Проблемы и перспективы исследований научения новым словам: быстрое картирование vs явное кодирование

32

Аннотация

В статье поднимается проблема поиска наиболее эффективной стратегии научения новым словам. Проведен анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных различиям между двумя стратегиями речевого научения — быстрым картированием, обеспечивающимся процессами дедукции и понимания информации из контекста, и явным кодированием, предполагающим усвоение с помощью прямой инструкции. Подчеркивается противоречивый характер накопленных поведенческих данных касательно влияния той или иной стратегии на успешность усвоения новых слов при наличии доказательств в пользу различий между нейрофизиологическими механизмами, лежащими в основе данных стратегий. Указывается на необходимость смещения акцента в поиске различий между быстрым картированием и явным кодированием с прямого сопоставления эффективности речевого научения на анализ дополнительных условий и факторов, сопровождающих разные стратегии научения, таких как восприимчивость к помехам, скорость лексической и семантической интеграции новых слов, консолидация памяти во время сна. Предложен подход для объяснения причин различий между явным кодированием и быстрым картированием, который предполагает сопоставление механизмов данных стратегий с механизмами организации системы зрительного восприятия по принципу прямой (от низкоуровневых до высокоуровневых областей коры головного мозга) и обратной (от высокоуровневых до низкоуровневых) иерархии. В частности, выдвигается предположение, что быстрое картирование запускает обработку информации снизу вверх, а явное кодирование — сверху вниз. Обсуждаются перспективы дальнейших исследований, которые заключаются в изучении роли вербального обозначения объектов и явлений в процессе научения с помощью быстрого картирования и явного кодирования. Приводится суждение о важности такого рода исследований с использованием айтрекера для проверки выдвинутой гипотезы относительно механизмов работы данных стратегий, а также объяснения различий в их эффективности в процессе речевого научения.

Общая информация

Ключевые слова: кодирование, картирование, научение, усвоние новых слов, зрительное восприятие

Рубрика издания: Теория и методология психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.409

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда № 22-28-01040 «Роль вербального обозначения в семантическом научении новым понятиям: эффекты быстрого картирования и явного кодирования».

Для цитаты: Гнедых Д.С., Филиппова М.Г., Макарова Д.Н., Перикова Е.И. Проблемы и перспективы исследований научения новым словам: быстрое картирование vs явное кодирование // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 4. С. 527–543. DOI: 10.21638/spbu16.2022.409

Литература

Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

Выготский Л. В. Мышление и речь: психологические исследования. М.: Национальное образование, 2019.

Гончаров О. А., Князев Н. Н. Лингвистическая детерминация восприятия цветов у русских и коми // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2010. № 2. URL: https://psyanima.su/journal/2010/2/2010n2a1/2010n2a1.pdf (дата обращения: 04.06.2022).

Елисеева М. Б., Вершинина Е. А. Гендерные особенности речевого и коммуникативного развития детей 8–18 месяцев (на материале русского языка) // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2017. № 13 (3). С. 680–708.

Котов А. А., Богачева Е. В., Власова Е. Ф. Обобщение значений новых слов у детей 4–6 лет на основе динамических признаков // Экспериментальная психология. 2012а. № 5 (1). С. 107–118.

Котов А. А., Котова Т. Н., Власова Е. Ф., Агрба Л. Б. Эффект интенции значения: как простое присутствие слова активирует категоризацию // Вопросы психолингвистики. 2012б. № 2 (16). С. 136–144.

Котов А. А., Котова Т. Н. Произношение имен объектов и категориальный эффект восприятия // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3 (10). 2013. С. 75–85.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика, 1994.

Уорф Б. Л. Отношения норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике / под ред. В. А. Звегинцева. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. С. 157–201.

Щербакова О. В., Кирсанов А. С. Филиппова М. Г. Перикова Е. И., Благовещенский Е. Д., Штыров Ю. Ю. Эксплицитное и имплицитное усвоение новых слов: поведенческие корреляты и нейрофизиологические механизмы // Щербакова О. В. От слова — к репрезентации. Нейрокогнитивные основы вербального научения. СПб.: Скифия-принт, 2022. С. 22–96.

