Вестник практической психологии образования
2015. Том 12. № 2. С. 87–90
ISSN: 2658-3100 (online)
Уроки взаимодействия
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Йошпа Н.А. Уроки взаимодействия [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 2. С. 87–90. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n2/Jospa (дата обращения: 02.01.2025)
Полный текст
В течение четырех лет в нескольких школах Москвы специалисты ЦППРиК «На Снежной» (с января 2015 года — подразделение ЦППРиК «Ирида») в ходе своей деятельности проводили исследование умения детей и подростков взаимодействовать друг с другом.
Коротко о методах. Сначала специалистов приглашали в 3-е — 8-е классы проводить занятия, направленные на улучшение взаимоотношений между учащимися, либо с профилактической целью создания благоприятных условий для конструктивного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Занятия проводились в двух вариантах. Первый вариант — в виде обсуждений с детьми в форме тщательно разработанных для каждого класса Кругов сообщества проблем, существующих в классе. Специалисты общались с классными руководителями, психологами, некоторыми педагогами, проводили индивидуальные интервью наиболее активной части каждого класса. Затем, переработав полученную информацию, формировали список вопросов для обсуждения и план рассадки. Вопросы формулировались максимально нейтрально, были призваны стимулировать, во-первых, обсуждение ресурсов, имеющихся в классе; во-вторых, проблем; в-третьих, способов решения этих проблем; в-четвертых, предложения каждого участника круга, что именно он может сделать для изменения ситуации в лучшую сторону. План рассадки участников формировался с целью сохранения правильной динамики обсуждения. Рядом с участниками, которым могла потребоваться поддержка, садился специалист или педагог. Учитывалась предположительная активность каждого участника. Поскольку обсуждение проходило строго по кругу, порядок высказываний был прогнозируемым. В круге принимали участие сразу несколько специалистов, в чьи задачи входило стимулировать беседу, резюмировать и делать более понятными для участников высказывания каждого, следить за динамикой и порядком обсуждения.
Второй вариант занятий применялся, когда после проведения предварительной работы специалисты приходили к выводу о неготовности участников открыто обсуждать проблемы и брать на себя ответственность за их решение. Причем выбор этого варианта не зависел от возраста учащихся. Иногда учащиеся 3-го класса оказывались вполне готовыми обсуждать, а учащиеся 7-го класса к обсуждению не готовыми. Тогда занятия происходили по другому сценарию. Участникам предлагались тренинговые игры с элементами командообразования, а затем в форме круга обсуждались конкретные достижения класса в ходе выполнения упражнения. Постепенно обсуждения усложнялись.
Помимо этих двух форм работы школы выразили заинтересованность в проведении специальных диагностических занятий с целыми параллелями 3-х — 7-х классов. Диагностическая работа происходила либо в форме тренинга, либо учащиеся заполняли специальные опросники (опросник на выявление стратегий поведения в конфликтных ситуациях К. Томаса; опросник определения уровня групповой сплоченности К. Э. Сишора; опросник оценки коммуникативных умений А. Карелина).
Занятие состоит из ряда несложных упражнений. Условно их можно разделить на три группы. Первая группа упражнений позволяет ведущим сделать вывод о характере взаимоотношений между учащимися; вторая — о способности учащихся конструктивно взаимодействовать и принимать групповые решения, а также о психологическом климате в классе; третья — об уровне развития способности учащихся выражать свои мысли и чувства, слушать и воспринимать мысли и чувства своих одноклассников.
Специалисты, проводящие занятия и исследование, пришли к довольно неутешительным выводам. Причем выявленные трудности оказались характерными в той или иной степени для подавляющего большинства исследованных классов.
Сначала хочется привести несколько фактов.
Девочка, рыдая, обращается к классу с просьбой прекратить обзывать и оскорблять ее. Тут же несколько ребят высказывают вполголоса в ее сторону обидные слова или изображают слова, которыми ее обычно обзывают. С такой картиной мы сталкивались примерно в 20% исследованных классов. В норме у детей этого возраста развито сострадание. А не обращать внимание на слезы другого человека — не в норме.
