Марголис Аркадий Аронович

Марголис Аркадий Аронович

PsyJournalsID: 1149

кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, margolisaa@mgppu.ru, amargolis@mail.ru

председатель Ученого совета МГППУ; первый заместитель главного редактора журналов «Психологическая наука и образование», «Психолого-педагогические исследования»; заместитель председателя редакционного совета журнала «Культурно-историческая психология», «Современная зарубежная психология»; член редакционного совета журнала «Экспериментальная психология»; член редакционной коллегии журнала «Learning, Culture and Social Interaction».

Дата последнего обновления: 21.11.2024

Биография

Аркадий Аронович Марголис - российский психолог, организатор совместно с В.В. Рубцовым Московского государственного психолого-педагогического университета (1997г.)

Образование

Московский государственный педагогический институт имени Ленина, физический факультет (1977-1982), аспирантура НИИ ОПП АПН СССР (в настоящее время Психологический институт РАО) (1986-1989) г.

Ученая степень, ученое звание

кандидат психологических наук, 1990 г., старший научный сотрудник, 1998 г.

Награды, премии, звания

 Награды:

1. Орден Дружбы, 2013 г;

2. Почетный знак за вклад в развитие МГППУ «Золотой знак Пси», 2011 г.;

3. Медаль им. Г.И. Челпанова (I степени) ПИ РАО и МГППУ «За вклад в развитие психологической науки», 2007 г.;

4. Медаль К.Д. Ушинского, Министерство образования Российской Федерации, 2001 г.;

5. Медаль «В память 850-летия Москвы», 1997 г.

Премии:

1. Грамота Департамент образования города Москвы, 2010 г.;

2. Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, 2003 г.;

3. Премия Президента Российской Федерации за создание и внедрений авторской модели «Система психологического обеспечения развивающего образования на основе теории социо-генеза» для региональных систем образования, 1998 г. В составе авторского коллектива под руководством профессора В.В. Рубцова.

Звания:

1. Почетный профессор МГППУ, 2017 г.;

2. Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», 2007 г.;

3. Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», Министерство образования Российской Федерации, 2004 г.

 Участие в экспертной работе

1. Ученый Совет МГППУ, Председатель;

2. Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) по УГСН «Образование и педагогические науки», член ФУМО;

3. Межведомственная группа Министерства просвещения Российской Федерации по Национальной системе учительского роста (НСУР), член группы.

 Международная деятельность

1. European Educational Research Association (EERA), Council member (член Совета), с 2015 г.

2. Международное общество культурно-исторических и деятельностных исследований (ISCAR), член исполкома, 2009-2011 гг.;

Общественные организации

1. Федерация психологов образования России (ФПОР), член Президиума;

2. Ассоциация педагогов «Педагог XXI века», член Президиума;

3. Ассоциация исследователей образования (АИО), председатель Научного Совета.

Профессиональный опыт (реализованные инициативы и проекты)

  1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (1997 г.) (совместно с В.В. Рубцовым).

Создан первый в России специализированный психолого-педагогический университет. Рейтинг востребованности вузов РФ (РИА Новости): 1 место в группе гуманитарных и педагогических вузов РФ (2016), 4 место (2017). Вуз – лидер в области психолого-педагогического образования РФ.

  1. Инновационная программа развития психологического образования (ИОП МГППУ) (2007-2008 гг.), со-руководитель (совместно с В.В. Рубцовым).

Единственный вуз субъекта Федерации, вошедший в список 57 инновационных вузов России. В рамках проекта создана и внедрена уникальная программа развития психологических исследований (фундаментальных и прикладных) и психологического образования. Создан первый и единственный в Российской Федерации, СНГ и Восточной Европе Научно-образовательный центр нейрокогнитивных исследовании (МЭГ-центр), Научно-образовательный центр «Экспериментальная  психология».

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) (2009 г.) по направлению «Психолого-педагогическое образование» (ППО), основной со-разработчик (совместно с В.В. Рубцовым, Ю.М. Забродиным).

Создано новое направление подготовки, в которое вошли 13 ранее существовавших специальностей высшего образования, разработаны стандарты компетентностной подготовки по 10 профилям уровня бакалавриата, магистратуры и специалитета;

  1. Создание УМО по направлению ППО на базе МГППУ(2010 г.) (член Президиума).

В УМО вошли около 50 вузов РФ, осуществляющих подготовку по направлению «Психолого-педагогическое образование»;

  1. Проект модернизации психологической службы системы образования Москвы (2012-2013 гг.) (научный руководитель).

В рамках проекта разработана и внедрена новая модель деятельности психологической службы и педагогов-психологов, соответствующая задачам психологического сопровождения реализации основных образовательных программ, выделены 2 основных направления (сопровождение ООП и коррекционная работа с учащимися с ОВЗ). Разработаны типовые программы сопровождения образовательных организаций со стороны ПМСЦ. Предложенная модель внедрена в практику психологической службы ДОгМ, нормативно закреплена в Законе об образовании (с. 42) и структуре трудовых функций в профессиональном стандарте педагога-психолога;

  1. Проект модернизации педагогического образования в РФ (МОН РФ 2014-2017).

Со-разработчик концепции модернизации педагогического образования (2014 г.). Научный со-руководитель федерального оператора комплексного проекта (2014 - 2015 гг.) и научный руководитель оператора проекта (2016 - 2017гг.).

Разработана новая методология, содержание и технологии подготовки педагогов всех профилей в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога, которые прошли успешную апробацию в 65 университетов  из 51 региона РФ-участников комплексного проекта. Разработана и апробирована система независимой оценки квалификации выпускников (будущих педагогов), реализованы клинический и деятельностный подходы в подготовке педагогов на основе новой модели школьно-университетского партнёрства;

  1. Проект создания научного журнала «Психологическая наука и образование» (1993-2018 гг.).

