Аркадий Аронович Марголис - российский психолог, организатор совместно с В.В. Рубцовым Московского государственного психолого-педагогического университета (1997г.)
Образование
Московский государственный педагогический институт имени Ленина, физический факультет (1977-1982), аспирантура НИИ ОПП АПН СССР (в настоящее время Психологический институт РАО) (1986-1989) г.
Ученая степень, ученое звание
кандидат психологических наук, 1990 г., старший научный сотрудник, 1998 г.
Награды, премии, звания
Награды:
1. Орден Дружбы, 2013 г;
2. Почетный знак за вклад в развитие МГППУ «Золотой знак Пси», 2011 г.;
3. Медаль им. Г.И. Челпанова (I степени) ПИ РАО и МГППУ «За вклад в развитие психологической науки», 2007 г.;
4. Медаль К.Д. Ушинского, Министерство образования Российской Федерации, 2001 г.;
5. Медаль «В память 850-летия Москвы», 1997 г.
Премии:
1. Грамота Департамент образования города Москвы, 2010 г.;
2. Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, 2003 г.;
3. Премия Президента Российской Федерации за создание и внедрений авторской модели «Система психологического обеспечения развивающего образования на основе теории социо-генеза» для региональных систем образования, 1998 г. В составе авторского коллектива под руководством профессора В.В. Рубцова.
Звания:
1. Почетный профессор МГППУ, 2017 г.;
2. Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», 2007 г.;
3. Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», Министерство образования Российской Федерации, 2004 г.
Участие в экспертной работе
1. Ученый Совет МГППУ, Председатель;
2. Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) по УГСН «Образование и педагогические науки», член ФУМО;
3. Межведомственная группа Министерства просвещения Российской Федерации по Национальной системе учительского роста (НСУР), член группы.
Международная деятельность
1. European Educational Research Association (EERA), Council member (член Совета), с 2015 г.
2. Международное общество культурно-исторических и деятельностных исследований (ISCAR), член исполкома, 2009-2011 гг.;
Общественные организации
1. Федерация психологов образования России (ФПОР), член Президиума;
2. Ассоциация педагогов «Педагог XXI века», член Президиума;
3. Ассоциация исследователей образования (АИО), председатель Научного Совета.
Профессиональный опыт (реализованные инициативы и проекты)
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (1997 г.) (совместно с В.В. Рубцовым).
Создан первый в России специализированный психолого-педагогический университет. Рейтинг востребованности вузов РФ (РИА Новости): 1 место в группе гуманитарных и педагогических вузов РФ (2016), 4 место (2017). Вуз – лидер в области психолого-педагогического образования РФ.
- Инновационная программа развития психологического образования (ИОП МГППУ) (2007-2008 гг.), со-руководитель (совместно с В.В. Рубцовым).
Единственный вуз субъекта Федерации, вошедший в список 57 инновационных вузов России. В рамках проекта создана и внедрена уникальная программа развития психологических исследований (фундаментальных и прикладных) и психологического образования. Создан первый и единственный в Российской Федерации, СНГ и Восточной Европе Научно-образовательный центр нейрокогнитивных исследовании (МЭГ-центр), Научно-образовательный центр «Экспериментальная психология».
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) (2009 г.) по направлению «Психолого-педагогическое образование» (ППО), основной со-разработчик (совместно с В.В. Рубцовым, Ю.М. Забродиным).
Создано новое направление подготовки, в которое вошли 13 ранее существовавших специальностей высшего образования, разработаны стандарты компетентностной подготовки по 10 профилям уровня бакалавриата, магистратуры и специалитета;
- Создание УМО по направлению ППО на базе МГППУ(2010 г.) (член Президиума).
В УМО вошли около 50 вузов РФ, осуществляющих подготовку по направлению «Психолого-педагогическое образование»;
- Проект модернизации психологической службы системы образования Москвы (2012-2013 гг.) (научный руководитель).
В рамках проекта разработана и внедрена новая модель деятельности психологической службы и педагогов-психологов, соответствующая задачам психологического сопровождения реализации основных образовательных программ, выделены 2 основных направления (сопровождение ООП и коррекционная работа с учащимися с ОВЗ). Разработаны типовые программы сопровождения образовательных организаций со стороны ПМСЦ. Предложенная модель внедрена в практику психологической службы ДОгМ, нормативно закреплена в Законе об образовании (с. 42) и структуре трудовых функций в профессиональном стандарте педагога-психолога;
- Проект модернизации педагогического образования в РФ (МОН РФ 2014-2017).
Со-разработчик концепции модернизации педагогического образования (2014 г.). Научный со-руководитель федерального оператора комплексного проекта (2014 - 2015 гг.) и научный руководитель оператора проекта (2016 - 2017гг.).
Разработана новая методология, содержание и технологии подготовки педагогов всех профилей в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога, которые прошли успешную апробацию в 65 университетов из 51 региона РФ-участников комплексного проекта. Разработана и апробирована система независимой оценки квалификации выпускников (будущих педагогов), реализованы клинический и деятельностный подходы в подготовке педагогов на основе новой модели школьно-университетского партнёрства;
- Проект создания научного журнала «Психологическая наука и образование» (1993-2018 гг.).
Автор идеи (совместно с В.В. Рубцовым), руководитель проекта, Первый заместитель главного редактора.
