Динамика метакогнитивных детерминант управленческой деятельности в процессе профессионализации

1611

Аннотация

Исследуется проблема, связанная с выявлением особенностей и закономерностей развития метакогнитивных процессов и качеств личности управленческой деятельности в ходе прфессионализации. Верифицируется гипотеза о существовании прямой связи между уровнем профессионализации субъекта и степенью когерентности структурной организации основных метакогнитивных параметров деятельности. Выборка испытуемых — 72 человека; 52 — мужского пола и 20 — женского; возраст — от 29 до 67 лет, русские. Использованы диагностические методики исследования метакогнитивных процессов и качеств (Г. Шроу, Р. Деннисон, М. Грант, Д. ЛаКоста, Р. Диксон, С. Халтч, Д. Эверсон, З. Тобиас) в сочетании с авторскими методиками структурно-психологического анализа, в частности, методом определения структурных индексов матриц интеркорреляций. Обнаружены и проинтерпретированы особенности и закономерности динамики развития метакогнитивных процессов и качеств личности в ходе профессионализации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что профессиогенетические перестройки параметров метакогнитивной сферы осуществляются одновременно на двух взаимодополняющих уровнях — аналитическом и структурном. Показано, что наиболее значимыми являются трансформации, которые имеют место на структурном уровне. Их сущность состоит в том, что по мере профессионализации значимо возрастает интегрированность основных метакогнитивных параметров в сочетании со снижением их дивергентности и разнородности. Обосновано положение, согласно которому главным средством, лежащим в основе обнаруженных трансформаций, являются интегративные механизмы, формирующие синергетические эффекты и приводящие к расширению когнитивного и метакогнитивного потенциала субъекта.

Общая информация

Ключевые слова: метакогнитивные процессы, метакогнитивные качества, управленческая деятельность, профессиогенез, структурная организация , интегративные механизмы, метакогнитивная сфера, экспериментальное исследование, системогенез деятельности

Рубрика издания: Психология труда и инженерная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2018110103

Для цитаты: Карпов А.В., Карпов А.А., Карабущенко Н.Б., Иващенко А.В. Динамика метакогнитивных детерминант управленческой деятельности в процессе профессионализации // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 1. С. 49–60. DOI: 10.17759/exppsy.2018110103

Фрагмент статьи

Одними из наиболее значимых факторов эффективности профессиональной и управленческой деятельности являются ее метакогнитивные компоненты; именно метакогнитивные процессы, а также сопряженные с ними способности субъекта к управлению собственным познанием и деятельностью являются существенно более целостными и синтетическими по своему составу и организации факторами регуляции творческой и деловой активности субъекта, нежели иные, традиционно дифференцируемые классы процессов (Metcalfe, Shimamura, 1994; Карпов, Скитяева, 2005). Метакогнитивные процессы определяют эффективность деятельности и поведения, как с точки зрения успешности процесса ее протекания, так и с точки зрения достигнутых субъектом результатов (Metacognition, 2002; Карпов, 2015).

Литература

  1. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999. 546 с.
  2. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 325 с.
  3. Карпов А.А., Карпов А.В. Введение в метакогнитивную психологию М.: МПСИ, 2016. 620 с.
  4. Карпов А.В. Психология деятельности: в 5 т. М.: Изд. дом РАО, 2015.
  5. Мескон М., Альберт М., Хедури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 620 с.
  6. Психодиагностика: теория и практика. М.: Прогресс, 1986. 207 с.
  7. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 568 с.
  8. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: a new area of cognitive-developmental inquiry // American Psychologist. 1979. Р. 90—110.
  9. Metacognition: Cognitive and Social Dimensions / Ed. By V. Yzerbyt et al. SAGE Publications, 2002. 253 p.
  10. Metcalfe J., Shimamura A.P. (Eds.). Metacognition: Knowing about Knowing. Cambridge, MA: MIT Press. 1994. 323 р.
  11. Metcalfe, J. Handbook of Metamemory and Memory / J. Dunlosky, R. Bjork (Eds.). New York: Psychology Press, 2008. Р. 29—46.

Информация об авторах

Карпов Анатолий Викторович, доктор психологических наук, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4547-2848, e-mail: anvikar56@yandex.ru

Карпов Александр Анатольевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии факультета психологии, Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6432-8246, e-mail: karpov.sander2016@yandex.ru

Карабущенко Н.Б., доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, e-mail: n_karabushenko@inbox.ru

Иващенко А.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, e-mail: ivashchenko1937@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1910
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1611
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0