Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1776Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

36 место — направление «Психология»

0,323 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности формирования зрительного восприятия у детей-северян 7–8 лет и факторы риска раннего дизонтогенеза 1327

Казакова Е.В.
кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии Высшаей школы психологии, педагогики и физической культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Россия
e-mail: kaz-elena10@yandex.ru

Морозова Л.В.
доктор биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биологии и экологии человека Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия

Полный текст

Большая часть северных территорий относится к территориям с экстремальными природно-климатическими условиями, для которых характерны длительные и холодные зимы и непродолжительное лето, жесткий температурно-ветровой режим, недостаток ультра­фиолетовой радиации, высокая ионизация воздуха. Их неблагоприятное воздействие может привести к возникновению органических нарушений и формированию патологии у человека.

Психологами установлено, что жители Севера страдают от отсутствия света и ярких красок. В период полярной ночи северяне длительное время вынуждены рассматривать объекты, только близкорасположенные или находящиеся в помещении, так как за его пре­делами – темнота. Длительное времяпрепровождение детей в закрытых помещениях при искусственном освещении, бедность окружающей среды зрительными элементами создают ситуацию информационного голода. Тогда как зрительный опыт в детском возрасте, осо­бенно до 7 лет, оказывает значительное влияние на формирование ассоциативных областей коры, участвующих в анализе зрительных стимулов, и на становление психофизиологиче­ских механизмов зрительного восприятия (Баталов, 2000).

Обращает на себя внимание и тот факт, что для детей-северян характерны задержки развития различных функциональных систем организма. Показано, что в условиях Севера созревание костно-мышечной системы ребенка происходит с задержкой на 6–12 месяцев по сравнению с развитием этой же функциональной системы у детей средней полосы России. Как показали исследования Т. С. Копосовой и др. (1997), большинство детей дошкольного и млад­шего школьного возраста Архангельска имеют задержку физического развития, которая ведет за собой снижение темпов созревания ряда психофизиологических функций, в том числе и зрительного восприятия. Результаты многих исследований говорят о значительной задержке развития моторики (точность, сила, двигательная память). У детей северных территорий именно с ней связывают задержку развития зрительно-моторных интеграций. Таким образом, в условиях Севера особое внимание необходимо уделять вопросам совершенствования двига­тельной активности ребенка, особенно тонким дифференцированным движениям пальцев и кистей рук.

1Работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РГНФ № 08–06–48609 а/С (2008–2010 гг.), проекта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциа­ла Высшей школы (2009–2010 гг.)» № 2.2.3.3/4704.

В современных эколого-социальных условиях возрастает число детей с различными задержками и отклонениями в психофизиологическом развитии (Безруких, 2004). Клима­тические особенности северного региона, загрязненность природной среды в Архангельске, являющиеся факторами экологического риска, приводят к ухудшению состояния здоро­вья родителей, и в первую очередь женщин, будущих матерей, что опосредованно снижает адаптационные возможности новорожденных детей и может приводить к задержкам психи­ческого развития (Тонкова-Ямпольская, 2002; Сафронова, 2003).

Негативное влияние факторов риска раннего дизонтогенеза в период антенаталь­ного, перинатального и раннего постнатального онтогенеза решающим образом сказыва­ется на дальнейшем формировании индивидуальных особенностей психического и фи­зического развития, особенно высших психических функций, обеспечивающих процесс усвоения знаний и навыков при поступлении в школу (Harmony et al., 1990; Кравцов и др., 2001). Так, ряд авторов отмечают значительное влияние факторов риска в пре- и перинатальном периодах на развитие головного мозга и высших корковых функций, ко­торое усиливает гетерохронию созревания функциональных систем (Hadders-Algra et al.,1989; Батуев, 2002). Как отмечают Т. П. Калашникова (2002) и Н. В. Королёва (2003), для детей-дошкольников с факторами риска перинатальной патологии ЦНС (централь­ной нервной системы) характерно запаздывание или нарушение созревания подкорко­вых синхронизирующих механизмов, снижение уровня возбуждения нервных клеток коры головного мозга и низкий тонус восходящей активирующей системы. У таких де­тей в 7 лет начинают регистрировать электроэнцефалограмму с характерными патологи­ческими феноменами.

У детей младшего школьного возраста с наличием факторов риска в раннем онтоге­незе выявлены нарушения мнестической деятельности, расстройства динамического, кине­стетического праксиса, зрительно-пространственной организации движений. Наблюдается более выраженная и стойкая задержка становления межанализаторных взаимодействий (видео- и слухомоторной координации). Обучение в школе в данном случае приводит к формированию дезадаптационного синдрома, который выражается в соматических, пси­хических и неврологических нарушениях. Неврологические проявления могут выразить­ся в сочетании локальных симптомов, связанных с незрелостью коры больших полушарий (дислексия, дисграфия, нарушение фонематического слуха, расстройства памяти), и пси­ховегетативного синдрома, отражающего дисфункцию лимбико-ретикулярного комплекса (Кравцов и др., 2001).

