В 1926-1941 гг. П.Я. Гальперин работал в Харьковской Психоневрологической академии, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Л.И. Божович и др.).
В 1941-1943 гг. - в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Свердловская область).
С 1943 г. - в МГУ им. М.В. Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).
Гальперин - является одним из ведущих отечественных
ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно
известных теорий и подходов. Им выдвинуто оригинальное понимание предмета
психологического исследования, специфики психического развития человека.
Развивая мировоззренческие традиции отечественной психологии, Гальперин
аргументированно выдвинул и развил положение о преимущественности
целенаправленного формирования как базового метода психологического
исследования. Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным
теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека.
Внутри этой теории были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах
человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и
соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. В качестве
теорий второго уровня Гальперин выдвигает и экспериментально обосновывает
теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических
теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки. Отдавая должное
конкретному вкладу Гальперина в общую, генетическую, педагогическую психологию,
нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней
целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к
механизмам их формирования и развития. Учение о предмете психологии,
объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в
фило- антропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий,
образов и понятий как элементов психической деятельности - вот основные
составляющие психологической концепции Гальперина. Стремление решать
принципиальные вопросы нашей науки не редукционистскими, а собственно
психологическими методами, исследовать психическую деятельность и ее развитие
объективно - характерно для всего научного творчества Гальперина.
Он создал не знающее аналогов в современной
науке о человеке психологическое мировоззрение, не только открывающее
радикально новые перспективы для переосмысления психической реальности, но и
являющиеся надежной основой для качественного улучшения обучения различным
предметам, на разных возрастных уровнях. Общепсихологический подход Гальперина,
выдвинутые им теории (и прежде всего – теория планомерно-поэтапного
формирования умственной деятельности человека) неоднократно становились
предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных
конгрессов и конференций.