В классе учится мальчик (или девочка), который своим поведением раздражает других детей. Родители давят на школу с требованием «убрать ребенка» (именно в такой формулировке). Дети заявляют: «С тех пор, как Вася (или Петя, или Саша, или Маша) появился в нашем классе, я стал плохо учиться и плохо себя вести». При этом даже в отсутствии на занятии Васи (или Пети, или Саши, или Маши) дети оскорбляют и обижают друг друга. Но на вопрос к классу «Что можно сделать, чтобы ваш класс был дружным?» большинство отвечают: «Убрать Васю».
Человек далеко не всегда вынужден взаимодействовать только с тем, с кем ему легко. А если трудно? В школе он научился, что единственный способ решения проблем — «убрать Васю». Кроме того, он научился, что вовсе не обязательно нести ответственность за свои поступки. Всегда можно найти виноватого, на которого эту ответственность скинуть. Или передать ответственность за решение своих проблем старшим или специалистам. То есть вместо ответственного поведения у ребенка формируется личностное бессилие. Ситуацию с Васей мы наблюдали в той или иной степени сложности примерно в 30% классов.
В четырех классах мы столкнулись с фактом голосования детей против какого-либо ребенка. Степень жестокости голосований варьировала от «кто за то, что Петя плохой?» до «кто за то, чтобы Маша прыгнула с 80-го этажа?». Причем в последнем случае, когда педагоги обсуждали ситуацию с классом, дети при этом стыд не испытывали.
Мальчик жалуется классу, что он пришел в класс год назад, и дети стали его обижать, оскорблять. Другой ребенок заявляет: «Мы не собирались его обижать. Присматривались к нему. Но нам он не понравился, и мы стали его гнобить. Он же сам виноват!» И большинство его одноклассников согласно кивают. Очень небольшой процент стыдливо опускают при этом глаза.
По данным диагностических исследований, в каждом исследованном классе существует процент детей (от 5 до 30), которым в классе некомфортно, которые при возможности очень хотели бы покинуть класс. Также, в большинстве классов от четверти до трети детей выбирают стратегию соперничества, и большая часть детей — избегания. Стремление к сотрудничеству характерно для небольшого процента детей.
Наблюдение за учащимися средней школы во время тренинговых занятий выявило, что у достаточно большого процента детей не развита способность осознавать свои чувства, чувства другого человека, сопереживать. Специалистами нашего Центра проводилось также исследование уровня эмоциональной напряженности у учащихся девятых классов. Помимо других исследуемых категорий специалисты рассматривали способность старшеклассников осознавать свои чувства и чувства другого, поскольку умение выражать свои чувства и поддерживать друг друга через сопереживание является одним из важнейших способов справляться с тревогой, неизбежно возникающей в период экзаменов. Оказалось, что в каждом классе имеет место достаточно высокий процент подростков (от 30 до 70!), не умеющих осознавать и выражать свои чувства и понимать чувства другого.
Взаимоотношения между людьми регулируются. Либо основным регулятором служит закон, но закон не как устрашение, не как страх перед наказанием. Потому что для того, чтобы быть наказанным, человеку нужно сначала быть уличенным. Но обзывания и оскорбления исподтишка, насилие в темном углу, оказание скрытого давления далеко не обязательно будут раскрыты, насильник уличен и наказан. Поэтому вместо страха перед законом реальным регулятором отношений может быть только уважение к закону, так называемый «закон внутри». Другим регулятором служит религия, боязнь сделать нечто неугодное Богу. Мощнейшим регулятором взаимоотношений служит совесть и способность к состраданию. Человеку, способному сострадать, даже не нужно говорить: «Уступайте места таким-то категориям людей». Он сам заметит человека, нуждающегося в помощи.
Современная школа часто упускает из виду необходимость обучать детей взаимодействовать. Это происходит чаще всего потому, что за все увеличивающимися требованиями к школе в направлении предоставления знаний забывается так называемая воспитательская функция, обучение детей совести и состраданию. А ведь эти категории, как и большинство других, не являются врожденными. Они приходят через чтение с ребенком книг и обсуждение чувств и переживаний главного героя, через беседы с ребенком, обсуждение происходящих в его жизни ситуаций, даже через специальный просмотр и обсуждение фильмов. Причем воспитывать ребенка должны и родители, и школа. Ситуация, когда «трудный» ребенок просто «убирается» из класса, не научит его одноклассников состраданию и уважению. Ситуация замалчивания и не проговаривание со всем классом травли одного ребенка другими не научит детей правильно и конструктивно взаимодействовать друг с другом. Прекрасное знание основных и даже не основных предметов не научит ребенка справляться со сложностями взаимодействия во взрослой жизни. Опыт перекидывания ответственности за свои действия даже на более взрослых и опытных людей не поможет ребенку научиться быть ответственным.
