Психометрические свойства русскоязычной версии «Языковых шкал для дошкольников» пятого пересмотра (PLS-5): исследование с помощью классической теории тестов и современной теории тестирования

248

Аннотация

Трудности в развитии языка и речи являются частыми признаками различных расстройств развития нервной системы. Ранняя диагностика является решающим фактором для правильного выбора лечения на ранних этапах и улучшения прогноза. В настоящее время в России наблюдается острая нехватка стандартизированных инструментов для диагностики потенциальных языковых нарушений. Чтобы устранить этот пробел, мы проанализировали психометрические свойства русской версии Языковых шкал для дошкольников 5-го издания (RPLS-5). Выборка включала 473 ребенка в возрасте от 3 до 96 месяцев (М=32,64, SD=19,79), в том числе 224 типично развивающихся ребенка и 240 детей из группы риска. Для оценки надежности русской версии PLS-5 мы использовали как классическую теорию тестов (CTT), так и современную теорию тестирования (IRT). Результаты показали высокую надежность RPLS-5 на основе обоих типов анализов. Согласно результатам анализа IRT, сложность заданий варьировалась от очень простых до очень сложных, и за редким исключением параметры сложности последовательно увеличивались для каждого последующего задания, отражая иерархическую организацию теста. Параметры дискриминативности варьировались от высоких до очень высоких. В целом, IRT-анализ продемонстрировал, что шкалы RPLS-5 надежны для оценки языковых способностей детей.

Общая информация

Ключевые слова: современная теория тестирования, IRT, психометрика, язык, оценка, PLS-5, надежность, валидность

Рубрика издания: Методы и методики

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2022110211

Финансирование. Разработка идеи исследования и поиск литературы были поддержаны Грантом Президента Российской Федерации МК-4217.2021.2 (Ведущий исследователь: Марина А. Жукова). Финансирование анализа, интерпретации данных и подготовки манускрипта частично осуществлялось из средств Научно-технологического университета «Сириус».

Благодарности. Мы благодарны Мэй Тан и Аделе Белл за редакторскую поддержку, а также всем сотрудникам и студентам Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека Санкт-Петербургского государственного университета, которые участвовали в сборе данных (в частности, Екатерине Шурдовой, Дарье Момотенко, Анастасии Сукмановой, Анастасии Кудрявцевой, Раисе Романовой, Диане Гарифуллиной и другим).

Получена: 03.10.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Таланцева О.И., Ан Ю.О., Жукова М.А., Трубицына А.Н., Теедемаа А.В., Григоренко Е.Л. Психометрические свойства русскоязычной версии «Языковых шкал для дошкольников» пятого пересмотра (PLS-5): исследование с помощью классической теории тестов и современной теории тестирования [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 2. С. 174–195. DOI: 10.17759/cpse.2022110211

