Введение
Характерной особенностью перемен в образовательной среде является переход к интенсивным изменениям в подготовке педагогических кадров в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта.
В современных научных исследованиях рассматривается широкий спектр проблем субъектов образования [Митина, 2023]. Наиболее значимое влияние на качество образования оказывает уровень профессиональной подготовки и личностного развития педагога, формирование его интегральных характеристик — педагогической направленности, компетентности и гибкости. Развитие будущего педагога происходит от поступления в школу до самореализации в профессии, но особенно важен старший подростковый возраст, когда проявляются профессиональные интересы, соотносятся личностные особенности и требования профессии.
Распоряжением Правительства РФ от 24.06.2022 № 1618-р утверждена Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, которая нацелена на восполнение дефицита педагогических кадров. Предполагается, что обучение в профильных классах должно обеспечить такое развитие учащихся, что профессия педагога станет желаемой, и освоение ее продолжится в педагогических колледжах и вузах.
Предварительный анализ психолого-педагогических классов показал, что часто учащиеся зачисляются по решению родителей, а индивидуальные особенности, способности, склонности, интерес к профессии учителя практически не рассматриваются. Исследование студентов педагогических вузов показало, что «наиболее благоприятный тип характеризуется сочетанием активной позиции в освоении педагогической деятельности с положительным эмоциональным восприятием возможностей удовлетворения собственных потребностей (физиологических, материальных, психологических, социальных), представлен только у 9,59% респондентов» [Белякова, 2022, с. 33].
Основой выбора такой сложной профессии, как учитель, является осознанное решение и интерес к педагогической работе. Поэтому психологическая диагностика в масштабе профильных классов может стать эффективным научным инструментом подготовки конкретного учащегося к выбору профессии педагогического профиля. Процесс исследования индивидуальных особенностей, способностей, профессиональных интересов — есть вхождение учащихся в профессию, что стимулирует их личностное и профессиональное развитие.
Тема способностей человека, таланта, одаренности продолжает оставаться актуальной, несмотря на многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых (Дж. Гилфорд, Ч. Спирмен, А. Бине, Л. Терстоун, Р. Кеттелл, Г. Гарднер, Б.М. Теплов, В.Н. Дружинин, Э.А. Голубева, В.Д. Шадриков и др.) [Гарднер, 2007; Голубева, 2005; Дружинин, 2019; Осадчева, 2023; Теплов, 1985; Шадриков, 2019; Cattell, 1971]. Были выделены специальные способности, связанные с деятельностью — музыкальной, спортивной, конструкторской, педагогической и др.
В XXI веке расширяются направления исследований способностей: через «чувство вещества» — «химические способности» [4, 8], «математические способности» через «чувство числа» [Кузьмина, 2018] и др. Активно исследуются задатки человека (анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы и т. п.), обусловливающие различные варианты развития способностей. Так, Е.В. Волкова выявила, что активность нервной системы, низкая эмоциональность, доминирование II сигнальной системы — являются благоприятными внутренними условиями успешного освоения химии [Волкова, 2008].
Востребованным становится изучение познавательных, когнитивных способностей, обеспечивающих профессиональную успешность, растет интерес к исследованиям духовных способностей — моральные, рефлексивные, саморегулятивные, творческие и т. п. [13; 16 ], что «позволит открыть новые перспективы развития исследований способностей, которые будут включать в качестве предмета изучения …. и психические состояния и свойства личности (доброта, дружелюбие, сострадание, мудрость)…» [Ожиганова, 2019, с. 82].
Мы рассматриваем педагогические способности как свойства личности, определяющие успешность и продуктивность педагогического труда. Изучение свойств личности с позиции психофизиологических особенностей [Аминов, 2013; Аминов, 2019; Голубева, 2005; Кошелева, 2023; Теплов, 1985] позволило выделить специфический симптомокомплекс, состоящий из устойчивых показателей, характерных для эффективного педагога, — зависимость между показателями типологических свойств нервной системы и характеристиками познавательной и коммуникативной способностями (сопряженность реактивности и социального интеллекта выражены в виде сочетания слабости и лабильности нервной системы). С позиции модульной организации мозга, педагогические способности обеспечивает, по исследованиям Н.А. Аминова, «лобно-лимбический блок, который определяется выраженностью эмоциональных ресурсов будущих педагогов, или другими словами можно сказать, что этот блок характеризует сопротивляемость развитию «синдрома эмоционального сгорания» в работе учителя с детьми» [цит. по: 14, с. 72–73].
Целью нашего исследования стало определение показателей, позволяющих учащимся оценить свои типологические и психологические особенности и соотнести их с особенностями будущей профессии. Типологические особенности изучались в рамках учения И.П. Павлова о сигнальных системах. Мы предположили, что различия по выраженности сигнальных систем предопределяют различия свойств нервной системы и влияют на различия в профессиональных интересах. Изучили связи личностной тревожности и социального интеллекта как важнейших компонентов педагогических способностей [Аминов, 2019].
Методы и методики исследования
В исследовании приняли участие 50 студентов-филологов и 18 учащихся 11-х классов (будущие абитуриенты педагогических вузов). Для определения различий в сигнальных системах и уточнения синдрома проявления произвольной и непроизвольной регуляции использовались шкалы двух опросников: 1) MMPI (краткий вариант) — (Hy) — шкала «эмоциональная лабильность» и (Pt) — шкала «тревожности»; 2) характерологический опросника К. Леонгарда: — Г – 7 (шкала истерии) и Г – 3 (шкала психастении). Для измерения произвольной и непроизвольной регуляции функциональных состояний при двигательной пробе теппинг-тест в обработке Н.А. Аминова с измерением пульса; для определения тревожности, связанной с межличностными проблемами, применялась шкала Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, для оценки межличностных отношений — юношеский вариант опросника Р.Б. Кеттелла. Для оценки социально-перспективных умений: субтесты теста интеллекта Д. Векслера — «последовательные картинки» и «недостающие детали», элементы драматической импровизации. Для оценки карьерных стратегий — методика «Лестница карьеры».
