Программа по формированию коммуникативной компетентности обучающихся среднего звена в процессе реализации ФГОС ОО

487

Аннотация

Полная версия программы с цветными приложениями представлена в электронной версии журнала (см. CD-диск).

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кучегашева П.П., Колотева Е.Ю., Пономарева Е.А. Программа по формированию коммуникативной компетентности обучающихся среднего звена в процессе реализации ФГОС ОО [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 2. С. 91–96. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n2/Kochegarova_Coletiva_Ponomareva (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

В соответствии со стандартами второго поколения освоение социальных норм, правил поведения, решений и форм социальной жизни в группах и сообществах является актуальной проблемой становления современного образовательного пространства. Задачей педагогов в данном случае является формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики. В настоящее время коммуникативная компетентность обучающегося, развитие навыков общения и эффективного взаимодействия являются важнейшими составляющими жизни современного человека. ФГОС ОО предъявляет определенные требования к формированию компетенций обучающегося, коммуникативная компетентность выступает важной составляющей личности обучающегося, успешной в становлении себя в современном экономическом пространстве.

В данном случае развитие обучающегося как целостной личности невозможно без навыков коммуникативной компетентности, с одной стороны, а с другой — требует от образовательного учреждения специальной программы для получения различного рода информации, знаний, формирования навыков и ключевых коммуникативных компетенций.

На данный момент обучающиеся сталкиваются с ситуацией, когда в процессе обучения в школе отсутствует целенаправленное обучение навыкам коммуникативной компетентности, позволяющим эффективно адаптироваться к требованиям образовательной программы с учетом ФГОС ОО, справляться с повседневными проблемами, организовывать эффективное взаимодействие. Предоставленный сам себе в этом вопросе подросток постоянно конфликтует с учителями, одноклассниками. С помощью агрессивного взаимодействия он пытается справиться с требованиями окружающей среды.

Помимо знаний и навыков, приобретаемых в процессе обучения, обучающийся нуждается в знаниях и навыках, позволяющих ему эффективно взаимодействовать, общаться, реализовывать определенный стиль поведения, собственную идентичность. Навыки коммуникативной компетентности являются необходимым условием адаптации ребенка в образовательном учреждении в процессе реализации ФГОС ОО, успешной реализации себя с учетом социально-экономической ситуации в стране и требований, предъявляемых к выпускникам образовательных учреждений на современном этапе.

Исходя из этого, нами была разработана программа, целью которой являлось формирование навыков коммуникативной компетентности обучающихся среднего звена. В процессе реализации цели были поставлены следующие задачи:

—   осознание и развитие личностных ресурсов, способствующих формированию навыков коммуникативной компетентности;

—  формирование объективной самооценки своего психологического состояния в процессе коммуникативной деятельности;

—   осознание своей индивидуальности, выработка собственного коммуникативного стиля;

—   развитие способности к решению возникших противоречий в условиях непредвиденных ситуаций;

—  проведение констатирующего эксперимента с целью выявления исходного уровня сформирован- ности коммуникативной компетентности у обучающихся среднего звена (на примере двух школ, различающихся по определенным критериям);

—  проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности у обучающихся среднего звена после реализации программы.

Данная программа направлена на осознание обучающимися себя, самопознание, самораскрытие в процессе общения, организацию эффективного взаимодействия. В процессе занятий каждый обучающийся может усваивать и отрабатывать, совершенствовать умения и навыки общения и эффективного взаимодействия.

Перед началом реализации программы проводится диагностика с целью выявления уровня развития коммуникативной компетентности, индивидуально­психологических особенностей. Входная диагностика представлена пакетом, состоящим из трех методик. Предварительная, то есть входная, диагностика позволяет выявить исходный уровень коммуникативной компетентности обучающихся, а также позволяет определить индивидуальные и типологические особенности личности и уровня социально-психологического развития группы. Таким образом, данные, полученные в ходе диагностики, учитываются при организации и проведении занятий с обучающимися.

Программа предусматривает формирование навыков коммуникативной компетентности в различных видах деятельности (занятия с элементами тренинга, развивающие занятия), коллективных, что взаимно обогащает обучающихся, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением в процессе общения и реализовывать себя в процессе взаимодействия.

Базой исследования являлись МОУ «СОШ №5 г. Михайловки Волгоградской области» и «МБОУ «СОШ №2 г. Михайловки Волгоградской области», различающиеся по демографическому положению, социально-экономическому статусу родителей обучающихся. В эксперименте приняли участие 100 обучающихся 5-х классов двух школ. В процессе проведения программы также проводилась работа с преподавателями и родителями.

