К вопросу о диагностике способностей и готовности учащихся к выбору профессии педагога*

0

Аннотация

В статье рассматривается проблема подготовки учащихся к выбору педагогической профессии с учетом индивидуальных особенностей, педагогических задатков и способностей, направленности личности, рефлексии. Исследование индивидуально-типологических и психологических особенностей актуально у учеников профильных психолого-педагогических классов, создание которых направлено на подготовку будущих учителей. Исследование включало диагностику и консультацию учащихся. Выборка 68 респондентов, ориентированных на педагогические специальности: 50 студентов-филологов в возрасте от 18 до 23 лет (М = 20,04; SD = 0,98), 18 учащихся 11-х классов в возрасте 16–18 лет (М = 17,14; SD = 0,86). Использовались психологические опросники, психофизиологические методы, элементы психологического тренинга. Полученные результаты выявили специфические связи индивидуально-типологических особенностей будущих учителей и их влияние на профессиональные стратегии. Осмысление индивидуальных особенностей, соотнесение их с требованиями профессии повлияли на готовность учащихся к выбору профессии «педагог».

Общая информация

* Статья посвящается памяти талантливого ученого Аминова Николая Александровича, Учителя и друга.

Ключевые слова: психологическая диагностика, педагогические способности, рефлексия, развитие, психолого-педагогические классы, профессиональная ориентация

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210203

Благодарности. Статья посвящается памяти талантливого ученого Аминова Николая Александровича, Учителя и друга.

Получена: 31.05.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Осадчева И.И. К вопросу о диагностике способностей и готовности учащихся к выбору профессии педагога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 2. С. 25–32. DOI: 10.17759/bppe.2024210203

Полный текст

Введение

Характерной особенностью перемен в образовательной среде является переход к интенсивным изменениям в подготовке педагогических кадров в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта.

В современных научных исследованиях рассматривается широкий спектр проблем субъектов образования [12]. Наиболее значимое влияние на качество образования оказывает уровень профессиональной подготовки и личностного развития педагога, формирование его интегральных характеристик — педагогической направленности, компетентности и гибкости. Развитие будущего педагога происходит от поступления в школу до самореализации в профессии, но особенно важен старший подростковый возраст, когда проявляются профессиональные интересы, соотносятся личностные особенности и требования профессии.

Распоряжением Правительства РФ от 24.06.2022 № 1618-р утверждена Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, которая нацелена на восполнение дефицита педагогических кадров. Предполагается, что обучение в профильных классах должно обеспечить такое развитие учащихся, что профессия педагога станет желаемой, и освоение ее продолжится в педагогических колледжах и вузах.

Предварительный анализ психолого-педагогических классов показал, что часто учащиеся зачисляются по решению родителей, а индивидуальные особенности, способности, склонности, интерес к профессии учителя практически не рассматриваются. Исследование студентов педагогических вузов показало, что «наиболее благоприятный тип характеризуется сочетанием активной позиции в освоении педагогической деятельности с положительным эмоциональным восприятием возможностей удовлетворения собственных потребностей (физиологических, материальных, психологических, социальных), представлен только у 9,59% респондентов» [3, с. 33].

Основой выбора такой сложной профессии, как учитель, является осознанное решение и интерес к педагогической работе. Поэтому психологическая диагностика в масштабе профильных классов может стать эффективным научным инструментом подготовки конкретного учащегося к выбору профессии педагогического профиля. Процесс исследования индивидуальных особенностей, способностей, профессиональных интересов — есть вхождение учащихся в профессию, что стимулирует их личностное и профессиональное развитие.

Тема способностей человека, таланта, одаренности продолжает оставаться актуальной, несмотря на многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых (Дж. Гилфорд, Ч. Спирмен, А. Бине, Л. Терстоун, Р. Кеттелл, Г. Гарднер, Б.М. Теплов, В.Н. Дружинин, Э.А. Голубева, В.Д. Шадриков и др.) [5; 6; 7; 14; 15; 16; 17]. Были выделены специальные способности, связанные с деятельностью — музыкальной, спортивной, конструкторской, педагогической и др.

В XXI веке расширяются направления исследований способностей: через «чувство вещества» — «химические способности» [4, 8], «математические способности» через «чувство числа» [10] и др. Активно исследуются задатки человека (анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы и т. п.), обусловливающие различные варианты развития способностей. Так, Е.В. Волкова выявила, что активность нервной системы, низкая эмоциональность, доминирование II сигнальной системы — являются благоприятными внутренними условиями успешного освоения химии [4].

Востребованным становится изучение познавательных, когнитивных способностей, обеспечивающих профессиональную успешность, растет интерес к исследованиям духовных способностей — моральные, рефлексивные, саморегулятивные, творческие и т. п. [13; 16 ], что «позволит открыть новые перспективы развития исследований способностей, которые будут включать в качестве предмета изучения …. и психические состояния и свойства личности (доброта, дружелюбие, сострадание, мудрость)…» [13, с. 82].

Мы рассматриваем педагогические способности как свойства личности, определяющие успешность и продуктивность педагогического труда. Изучение свойств личности с позиции психофизиологических особенностей [1; 2; 6; 9; 15] позволило выделить специфический симптомокомплекс, состоящий из устойчивых показателей, характерных для эффективного педагога, — зависимость между показателями типологических свойств нервной системы и характеристиками познавательной и коммуникативной способностями (сопряженность реактивности и социального интеллекта выражены в виде сочетания слабости и лабильности нервной системы). С позиции модульной организации мозга, педагогические способности обеспечивает, по исследованиям Н.А. Аминова, «лобно-лимбический блок, который определяется выраженностью эмоциональных ресурсов будущих педагогов, или другими словами можно сказать, что этот блок характеризует сопротивляемость развитию «синдрома эмоционального сгорания» в работе учителя с детьми» [цит. по: 14, с. 72–73].

Целью нашего исследования стало определение показателей, позволяющих учащимся оценить свои типологические и психологические особенности и соотнести их с особенностями будущей профессии. Типологические особенности изучались в рамках учения И.П. Павлова о сигнальных системах. Мы предположили, что различия по выраженности сигнальных систем предопределяют различия свойств нервной системы и влияют на различия в профессиональных интересах. Изучили связи личностной тревожности и социального интеллекта как важнейших компонентов педагогических способностей [2].

Методы и методики исследования

В исследовании приняли участие 50 студентов-филологов и 18 учащихся 11-х классов (будущие абитуриенты педагогических вузов). Для определения различий в сигнальных системах и уточнения синдрома проявления произвольной и непроизвольной регуляции использовались шкалы двух опросников: 1) MMPI (краткий вариант) — (Hy) — шкала «эмоциональная лабильность» и (Pt) — шкала «тревожности»; 2) характерологический опросника К. Леонгарда: — Г – 7 (шкала истерии) и Г – 3 (шкала психастении). Для измерения произвольной и непроизвольной регуляции функциональных состояний при двигательной пробе теппинг-тест в обработке Н.А. Аминова с измерением пульса; для определения тревожности, связанной с межличностными проблемами, применялась шкала Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, для оценки межличностных отношений — юношеский вариант опросника Р.Б. Кеттелла. Для оценки социально-перспективных умений: субтесты теста интеллекта Д. Векслера — «последовательные картинки» и «недостающие детали», элементы драматической импровизации. Для оценки карьерных стратегий — методика «Лестница карьеры».

Методы анализа: корреляционный анализ, сравнение групп.

Результаты и обсуждения

  1. Анализ тенденций типологических различий

Анализ факторов и корреляционных связей показал, что около 70% студентов имеют закономерности по сигнальным системам и связи с лабильностью нервной системы. Были выявлены характерные особенности, подтверждающие эти связи (табл. 1).