По данным психофизиологических и нейропсихологических исследований Института возрастной физиологии РАО, к началу обучения у большинства детей еще недостаточно хо­рошо развиты школьно-значимые функции (Копосова и др., 1997; Безруких, Фарбер, 2000). От 60 до 90 % детей имеют возрастную несформированность таких познавательных функ­ций, как организация деятельности, моторное и речевое развитие, интегративные функции (зрительно-моторные, слухо-моторные координации), которые являются основой форми­рования базисных учебных навыков письма, чтения, счета (Безруких, 2004).

У 85 % детей с трудностями овладения школьными навыками встречается перина­тальное поражение мозга, при этом наблюдается нарушение формирования устойчивости внимания, снижение объема памяти, расстройство сукцессивных функций, зрительно-пространственного восприятия, интеллектуальных способностей, познавательных процес­сов в целом, вследствие чего снижается учебная мотивация, повышается уровень тревож­ности (Donath, Amir, 2003; Perlman, 2003).

Целью настоящей работы является выявление основных факторов риска раннего ди­зонтогенеза, оказывающих негативное влияние на развитие зрительного восприятия. В ис­следовании приняли участие 927 детей 7–8 лет (466 мальчиков и 461 девочка), обучающих­ся в общеобразовательных школах Архангельска и не имеющих в анамнезе органических или иных выраженных поражений мозга.

Для выявления наиболее часто встречающихся факторов риска использовались ме­дицинские карты и анкеты «Особенности раннего развития ребенка», разработанные в НИИ возрастной физиологии РАО. Анкета, проводимая в форме беседы с воспитателями, учителями и родителями, включала три блока развития ребенка. Первый блок анкеты по­священ вопросам протекания беременности и родов, наличия/отсутствия наследственных факторов риска, особенностям психофизиологического развития ребенка до 1 года; второй блок – морфофункциональному и психофизиологическому развитию ребенка от 1 года до 3 лет; третий блок – особенностям развития ребенка в период от 3 до 7 лет.

По результатам анкетирования дети были распределены по группам: контрольная (группа 1) – дети без факторов риска раннего дизонтогенеза и экспериментальные: дети с большим количеством факторов риска (группа 2); дети, имеющие в анамнезе заболевание щитовидной железы у матери во время беременности (группа 3); дети, имеющие в анамнезе токсикоз первой половины беременности у матери (группа 4); дети, перенесшие перина­тальную гипоксию (группа 5); дети, имеющие в своем анамнезе родовую травму (группа 6); дети, находившиеся с рождения на искусственном вскармливании (группа 7).

Оценка уровня развития психофизиологической зрелости детей по показателям зри­тельного восприятия проводилась по методике M. Фростиг (1966) в модификации М.М. Безруких и Л.В. Морозовой (1996). Данная методика позволяет оценить уровень развития зрительного восприятия в целом и отдельных его компонентов: зрительно-моторных инте­граций, помехоустойчивости и константности, зрительно-пространственного восприятия и анализа зрительного стимула и его воспроизведения по аналогии (синтез).

Электрофизиологическое обследование проводилось в состоянии спокойного бодр­ствования с закрытыми глазами и во время функциональных проб: ритмической фотости­муляции (РФС) и гипервентиляции (ГВ). Координаты отведений распределялись в соответ­ствии с международной системой «10–20» от 12 областей симметрично в обоих полушариях монополярно с ипсилатеральными индифферентным и ушным электродами. Для описания результатов исследования функционального созревания коры больших полушарий головно­го мозга у детей использовался метод структурного анализа ЭЭГ (электроэнцефалограммы).

Математическую обработку результатов осуществляли с помощью пакета статисти­ческих компьютерных программ SPSS 11.5 для Windows.

В результате проведенного нами исследования было выявлено, что наибольшая встре­чаемость факторов риска раннего дизонтогенеза наблюдается у 79,59±1,39 % первоклассни­ков в процессе антенатального периода и их развития до 1 года, у 65,00±1,60 % – в период развития от 1 года до 3 лет и у 54,90±1,72 % от 3 до 7 лет. Снижение числа детей в группах риска в процессе развития от 1 до 7 лет, по всей вероятности, связано с благоприятной социально-педагогической средой, позволяющей нивелировать воздействие «повреждаю­щих» факторов на сенситивных этапах онтогенеза.