Идея создания специализированного научного журнала для психологов, интересующихся сферой образования, и педагогов, интересующихся исследованиями в сфере психологии. По данным Science Index РИНЦ (2016 г., 2017 г., 2018 г.) журнал занимает 1-ое место по направлению «Психология», 2-ое место по направлению «Образование», 37-ое место в общем рейтинге всех научных изданий, издаваемых в РФ (2017), индексируется WoS, входит в перечень ВАК;
- Проект создания журнала «Культурно-историческая психология». Автор идеи создания журнала (совместно с В.П. Зинченко, В.М. Муниповым, В.В. Рубцовым).
Заместитель председателя редакционного совета. Междисциплинарный научный журнал посвящённый истории и современному состоянию культурно-исторического и деятельностного подхода в психологии. Журнал аффилирован с международным обществом ISCAR, является двуязычным, индексируется WoS, Scopus, Американской психологической Ассоциацией (APA), входит в перечень ВАК;
- Портал психологических журналов psyjournals.ru.
Автор проекта создания первого в РФ открытого полнотекстового онлайн портала с размещенными на нем психологическими ресурсами (МГППУ и других изданий). В настоящее время содержит открытый репозиторий более 20 научных изданий.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru («PsyJournals.ru Portal of Russian Psychological Publications») включен в международный рейтинг академических репозиториев The Ranking Web of World repositories (CSIC) и занимает 55 место (по данным 2015 года).
- Проект «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог начального общего образования») (МОН РФ, 2016г.), научный руководитель проекта.
Разработана и апробирована инновационная модель подготовки учителей начальных классов на основе требований профессионального стандарта педагога и ФГОС ОО.
- Проект «Создание и внедрение модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», (МОН РФ, 2017-2018 гг.), научный руководитель проекта.
Разработана и апробирована новая модель аттестации педагогов разной квалификации (учитель, первая и высшая категории) на основе единого фонда оценочных материалов (ЕФОМ) и проекта профессионального стандарта педагога. Апробирована оценка квалификации будущих педагогов (включая выпускников педагогических вузов – профессиональный экзамен).
- Проект «Проведение анализа документов, опосредующих профессиональную деятельность педагога» (Минпросвещения России, 2019г.)
Проведен анализ зарубежного опыта организации профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций, включая результаты международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS. Проведено анкетирование педагогов общеобразовательных организаций по вопросам документального оформления содержания и результатов их педагогической работы (более 2 500 представителей из 52 регионов). Разработаны предложения по: осуществлению нормативного правового регулирования объема документарной нагрузки педагогов общеобразовательных организаций; реализации мер государственного управления в сфере образования; совершенствованию организационно-управленческих механизмов регулирования документарной нагрузки педагогов в общеобразовательной организации; организации педагогической работы педагогов общеобразовательных организаций в части документального оформления ее содержания и результатов.
- Проект «Разработка и апробация целевой модели системы профилактики и коррекции трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий» (Минпросвещения России, 2020г.)
Разработана и апробирована в 6 субъектах Российской Федерации целевая модель системы профилактики и коррекции трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий, направленная на оказание помощи любым обучающимся общеобразовательных организаций, испытывающим трудности в обучении. Разработана типология трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий, которая охватывает трудности, возникающие в коммуникативной сфере (в общении со сверстниками, в общении с учителями, в общении с родителями), в области общеучебных и универсальных учебных действий (в учебной мотивации, в освоении учебных действий, в формировании навыков, в формировании мышления), в области социальной адаптации обучающихся (в форме психоэмоционального неблагополучия, форме отклонений от социальных норм, в форме асоциального поведения).
- Программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (Минобрнауки России, 2021 г.)
Программа «Приоритет-2030» позволит сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
Цель программы «Приоритет-2030» – к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.
Научные интересы
Психология образования, педагогическая психология, педагогическое образование, культурно-историческая и деятельностная психология.
Педагогическая деятельность
Учебные курсы, читаемые в МГППУ
- «Мировые модели модернизации системы педагогического образования» (2017-2018 уч.г.);
- «Современное состояние и перспективы развития системы образования» (с 2019 по наст. время)
University of Wisconsin-Madison:
- «The Cultural-Historical Approach: History and Modern Development» - PhD graduate program, 1996;
- «Application of Vygotskyan approach in Education» - MD graduate program, Dept. of Curriculum and Instruction, 1997.
Участие в научных журналах
- «Психологическая наука и образование», первый заместитель главного редактора;
ISSN (печатная версия): 1814-2052
ISSN (online): 2311-7273
- «Психолого-педагогические исследования», первый заместитель главного редактора;
ISSN (online): 2587-6139 (2074-5885)
- «Культурно-историческая психология», заместитель председателя редакционного совета;
ISSN (печатная версия): 1816-5435
ISSN (online): 2224-8935
- «Экспериментальная психология», член редакционного совета;
ISSN (печатная версия): 2072-7593
ISSN (online): 2311-7036
- «Современная зарубежная психология», заместитель председателя редакционного совета;
ISSN (online): 2304-4977
- «Learning, Culture and Social Interaction», editorial board member.
ISSN: 2210-6561
Наука
Имеет более 90 публикаций, из них 10 учебных изданий, более 80 работ на русском и английском языках в российских и зарубежных научных изданиях.