Способы использования шахмат в работе педагога-психолога в сфере образования

396

Аннотация

В статье раскрыты содержание и направления работы педагога-психолога в коррекционно-развивающей программе «Волшебные шахматы». Метод применяется в работе с детьми, имеющими ослабленную мотивацию к школьному обучению и или педагогическую запущенность, с целью приобщения их к интеллектуальным нагрузкам. Также описывается возможность индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с детьми с целью изменения нежелательных форм поведения и приобретения позитивного опыта действий.

Общая информация

Ключевые слова: шахматы, повышение мотивации к обучению, коррекция поведения ребенка

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Красильникова Л.О. Способы использования шахмат в работе педагога-психолога в сфере образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 72–76. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n3/Krasilnikova (дата обращения: 05.11.2024)

Полный текст

Технологическая революция, в эпоху которой мы живем, стремительно меняет образ жизни людей. Появляются новые увлечения, поток информации захлестывает нас. Но игра в шахматы совсем не затерялась в суматохе жизни XXI века, а стала играть важную роль в процессе развития и воспитания детей.

Игра в шахматы — распространенный вид дополнительного образования. Такие авторы, как В. Г ришин, Е. Ильин, Д. Комаров, А. Жестерев, описывают практическое применение игры в шахматы с целью развития познавательных процессов детей 7-12 лет [2, 3]. Мне близка эта позиция, так как моя практика работы с детьми с применением игры в шахматы подтвердила мысль, что эта игра может (извините за каламбур) играть важную роль в развитии ребенка и имеет большой ресурс для этого. Занятия шахматами способствуют развитию таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, развивают усидчивость, помогают выработке важных практических навыков — умению предпринимать волевое усилие и доводить начатое до конца.

Когда ребенок идет в школу, он начинает осваивать знаковую систему языка и процесс «действие в уме». Результат действия в уме проявляется сразу в мыслях, но не немедленно — в движениях или словах. О таком умении говорят: «Этот человек способен просчитывать на несколько шагов (ходов) вперед». Эта фраза пришла из игры в шахматы, которая является почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме [2]. Эти способности формируются в 7-12-летнем возрасте. Поэтому этот возраст — самый подходящий для начала обучения игры в шахматы.

Особенность игры в шахматы состоит в необходимости соблюдения четких правил, что полностью дублирует данную «особенность учебной деятельности — приобретение ребенком умения подчинять свое поведение массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и произвольность» [6]. Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. Такой подход принципиально отличает игру в шахматы от других видов спорта (в том числе, игровых), где нарушение правил приводит лишь к штрафам, но не прекращению самой игры. Таким образом, у детей формируется уважительное отношение к правилам и нормам поведения. Ведь осознанное и добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения лежит в основе морали, нравственности.

«Если рассматривать игру в шахматы как упрощенную модель человеческих отношений, то можно ярко увидеть важные закономерности. Эта игра развивает способности предвидеть события, помогает находить взаимосвязь между причиной и последствиями, предоставляет богатые возможности для моделирования разнообразных ситуаций. Природа шахмат такова, что они, безусловно, «провоцируют» тех, кто ими занимается, на самостоятельные действия» [2]. Если рассматривать психотерапию как средство получения человеком нового опыта, изменения своего поведения и своих убеждений, то игра в шахматы, без сомнения, становится «психотерапевтической». Дети могут развивать различные когнитивные стратегии, которые используются в игре, для того чтобы пользоваться ими в реальной жизни, уже за дверями кабинета психолога. Непосредственно терапевтическое значение игры в шахматы состоит в создании условий для творческого самоопределения детей, свободного проявления своих эмоций, приобретения навыков общения и продуктивного взаимодействия с другими людьми (взрослыми и сверстниками), влияния на социальную адаптацию детей и подростков.