Выявлены наиболее часто встречаемые факторы риска раннего дизонтогенеза для детей 7–8 лет: токсикозы беременности у матери и ее возраст, заболевания матери и упо­требление ею лекарственных препаратов во время беременности, перинатальная гипоксия, недоношенность, искусственное вскармливание с рождения.

Полученные нами данные когнитивного исследования уровня развития зрительного восприятия первоклассников, родившихся и проживающих в Архангельске, свидетельству­ют о том, что для большинства первоклассников характерны соответствующие возрастной норме: уровень развития зрительно-моторных интеграций (61,60±1,63 %), помехоустойчивости (78,80±1,37 %), константности восприятия (61,20±1,64 %), зрительного анализа-синтеза (65,10±1,60 %) (табл. 1). Выявлены дети, имеющие показатели ниже возрастных норм: по зрительно-пространственному восприятию (субтест 5) (53,60±1,68 %), проценту зрительного восприятия (52,00±1,68 %).

Таблица 1. Распределение первоклассников (%) с разной успешностью выпол­нения методики оценки уровня развития зрительного восприятия

Анализ показателей раннего развития первоклассников и показателей развития зри­тельного восприятия, отражающих уровень психофизиологической зрелости детей, выя­вил, что факторы риска в развитии ребенка от 3 до 7 лет оказывают негативное влияние на формирование компонентов зрительного восприятия (рис. 1).

Рис. 1. Корреляционные взаимосвязи компонентов зрительного восприятия с факторами риска раннего дизонтогенеза развитии у первоклассников

Результаты исследования указывают прежде всего на то, что особенности течения ран­него развития ребенка влияют на зрелость компонентов зрительного восприятия: зрительно-моторных интеграций, зрительного анализа-синтеза, зрительно-пространственного воспри­ятия (см. рис. 2,А). Факторы, наиболее сильно влияющие на уровень развития зрительного восприятия, – доношенность плода, анемия у матери во время беременности, употребление матерью лекарственных препаратов во время беременности, профессиональные вредности отца.

Наши данные подтверждают, что функциональная зрелость коры головного мозга первоклассников, родившихся в условиях Севера, определяет развитие зрительного вос­приятия (рис. 2,Б).

Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи компонентов зрительного восприятия у первоклассников
с факторами риска раннего дизонтогенеза (А) и с показателями зрелости ритмогенных структур коры
головного мозга (Б)

Особенности течения антенатального, интернатального и перинатального периодов влияют на благополучное развитие структур мозга ребенка и формирующиеся на их базе когнитивные способности, откладывая негативный отпечаток на созревание компонентов зрительного восприятия.

Ранговый анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что наибо­лее отрицательное влияние на степень зрелости зрительного восприятия оказывают искус­ственное вскармливание с рождения, токсикоз первой половины беременности у матери, родовая травма и перинатальная гипоксия (см. рис. 3, табл. 2).

Рис. 3. Распределения частоты представленности низкого уровня развития компонентов зрительного восприятия у детей 7–8 лет из разных групп риска раннего дизонтогенеза. По оси абсцисс – компоненты зрительного восприятия: 1 – зрительно-моторные интеграции (субтест 1), 2 – помехоустойчивость (субтест 2), 3 – константность восприятия (субтест 3), 4 – зрительно-пространственное восприятие (субтест 4), 5 – зрительно-пространственное восприятие (субтест 5), 6 – зрительный анализ-синтез (субтест 6), 7 – процент зрительного восприятия; по оси ординат – частота представленности данного признака

В группе детей 7–8 лет с искусственным вскармливанием с рождения отмечается бо­лее низкий уровень развития зрительно-моторных интеграций, помехоустойчивости и кон­стантности зрительного восприятия, зрительно-пространственных отношений и зрительного анализа-синтеза, чем у детей, не имеющих факторов риска в раннем развитии (см. рис. 4).

Рис. 4. Процентное распределение первоклассников по уровням развития структурных компонентов зрительного восприятия в группах: a – контрольная, b –экспериментальная (искусственное вскармливание с рождения); 1– субтест 1 (зрительно-моторная интеграция), 2 – субтест 2 (помехоустойчивость), 3 – субтест 3 (константность восприятия), 4, 5 – субтесты 4, 5 (зрительно-пространственное восприятие), 6 – субтест 6 (зрительный анализ-синтез), 7 – субтест 7 (процент зрительного восприятия)

Сопоставление результатов психофизиологического обследования детей свидетель­ствует о том, что у испытуемых без факторов риска раннего дизонтогенеза наблюдается высокий уровень развития компонентов зрительного восприятия, все показатели находят­ся выше возрастных норм (рис. 5). У первоклассников экспериментальных групп (с искус­ственным вскармливанием с рождения, токсикозом первой половины беременности у ма­тери) по всем анализируемым параметрам зрелости компонентов зрительного восприятия зафиксированы балльные оценки ниже возрастных норм.

