал неправду, значит, в другой раз он опять сможет солгать.

22.     Если семья распадается — это судьба.

23.     Если бы мой супруг(а) не разделял(а) моих увлечений, то ради семейного спокойствия я бы отка- зался(лась) от них.

24.     От семьи и брака требуется максимум счастья. Семья — главный и постоянный источник удовольствия.

25.     Идеальная семья — это семья, в которой супруги любят друг друга всю жизнь.

26.     Я верю в случаи, когда любовь побеждает все «злые силы».

27.     У хорошего семьянина всегда есть четкое представление о том, какой должна быть счастливая семья.

28.     Если семья без видимых причин распадается — значит, ее сглазили.

29.     Супруги должны быть бескорыстны и думать о семье, а не о себе.

30.     Я считаю, что супружеское счастье — явление постоянное.

Информация об авторах

Васильченко Ольга Николаевна, доктор психологических наук, Восточноукраинский национальный университет, e-mail: vopsy@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 610
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 2030
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 20