До и после реализации программы предполагается проведение диагностического исследования. Проводится также отсроченное исследование спустя 6-8 месяцев после проведения программы.

В ходе диагностического исследования нами была проведена экспериментальная работа, в рамках которой были осуществлены констатирующие эксперименты (входящая и исходящая диагностика).

Данные исходящей диагностики показали необходимость создания программы по формированию коммуникативной компетентности в условиях общеобразовательной школы, актуальность работы в данном направлении, создания развивающих программ по формированию навыков общения, взаимодействия в условиях реализации ФГОС ОО.

Результаты повторной диагностики показали эффективность работы по программе. Следует отметить, что полученные результаты были проанализированы в различных аспектах. Следует отметить, что результаты школы с более успешным географическим и социальным положением имели меньший рост навыков коммуникативной компетентности, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования, чем результаты другого образовательного учреждения (более сложного по демографическому положению, более низкому по социальному статусу родителей). Следствием полученных результатов может являться предположение о том, что в первой школе в связи с ее изначально более тщательным подбором обучающихся, навыки коммуникативной компетентности закладывались в процессе семейного воспитания. Обучающиеся в процессе реализации программы показали изначально более высокий уровень коммуникативной компетентности еще на этапе входящей диагностики.

Уровень коммуникативной компетентности обучающихся неблагополучной по определенным факторам школы на этапе входящей диагностики имел существенно более низкий уровень. В то же время, процентное соотношение после реализации программы представляло собой более ярко выраженную картину, являлось более наглядным по статистическим соотношениям.

В процессе реализации программы была отмечена положительная динамика по развитию навыков коммуникативной компетентности всеми участникам образовательного процессе: администрацией школы, преподавателями, родителями, обучающимися, — не только в процессе занятий, но и в повседневной жизни. Улучшились отношения, снизился уровень конфликтности, обучающиеся научились реализовывать себя, свою деятельность в процессе межличностного взаимодействия.

Данные навыки являются более чем актуальными в сфере последних инноваций образовательного процесса, и реализация в образовательном учреждении программы по формированию коммуникативной компетентности обучающихся среднего звена позволит обучающимся адаптироваться в современных реалиях и отвечать требованиям, предъявляемым к личности выпускника образовательного учреждения на данном этапе.

Структура программы

Данная программа направлена на осознание обучающимися себя, самопознания, самораскрытия в процессе общения, организации эффективного взаимодействия. В процессе занятий каждый обучающийся может усваивать и отрабатывать, совершенствовать умения и навыки общения и эффективного взаимодействия.

Программа основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому каждый обучающийся постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для продуктивного общения. Перед началом реализации программы проводится диагностика с целью выявления уровня развития коммуникативной компетентности, индивидуально-психологических особенностей. Входная диагностика представлена пакетом, состоящим из трех методик. Предварительная, то есть входная диагностика позволяет выявить исходный уровень коммуникативной компетентности обучающихся, а также позволяет определить индивидуальные и типологические особенности личности и уровень социально-психологического развития группы. Таким образом, данные, полученные в ходе диагностики, учитываются при организации и проведении занятий с обучающимися.

Программа предусматривает формирование навыков коммуникативной компетентности в различных видах деятельности (занятия с элементами тренинга, развивающие занятия), коллективных, что взаимно обогащает обучающихся, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением в процессе общения и реализовывать себя в процессе взаимодействия.

Программа по формированию коммуникативной компетентности обучающихся среднего звена включает в себя следующие разделы:

—   комплексная диагностика обучающихся среднего звена по определенному набору диагностических методик;

—   коммуникативная компетентность;

—   выбор стиля поведения в группе;

—   особенности личности обучающегося в процессе межличностных отношений.

Методика и технология реализации: программа рассчитана на занятия с элементами тренинга. Каждое занятие проводится 1,5 часа 1 раз в неделю в одной подгруппе в течение 1 учебного года. Общая продолжительность программы 25 часов; количество занятий — 17 (в двух подгруппах — 34).

Каждое занятие с элементами тренинга проводится следующей структуре:

—   ритуал приветствия, напоминание правил;

—   упражнение на мобилизацию;

—   упражнение на создание работоспособности;

—   основное (содержательное) упражнение;

—   итог, рефлексия занятия.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Качественные:

—   формирование навыков коммуникативной компетентности: эмпатии, рефлексии, саморегуляции, умению организовывать взаимодействие в группе;

—   приобретение уверенности в себе;

—   формирование навыков групповой работы: стратегии поведения в конфликте, навыков ведения дискуссии; выработка навыка эффективного поведения в конфликте;

—   формирование навыков самопознания, анализа собственных схем поведения, получение обратной связи между членами группы;

—   формирование навыка социальной чувствительности, социальное научение новому, нетипичному поведению, имитации;

—   осознание личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими людьми, поведенческих характеристик, осуществляемых как во внешнем, так и во внутреннем мире;

—   повышение уровня компетентности педагогических работников;

—   повышение уровня родительской компетентности.

Количественные:

—   проведение 17 коррекционно-развивающих занятий для одной подгруппы (класс делился на две подгруппы для соблюдения принципа экологично­сти и т. п.). Общее количество проведенных занятий с обучающимися — 34.

—   повышение показателей уровня актуального развития до уровня, соответствующего возрастной норме, повышение уровня коммуникативной компетентности по заданным параметрам;

—   составление методических рекомендаций по проведению занятий;

—   проведение родительских собраний.

Календарно-тематическое планирование представлено в табл. 1.

Наименование разделов, тем программы

Часы

1.

Раздел: Комплексная диагностика обучающихся среднего звена по определенному набору диагностических методик. Определение уровня коммуникативной компетентности перед началом работы по программе.

2

2.

Раздел: Коммуникативная компетентность.

 

 

Тема: Эмпатия.

1,5

 

Тема: Социальная чувствительность.

1,5

 

Тема: Саморегуляция.

1,5

 

Тема: Рефлексия.

1,5

 

Тема: Вербальноеи невербальное общение.

1,5

 

Тема: Организация взаимодействия.

1,5

3.

Раздел: Выбор стиля поведения в группе.

 

 

Тема: Стратегии поведения в конфликте.

1,5

 

Тема: Ведение спора по определенным правилам.

1,5

 

Тема: Способность устанавливать контакт с группой.

1,5

 

Тема: Оценка собственного личного пространства и личного пространства участников коммуникации.

1,5

3.

Раздел: Особенности личности обучающегося в процессе межличностных отношений.

 

 

Тема: Эмоциональное самораскрытие.

1,5

 

Тема: Эмоциональное самовыражение.

1,5

 

Тема: Самопознание

1,5

 

Тема: Сензитивность.

1,5

4.

Раздел: Комплексная диагностика обучающихся среднего звена по определенному набору диагностических методик. Определение уровня коммуникативной компетентности после реализации программы.

2

Табл. 1

Диагностические методики

1.    Тест коммуникативных умений Л. Михель­сона, перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха.

Цель диагностики: определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформирован- ности основных коммуникативных умений.

Шкалы, уровни, блоки. Блоки умений:

—   умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника;

—   реагирование на справедливую критику — вопросы; реагирование на несправедливую критику;

— реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника; умение обратиться к сверстнику с просьбой; умение ответить отказом на чужую просьбу, умение самому выразить сочувствие, оказать поддержку; умение принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников; умение вступить в контакт с другим человеком, контактность; реагирование на попытку вступить с тобой в контакт.

2.   Опросник В. Стефансона: диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе.

Цель диагностики: методика используется для изучения представлений о себе.

Шкалы, уровни, блоки. Шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы.

3.  Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышев и др.).

Цель диагностики: определение базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений, их диагностика может осуществляться в формах самооценки, экспертных оценках или в их сочетаниях.

Шкалы, уровни, блоки. Шкалы: направленность личности, интеллектуальные черты характера, волевые черты характера, эмоциональные черты характера, отношение к деятельности, отношение к другим людям, отношение к самому себе.

 

Табл. 2

Содержание программы

представлено в табл. 2.

Формирование ключевых коммуникативных компетенций

1.  Коммуникативная компетентность

Эмпатия: упражнения «Представление», «Ритм», «Правильно ли я понял, что ты...», «Поделись со мной».

Социальная чувствительность: упражнения «Найди пару», «Автопортрет», «Скульптурные группы», «Таможенники и контрабандисты».

Саморегуляция: упражнения «Фокусировка», «Попугай», «Эхо», «Благородный поступок».

2.  Вербальное, невербальное общение

Невербальное общение: упражнения «Невербальный контакт», «Пустой стул», «Я тебя понимаю», «Метафора», «Пойми меня», «Всеобщее внимание», «Три закона общения», «Моя проблема в общении».