А если взять еще глубже, то шахматы относятся к играм, наиболее подходящим для коррекционного воздействия на детей с социальной и педагогической дезадаптацией. «Использование шахмат в качестве одной из современных форм игровой психотерапии основано на мобилизации интеллектуального и творческого потенциала личности и включении присутствующих психике человека, внутренних механизмов саморегуляции и самоисцеления. Определено, что шахматы как методика психотерапии относятся к структурированным ситуациям с точно заданными правилами. При этом в ней гармонично переплетаются воспитательные, обучающие, соревновательные, творческие и коммуникативные элементы. Шахматы дают достаточное поле деятельности для восприятия себя как развивающей личности, для творческого самовыражения, тренировки памяти и внимания, решения проблемы выбора, преодоления трудностей, приобретения навыка совместной работы. Шахматы позволяют установить психотерапевтический контакт с ребенком на доступном для него интеллектуальном уровне, с учетом его общего развития, существующих эмоциональных и поведенческих нарушений» [2].

Идея создания коррекционно-развивающей программы «Волшебные шахматы» возникла у меня в 2002-2013 гг, когда я работала в Центре социально­психологической реабилитации детей-сирот, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях, города Днепропетровска. Многие дети были педагогически запущены: у них были слабо сформированы учебные умения и познания об окружающем мире, некоторые отставали в психологическом развитии — у них была обедненная речь, ригидное мышление, интеллектуальные нагрузки воспринимались тяжело. Во время развивающих занятий с психологом я стала обучать игре в шахматы и обратила внимание на то, что развитие когнитивных функций происходит в игровой форме быстрее, эффективнее. Дети от 7 до 14 лет с интересом относились к предложенному мною обучению игре в шахматы. Это давало возможность развития познавательных процессов, но, что очень важно с точки зрения развития личности, повышался внутренний потенциал, у детей появлялась уверенность в своих силах. Также расширялись пути коммуникации с другими ребятами, появлялась возможность проявлять сдержанность во время эмоциональных вспышек при поражениях в игре.

Спустя десять лет применения игры в шахматы в работе с детьми этой непростой категории я обратила внимание на продленную во времени, лонгитюд­ную эффективность данной игры. Дети-сироты, переходя в другие социальные институты, встречаясь с работниками нашего Центра реабилитации, говорили о том, что продолжают играть в шахматы. Они использовали свой удачный опыт этой игры и были успешны на поприще шахматных сражений с другими ребятами. Это вызывало у них гордость своими достижениями и повышало их самооценку. Это также обогащало их копилку развивающего интеллектуального досуга.

С 2015 г. я, как педагог-психолог, стала применять в работе с детьми начальных и 5-х классов общеобразовательных школ города Алушты (Республика Крым) авторскую коррекционно-развивающую программу «Волшебные шахматы». Опыт использования мною данной программы в рамках групповых психологических коррекционно-восстановительных и развивающих занятий еще раз подтвердил, что это — один из эффективных методов психологической кор­рекционно-развивающей работы с детьми от 7 до 14 лет. «Ведь игровая терапия ребенка — нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на взрослый мир снизу вверх» [6].

Целью коррекционно-развивающей программы «Волшебные шахматы» является создание условий для социальной адаптации детей школьного возраста, коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с социальной и педагогической запущенностью, повышение мотивации к интеллектуальному развитию.


Задачами программы «Волшебные шахматы» являются:

— развитие коммуникативных навыков, умения строить партнерские взаимоотношения и работу в команде;

— развитие эмоциональной гибкости и умения адекватно реагировать при неожиданных условиях;

— обучение прогнозированию последствий своих поступков;

— повышение самооценки ребенка и формирование адекватного самовосприятия;

— формирование навыков планирования и достижения поставленных целей;

— повышение мотивации к развитию, обучению в школе;

— развитие гибкости познавательных процессов, способности к концентрации внимания, укрепление зрительной памяти;

— обучение проведению досуга интеллектуального вида.

Формирование группы для занятий по данной программе возможно по заинтересованности и желанию детей. Количество участников в группе — 4-6 чел. Занятия носят обучающий и развивающий характер.

