Вестник практической психологии образования
2015. Том 12. № 2. С. 107–112
ISSN: 2658-3100 (online)
Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников на этапе завершения дошкольного образования
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Азанова О.А., Гееб Н.Н. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников на этапе завершения дошкольного образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 2. С. 107–112. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n2/Azanova_Geeb (дата обращения: 21.12.2024)
Полный текст
Проблема преемственности не новая, но сохраняет свою актуальность и сегодня, обусловлена трудностями в учебной деятельности младших школьников: неподготовленностью к школьному обучению, в том числе социальной и педагогической запущенностью; дефектами речи, не исправленными в дошкольном возрасте; умственной отсталостью; негативными взаимоотношениями с одноклассниками и учителем, неадекватным уровнем самооценки, неумением просить о помощи и принимать ее.
Исходя из этого, целью коррекционно-развивающей работы является выявление и коррекция уровня развития психических (личностных, когнитивных), психофизиологических функций выпускников детского сада, необходимых для формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Для достижения цели предполагается решение ряда задач: — содействовать готовности ребенка к взаимодействию с новым социальным окружением;
— содействовать готовности ребенка к принятию новой социальной роли ученика;
— содействовать готовности ребенка к новой учебной деятельности.
Поставленные задачи реализуются через организацию специальных занятий, которые направлены на развитие навыков общения, по сути, развивают социальную компетентность и имеют дефектологическую направленность для детей с парциальной несформированностью.
Одной из форм психолого-педагогического сопровождения детей, выпускающихся из детского сада и поступающих в первый класс общеобразовательной школы, является Карта преемственности выпускника детского сада (см. Приложение на CD-диске).
Составление Карты преемственности выпускника детского сада осуществляется специалистами в детском саду в интересах ребенка, во имя реализации его права на полноценную помощь в условиях начального общего образования, способствующих обретению им уверенности в себе и облегчающих его активное участие в жизни общества.
Основой для разработки Карты преемственности выпускника детского сада послужила Карта преемственности, разработанная авторским коллективом ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования». Карта преемственности представляет собой результаты диагностики по 4 параметрам: — функциональная готовность — уровень физического и нервно-психического развития, достаточный для успешного усвоения школьной программы;
— готовность к взаимодействию с новым социальным окружением — сформированность коммуникативных умений, освоение ребенком норм и правил поведения и общения в различных общественных местах;
— готовность к принятию новой социальной роли ученика — наличие мотивации к обучению в школе, сформированные самооценка и самоконтроль, а также способность управлять собой, собственным поведением (произвольность поведения);
— готовность к новой учебной деятельности — определение уровня развития психических процессов. Анализ структуры дефицитов личностного развития первоклассников, таких как: эмоционально-волевые задержки, психопатологические расстройства и зависимое поведение, — проведенный педагогами-психологами муниципальной службы психолого-педагогического сопровождения, потребовал совершенствования диагностических параметров. В Карту преемственности выпускника детского сада добавлены психофизиологические параметры: ведущая рука; ведущее полушарие; ведущий глаз; стрессоустойчивость; тип нервной деятельности. Эти параметры позволят организовать образовательную деятельность в более щадящей форме для ребенка. Например, дети с ведущим левым глазом должны занимать место в классе на третьем ряду, потому что их активная зона восприятия с левой стороны и, следовательно, доска и учитель должны находиться в левом поле зрения ребенка.
С целью доступности понимания диагностических результатов родителями и педагогами в Карту преемственности выпускника детского сада включена описательная часть результатов диагностических параметров рекомендательного характера. Пример описательной части Карты преемственности ребенка выглядит следующим образом:
«Функциональная готовность — физическое развитие ребенка достаточно для успешного освоения школьной программы.
Готовность к взаимодействию с новым социальным окружением — ребенок осознает необходимость учения, умеет слушать и выполнять правила и требования взрослого, при взаимодействии со сверстниками отмечается уподобление поведению другого ребенка — необходимо поддерживать ребенка в его решениях, подбадривать.
Готовность к принятию новой социальной роли ученика — в процессе деятельности ребенок не отвлекается, для преодоления трудностей ему необходима психологическая поддержка, в деятельности активен, самостоятелен, имеет широкий круг интересов.
Ведущая рука — левая, ведущий глаз — левый — в классе посадить на 3-й или центральный ряд.
Стрессоустойчивость у ребенка низкая — необходима психологическая поддержка».
Определяющая роль в ведении Карты преемственности выпускника детского сада отводится педагогу- психологу. Первичная диагностика уровня развития психических (личностных, когнитивных), психофизиологических функций детей старшего дошкольного возраста проводится в начале учебного года в сентябре. Итоговая диагностика — в апреле. Результаты итоговой диагностики фиксируются в Карте, которая передается в школу.
В диагностике акцент делается на следующие психические функции и свойства: восприятие, внимание, память, речь, мышление, кругозор, самооценка, самоконтроль, контактность.
