Куравский Л.С. доктор технических наук, декан факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3375-8446 e-mail: l.s.kuravsky@gmail.com
Юрьев Г.А. кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий научной лабораторией, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2960-6562 e-mail: g.a.yuryev@gmail.com
Ушаков Д.В. доктор психологических наук, руководитель Научно-образовательного центра социальных компетенций и интеллекта, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: dv.ushakov@gmail.com
Юрьева Н.Е. кандидат технических наук, научный сотрудник, центра информационных технологий для психологических исследований факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1419-876X e-mail: yurieva.ne@gmail.com
Валуева Е.А. кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3637-287X e-mail: ekval@list.ru
Лаптева Е.М. кандидат психологических наук, научный сотрудник, лаборатория психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3051-6492 e-mail: ek.lapteva@gmail.com
Представлен метод паттернов для диагностики испытуемых по тестовым траекториям, представляющим результаты выполнения заданий в порядке их появления. Метод позволяет решать задачи диагностики, располагая ограниченными результатами наблюдений, строить диагностические выводы, опираясь только на анализ накопленных эмпирических данных, а также адаптивно изменять как количество предъявляемых тестовых заданий, так и их содержание, добиваясь заданного уровня надежности диагностической оценки.
Компьютерное тестирование широко используется как средство
психологических и педагогических измерений, для диагностики различных
заболеваний, а также с целью определения уровня компетенций и степени
сформированности навыков, необходимых для выполнения той или иной деятельности.
Качество и достоверность получаемых результатов определяются технологиями
тестирования, которые в последние десятилетия стали предметом активных научных
исследований.
Литература
Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Эмпирическая верификация
модели соотношения предметных и эмоциональных способностей // Психология.
Журнал Высшей школы экономики, 2010. Т. 7, № 2. С. 103—114.
Куравский Л.С., Артеменков С.Л., Юрьев Г.А., Григоренко
Е.Л. Новый подход к компьютеризированному адаптивному тестированию //
Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. №. 3. С. 33—45.
doi:10.17759/exppsy.2017100303
Куравский Л.С., Марголис А.А., Мармалюк П.А., Юрьев
Г.А., Думин П.Н. Обучаемые марковские модели в задачах оптимизации порядка
предъявления психологических тестов // Нейрокомпьютеры: разработка и
применение. 2013. № 4. С. 28—38.
Куравский Л.С., Марголис А.А., Мармалюк П.А., Панфилова
А.С., Юрьев Г.А. Математические аспекты концепции адаптивного тренажера //
Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. C. 84—95. doi:
10.17759/pse.2016210210
Куравский Л.С., Марголис А.А., Юрьев Г.А., Мармалюк
П.А. Концепция системы поддержки принятия решений для психологического
тестирования // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 56—65.
Куравский Л.С., Юрьев Г.А. Адаптивное тестирование
как марковский процесс: модели и их идентификация // Нейрокомпьютеры:
разработка и применение. 2011. № 2. С. 21—29.
Куравский Л.С., Юрьев Г.А. Вероятностный метод
фильтрации артефактов при адаптивном тестировании // Экспериментальная
психология. 2012. Т. 5. № 1. С 119—131.
Куравский Л.С., Юрьев Г.А. Использование марковских
моделей при обработке результатов тестирования // Вопросы психологии. 2011. №
2. С. 98—107.
Куравский Л.С., Юрьев Г.А. Об одном подходе к
адаптивному тестированию и устранению его артефактов // Нейрокомпьютеры:
разработка и применение. 2012. № 1.
Марковские модели в задачах диагностики и прогнозирования:
учеб. пособие / Под ред. Л.С. Куравского. 2-е изд., доп. М.: Изд-во МГППУ,
2017. 203 с.
Baker F.B. The Basics of Item Response Theory. ERIC
Clearinghouse on Assessment and Evaluation, University of Maryland, College
Park, MD, 2001.
Borg I., Groenen P.J.F. Modern Multidimensional
Scaling Theory and Applications // Springer. 2005. P. 140.
Gregory R.J. Psychological testing: History,
principles, and applications (5th edition). New York: Pearson, 2007.
Gulliksen H. Theory of Mental Tests. John Wiley
& Sons Inc, 1950.
Kuravsky L.S., Marmalyuk P.A., Baranov S.N., Alkhimov
V.I., Yuryev G.A. and Artyukhina S.V. A New Technique for Testing
Professional Skills and Competencies and Examples of its Practical Applications
// Applied Mathematical Sciences. 2015. Vol. 9. № 21. Р. 1003—1026,
https://doi.org/10.12988/ ams.2015.411899
Kuravsky L.S., Marmalyuk P.A., Yuryev G.A. and Dumin
P.N. A Numerical Technique for the Identification of Discrete-State
Continuous-Time Markov Models [Электронный ресурс] // Applied Mathematical
Sciences. 2015. Vol. 9. № 8. Р. 379—391. URL: https://doi.org/10.12988/ams.
2015.410882 (дата обращения: 16.06.2018)
Neal Phillip Grieb. Multiresolution Analysis for
Adaptive Refinement of Multiphase Flow Computations. University of Iowa, 2010.
P. 116.
Rasch G. Probabilistic models for some intelligence
and attainment tests // Copenhagen, Danish Institute for Educational Research,
expanded edition (1980) with foreword and afterword by B.D. Wright. Chicago:
The University of Chicago Press. 1960/1980.
RenéVidal, Yi Ma, Shankar Sastry.
Generalized Principal Component Analysis [Электронный ресурс] //
Springer-Verlag New York, 2016. URL: http://www.springer.com/
us/book/9780387878102 (дата обращения: 16.06.2018)
Thompson N.A., Weiss D.J. A framework for the
development of computerized adaptive tests // Practical Assessment, Research
& Evaluation, 2011. 16(1), З. 1—9.
Torre J. de la, Patz R.J. Making the Most of What
We Have: A Practical Application of Multidimensional Item Response Theory in
Test Scoring // Journal of Educational and Behavioral Statistics. 2005. 30(3)
Р. 295—311. doi:10.3102/10769986030003295.
Trevor F. Cox, M.A.A. Cox. Multidimensional
Scaling, Second Edition. Chapman & Hall/CRC, 2001. P. 299.