Очень важно создать безопасное психологическое пространство. Эти занятия проходят в форме неформального общения психолога с детьми. Чтобы такое общение было эффективным, психолог должен придерживаться следующих принципов организации занятий:

1)    принцип позитивности — создавать положительный эмоциональный климат, доброжелательную атмосферу во время занятия, искать различные варианты согласия и сотрудничества;

2)    принцип заинтересованности — пытаться сделать занятия интересными, увлекательными и желанными для детей;

3)    принцип поддержки — подкреплять участие детей в различных формах работы словами поощрения; подчеркивать даже мельчайшие успехи детей в игре; не сравнивать детей друг с другом, а сравнивать достижения самого ребенка;

4)    принцип воспитания и развития — помогать детям слушать и слышать других людей, проявлять уважение к оппоненту, воспринимать рассуждения других ребят, анализировать их, задавая ребенку открытые вопросы типа: «А как ты думаешь?», «Как можно сделать еще?», «Что произойдет после такого решения?», «Какую цель ты преследуешь?»;

5)   принцип принятия — относиться к детям с принятием и пониманием базовых мотивов их поведения.

Программа рассчитана на 17 часов, интенсивность занятий 2 раза в неделю.

Программа проходит в несколько этапов.

I этап — начальный, учебный. Продолжительность — 7 занятий. Данный этап является как информационно-развивающим, так и диагностическим. На занятиях четко просматриваются возможности проявления каждого ребенка в интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферах. В связи с этим есть возможность индивидуального подхода к развитию детей.

II этап — основной, включающий непосредственно игру в шахматы с ведущим группы и с участниками группы — 8 занятий.

III этап — контролирующий, поддерживающий — 2 занятия. Проведение шахматных конкурсов, викторин с применением знаний о шахматах. Этот этап является итогом всей совместной работы с детьми. В заключение, на последнем занятии, проходит шахматный турнир — дети играют по несколько партий каждый с каждым участником группы. Ведущим группы производится запись партий (1 балл — победа, 0 баллов — поражение, 0,5 балла — ничья) и контроль над качеством игры, чтобы соблюдались правила. Путем суммирования баллов выявляется победитель, набравший больше всех баллов. В конце турнира определяются победители — первые три места. После шахматного турнира для детей проводится обсуждение сложных или просто ярких ситуаций во время общения в совместной игре и как из них лучше выходить. Завершается турнир обязательным чаепитием и награждением победителей. Отметить вниманием важно не только победителей, но и каждого участника турнира. Возможно вручение грамот за настойчивость, выдержку, стремление к победе, приложенные усилия и т. д.

Тематический план программы «Волшебные шахматы» представлен в табл.1.

Структура занятий. Рекомендуемая продолжительность занятий — до 45 минут. Занятия должны содержать разнообразные формы активного обучения детей: тематическое рисование; игры, активизирующие внимание, включающие в процесс интеллектуальной деятельности; обсуждение сказок о шахматах и тому подобное. Занятия строятся таким образом, что психолог, прежде всего, отталкивается от особенностей восприятия и понимания детьми информации и помогает более четко осознать и понять правила игры в шахматы. Дети включаются в цикл интеллектуальной гимнастики для ума, подтягивают и тренируют способность интеллектуального труда. Этот вид деятельности является сложным для отстающих детей, поэтому в занятия обязательно включаются двигательные упражнения. В конце каждого занятия психолог подводит итоги и предлагает детям творческие задания, которые они могут выполнить самостоятельно.

Структура каждого занятия на первом этапе содержит такие основные пункты.

1.   Приветствие участников: упражнения на сплочение, поддержку, настрой работать в группе [10].

2.   Активизация внимания детей с помощью игр: загадки, упражнения на повышение познавательной активности [5].

3.   Рефлексия прошлого занятия: освежается в памяти детей основная информация прошлого занятия.

4.  Информационный блок: получение информации и работа над правилами шахмат в форме беседы, прослушивание тематических сказок и тому подобное; работа над основными шахматными понятиями, правилами в форме обсуждения.

5.    Практический блок: выполнение разнообразных заданий, связанных с темой, закрепление полученных знаний на практике в творческих заданиях по данной теме, в игровых упражнениях [9].

6.   Рефлексия занятия: подведение итогов, каждый говорит о том, что ему понравилось, что он запомнил, что было нового и т. д.

7.    Ритуал прощания. Пожелание удачи, доброе слово соседу справа.