Табл. 1. Специфика связи сигнальных систем и свойств нервной системы. 

I сигнальная система (художественный тип)

II сигнальная система (мыслительный тип)

Невысокий и средний уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний

Высокий уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний

Более резкое повышение тонической активации по пульсу при повторных пробах теппинг-теста обнаружили почти 70%

Более 50% студентов обнаружили урежение пульса при повторных пробах теппинг-теста

Урежение пульса при повторных пробах теппинг-теста связано с проявлением инертности нервной системы

Увеличение пульса при повторных пробах теппинг-теста связано с проявлением лабильности нервной системы

Склонность к выбору работы по индивидуальным стратегиям — репетитор, журналист, продавец цветов

Более выраженная ориентация на выбор профессий социального типа — учитель (русский язык и литература)

  1. Особенности связи личностной тревоги и социального интеллекта

Исследования показали, что компетентность в прогнозе развития межличностных отношений, поддержание доверительных отношений (уровень социального интеллекта) являются значимыми для будущих педагогов. Среди выпускников 11-х классов, поступающих в педагогические вузы, выделены две группы испытуемых по высокому уровню тревоги с различиями по уровню социального интеллекта. В первую группу вошли высокотревожные учащиеся с высоким уровнем развития социального интеллекта; во вторую группу вошли высокотревожные учащиеся с низким уровнем развития социального интеллекта.

Для анализа полученных показателей использован параметрический критерий t-Стьюдента для двух независимых выборок (учащиеся из разных школ), t-критерий был рассчитан в программе SPSS Statistics.

Табл. 2. Статистическая оценка различий средних показателей
у групп учащихся с разным уровнем сформированности социального интеллекта

Группы и t-критерий между группами

Реализация потребности в общении
(по Р.Б. Кеттеллу)

Удовлетворенность общением
(по Р.Б. Кеттеллу)

Включенность
в «ролевой тренинг»

Группа учащихся с высоким социальным интеллектом

22,3

+0,3

9,0

Группа учащихся с низким социальным интеллектом

15,6

-5,0

4,3

Значение t-критерия; p < 

9,35; 0,001

8,18; 0,001

2,83; 0,05

Выявлено, что учащиеся с высоким социальным интеллектом легче включались в общение, реализовывали потребность в общении и были удовлетворены общением (+0,3). Учащиеся с низким социальным интеллектом были менее включены во взаимодействие с другими, удовлетворенность общением имеет отрицательный показатель (-5,0). Общий анализ полученных данных показал, что среди будущих учителей-филологов в среднем больше представителей II сигнальной системы. Наше предположение о том, что при преобладании II сигнальной системы у испытуемых должен быть более высокий уровень произвольной регуляции функциональных состояний (урежение пульса при повторных пробах теппинг-теста), подтвердилось.

Урежение пульса у некоторых студентов с преобладанием I сигнальной системы мы связали с проявлением инертности нервной системы через управление реакциями и контролем через внутренний план действий, внутреннюю речь (II сигнальную систему), что и составляет, по нашему мнению, основу саморегуляции и обеспечивает сопротивление формированию синдрома эмоционального выгорания. Специфические особенности ВНД человека представлены именно II сигнальной системой, в которой доминирует речевая деятельность (как внутренняя, так и внешняя) — важнейший инструмент педагога.

Мы полагаем, что умение называть точным словом предмет, явление, ситуацию или чувство означает ясное виденье педагогом причинно-следственной связи. Оценки развитости коммуникативной сферы (общительности) показали, что учащиеся с высоким уровнем сформированности социального интеллекта лучше реализуют потребность в общении (средний показатель общительности 22,3) относительно учащихся с низким уровнем сформированности социального интеллекта (средний показатель общительности 15,6; t = 9,35, р = 0,001). Исследователи ранее выявили сопряженные признаки общительности как компонента педагогических способностей [1; 2; 6; 9]. Было показано, что учащиеся со слабой и чувствительной нервной системой более восприимчивы к проблемным ситуациям межличностного общения. Высокий уровень тревожности стимулирует поиск решений и выхода из проблемных ситуаций — учащиеся проявляют больше гибкости и разнообразия в общении, что является ценным качеством для будущего педагога.