Рефлексия: упражнения «Карусель», «Дерево», «Я среди людей», «Грани сходства».

Организация взаимодействия: упражнения «Уменьшающаяся газета», «Да», «Передача движений по кругу», «Фигуры», «Связующая нить».

3.  Выбор стиля поведения в группе

Стратегии поведения в конфликте: упражнения «Самооценка конфликтности», «Основные стратегии поведения в конфликте», «Самооценка «мудрого поведения» в конфликте», «Технологии эффективного общения в конфликтном поведении», «Три культуры в поле», «Попутчики».

Способы разрешения конфликтов: упражнения «Типичные приемы слушания и умения вести диспут», «Диспут», «Спор при свидетеле», «Сглаживание конфликтов».

Оценка собственного личного пространства и личного пространства участников коммуникации: упражнения «Границы», «Нарисованный диалог», «Работа с негативными переживаниями».

Способность устанавливать контакт с группой: упражнения «Единство», «Назови чувство», «Передать одним словом», «Метафора», «Контакт», «Репортёр».

4. Особенности личности обучающегося в процессе межличностных отношений

Самораскрытие: упражнения «Каков я есть. Каким хотел бы быть», «Раскачивание», «Установление личной дистанции», «Комиссионный магазин».

Эмоциональное самовыражение: упражнения «Контур человека», «Десять комнат», «Без маски», «Фоторобот».

Самопознание: упражнения «Образ «Я», «Портрет», «За кругом», «Интервью».

Сензитивность: упражнения «Барометр», «Сенситивность», «Позиция», «Подарок».

 

Полная версия программы представлена в электронной версии журнала (см. CD-диск).

 

   

Кучегашева Полина Петровна — старший методист кафедры педагогической психологии ГАУ ДПО ВГАПО, почетный работник общего образования, педагогпсихолог высшей квалфикационной категории, председатель Волгоградского регионального отделения Федерации психологов образования России.

Колотева Елена Юрьевна — педагог-психолог высшей квалификационной категории МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Михайловки Волгоградской области», зам. председателя Волгоградского регионального отделения Федерации психологов образования России, лауреат первого областного конкурса «Педагог-психолог — 2008», участник второго Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ. 

Пономарева Елена Александровна — педагог-психолог первой квалификационной категории МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №81 Центрального района Волгограда», победитель областного конкурса «Педагог-психолог — 2012», участник Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагогпсихолог России — 2012».

Литература

  1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология. — М: ЮНИТИ. 2000.
  2. Асмолов А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. — Библиотека газеты «Ежедневные новости. Подмосковье», 2009.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. — М., 2001.
  4. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учеб. пособие. — М.: МЗ Пресс, 2001.
  5. Гительмахер Р.Б., Когаловская А.С., Марушкин Ю.Б. Конфликт: социально-психологический аспект. — Иваново: ИГУ, 1995.
  6. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб: Питер, 2000.
  7. Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.
  8. Донцов А.И. Психология коллектива. — М.: МГУ, 1984.
  9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. — СПб: Питер, 2001.
  10. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993.
  11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 2002.
  12. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. — Самара: СамГПУ, 1998.
  13. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  14. Козырев Г.И. Конфликты в социально-педагогическом процессе // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — №2. — С. 148–155.
  15. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М., 1983.
  16. Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997.
  17. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1983.
  18. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. — Л.: Наука,1991.
  19. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык,1983.
  20. Поленова Т.П. Школа эффективного общения: коммуникативные техники, которые всегда работают. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  21. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / Под ред. В.В. Рубцова. — М., 2010.
  22. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994.
  23. Скотт Д. Г. Конфликты и пути их преодоления. — Киев: Внешторгиздат, 1991.
  24. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практ. пособие. — Т. 1. — М.: Генезис, 2000.
  25. Хромова С.А. Игровые уроки общения. — М.: РИПОЛ классик, ДОМ ХХ1 век, 2007.
  26. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.: Владос. 1995.

Информация об авторах

Кучегашева Полина Петровна, директор, научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения, Волгоградская государственная академия последипломного образования (ГАУ ДПО «ВГАПО»), Волгоград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5752-6175, e-mail: polina65@yandex.ru

Колотева Елена Юрьевна, педагог-психолог, Средняя школа № 5 городского округа город Михайловка Волгоградской области (МКОУ СШ № 5), Волгоград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2678-1696, e-mail: ekoloteva@ya.ru

Пономарева Елена Александровна, педагог-психолог, МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №81 Центрального района Волгограда», Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 391
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 487
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3