Виктор Иванович Слободчиков родился в 1944 году. Его отец погиб на фронте, мать умерла, когда он был совсем маленьким. До 12 лет жил с бабушкой, но потом по состоянию здоровья бабушка вынуждена была отдать его в детский дом. (Через год она умерла). Директором детского дома, в котором 5 лет провел будущий психолог, был воспитанник Макаренко Семен Афанасьевич Калабалин (в «Педагогической поэме» - Карабанов).
Через год после окончания школы В. Слободчиков поступил в Московский авиационный институт, но понял, что инженер - не его призвание, и после 2-ого курса ушел из института. 2 года работал вожатым в круглогодичном пионерском лагере «Орленок». В 22 года поступил на психологический факультет Ленинградского университета. Через 2 года известный психолог Д.Б. Эльконин пригласил энергичного студента в создаваемую им лабораторию диагностики психического развития детей. С третьего курса Слободчиков учился на заочном отделении и работал в лаборатории Эльконина.
Воспитанник двух совершенно разных психологических школ, В. Слободчиков рано осознал их общий недостаток – отсутствие в научной концепции человека. Но, в отличие от многих, он не разочаровался в психологии (и до сих пор с уважением и благодарностью вспоминает всех своих учителей), а постарался восполнить этот недостаток. Именно он ввел в психологию понятие «со-бытийная общность», в основе которой лежит принцип неслиянности и нераздельности. Позже, прочитав религиозных философов, Евангелие, святоотеческую литературу, он понял, что это принцип Христа и апостолов, Троицы, соборности. В 1970-е годы Слободчиков познакомился с верующими людьми, стал посещать религиозный кружок. С тех пор началось его воцерковление. До сих пор профессор Слободчиков считает, что принцип неслиянности и нераздельности выходит за церковную ограду, пронизывает всю человеческую жизнь. Он считает, что со-бытийная общность была и в его детском доме, и в пионерлагере «Орленок». Но для создания такой общности необходимы усилия самого человека.
В 1990 году В. Слободчиков создал и возглавил Институт педагогических инноваций РАО. Специалисты этого института разрабатывали сами и поддерживали разработанные и внедряемые по всей России программы по обучению детей с психологическими особенностями вплоть до умственной отсталости. Не всем мечтам Слободчикова суждено было осуществиться. Чиновники не дали Институту педагогических инноваций стать экспертным институтом, а в 2004 году вообще расформировали его на несколько институтов. С 2004 года Слободчиков возглавляет Институт развития дошкольного образования.