Включен в Web of Science СС (ESCI)
Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Методика исследования непроизвольного запоминания 5776Пахомов А.П. АннотацияИсследованию непроизвольного запоминания посвящен большой объем публикаций как в отечественной научной литературе, где в подавляющем большинстве исследований данного феномена доминирует парадигма, связанная с классическими исследованиями П. И. Зинченко и А. А. Смирнова, так и в зарубежных тематических изданиях. В то же время эффективность непроизвольного запоминания является важной частью практически любой профессиональной деятельности, следовательно, исследования по данной проблематике имеют важное прикладное значение. Результатом обобщения экспериментального материала является предлагаемая автором настоящей работы методика исследования непроизвольного запоминания, представляющая собой составную часть программы профессионального оценивания. Ключевые слова: непроизвольное запоминание, орфографическая грамотность Рубрика: Инструментарий Тип: научная статья Фрагмент статьи
Исследование памяти – одно из самых традиционных направлений развития психологического знания. Одним из оснований такого положения является несомненная важность связанных с памятью процессов для интеграции различных компонентов опыта и обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития всех живых существ. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» (Рубинштейн, 2000). Память позволяет нам фиксировать, накапливать и воспроизводить полученный опыт, способствуя развитию, совершенствованию психической деятельности и усложнению ее содержания. Трудно переоценить значение памяти в нашей повседневной жизни. Человек, лишенный памяти, вечно находился бы (по мнению И. М. Сеченова) в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Таким образом, всем, чем мы овладеваем в процессе социализации, весь наш интеллектуальный потенциал, – все зиждется на памяти. Не было бы памяти – не было бы опыта, не появилась бы возможность для обучения, а информация, полученная от наших органов чувств, могла бы обеспечивать функционирование человека лишь на уровне инстинктов. Древние греки хорошо осознавали великое значение памяти, с которой непосредственно связана творческая деятельность человека, его возможности по созданию и усовершенствованию технических устройств, его деятельность по изучению окружающего мира. Недаром в древнегреческой мифологии покровительницей ремесел и наук, матерью муз была богиня памяти Мнемосина (к имени которой имеет непосредственное отношение этимология большинства современных терминов, используемых в теориях памяти). Большое внимание механизмам памяти уделял великий Аристотель, перу которого принадлежит трактат «О памяти и воспоминании». Он писал, что если память свойственна как человеку, так и животному, то воспоминания – только человеку. Воспоминания являются отыскиванием образов и могут появляться только у тех, кто способен размышлять: тот, кто вспоминает, способен сделать вывод о том, что он уже прежде видел, слышал или испытывал нечто похожее. Аристотелю мы обязаны определением законов памяти; возможность извлечения информации из памяти связана с механизмами ассоциации по сходству, контрасту, смежности. Литература
Статьи по теме
Экспериментальная психология | Королькова О.А., Лободинская Е.А. Экспериментальная психология | Барабанщиков В.А., Жегалло А.В., Смольный Я.Н., Маринова М.М. Влияние эмоционального выражения лица незнакомого человека на представление о его личности Общая психология | Уточкин И.С. Непроизвольное запоминание слов при различных требованиях к вниманию |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|