Важно учитывать, что, несмотря на тренировки, иногда дети очень болезненно и эмоционально воспринимают поражения в игре, поэтому важно мотивировать детей на то, чтобы они были сдержанными, уважали противника, играли по правилам шахмат: «Дотронулся до фигуры — ходи», «Подумай, прежде чем походить фигурой».

В результате наблюдений за учениками в ходе игровых занятий «Волшебные шахматы» я пришла к следующим выводам. Дети с большим интересом и уважением относятся к игре в шахматы. Это выражается в их эмоциональных реакциях на ход событий в партии, в попытках подсказок друг другу. В шахматной игре дети выступают как равноправные партнеры, выполняют равнозначную роль, они взаимодействуют с шахматами совершенно одинаковым образом. Факторы возраста, роста, веса, физической силы, умения грамотно говорить не имеют во время игры в шахматы существенного значения. Это привлекает детей.

В ходе занятий по коррекционно-развивающей программе «Волшебные шахматы» дети с педагогической запущенностью и отставанием в социальном развитии демонстрировали взаимную терпимость, примеры чуткого и внимательного отношения друг к другу. Многие участники групп стали друзьями. На мой взгляд, одним из свойств шахмат, привлекательных для детей с трудностями в обучении, является их ма­ловербальный характер. Шахматы предоставляют возможность чувствовать себя в коллективе и заниматься совместной деятельностью без необходимости много говорить. Однако, я неоднократно была свидетелем того, как увлеченные игрой дети с нарушениями речи начинали выражать мысли и ощущения более четкими словами и предложениями. У детей происходил рост самосознания. Особенно это проявлялось в снисходительном разрешении более слабому партнеру изменять неверные ходы. У многих детей повышалась самооценка, самоуважение. Дети начинали вести себя достойнее и спокойнее.

Для подростков возможно использование игры в шахматы индивидуально по типу игротерапии «Шахматы как метафора жизненного выбора» в индивидуальных психологических коррекционно-восстановительных и развивающих занятиях со школьниками [8]. Количество занятий по теме — 7-8 с одним ребенком, в зависимости от результативности.

Цель: развитие способностей предвидеть ход событий; развитие понимания и позитивного восприятия самого себя; повышение самооценки ребенка; развитие способности к самопознанию через процесс игровой деятельности.

Этап

Цель

Темы занятий

Содержание

Кол-во часов

1

Сформировать положительное отношение к обучению новой интеллектуальной игре, способствовать развитию познавательного интереса к шахматам.

Знакомство с шахматами. Шахматная доска.

Знакомство с шахматными фигурами: пешка, ладья, слон, конь, ферзь и король

Знакомство с историей происхождения игры в шахматы.

Знакомство с шахматной доской, понятиями «вертикаль», «горизонталь», «диагональ», буквами шахматной доски. Изготовление собственной доски (бумага, краски).

Знакомство с шахматными фигурами, правилами игры данными фигурами; развитие навыков игры определенной шахматной фигурой. Изготовление шахматных фигур (соленое тесто, папье-маше и т. д.)

7

2

Создать условия для приобретения детьми опыта игры в шахматы

Правила игры в шахматы

Дебют, развитие партии. Гамбит.

Детский мат. Конец игры (эндшпиль)

8

3

Контроль усвоения знаний о правилах игры в шахматы

Шахматный турнир

Конкурсы, викторины с применением знаний об игре в шахматы. Шахматный турнир

2

Табл. 1. Тематический план занятий по программе «Волшебные шахматы»

 

Задачи:

— тренировка умения играть по правилам шахмат;

— обучение предвидению последствий поступков;

— развитие эмоциональной гибкости и умения адекватно реагировать при неожиданных условиях;

— развитие коммуникативных навыков, умения строить партнерские взаимоотношения;

— включение механизма внутренней саморегуляции.

Эти занятия проводятся индивидуально, чтобы с каждым ребенком прожить его собственный опыт побед и поражений, чтобы была возможность ребенку обдумать отношение к своим поступкам и их последствиям.

Во время игры ребенку задается ряд вопросов:

1)   что произойдет с этой фигурой, если ее передвинуть сюда?

2)   поможет ли тебе этот ход защитить своего короля и сделать шах королю противника?