Методы анализа: корреляционный анализ, сравнение групп.
Результаты и обсуждения
-
Анализ тенденций типологических различий
Анализ факторов и корреляционных связей показал, что около 70% студентов имеют закономерности по сигнальным системам и связи с лабильностью нервной системы. Были выявлены характерные особенности, подтверждающие эти связи (табл. 1).
Табл. 1. Специфика связи сигнальных систем и свойств нервной системы.
|
I сигнальная система (художественный тип) |
II сигнальная система (мыслительный тип) |
|
Невысокий и средний уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний |
Высокий уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний |
|
Более резкое повышение тонической активации по пульсу при повторных пробах теппинг-теста обнаружили почти 70% |
Более 50% студентов обнаружили урежение пульса при повторных пробах теппинг-теста |
|
Урежение пульса при повторных пробах теппинг-теста связано с проявлением инертности нервной системы |
Увеличение пульса при повторных пробах теппинг-теста связано с проявлением лабильности нервной системы |
|
Склонность к выбору работы по индивидуальным стратегиям — репетитор, журналист, продавец цветов |
Более выраженная ориентация на выбор профессий социального типа — учитель (русский язык и литература) |
-
Особенности связи личностной тревоги и социального интеллекта
Исследования показали, что компетентность в прогнозе развития межличностных отношений, поддержание доверительных отношений (уровень социального интеллекта) являются значимыми для будущих педагогов. Среди выпускников 11-х классов, поступающих в педагогические вузы, выделены две группы испытуемых по высокому уровню тревоги с различиями по уровню социального интеллекта. В первую группу вошли высокотревожные учащиеся с высоким уровнем развития социального интеллекта; во вторую группу вошли высокотревожные учащиеся с низким уровнем развития социального интеллекта.
Для анализа полученных показателей использован параметрический критерий t-Стьюдента для двух независимых выборок (учащиеся из разных школ), t-критерий был рассчитан в программе SPSS Statistics.
Табл. 2. Статистическая оценка различий средних показателей
у групп учащихся с разным уровнем сформированности социального интеллекта
|
Группы и t-критерий между группами |
Реализация потребности в общении |
Удовлетворенность общением |
Включенность |
|
Группа учащихся с высоким социальным интеллектом |
22,3 |
+0,3 |
9,0 |
|
Группа учащихся с низким социальным интеллектом |
15,6 |
-5,0 |
4,3 |
|
Значение t-критерия; p < |
9,35; 0,001 |
8,18; 0,001 |
2,83; 0,05 |
Выявлено, что учащиеся с высоким социальным интеллектом легче включались в общение, реализовывали потребность в общении и были удовлетворены общением (+0,3). Учащиеся с низким социальным интеллектом были менее включены во взаимодействие с другими, удовлетворенность общением имеет отрицательный показатель (-5,0). Общий анализ полученных данных показал, что среди будущих учителей-филологов в среднем больше представителей II сигнальной системы. Наше предположение о том, что при преобладании II сигнальной системы у испытуемых должен быть более высокий уровень произвольной регуляции функциональных состояний (урежение пульса при повторных пробах теппинг-теста), подтвердилось.
Урежение пульса у некоторых студентов с преобладанием I сигнальной системы мы связали с проявлением инертности нервной системы через управление реакциями и контролем через внутренний план действий, внутреннюю речь (II сигнальную систему), что и составляет, по нашему мнению, основу саморегуляции и обеспечивает сопротивление формированию синдрома эмоционального выгорания. Специфические особенности ВНД человека представлены именно II сигнальной системой, в которой доминирует речевая деятельность (как внутренняя, так и внешняя) — важнейший инструмент педагога.
Мы полагаем, что умение называть точным словом предмет, явление, ситуацию или чувство означает ясное виденье педагогом причинно-следственной связи. Оценки развитости коммуникативной сферы (общительности) показали, что учащиеся с высоким уровнем сформированности социального интеллекта лучше реализуют потребность в общении (средний показатель общительности 22,3) относительно учащихся с низким уровнем сформированности социального интеллекта (средний показатель общительности 15,6; t = 9,35, р = 0,001). Исследователи ранее выявили сопряженные признаки общительности как компонента педагогических способностей [Аминов, 2013; Аминов, 2019; Голубева, 2005; Кошелева, 2023]. Было показано, что учащиеся со слабой и чувствительной нервной системой более восприимчивы к проблемным ситуациям межличностного общения. Высокий уровень тревожности стимулирует поиск решений и выхода из проблемных ситуаций — учащиеся проявляют больше гибкости и разнообразия в общении, что является ценным качеством для будущего педагога.
Заключение
На этапе консультаций учащимся были даны комментарии по каждому показателю. Обсуждение результатов позволило им глубже понять свои индивидуальные особенности, поведение и стиль общения, что в целом послужило развитию рефлексии. Были высказаны пожелания активно проводить подобные исследования, это важно для выбора будущей профессии, поскольку «…существенная часть (более 30%) абитуриентов, становящихся студентами вузов, по своей профессиональной направленности не соответствуют требованиям выбранной профессиональной деятельности и направления подготовки в вузе» [Леньков, 2023]. Следовательно, применение психофизиологического и психологического анализа при диагностике способностей потенциальных педагогов целесообразно, это позволит влиять на более ответственный профессиональный выбор и увеличить ценность обучения педагогике большему количеству студентов.