Рис. 5. Профиль развития зрительного восприятия Валерии Ш. из группы детей без факторов риска раннего дизотогенеза, Миши С. – находился с рождения на искусственном вскармливании и Саши Р. – ток­сикоз у матери в первой половине беременности. По оси ординат – балльные оценки, по оси абсцисс – ком­поненты зрительного восприятия: 1 – зрительно-моторные интеграции (субтест 1), 2 – помехоустойчивость (субтест 2), 3 – константность восприятия (субтест 3), 4 – зрительно-пространственное восприятие (субтест 4), 5 – зрительно-пространственное восприятие (субтест 5), 6 – зрительный анализ-синтез (субтест 6), 7 – процент зрительного восприятия

Таким образом, анализ результатов нашего исследования показал, что факторы риска раннего дизонтогенеза оказывают существенное влияние на формирование компонентов зрительного восприятия у детей Архангельска. Наиболее «повреждающее» воздействие оказывают искусственное вскармливание с рождения, токсикоз первой половины беремен­ности у матери, родовая травма и перинатальная гипоксия. Наиболее чувствительны к воз­действию факторов риска в раннем развитии зрительно-моторные интеграции, зрительный анализ-синтез и зрительно-пространственное восприятие.

Показатели ЭЭГ-покоя (сформированность альфа-ритма) связаны с процессами вос­приятия и запоминания информации, а степень функциональной зрелости коры больших полушарий головного мозга определяет уровень развития зрительно-пространственного восприятия.

В настоящее время многие исследователи приходят к выводу о том, что при подго­товке ребенка к школе необходим сбор данных о неблагоприятных факторах анамнеза, на­личие которых позволяет прогнозировать высокий риск неблагоприятного течения адапта­ции к образовательной среде, возможные школьные трудности обучения, отставание в пси­хофизиологическом развитии, в частности, функциональной незрелости зрительного вос­приятия.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Батуев А. С. У истоков пренатальной психологии // Сб. материалов по перинатальной психологии и медицине. СПб.: 2002. № 12. С. 19–27.
  2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 240 с.
  3. Безруких М. М., Морозова Л. В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. М.: Новая школа, 1996. 48 с.
  4. Безруких М. М., Фарбер Д. А. Теоретические аспекты изучения физиологического развития ребенка // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Образование от А до Я, 2000. С. 9–13.
  5. Калашникова Т. П. Специфические расстройства обучения у детей младшего и школьного возраста // Педиатрия. 2002. № 5. С. 47–50.
  6. Копосова Т. С., Звягина Н. В., Морозова Л. В. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста. Архангельск: Изд–во Поморского университета, 1997. 159 с.
  7. Королёва Н. В., Колесников С. И., Долгих В. В. Биоэлектрическая активность головного мозга у практически здоровых детей-дошкольников, перенесших перинатальное поражение ЦНС // Рос. педиатр. журн. 2003. № 6. С. 15–20.
  8. Кравцов Ю. И., Корюкина И. П., Калашникова Т. П. Клинические и нейропсихологические проявления дезадаптации у детей с отягощенным перинатальным анамнезом // Рос. педиатр. журн. 2001. № 4. С. 14–17.
  9. Сафронова Л. А. Актуальные проблемы перинатальной патологии. М.: АНМИ, 2003. 46 с.
  10. Тонкова-Ямпольская Р. В. Состояние здоровья детей с учетом факторов анте- и постнатального риска // Рос. педиатр. журн. 2002. № 1. С. 61–63.
  11. Экологическая ситуация в Архангельской области: Проблемы и перспективы оздоровления. Ч. 1 / Под ред. А. Е. Баталова. Архангельск: Изд. Центр АГМА, 2000. 58 с.
  12. Donath S. M., Аmir L. H. Relationship between prenatal infant feeding intention and initiation and duration of breastfeeding: a cohort study // Acta paediatrica. 2003. № 92 (3). Р. 352–356.
  13. Hadders–Algra M., Huisjes H. J., Touwen B. C. Ante and perinatal factors and behavior and functional disorders in 6–to–9-year–old children // Tijdschr Kindergeneeskd. 1989. V. 57. № 3. P. 77–81.
  14. Harmony T., Marosi E., Diaz de Leon A. E. et al. Effect of sex, psychosocial disadvantages and biological risk factors on EEG maturation // Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. 1990. V. 75. P. 482–491.
  15. Perlman J. M. he genesis of cognitive and behavioral deficits in premature graduates of intensive care // Minerva pediatrica. 2003. № 55 (2). Р. 89–101.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика