Ученик и соратник выдающегося отечественного мыслителя, психолога и педагога В.В.Давыдова. Последователь Э.В. Ильенкова, классика мировой философии XX столетия. На формирование научной позиции повлияли работы отца - психолога Т.В. Кудрявцева, а также его коллег и друзей - А.В. Брушлинского, Я.А. Пономарева, Ф.Т. Михайлова, профессиональное и личностное общение с ними.
Окончил отделение психологии и педагогики педагогического факультета Московского государственного педагогического института (1983), аспирантуру Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР (1987).
Сочетая исследовательскую, организационную и общественную деятельность с преподавательской, подготовил и опубликовал программы курсов общей психологии (1995) и психологии развития человека (1996), учебное пособие по психологии развития (1997). Приглашался для чтения лекций по проблемам теории развивающего образования в ряд университетов Западной Европы и Японии.
Ответственный редактор журнала "Вестник РГГУ. Серия "Психологии"", издатель и главный редактор интернет-журнала "Развивающее образование", член Совета Московского психологического общества, Консультативного совета Международной Ассоциации развивающего образования, редакционных коллегий и советов журналов "Дошкольное воспитание", "Обруч", "Начальная школа +", "Вестник МАРО", "Детский сад от А до Я", "Детский сад: теория и практика", "Управление дошкольным образованием", "Цветной мир", "Современное образование", "Педагогический журнал Башкортостана" и др., Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR).
Научный руководитель ряда российских экспериментальных дошкольных учреждений и школ, в частности, ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка и музыки "Лосиный остров" № 368 г. Москвы, где впервые выстроена единая система развивающего образования - с дошкольной ступени до старших классов.
Область научных интересов и сфера научной деятельности:
-
философские дискурсы психологии, проблемы теории и методологии психологии развития человека, проектирования инновационного - развивающего образования (дошкольного, школьного, высшего), вопросы психологии творчества, формирования и диагностики творческих способностей, психологии субъекта, личности и личностного роста, экономической психологии, психологии здоровья, междисциплинарная проблематика истории и теории детства
В настоящее время читаемые дисциплины: «Философские основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода», «Методологические основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода», «Деятельностный подход в исследованиях проблем коммуникации в социальной сфере», «Философия и методология современной науки», «Детство как культурно-исторический феномен», «Обучение и развитие дошкольников».