Баева Ирина Александровна

Баева Ирина Александровна

PsyJournalsID: 2842

доктор психологических наук, академик РАО, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании». Директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, irinabaeva@mail.ru

медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга, лауреат Премии правительства РФ в области образования за 2012 год за цикл трудов «Инновационные технологии подготовки научных кадров». лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области образования за 2014 год за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования по номинации «Научные достижения, способствующие повышению качества подготовки специалистов и кадров высшей квалификации». Медаль Л.С. Выготского Министерства просвещения РФ. лауреат общенациональной премии «Профессор года» в номинации «Психологические науки» Российского профессорского собрания (2021) Золотой знак «Психея» Психологического института РАО за вклад в развитие психологической науки и образования Благодарственные письма и грамоты Министерства науки и образования РФ, Российской академии образования

Дата последнего обновления: 30.09.2024

Биография

Член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии Минобрнауки РФ. Член Президиума и руководитель предметно-методической секции «Психология и педагогики безопасности образовательной среды» УМО вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование». Эксперт в области проведения государственной аккредитации Федеральной службы по надзору в области образования и науки. Эксперт экспертной комиссии в области дошкольной, образовательной и дополнительной образовательной деятельности Межведомственного совета по присуждению премии Правительства Российской Федерации в области образования. Член межведомственной рабочей группы по развитию психологических служб в образовательных организациях высшего образования при департаменте государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и образования РФ.

Руководитель секции «Психологическая культура и безопасность в образовании» Федерации психологов образования России.

Член редколлегии, председатель редакционных советов ряда научных рецензируемых журналов, входящих в перечень ВАК.

Председатель Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, член двух диссертационных советов.

Научный руководитель инновационной площадки Российской академии образования.

В 1976 г. окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова, в 1985 г. - аспирантуру при факультете психологии ЛГУ.

В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Социально-психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе», в 2003 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания».

После окончания университета работала в Ленинградском технологическом институте им. Ленсовета на кафедре педагогики высшей школы.

С 1985 г. работает в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена: ассистент, доцент, профессор, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Психологическая культура и безопасность в образовании» (с 2005 г.), проректор по работе с персоналом.

С 1991 года принимает участие в работе по аттестации кадров высшей квалификации.

В 2009 г. избрана членом-корреспондентом РАО, в 2017 г. - действительным членом РАО.

Сфера профессиональных интересов:

  • психологическая безопасность личности и социальной среды
  • психологическая безопасность в образовании
  • психологическое сопровождение субъектов образовательной среды
  • психологическая экспертиза качества образования
  • психология экстремальных ситуаций
  • методика обучения психологии

На основе анализа общепсихологических категорий И.А. Баевой создана концепция психологической безопасности образовательной среды, принципы ее реализации в образовательной практике; разработана система сопровождения психологической безопасности образовательной среды, способствующая поддержанию психического здоровья ее участников, обеспечивающая психологические условия обучения и развития субъектов образования; разработаны общетеоретические основы обеспечения психологической безопасности в образовательном учреждении и технологии их внедрения; определены психологические условия эффективного педагогического взаимодействия, снижающего уровень психологического насилия в межличностном общении; создана методика «Диагностики психологической безопасности образовательной среды школы», основанная на концепции гуманитарной экспертизы в образовании.

В 2013 году научно-исследовательская лаборатория «Психологическая культура и безопасность в образовании», возглавляемая И.А. Баевой, получила общественную аккредитацию в Российской академии образования и по своему статусу является экспериментальной площадкой РАО. Под руководством лаборатории совместно с ЛОИРО выполняется проект, утвержденный Экспертным советом РАО «Создание и внедрение системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства Ленинградской области».

Читает курсы:

  • Психология безопасности
  • Психология переговоров
  • Психологическое влияние на личность и ее защита от негативных воздействий
  • Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды
  • Психологические проблемы насилия в образовательной среде и способы их преодоления
  • Методика преподавания психологии
  • Психология развития
  • Педагогическая психология
  • Методика психолого-педагогического просвещения и образования.
  • Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования

Автор концепции и научный руководитель образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии».

Профили автора

Страница в Википедии