Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9340Новости 1845Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 36 место — направление «Психология» 0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,829 — двухлетний импакт-фактор Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Особенности формирования зрительного восприятия у детей-северян 7–8 лет и факторы риска раннего дизонтогенеза 1787Казакова Е.В. Морозова Л.В. АннотацияВ статье рассматриваются данные психофизиологических исследований зрительного восприятия детей 7–8 лет с различными факторами риска его нарушения, родившихся и проживающих в Архангельске. Показано, что «повреждающие» факторы оказывают негативное влияние на формирование механизмов зрительного восприятия: зрительно-моторной интеграции, зрительного анализа-синтеза и зрительно-пространственного восприятия; дети из группы риска раннего дизонтогенеза отличаются функциональной незрелостью различных показателей зрительного восприятия. Наиболее негативное влияние на степень функциональной зрелости зрительного восприятия оказывают искусственное вскармливание с рождения, токсикоз первой половины беременности у матери, родовая травма и перинатальная гипоксия. Ключевые слова: зрительное восприятие, факторы риска раннего дизонтогенеза, первоклассники приполярного региона Рубрика: Психология развития Фрагмент статьи
Большая часть северных территорий относится к территориям с экстремальными
природно-климатическими условиями, для которых характерны длительные и холодные
зимы и непродолжительное лето, жесткий температурно-ветровой режим, недостаток
ультрафиолетовой радиации, высокая ионизация воздуха. Их неблагоприятное
воздействие может привести к возникновению органических нарушений и
формированию патологии у человека.
Психологами установлено, что жители Севера страдают от отсутствия света и ярких красок. В период полярной ночи северяне длительное время вынуждены рассматривать объекты, только близкорасположенные или находящиеся в помещении, так как за его пределами – темнота. Длительное времяпрепровождение детей в закрытых помещениях при искусственном освещении, бедность окружающей среды зрительными элементами создают ситуацию информационного голода. Тогда как зрительный опыт в детском возрасте, особенно до 7 лет, оказывает значительное влияние на формирование ассоциативных областей коры, участвующих в анализе зрительных стимулов, и на становление психофизиологических механизмов зрительного восприятия (Баталов, 2000). Обращает на себя внимание и тот факт, что для детей-северян характерны задержки развития различных функциональных систем организма. Показано, что в условиях Севера созревание костно-мышечной системы ребенка происходит с задержкой на 6–12 месяцев по сравнению с развитием этой же функциональной системы у детей средней полосы России. Как показали исследования Т. С. Копосовой и др. (1997), большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста Архангельска имеют задержку физического развития, которая ведет за собой снижение темпов созревания ряда психофизиологических функций, в том числе и зрительного восприятия. Результаты многих исследований говорят о значительной задержке развития моторики (точность, сила, двигательная память). У детей северных территорий именно с ней связывают задержку развития зрительно-моторных интеграций. Таким образом, в условиях Севера особое внимание необходимо уделять вопросам совершенствования двигательной активности ребенка, особенно тонким дифференцированным движениям пальцев и кистей рук. В современных эколого-социальных условиях возрастает число детей с различными задержками и отклонениями в психофизиологическом развитии (Безруких, 2004). Климатические особенности северного региона, загрязненность природной среды в Архангельске, являющиеся факторами экологического риска, приводят к ухудшению состояния здоровья родителей, и в первую очередь женщин, будущих матерей, что опосредованно снижает адаптационные возможности новорожденных детей и может приводить к задержкам психического развития (Тонкова-Ямпольская, 2002; Сафронова, 2003). Негативное влияние факторов риска раннего дизонтогенеза в период антенатального, перинатального и раннего постнатального онтогенеза решающим образом сказывается на дальнейшем формировании индивидуальных особенностей психического и физического развития, особенно высших психических функций, обеспечивающих процесс усвоения знаний и навыков при поступлении в школу (Harmony et al., 1990; Кравцов и др., 2001). Так, ряд авторов отмечают значительное влияние факторов риска в пре- и перинатальном периодах на развитие головного мозга и высших корковых функций, которое усиливает гетерохронию созревания функциональных систем (Hadders-Algra et al.,1989; Батуев, 2002). Как отмечают Т. П. Калашникова (2002) и Н. В. Королёва (2003), для детей-дошкольников с факторами риска перинатальной патологии ЦНС (центральной нервной системы) характерно запаздывание или нарушение созревания подкорковых синхронизирующих механизмов, снижение уровня возбуждения нервных клеток коры головного мозга и низкий тонус восходящей активирующей системы. У таких детей в 7 лет начинают регистрировать электроэнцефалограмму с характерными патологическими феноменами. Литература
Статьи по теме
Психологическая диагностика, Психология здоровья | Зотов М.В., Гусева М.С., Зотова Н.Е. Процесс распознания когнитивных ошибок другого человека и его нарушения при шизофрении Психология личности, Психология развития | Ковалева В.А. Зрительное восприятие социальных сигналов подростками в процессе альтернативной коммуникации Психология личности, Экспериментальная психология | Величковский Б.Б., Султанова Ф.Р., Татаринов Д.В., Качина А.А. Диффузионная модель времени реакции на недавние негативные пробы Психология личности, Психология развития | Митина Л.М., Митин Г.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|