3)  как еще можно было бы пойти этой фигурой? Постарайся представить все возможные варианты ходов, прежде чем выбрать один из них;

4)   какие ходы могут быть наиболее эффективными?

5)   если ты сделаешь этот ход, что я могу сделать в ответ?

Сначала предлагается ребенку смотреть хотя бы на один ход вперед. В первых пяти-шести партиях ему дается возможность менять свое решение относительно любого хода после демонстрации моих ответных действий. По мере того как опыт ученика растет, я ориентирую его на обдумывание своих действий на несколько ходов вперед. За одну партию можно предложить ребенку это сделать несколько раз. Возможно играть по две партии за одно занятие для того, чтобы ребенок мог несколько раз услышать мои вопросы. Важно дать возможность ребенку думать о последствиях перед совершением каждого хода и даже проговаривать вслух, почему он сделал ход именно таким образом. Мы обсуждаем различные варианты ходов, и я проговариваю, как я смогу сделать ответный ход, — так он сможет увидеть игру «моими глазами». Тем самым я побуждаю его предвидеть мои действия в ответ на его ходы.

После приобретения опыта игры в шахматы с каждым ребенком можно проводить аналогии к реальной жизни. Психолог предлагает подумать над вопросом, как в реальной жизни можно анализировать свои поступки, как, соответственно, можно предвидеть ответные поступки других людей и как, таким образом, можно контролировать и регулировать свое поведение.

В ходе индивидуальных занятий с детьми по данной методике я видела результаты изменений в поведении ребенка, его желание действовать по-другому. Данный метод дает возможность повышать внутреннее самоуважение ребенка и учиться выстраивать свое поведение соответственно позитивной установке.

Эффект от применения педагогом-психологом игры в шахматы в групповых и индивидуальных кор­рекционно-развивающих занятиях можно отразить следующим образом.

1.   Игра в шахматы как методика игровой психотерапии может быть рекомендована для широкого применения с целью коррекции поведения детей и подростков и повышения их учебной мотивации.

2.    Игра в шахматы дает большую возможность тренировать способность предвидеть свои поступки и регулировать свое поведение, тренирует усидчивость, корректирует импульсивность. «Прежде, чем действовать, надо подумать».

3.   Занятия шахматами помогают ребенку познать самого себя, побуждают к развитию и укрепляют здоровые качества личности, обогащают его эмоциональную сферу, прививают ребенку социальные стимулы, помогают сформировать стиль поведения, допустимый как для общества, так и для самого ребенка.

4.    Занятия шахматами стимулируют интеллектуальное развитие ребенка, повышают качество досуга, обогащают спрос на «умные игры».

5.   Игра в шахматы дает безграничные возможности для разработки коррекционных программ индивидуального и группового направления.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что коррекционно-развивающая программа «Волшебные шахматы» в работе педагога-психолога с детьми, имеющими ослабленную мотивацию к школьному обучению и/или педагогическую запущенность, может быть эффективным инструментом для работы с группой детей 7-12 лет. А занятия под названием «Шахматы как метафора жизненного выбора» — это действенный способ индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с учащимися 10-14 лет с целью изменения нежелательных форм поведения.

 

 

Литература

  1. Гришин В., Ильин Е., — Шахматная азбука, или Первые шаги по шахматной доске. — М.: Физкультура и спорт, 1972. — 60 с.
  2. Комаров Д.Д., Жестерев А.А. Использование шахмат для социальной адаптации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью. [Электронный ресурс]. — URL: http://chess555.narod.ru/z-komarov2.htm (дата обращения: 20.02.2013)
  3. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб: Питер, 2001. — 416с.
  4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся начальных классов). — М.: Вот-89, 2006.
  5. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М., 1994.
  6. Малкина_Пых И.Г. Возрастные кризисы детства. Справочник практического психолога. — М.: ЭК-СМО, 2004. — 384 с.
  7. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам / под ред. ЖМ. Глозман. — М.: Эксмо, 2010. — 288с.
  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4-х т. — Т. 2. — М., 2001. — 160 с.

Информация об авторах

Красильникова Лариса Олеговна, педагог-психолог, МБУ «Центр информационно-методического сопровождения образовательных организаций», Алушта, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 759
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 396
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1