Заключение

На этапе консультаций учащимся были даны комментарии по каждому показателю. Обсуждение результатов позволило им глубже понять свои индивидуальные особенности, поведение и стиль общения, что в целом послужило развитию рефлексии. Были высказаны пожелания активно проводить подобные исследования, это важно для выбора будущей профессии, поскольку «…существенная часть (более 30%) абитуриентов, становящихся студентами вузов, по своей профессиональной направленности не соответствуют требованиям выбранной профессиональной деятельности и направления подготовки в вузе» [11]. Следовательно, применение психофизиологического и психологического анализа при диагностике способностей потенциальных педагогов целесообразно, это позволит влиять на более ответственный профессиональный выбор и увеличить ценность обучения педагогике большему количеству студентов.

Литература

  1. Аминов Н.А. Психодиагностика специальных способностей у преподавателей средней и высшей школы. М.: Издательство МГОУ, 2013. 166 с.
  2. Аминов Н.А., Блохина Л.Н., Осадчева И.И. Преобладание сигнальных систем и типы личности (по И.П. Павлову) // Мир психологии. 2019. № 2 (98). С. 283–296.
  3. Белякова Е.Г., Быков С.А. Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2022. № 4 (48). С. 20–41. doi:10.11621/npj.2022.0404
  4. Волкова Е.В. О природных предпосылках химических способностей // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2008. Том 60. № 24. С. 34–42.
  5. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: Вильямс, 2007. 512 с.
  6. Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность: взгляд и раздумья психофизиолога. Дубна: Феникс+, 2005. 512 с.
  7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 349 с.
  8. Еремин В.В. Еремина И.В. Химические способности и их особенности [Электронный ресурс] // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, П.А. Сабадош. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2020. С. 1828–1833. doi:10.38098/proc.2020.59.34.001
  9. Кошелева Ю.П., Жамбеева З.З., Гут Ю.Н., Осницкий А.К., Кабардов М.К. Типологические различия общих и специальных способностей студентов при подготовке к социономическим профессиям [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023. Том 46. № 4. С. 157–185. doi:10.11621/LPJ-23-43
  10. Кузьмина Ю.В. Интуитивное чувство числа: проблемы измерения и контроль визуальных свойств // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 1. С. 51–66.
  11. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е., Букинич А.М. Профессиональная направленность абитуриентов вузов как предиктор успешности профессионального становления [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2023. № 2 (50). С. 103–118. doi:10.11621/npj.2023.0208
  12. Митина Л.М., Осадчева И.И., Митин Г.В. Педагог в фокусе диалога наук и образовательных практик [Электронный ресурс] // Вестник Государственного университета просвещения Серия: Психологические науки. 2023. № 4. С. 7–24. doi:10.18384/2949-5105-2023-4-7-24
  13. Ожиганова Г.В. Понятие «духовные способности» // Психология способностей и одаренности: материалы всероссийской научно-практической конференции, 21-22 ноября 2019 г. / Под ред. В.А. Мазилова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 80–81.
  14. Осадчева И.И. Педагогические способности учащихся профильных классов как важный компонент становления будущего педагога [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 67–76. doi:10.51944/20738528_2023_2_67
  15. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. 360 c.
  16. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. 275 с.
  17. Cattell R.B. Abilities: their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin, 1971. 583 p.
  18. Holland J.L. Making vocational choices: a theory of vocational personalities and work environments. Englewood Cliff, NJ: Prentice-Hall, 1997.

Информация об авторах

Осадчева Ирина Игоревна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория дифференциальной психологии и психофизиологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9310-6573, e-mail: irinaosadcheva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0