Atir-Sharon T., Gilboa A., Hazan H., Koilis E., Manevitz L. M. Decoding the formation of new semantics: MVPA investigation of rapid neocortical plasticity during associative encoding through fast mapping // Neural Plasticity. 2015. Article ID 804385. https://doi.org/10.1155/2015/804385

Biederman I., Rabinowitz J. C., Glass A. L., Stacy E. W. On the information extracted from a glance at a scene // Journal of experimental psychology. 1974. Vol. 103 (3). P. 597–600. https://doi.org/10.1037/h0037158

Brady K. W., Goodman J. C. The type, but not the amount, of information available influences toddlers’ fast mapping and retention of new words // American Journal of Speech-Language Pathology. 2014. Vol. 23 (2). P. 120–133. https://doi.org/10.1044/2013_AJSLP-13-0013

Carey S., Bartlett E. Acquiring a single new word // Papers and Reports on Child Language Development. 1978. Vol. 15. P. 17–29.

Cooper E., Greve A., Henson R. N. Investigating fast mapping task components: No evidence for the role of semantic referent nor semantic inference in healthy adults // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00394

Corballis M. The evolution of language // Annals of the New York Academy of Sciences. 2009. Vol. 1156. Iss. 1. P. 19–43. https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.2009.04423.x

Coutanche M. N., Thompson-Schill S. L. Fast mapping rapidly integrates information into existing memory networks // Journal of Experimental Psychology: General. 2014. Vol. 143 (6). P. 2296–2303. https://doi.org/10.1037/xge0000020

Davis M. H., Gaskell M. G. A complementary systems account of word learning: Neural and behavioural evidence // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2009. Vol. 364 (1536). P. 3773–3800. https://doi.org/10.1098/rstb.2009.0111

Dils A. T., Boroditsky L. Visual motion aftereffect from understanding motion language // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2010. Vol. 107. P. 16396–16400. https://doi.org/10.1073/pnas.1009438107

Fennell C. T., Waxman S. R. What paradox? Referential cues allow for infant use of phonetic detail in word learning // Child Development. 2010. Vol. 81 (5). P. 1376–1383. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2010.01479.x

Gilboa A. Long-term fragility: Interference susceptibility may be an inherent characteristic of memory traces acquired through fast mapping // Cognitive Neuroscience. 2019. Vol. 10 (4). P. 218–220. https://doi.org/10.1080/17588928.2019.1593122

Greve A., Cooper E., Henson R. N. No evidence that ‘fast-mapping’ benefits novel learning in healthy older adults // Neuropsychologia. 2014. Vol. 60. P. 52–59. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2014.05.011

Halberda J. Is this a dax which I see before me? Use of the logical argument disjunctive syllogism supports word-learning in children and adults // Cognitive psychology. 2006. Vol. 53 (4). P. 310–344. https://doi.org/10.1016/j.cogpsych.2006.04.003

Himmer L., Müller E., Gais S., Schönauer M. Sleep-mediated memory consolidation depends on the level of integration at encoding // Neurobiology of Learning and Memory. 2017. Vol. 137. P. 101–106. https://doi.org/10.1016/j.nlm.2016.11.019

Hochstein S., Ahissar M. View from the top: Hierarchies and reverse hierarchies in the visual system // Neuron. 2002. Vol. 36 (5). P. 791–804. https://doi.org/10.1016/s0896-6273(02)01091-7

Kahneman D., Treisman A. Changing views of attention and automaticity // Varieties of attention / R. Parasuraman, R. Davies (eds). Orlando: Academic Press. 1984. P. 29–61.

Kalashnikova M., Escudero P., Kidd E. The development of fast‐mapping and novel word retention strategies in monolingual and bilingual infants // Developmental Science. 2018. Vol. 21 (6). P. e12674. https://doi.org/10.1111/desc.12674

Kaminski J., Call J., Fischer J. Word learning in a domestic dog: Evidence for “fast mapping” // Science. 2004. Vol. 304 (5677). P. 1682–1683. https://doi.org/10.1126/science.1097859

Konopak B., Sheard C., Longman D., Lyman B., Slaton E., Atkinson R., Thames D. Incidental versus intentional word learning from context // Reading Psychology: An International Quarterly. 1987. Vol. 8 (1). P. 7–21.