Итоговая диагностика определяет изменение уровня сформированности психических, психофизиологических функций выпускников детского сада (самооценка, готовность к взаимодействию с новым социальным окружением, готовность к новой учебной деятельности, уровень стрессоустойчивости, особенности развития внимания, мышления, речи), необходимых для формирования предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, по пяти параметрам первичной диагностики.
Для проведения диагностики используется диагностический инструментарий в соответствии с параметрами Карты преемственности выпускника детского сада:
1) параметр «Функциональная готовность» — филиппинский тест; анализ биометрических параметров;
2) параметр «Готовность к взаимодействию с новым социальным окружением» — диагностическая беседа, педагогическое наблюдение по авторскому коллективу ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»;
3) параметр «Готовность к принятию новой социальной роли ученика» — диагностическая беседа, педагогическое наблюдение по авторскому коллективу ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»;
4) параметр «Готовность к новой учебной деятельности» — фронтальное обследование по Семаго Н., Семаго М.;
5) параметр «Психофизиологические параметры» — комплексное обследование по Сиротюк А.Л.
Коррекционно-развивающая работа строится на основе первичных результатов диагностики детей. Коррекционные группы для детей делятся по следующим нарушениям: низкий социальный интеллект и парциальная несформированность высших психических функций.
Группа формируется из детей, показавших результаты ниже возрастной нормы. Численность детей в группе 5-8 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по разработанной коррекционно-развивающей программе для детей старшего дошкольного возраста «До школы» и «Загадки заколдованного королевства».
Коррекционно-развивающие занятия программы «До школы» объединены сюжетом сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Программа предусматривает 24 занятия.
Структура занятий:
1. Разминка. Включение детей в процесс.
2. Работа со сказкой. Выполнение упражнений, нацеленных на тематику занятий, на поиск путей решения заявленной в разделе проблемы.
3. Обсуждение. Отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровнях.
4. Завершение. Получение внимания каждым ребенком.
Программа «Загадки заколдованного королевства» предусматривает 10 занятий, направлена на решение следующих задач: содействовать формированию мотивации детей к самопознанию; способствовать расширению знаний об эмоциях; содействовать формированию навыков саморегуляции, рефлексии, коммуникативных навыков.
Содержание коррекционно-развивающих занятий построено на основе упражнений, направленных на коррекцию и развитие психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
Результатом проведения коррекционно-развивающих занятий к концу учебного года становится повышение уровня развития психических функций выпускников детского сада в соответствии с параметрами Карты преемственности выпускника детского сада. Так, по итогам 2012/2013 учебного года в коррекционно-развивающих группах отмечена положительная динамика диагностических показателей.
Повысился уровень готовности детей к взаимодействию с новым социальным окружением: снижение количества воспитанников с низким уровнем на 56%; увеличение количества воспитанников с уровнем выше среднего на 44% (рис. 1).
Рис. 1. Уровень готовности к взаимодействию с новым социальным окружением (% от общего числа воспитанников коррекционно-развивающих групп)
Повысился уровень готовности к принятию новой социальной роли ученика: снижение количества воспитанников с низким уровнем на 38%; увеличение количества воспитанников с уровнем выше среднего на 37% (рис. 2).
Рис. 2. Уровень готовности к принятию новой социальной роли ученика (% от общего числа воспитанников коррекционно-развивающих групп)
Повысился уровень готовности к новой учебной деятельности снижение количества воспитанников с низким уровнем на 75%; увеличение количества воспитанников с уровнем выше среднего на 62% (рис. 3).
Рис. 3. Уровень готовности к новой учебной деятельности (% от общего числа воспитанников коррекционно-развивающих групп)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЛОЖЕНИЕ О КАРТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА
I. Общие положения
1. Карта преемственности выпускника детского сада (далее Карта) является одной из форм психолого-медико-педагогического сопровождения детей, выпускающихся из детского сада и поступающих в первый класс общеобразовательной школы, может считаться портфолио ребенка и базой для Карты здоровья школьника.
2. Заполнение Карты предполагает работу специалистов дошкольных образовательных организаций разного профиля.
3. Составление Карты осуществляется в интересах ребенка, во имя реализации его права на полноценную помощь в условиях начального общего образования, способствующих обретению им уверенности в себе и облегчающих его активное участие в жизни общества.
4. При использовании Карты специалисты руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании в РФ», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, настоящим положением, другими нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровней.
5. Руководство и контроль заполнения и использования Карты осуществляет муниципальная служба психолого-педагогического сопровождения (далее Служба сопровождения).
II. Цель и основные задачи Карты
1. Цель Карты — организация помощи детям и педагогам в создании оптимальных условий обучения с учетом индивидуальных особенностей на основе проведения комплексного диагностического обследования.
2. Основными задачами Карты являются:
— своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми предшколь- ного возраста;
— комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика развития ребенка и его потенциальных возможностей;
— определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей предшкольного возраста;
— содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
— внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
— консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательной организации;
— определение способностей и достижений ребенка.
III. Организация заполнения Карты
1. Карта заполняется на базе дошкольной образовательной организации (приложение 1).
