Богоявленская Диана Борисовна (27.07.1932, Москва) Психолог и философ. Окончила философский и психологический факультеты МГУ (1958). Квалификация: философ, психолог.
Кандидат психологических наук (1971). Доктор психологических наук (1988).
Профессор кафедры общей психологии психологического факультета (1992). В Московском университете читает спецкурс по психологии и диагностике творческих способностей.
Академик РАЕН (1999), Академии менеджмента в образовании и культуре (1996) и Международных академий творчества (1989), психологических наук (1999). Член научных советов РАО и МГПУ. Председатель Московского общества психологов (1990). Председатель Московского регионального отделения Российского психологического общества (1994). Зам. председателя Координационного совета президентской программы «Одаренные дети» (1997). Руководитель работы коллектива по разработке отечественной концепции одаренности. Член редколлегии журналов: «Alter – ego» (1990–1994), «Психологическое обозрение» (1995–2002), «Одаренный ребенок» (2002).
Награждена серебряной медалью ВДНХ (1992), медалями им. К.Д. Ушинского (1998), «В память 850-летия Москвы» (1997), Почетным знаком «Петр Великий» (2001), дипломом победителя Всесоюзного конкурса научно-популярной литературы (1981), Почетными грамотами РАО (1999), ЮЗ ОУ МКО (2000), Мин. образования России (2000), РПО (2002). Лауреат премии Президентской программы «Дети России» (2001), премии Президента (1999). Заслуженный деятель науки РФ (2003). Отличник просвещения (1991). Выдающаяся женщина 2001 г.
Разработала новое научное направление в данной области. Выделила единицу анализа творчества, дала ее операциональное раскрытие. Разработанный ею метод «Креативное поле» позволяет адекватно идентифицировать творческие способности и одаренность, что дает возможность более эффективно осуществлять работу по их развитию и реализовывать индивидуализацию образования. Валидность метода доказала на выборке более 7,5 тыс. испытуемых в течение 30 лет. Вместе с учениками изучила структуру и генезис творческих способностей в срезовых и лонгитюдных (до 30 лет) экспериментах. Провела дифференциацию всей феноменологии творчества и построила его типологию. Разработанный подход был положен в основу отечественной теории творчества.
Тема кандидатской диссертации: «Метод исследования интеллектуальной активности». Тема докторской диссертации: «Психологические основы интеллектуальной активности».
Подготовила 2 докторов и 12 кандидатов наук. Опубликовала около 220 научных работ.