Li C., Hu Z., Yang J. Rapid acquisition through fast mapping: stable memory over time and role of prior knowledge // Learning and Memory. 2020. Vol. 27 (5). P. 177–189. https://doi.org/10.1101/lm.050138.119

Lupyan G. From chair to “chair”: a representational shift account of object labeling effects on memory // Journal of experimental psychology. General. 2008a. Vol. 137. P. 348–369. https://doi.org/10.1037/0096-3445.137.2.348

Lupyan G. Linguistically modulated perception and cognition: the label-feedback hypothesis // Frontiers in Psychology. 2012. Vol. 3. P. 54. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2012.00054

Lupyan G., Rakison D. H., McClelland J. L. Language is not just for talking: Labels facilitate learning of novel categories // Psychological Science. 2007. Vol. 18. P. 1077–1082. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2007.02028.x

Lupyan G. The conceptual grouping effect: Categories matter (and named categories matter more) // Cognition. 2008b. Vol. 108. P. 566–577. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2008.03.009

Lupyan G., Ward E. J. Language can boost otherwise unseen objects into visual awareness // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. Vol. 110 (35). P. 14196–14201. https://doi.org/10.1073/pnas.1303312110

Maier M., Rahman R. A. Native language promotes access to visual consciousness // Psychological Science. 2018. Vol. 29 (11). P. 1757–1772. https://doi.org/10.1177/0956797618782181

May C. P., Hasher L., Foong N. Implicit memory, age, and time of day: Paradoxical priming effects // Psychological Science. 2005. Vol. 16 (2). P. 96–100. https://doi.org/10.1111/j.0956-7976.2005.00788.x

Merhav M., Karni A., Gilboa A. Neocortical catastrophic interference in healthy and amnesic adults: A paradoxical matter of time // Hippocampus. 2014. Vol. 24 (12). P. 1653–1662. https://doi.org/10.1002/hipo.22353

Meteyard L., Bahrami B., Vigliocco G. Motion detection and motion verbs: Language affects low-level visual perception // Psychological Science. 2007. Vol. 18. P. 1007–1013. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2007.02016.x

Morozov M. I. How the strength of the link between an object and its category label influences visual search performance // The Russian Journal of Cognitive Science. 2017. Vol. 4 (4). P. 22–28.

Munro N., Baker E., McGregor K., Docking K., Arciuli J. Why word learning is not fast // Frontiers in Psychology. 2012. Vol. 3. P. 41. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2012.00041

Navon D. Forest before trees // Cognitive Psychology. 1977. Vol. 9. P. 353–383.

Norman K. A., O’Reilly R. C. Modeling hippocampal and neocortical contributions to recognition memory: A complementary-learning-systems approach // Psychological Review. 2003. Vol. 10. P. 611–646. https://doi.org/10.1037/0033-295X.110.4.611

Norman D., Rumelhart D. E. Explorations in cognition. San Francisco: Freeman, 1975.

Oliva A., Torralba A. Modeling the shape of the scene: a holistic representation of the spatial envelope // International Journal of Computer Vision. 2001. Vol. 42 (3). P. 145–175. https://doi.org/10.1023/A:1011139631724

Perikova E., Blagovechtchenski E., Filippova M., Shcherbakova O., Kirsanov A., Shtyrov Y. Anodal tDCS over Broca’s area improves fast mapping and explicit encoding of novel vocabulary // Neuropsychologia. 2022. Vol. 168. P. 108156. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2022.108156

Roberson D., Hanley J. R., Pak H. S. Thresholds for colour discrimination in English and Korean speakers // Cognition. 2009. Vol. 112 (3). P. 482–487. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2009.06.008

Schmidt C., Collette F., Cajochen C., Peigneux P. A time to think: circadian rhythms in human cognition // Cognitive Neuropsychology. 2007. Vol. 24 (7). P. 755–789. https://doi.org/10.1080/02643290701754158

Sharon T., Moscovitch M., Gilboa A. Rapid neocortical acquisition of long-term arbitrary associations independent of the hippocampus // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2011. Vol. 108 (3). P. 1146–1151. https://doi.org/10.1073/pnas.1005238108