В четвертом классе одной московской школы после проведения диагностического занятия нами был разработан план. Классный руководитель задавала детям чтение внеклассной литературы, описывающей переживания детей в ситуации непринятия одноклассниками и даже взрослыми. Дети писали сочинения о чувствах героев. Затем все прочитанное разбиралось на классных часах вместе с психологом. Раз в месяц с детьми встречались наши специалисты. Дети, сидя в кругу, делились друг с другом и с нами различными изменениями, которые они заметили в своем классе. Иногда мы вместе с детьми придумывали рассказы и рисовали истории о взаимной поддержке, помощи и взаимоуважении. Уже через полгода ситуации взаимных оскорблений и травли отдельных детей одноклассниками прекратились. Многие дети рассказывали, что нашли себе новых друзей. Все дети и педагоги замечали появление в классе поддержки и уважения.
Взрослые, родители и педагоги, обязательно должны уделять внимание развитию у детей и подростков навыка слушать и слышать друг друга, правильно общаться, сопереживать, сострадать, сочувствовать, с уважением относиться к чужому мнению и уметь выражать свои мысли и чувства. И не только потому, что это прописано во ФГОС. Эти умения помогут детям быть эффективными в будущем. Кроме того, они служат регулятором отношений между людьми. И общество, в котором они будут жить, в котором будут жить их дети, станет таким, каким они его сделают. Ведь все мы хотим, чтобы в обществе люди уважали друг друга, могли прийти друг другу на помощь, были вежливыми и сострадательными. И вряд ли кто-нибудь хочет жить в обществе, где проблемы решаются только устранением тех, с кем кому-то неудобно, драками, оскорблениями; где люди ни за что не хотят брать ответственность; где любая оплошность или непохожесть на других может стоить человеку сбором подписей за то, чтобы он «спрыгнул с восьмидесятого этажа».
В завершение — немного о методах.
Прежде всего, педагогам не следует поддерживать детей в их неприязненном отношении к одному или нескольким учащимся, с которыми неудобно. Сейчас, наверное, в каждом классе есть дети, которым сложно себя контролировать, которые по разным причинам сложны во взаимодействии. И педагоги, и родители должны понимать, что их задача обучить детей конструктивно справляться со сложностями взаимодействия. Ребенок не должен привыкать, что единственным методом решения этих сложностей будет устранение другого человека из коллектива. Потому что в будущем ему часто придется сталкиваться с такими проблемами. И далеко не всегда устранение будет возможно. А других механизмов разрешения ситуации в его арсенале не будет, что приведет к необходимости либо уходить самому, либо к ухудшению его психологического состояния. Тем более, если родители и педагоги начнут усугублять проблему, настраивая (намеренно или нет) детей против такого их одноклассника. В этом случае дети еще и научатся всегда снимать с себя ответственность и перекидывать ее на кого-то другого либо просто на обстоятельства. А неумение брать на себя ответственность за свою жизнь и поступки также сильно снизит эффективность жизни ребенка в будущем.
При возникновении между детьми конфликтных ситуаций бессмысленно разбираться, кто прав, кто виноват и как «на самом деле» все происходило. Каждый человек всегда видит ситуацию по-своему. Тем более, на его видение ситуации накладываются его чувства, которые во время переживаний еще и создают некий «эмоциональный кокон». Надо создать условия, чтобы дети смогли рассказать друг другу свои чувства по поводу ситуации и договориться, как она может быть разрешена и что каждая сторона готова для этого сделать. В сложных случаях можно обратиться за помощью к медиатору, нейтральному посреднику, обученному восстановительному способу разрешения конфликтов. Такие посредники есть в нескольких психологических центрах, а также в службах примирения, созданных в некоторых школах. В любом случае конфликт, разрешенный таким образом, станет для детей уроком слушать друг друга и брать на себя ответственность.
Нужно чаще поощрять детей разговаривать друг с другом, выражать свое мнение, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Самая лучшая форма для этого — разговор в кругу с использованием символа слова. Детям нужно дать понять, что это — их разговор, что педагоги, сидящие с ними в кругу — просто равные участники. Отвлекающимся детям можно рассказать, что так же, как при общении с другом, если один общающийся отвлекается, не слушает или высмеивает слова друга, то другому будет очень обидно. В кругу могут обсуждаться проблемы, вырабатываться групповое решение, просто обсуждаться текущие дела. Причем педагогами должны поощряться высказывания «от себя», саморефлексия, выражение своего мнения и анализ ситуации. Высказываясь в свою очередь, педагоги могут также помогать детям лучше понять высказывания одноклассников, сформулированные не достаточно ясно. Позитивная переформулировка — прекрасный способ добиться, чтобы каждый участник круга был услышан другими. При наличии в школе такого ресурса, как служба примирения, можно обращаться туда, а также в психологические центры, имеющие обученных организации диалога специалистов, для лучшего структурирования обсуждений на начальном этапе. Разговаривать в кругу могут и совсем маленькие дети. Но чем старше класс, тем меньше должна быть включенность педагогов в обсуждение. Если дети уже освоили форму диалога в кругу, педагоги могу играть роль только участников обсуждения.
Иногда педагоги сталкиваются с тем, что взаимодействие и общение детей друг с другом затрудняется по причине отсутствия у части класса способности осознавать и выражать свои мысли и чувства, выслушивать других, сострадать переживаниям других. В этом случае может потребоваться совместная работа педагогов и психологов. И лучше, чтобы к помощи были привлечены психологи, имеющие специальные навыки организации диалога, обучения коммуникативным технологиям, организации конструктивного взаимодействия в коллективах.
Работа может проводиться в нескольких различных направлениях. Одно из направлений — совместная работа педагогов и психологов. Педагог может читать с детьми книги, задавать внеклассное чтение с обязательным затем обсуждением того, какие чувства испытывали герои, как они находили выход из сложных ситуаций, какие могли бы быть другие способы разрешения ситуаций. Также педагог может задавать детям писать сочиненмя, которые будут потом обязательно обсуждаться на классных часах. Сейчас вполне доступна детская литература, описывающая проблемы и переживания, с которыми чаще всего сталкиваются современные дети. И педагоги могут использовать ее для работы с детьми. Такая работа может быть дополнена психологическими тренингами, включающими в себя изучение с детьми основных коммуникативных навыков (Я-высказывание, активное слушание и прочее), развитие способности рассуждать и описывать свои чувства и чувства другого (составление совместных рассказов и рисование комиксов, элементы арт-терапии), развитие способности принимать групповые решения, с уважением при этом относясь к каждому члену группы (элементы тренинга командообразования). В начале и в конце каждого занятия должны происходить обсуждения в кругу того, что изменилось в классе со времени последней встречи со специалистами, что еще необходимо изменить, что каждый из участников мог бы предложить от себя, чтобы в классе происходили позитивные изменения.
Могут применяться также и другие специальные формы работы, имеющиеся в арсенале педагогов и психологов. Но важно понимать, что для того, чтобы вырастить по-настоящему здоровую и социально успешную личность, нужно проводить с детьми целенаправленную и серьезную работу, вовремя обращать внимание на проблемы, связанные с общением и взаимодействием детей, вовремя начинать работать с этими проблемами. Совместная работа педагогов, родителей и психологов поможет развить у детей необходимые качества и навыки, которые помогут им в их дальнейшей жизни.
Йошпа Надежда Александровна — психолог, медиатор. С 1999 года занимается организацией
восстановительных программ, разрешением конфликтных ситуаций, проведением обучения специалистов. Является членом Европейского форума 2012 года по восстановительным технологиям. Автор статей и методических пособий по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. С 2009 года руководитель структурного подразделения «Методическое сопровождение школьных служб примирения» ЦППРиК «На Снежной».
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 517
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 182
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0