2. Специалисты, заполняющие Карту, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы.
3. Комплексное диагностическое обследование ребенка осуществляется каждым специалистом поэтапно, что определяется психолого-медико-педагогическими задачами.
4. В диагностически сложных случаях ребенок может быть приглашен на дополнительное обследование.
5. Карта заполняется по результатам обследования.
6. Формулировки должны быть корректными и иметь рекомендательный характер.
IV. Организация передачи Карты
1. Карта является документом, подтверждающим право детей на обеспечение оптимальных условий для получения образования с учетом индивидуальных особенностей.
2. Ответственный за составление Карты назначается приказом руководителя дошкольной образовательной организации.
3. Заполненные Карты в срок до 02 июня каждого года представляются дошкольными образовательными организациями в Службу сопровождения.
4. К Картам прикладывается сопроводительное письмо на бланке организации за подписью руководителя (приложение 2).
5. Служба сопровождения осуществляет процесс передачи Карт в общеобразовательные организации в срок до 30 июня каждого года.
V. Родители (законные представители)
1. Родители (законные представители) ставятся в известность о необходимости представления Карты в школу.
2. Родители (законные представители) имеют право: — защищать законные права и интересы детей;
— присутствовать при комплексном диагностическом обследовании ребенка.
3. В случае несогласия с заключением специалистов родители (законные представители) имеют право обратиться в муниципальную психолого-медикопедагогическую комиссию.
Приложение к положению о Карте преемственности выпускника детского сада
КАРТА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА
ФИО ребенка
Дата рождения
Наименование ОО
№ |
Параметры |
Показатель |
1 |
Функциональная готовность |
|
1.1 |
Группа здоровья |
I II III (обвести) |
1.2 |
Филиппинский тест |
+ — (обвести) |
1.3 |
Смена зубов |
отстает соответствует опережает (подчеркнуть) |
2 |
Готовность к взаимодействию с новым социальным окружением Вс — выше среднего; С — средний; Нс — ниже среднего; Н — низкий |
|
2.1 |
Мотивация, знание правил из особенностей школьной жизни |
Вс С Нс Н (обвести) |
2.2 |
Взаимодействие со взрослыми |
Вс С Нс Н (обвести) |
2.3 |
Взаимодействие со сверстниками |
Конфликтность уподобление ведомость лидерство (подчеркнуть) |
3 |
Готовность к принятию новой социальной роли ученика |
|
3.1 |
Произвольность деятельности |
Вс С Нс Н (обвести) |
3.2 |
Самооценка |
№1 №2 №3 №4 №5 (обвести) |
3.3 |
Развитие познавательной активности и самостоятельности |
Вс С Нс Н (обвести) |
4 |
Готовность к новой учебной деятельности |
|
4.1 |
Кругозор |
Вс С Нс Н (обвести) |
4.2 |
Фронтальное обследование по Семаго Н., Семаго М.: оценивается от 0 до 5 баллов, максимальный общий балл — 25 |
Баллов |
4.2.1 |
Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции |
Баллов |
4.2.2 |
Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества. Оценка понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов |
Баллов |
4.2.3 |
Оценка сформированности звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности, произвольная регуляция собственной деятельности |
Баллов |
4.2.4 |
Оценка возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности |
Баллов |
4.2.5 |
Оценка сформированности графической деятельности, оценка пространственных представлений, общего уровня развития |
Баллов Общий балл с учетом k: |
Выводы:
1. Функциональная готовность — физиологическая зрелость
2. Готовность к взаимодействию с новым социальным окружением
3. Готовность к принятию новой социальной роли ученика
4. Готовность к новой учебной деятельности
5. Психофизиологические параметры
Дата заполнения
Ответственный за составление Карты ______________________ (подпись) ______________ (ФИО, должность)
С Картой ознакомлен(а)_______________________ (Подпись родителя, ФИО)
Азанова Ольга Александровна — заведующая методическим сектором МКУ Управление образованием администрации Калтанского городского округа Кемеровской области, Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Гееб Наталья Николаевна — педагог-психолог МКОУ Детский дом «Аистенок» Калтанского городского округа Кемеровской области, председатель муниципальной ПМПК, Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Литература
- Мартынова А.В., Никитина О.З., Хромченко М.В., Федуева Т.А. и др. Методические рекомендации по организации и проведению оценки сформированности универсальных учебных действий. — СПб: ЛОИРО, 2011. — 188 с.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273_ФЗ. — [Электронный ресурс] http://273_фз.рф/zakonodatelstvo/ federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf .
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155. — [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2013/11/25/ doshk_standart_dok.html.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. №2357. — [Электронный ресурс] http:// минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ ФГОС_НОО.pdf.
- Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам / Под ред. Ж.М. Глозман. — М.: ЭКСМО, 2010. — 286 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста: Метод. материалы. — АРКТИ, 2014. — 66 с.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: Сфера, 2003. — 288 с.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей. — М.: Сфера, 2001. — 128 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 656
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 285
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1