Schooler J. W., Engstler-Schooler T. Y. Verbal overshadowing of visual memories: Some things are better left unsaid // Cognitive Psychology. 1990. Vol. 22. P. 36–71. https://doi.org/10.1016/0010-0285(90)90003-M

Shtyrov Y., Filippova M., Blagovechtchenski E., Kirsanov A., Nikiforova E., Shcherbakova O. Electrophysiological evidence of dissociation between explicit encoding and fast mapping of novel spoken words // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 571673. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.571673

Shtyrov Y., Filippova M., Perikova E., Kirsanov A., Shcherbakova O., Blagovechtchenski E. Explicit encoding vs. fast mapping of novel spoken words: Electrophysiological and behavioural evidence of diverging mechanisms // Neuropsychologia. 2022. Vol. 172. P. 108268. https://doi.org/10.1016/j.neuropsycholo-gia.2022.108268

Shtyrov Y., Kirsanov A., Shcherbakova O. Explicitly slow, implicitly fast, or the other way around? Brain mechanisms for word acquisition // Frontiers in Human Neuroscience. 2019. Vol. 13. P. 116. https://doi.org/10.3389/fnhum.2019.00116

Smith C. N., Urgolites Z. J., Hopkins R. O., Squire L. R. Comparison of explicit and incidental learning strategies in memory-impaired patients // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2014. Vol. 111 (1). P. 475–479. https://doi.org/10.1073/pnas.1322263111

Snodgrass J. G., Corwin J. Perceptual identification thresholds for 150 fragmented pictures from the Snodgrass and Vanderwart picture set // Perceptual and Motor Skills. 1988. Vol. 67 (1). P. 3–36. https://doi.org/10.2466/pms.1988.67.1.3

Souza A. S., Overkott C., Matyja M. Categorical distinctiveness constrains the labeling benefit in visual working memory // Journal of Memory and Language. 2021. Vol. 119. P. 104242. https://doi.org/10.1016/j.jml.2021.104242

Thierry G., Athanasopoulos P., Wiggett A., Dering B., Kuipers J.-R. Unconscious effects of language-specific terminology on preattentive color perception // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2009. Vol. 106. P. 4567–4570. https://doi.org/10.1073/pnas.0811155106

Ting Siok W., Kay P., Wang W. S. Y., Chan A. H. D., Chen L., Luke K.-K., Hai Tan L. Language regions of brain are operative in color perception // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2009. Vol. 106 (20). P. 8140–8145. https://doi.org/10.1073/pnas.0903627106

Warren D. E., Duff M. C. Not so fast: Hippocampal amnesia slows word learning despite successful fast mapping // Hippocampus. 2014. Vol. 24 (8). P. 920–953. https://doi.org/10.1002/hipo.22279

Warren D. E., Tranel D., Duff M. C. Impaired acquisition of new words after left temporal lobectomy despite normal fast-mapping behavior // Neuropsychologia. 2016. Vol. 80. P. 165–175. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2015.11.016

Winawer J., Witthoft N., Frank M. C., Wu L., Wade A. R., Boroditsky L. Russian blues reveal effects of language on color discrimination // Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA. 2007. Vol. 104 (19). P. 7780–7785. https://doi.org/10.1073/pnas.0701644104

Zaiser A. K., Bader R., Meyer P. High feature overlap reveals the importance of anterior and medial temporal lobe structures for learning by means of fast mapping // Cortex. 2022а. Vol. 146. P. 74–88. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2021.07.017

Zaiser A. K., Meyer P., Bader R. High feature overlap and incidental encoding drive rapid semantic integration in the fast mapping paradigm // Journal of Experimental Psychology: General. 2022b. Vol. 151 (1). P. 97–120. https://doi.org/10.1037/xge0001070

 

Информация об авторах

Гнедых Дарья Сергеевна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4955-4779, e-mail: m.g.filippova@spbu.ru

Филиппова Маргарита Георгиевна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: m.g.filippova@spbu.ru

Макарова Дарья Николаевна, Россия, e-mail: d.makarova23@gmail.com

Перикова Екатерина Игоревна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории поведенческой нейродинамики,, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО «СПбГУ»), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9156-9603, e-mail: chikurovaEI@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 70
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 32
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1