Психологическая уникальность ребусов как когнитивных задач на понимание смысла

139

Аннотация

В статье обсуждается применимость ребусов в когнитивном исследовании. Проведен анализ когнитивной структуры ребусов. Сделан разбор интеллектуальных действий респондентов на каждом этапе решения. На примерах показано влияние различных когнитивных привычек и субъективного опыта респондентов на решение интеллектуальных задач. Описаны история появления ребусов как текстов со скрытым смыслом и динамика их изменений как задач на понимание завуалированного авторского послания. Ребусы рассматриваются как разновидность бинарных текстов, в которых автором заложено два смысловых плана. Явный (изобразительный) смысловой план должен быть правильно «прочитан» зрителем. Скрытый (вербальный) должен быть верно реконструирован во внутреннем ментальном пространстве человека, решаю- щего задачу, а затем эксплицирован в виде слова-решения для головоломки. Описаны интеллектуальные подсказки и ловушки, специально расставленные автором для зрителя на пути поиска слова-отгадки. Поэтому особое внимание уделено адекватной реконструкции авторского замысла как необходимого условия для быстрого и успешного решения ребусов. Обсуждается уникальность когнитивного устройства ребусов для развития и тренировки двух языков мышления — вербального и образного, взаимообратимый перевод информации между которыми является одним из базовых критериев полноты понимания смысла сообщения. Описано пять специфичных для ребусов когнитивных препятствий, которые преодолевает человек, решающий эти головоломки: адекватность опознания и именования изображенных объектов; нахождение критериев различения значимой и незначимой информации; понимание инструкций по разгадыванию ребусов; синтезирование слова-отгадки; умение реконструировать авторский замысел. Выявлены типичные интеллектуальные затруднения, характерные для каждого из пяти перечисленных когнитивных препятствий, с которыми сталкивались респонденты в процессе работы с заданиями стимульного набора. Обоснована потенциальная применимость ребусов для выявления отдельных аспектов интеллектуальной работы, к которым могут оказаться малочувствительны другие способы исследования ума.

Общая информация

Ключевые слова: понимание, мыслительный процесс, бинарный текст, скрытый смысл, когнитивная задача, когнитивное препятствие, когнитивные навыки

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.206

Для цитаты: Целяева С.И. Психологическая уникальность ребусов как когнитивных задач на понимание смысла // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 2. С. 187–206. DOI: 10.21638/spbu16.2019.206

Литература

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона в 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами. Электронная библиотека «Вехи». URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 18.06.2018).

Бондарь О. А. Категория «недосказанность» (understatement) как способ выражения имплицитного смысла // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. Т. 3–2 (69). С. 69–71.

Энциклопедия «Мир головоломок». Интернет-ресурс, посвященный головоломкам. URL: http://puzzlepedia.ru/rebushistori.html (дата обращения: 24.06.2018).

Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2009. 301 с.

Осорина М. В., Устинова В. А. Как вербализовать «неявное знание» в процессе психологического интервьюирования: продуктивные идеи из смежных практик // Петербургский психологический журнал. 2016. № 16. С. 42–63.

Веккер Л. М. Психические процессы: в 3 т. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. Т. 2. 342 c.

Осорина М. В. Исследование уровней понимания на примере работы с рисованными историями // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации / под ред. А. Л. Журавлева, М. А. Холодной и др. М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 247–257.

Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Институт психологии РАН, 2012. 288 с.

Щербакова О. В. Когнитивные механизмы понимания комического: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2009. 29 с.

Смолина Е. В. Процессы реконструкции смысла рисованных историй детьми и взрослыми // Сборник статей по материалам лучших выпускных квалификационных работ факультета психологии СПбГУ 2011 г. / под ред. Л. А. Цветковой, Ю. И. Филимоненко. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. URL: http://diplom.psy.spbu.ru/component/fabrik/details/1/2013/html.html (дата обращения:v 10.08.2018).

Salvi C., Costantini G., Bricolo E., Perugini M., Beeman M. Validation of Italian rebus puzzles and compound remote associate problems // Behav. Res. Methods. 2016. June, 48 (2). URL: https://www.researchgate.net/publication/279863748_Validation_of_Italian_rebus_puzzles_and_compound_remote_associate_problems (дата обращения: 20.02.2019).

Threadgold E., Marsh J. E., Ball L. J. Normative Data for 84 UK English Rebus Puzzles // Front. Psychol.,13 December 2018. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.02513/full (датаобращения: 20.02.2019).

Friedlander K. J., Fine P. A. “The Penny Drops”: Investigating Insight Through the Medium of Cryptic Crosswords // Front. Psychol., 03 July 2018. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/%E2%80%9CThe-Penny-Drops%E2%80%9D%3A-Investigating-Insight-Through-of-Friedlander-Fine/a63e80f21db8cbd 74edbcaff0422a145ea98c119 (дата обращения: 20.02.2019).

Kizilirmak J. M., Serger V., Kehl J., Öllinger M., Folta-Schoofs K., Richardson-Klavehn A. Feelings-of-Warmth Increase More Abruptly for Verbal Riddles Solved With in Contrast to Without Aha! Experience // Front. Psychol., 13 August 2018. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.01404/full (дата обращения: 20.02.2019).

MacGregor J. N., Cunningham J. B. Rebus puzzles as insight problems // Behavior research methods. 2008. Vol. 40 (1). P. 263–269.

Осорина М. В., Щербакова О. В., Аванесян М. О. Проблемы метакогнитивной регуляции: нормативные требования и непродуктивные паттерны интеллектуальной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2011. № 2. С. 32–43.

Воронушкина О. В. Концептуальная база системного описания скрытых смыслов // Филология и человек. 2016. № 1. С. 7–18.

Холодная М. А. Могут ли высокие показатели IQ свидетельствовать о дефиците индивидуального интеллектуального ресурса // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития / отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2017. C. 1273–1279.

Buratti, S., Allwood, C. M., Kleitman S. First- and second order metacognitive judgments of semantic memory reports: the influence of personality traits and cognitive styles // Metacognition and Learning. 2013. No. 8. P. 79–102.

Turney D., Ruch G. Thinking about thinking after Munro: the contribution of cognitive interviewing to child-care social work supervisionand decision-making practices // British journal of social work. 2015. P. 1–17.

Ермолаев О. Ю. О некоторых особенностях восприятия при решении оперативных задач // Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии: сб. научных трудов / под общ. ред. В. В. Давыдова; сост. А. М. Прихожан. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. С. 52–57.

Информация об авторах

Целяева Сетлана Игоревна, педагог-психолог, Санкт-Петербургский государственный университет, ППМС-центр «Развитие» Центрального района Санкт-Петербурга,, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: svetlafot@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 113
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 139
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 12