Автор идеи (совместно с В.В. Рубцовым), руководитель проекта, Первый заместитель главного редактора.

Идея создания специализированного научного журнала для психологов, интересующихся сферой образования, и педагогов, интересующихся исследованиями в сфере психологии. По данным Science Index РИНЦ (2016 г., 2017 г., 2018 г.) журнал занимает 1-ое место по направлению «Психология», 2-ое место по направлению «Образование», 37-ое место в общем рейтинге всех научных изданий, издаваемых в РФ (2017), индексируется WoS, входит в перечень ВАК;

  1. Проект создания журнала «Культурно-историческая психология». Автор идеи создания журнала (совместно с В.П. Зинченко, В.М. Муниповым, В.В. Рубцовым).

Заместитель председателя редакционного совета. Междисциплинарный научный журнал посвящённый истории и современному состоянию культурно-исторического и деятельностного подхода в психологии. Журнал аффилирован с международным обществом ISCAR, является двуязычным, индексируется WoS, Scopus, Американской психологической Ассоциацией (APA), входит в перечень ВАК;

  1. Портал психологических журналов psyjournals.ru.

Автор проекта создания первого в РФ открытого полнотекстового онлайн портала с размещенными на нем психологическими ресурсами (МГППУ и других изданий). В настоящее время содержит открытый репозиторий более 20 научных изданий.

Портал психологических изданий PsyJournals.ru («PsyJournals.ru Portal of Russian Psychological Publications») включен в международный рейтинг академических репозиториев The Ranking Web of World repositories (CSIC) и занимает 55 место (по данным 2015 года).

  1. Проект «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог начального общего образования») (МОН РФ, 2016г.), научный руководитель проекта.

Разработана и апробирована инновационная модель подготовки учителей начальных классов на основе требований профессионального стандарта педагога и ФГОС ОО.

  1. Проект «Создание и внедрение модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», (МОН РФ, 2017-2018 гг.), научный руководитель проекта.

Разработана и апробирована новая модель аттестации педагогов разной квалификации (учитель, первая и высшая категории) на основе единого фонда оценочных материалов (ЕФОМ) и проекта профессионального стандарта педагога. Апробирована оценка квалификации будущих педагогов (включая выпускников педагогических вузов – профессиональный экзамен).

  1. Проект «Проведение анализа документов, опосредующих профессиональную деятельность педагога» (Минпросвещения России, 2019г.)

Проведен анализ зарубежного опыта организации профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций, включая результаты международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS. Проведено анкетирование педагогов общеобразовательных организаций по вопросам документального оформления содержания и результатов их педагогической работы (более 2 500 представителей из 52 регионов). Разработаны предложения по: осуществлению нормативного правового регулирования объема документарной нагрузки педагогов общеобразовательных организаций; реализации мер государственного управления в сфере образования; совершенствованию организационно-управленческих механизмов регулирования документарной нагрузки педагогов в общеобразовательной организации; организации педагогической работы педагогов общеобразовательных организаций в части документального оформления ее содержания и результатов.

  1. Проект «Разработка и апробация целевой модели системы профилактики и коррекции трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий» (Минпросвещения России, 2020г.)

Разработана и апробирована в 6 субъектах Российской Федерации целевая модель системы профилактики и коррекции трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий, направленная на оказание помощи любым обучающимся общеобразовательных организаций, испытывающим трудности в обучении. Разработана типология трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий, которая охватывает трудности, возникающие в коммуникативной сфере (в общении со сверстниками, в общении с учителями, в общении с родителями), в области общеучебных и универсальных учебных действий (в учебной мотивации, в освоении учебных действий, в формировании навыков, в формировании мышления), в области социальной адаптации обучающихся (в форме психоэмоционального неблагополучия, форме отклонений от социальных норм, в форме асоциального поведения).

  1. Программа стратегического академического лидерства  «Приоритет-2030» (Минобрнауки России, 2021 г.)

Программа «Приоритет-2030» позволит сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.

Цель программы «Приоритет-2030» – к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Научные интересы

Психология образования, педагогическая психология, педагогическое образование, культурно-историческая и деятельностная психология.

Педагогическая деятельность

Учебные курсы, читаемые в МГППУ

  1. «Мировые модели модернизации системы педагогического образования» (2017-2018 уч.г.);
  2. «Современное состояние и перспективы развития системы образования» (с 2019 по наст. время)

University of Wisconsin-Madison:

  1. «The Cultural-Historical Approach: History and Modern Development» - PhD graduate program, 1996;
  2. «Application of Vygotskyan approach in Education» - MD graduate program, Dept. of Curriculum and Instruction, 1997.

Участие в научных журналах

  1. «Психологическая наука и образование», первый заместитель главного редактора;

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

  1. «Психолого-педагогические исследования», первый заместитель главного редактора;

ISSN (online): 2587-6139 (2074-5885)

  1. «Культурно-историческая психология», заместитель председателя редакционного совета;

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

  1. «Экспериментальная психология», член редакционного совета;

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

  1. «Современная зарубежная психология», заместитель председателя редакционного совета;

ISSN (online): 2304-4977

  1. «Learning, Culture and Social Interaction», editorial board member.

ISSN: 2210-6561

Наука

Имеет более 90 публикаций, из них 10 учебных изданий, более 80 работ на русском и английском языках в российских и зарубежных научных изданиях.

Профили автора

Персональный сайт