Литература

  1. Alam M. Adaptation of Preschool Language Scale-4 (PLS-4) for Screening language development of Bangla speaking children. Master Dissertation. Dhaka, Bangladesh: BRAC University, 2012. 51 p. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/61802358.pdf (Aссessed: 09.06.2022)
  2. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. 5th ed., Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013.
  3. Association of Psychiatrists and Psychologists for Evidence-Bases Practice. Klinicheskie rekomendacii "Rasstrojstva autisticheskogo spektra" (deti): ID 594 [Clinical guidelines for children with Autism Spectrum Disorders: ID 594]. Ministry of Health of the Russian Federation, 2020. URL: https://apicr.minzdrav.gov.ru/api.ashx?op= GetClinrecPdf&id=594_1 (Aссessed: 09.06.2022)
  4. Babyonyshev M., Hart L., Reich J. et al. Otsenka razvitiya russkogo yazy‘ka [Assessment of the Development of Russian]: Unpublished manual, 2007. (In Russ.).
  5. Baker F.B. The basics of item response theory. 2nd ed. ERIC, 2001. 186 p. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED458219 (Aссessed: 09.06.2022).
  6. Chalmers R.P. Mirt: A multidimensional item response theory package for the R environment. Journal of Statistical Software, 2012, vol. 48, no. 6, pp. 1–29. DOI: 10.18637/jss.v048.i06
  7. Christensen K.B., Makransky G., Horton M. Critical values for Yen’s Q 3: Identification of local dependence in the Rasch model using residual correlations. Applied Psychological Measurement, 2017, vol. 41, no. 3, pp. 178–194. DOI: 10.1177/ 0146621616677520
  8. Cicchetti D.V. Guidelines, criteria, and rules of thumb for evaluating normed and standardized assessment instruments in psychology. Psychological Assessment, 1994, vol. 6, no. 4, pp. 284–290. DOI: 0.1037/1040-3590.6.4.284
  9. Conti-Ramsden G., Durkin K. Language development and assessment in the preschool period. Neuropsychology Review, 2012, vol. 22, no. 4, pp. 384–401. DOI: 10.1007/s11065-012-9208-z
  10. Crais E. Testing and beyond: Strategies and tools for evaluation and assessment of infants and toddlers. Language, Speech, and Hearing Services in Schools, 2011, vol. 42, no. 3, pp. 341–364. DOI: 0.1044/0161-1461(2010/09-0061)
  11. Dubois P., St-Pierre M.C., Desmarais C. Et al. Young adults with developmental language disorder: a systematic review of education, employment, and independent living outcomes. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 2020, vol. 63, no. 11, pp. 3786–3800. DOI: 0.1044/2020_JSLHR-20-00127
  12. Eliseeva M.B., Vershinina E.A., Ryskina V.L. Makarturovskii oprosnik: russkaya versiya. Otsenka rechevogo i kommunikativnogo razvitiya detei rannego vozrasta. Normy razvitiya. Obraztsy analiza. Kommentarii [MacArthur Questionnaire: Russian edition. Assessment of speech and communicative development of children of early age. Developmental norms. Examples of analysis. Commentaries]. Ivanovo: LISTOS, 2017. 76 p. (In Russ.).
  13. Falissard B. Psy: Various procedures used in psychometry, 2012. 20 p. URL: https://CRAN.R-project.org/package=psy (Aссessed: 08.06.2022).
  14. Fenson L., Marchman V.A., Thal D.J. et al. MacArthur-Bates Communicative Development Inventories: User's guide and technical manual. 2nd ed. Baltimore, MD: Brookes Publishing, 2007. 208 p.
  15. Hambleton R.K., Lee M.K. Methods for Translating and Adapting Tests to Increase Cross-Language Validity. In D.H. Saklofske, C.R. Reynolds, V. Schwean (eds.), The Oxford Handbook of Child Psychological Assessment. New York, NY: Oxford University Press, 2013. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199796304.013.0008
  16. Kornilov S.A., Lebedeva T.V., Zhukova M.A. et al. Language development in rural and urban Russian-speaking children with and without developmental language disorder. Learning and Individual Differences, 2016, vol. 46, pp. 45–53. DOI: 10.1016/j.lindif. 2015.07.001
  17. Levy S.E., Giarelli E., Lee L. et al. Autism spectrum disorder and co-occurring developmental, psychiatric, and medical conditions among children in multiple populations of the United States. Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics, 2010, vol. 31, no. 4, pp. 267–275. DOI: 10.1097/DBP.0b013e3181d5d03b
  18. Lord F.M., Novick M.R. Statistical theories of mental test scores. New York, NY: Information Age Publishing, 2008. 592 p.
  19. Luyster R.J., Seery A., Talbott M.R., Tager‐Flusberg H. Identifying early‐risk markers and developmental trajectories for language impairment in neurodevelopmental disorders. Developmental Disabilities Research Reviews, 2011, vol. 17, no. 2, pp. 151–159. DOI: 10.1002/ddrr.1109
  20. Norrelgen F., Fernell E., Eriksson M. Children with autism spectrum disorders who do not develop phrase speech in the preschool years. Autism, 2015, vol. 19, no. 8, pp. 934–943. DOI: 10.1177/1362361314556782
  21. Orlando M., Thissen D. Likelihood-based item-fit indices for dichotomous item response theory models. Applied Psychological Measurement, 2000, vol. 24, no. 1, pp. 50–64. DOI: 10.1177/01466216000241003
  22. Ovchinnikova I.V., Zhukova M.A., Grigorenko E.L. Aprobaciya metodiki Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS) na russkoyazychnoj vyborke [Experimental testing of the technique Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS) on a Russian language sample]. Voprosi psychologii=Questions of Psychology, 2018, no. 6, pp. 134–145. (In Russ.).
  23. Piedmont R.L. Inter-item correlations. In A.C. Michalos (ed.),Encyclopedia of Quality of Life and Well-Being Research. Dordrecht: Springer Netherlands, 2014, pp. 3303–3304. DOI: 10.1007/978-94-007-0753-5_1493
  24. Prikhoda N.A. Ocenka razvitiya russkogo yazyka (ORRYA) kak standartizovannaya metodika diagnostiki kommunikativnoj funkcii u detej ot 3 do 9 let [Russian Language Development Assessment as a Standardized Technique for Assessing Communicative Function in Children Aged 3–9 Years]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie =Psychological Science and Education, 2016, vol. 21, no. 3, pp. 25–33. DOI: 0.17759/pse.2016210304 (In Russ.)
  25. R Core Team. A language and environment for statistical computing, 2019. URL: https://www.r-project.org. (Accessed: 09.06.2022)
  26. Ramos E., Suarez M., Hart K. et al. Syntactic and Semantic Abilities of Bilingual versus Monolingual Preschoolers with Language Impairment and ADHD. International Journal of Language and Linguistics, 2019, vol. 6, no. 2, pp. 1–8. DOI: 10.30845/ijll.v6n2p1
  27. Reise S.P., Henson J.M. A discussion of modern versus traditional psychometrics as applied to personality assessment scales. Journal of Personality Assessment, 2003, vol. 81, no. 2, pp. 93–103. DOI: 10.1207/S15327752JPA8102_01
  28. Riley E., Paynter J., Gilmore L. Comparing the Mullen Scales of Early Learning and the Preschool Language Scale — Fifth Edition for Young Children with Autism Spectrum Disorder. Advances in Neurodevelopmental Disorders, 2019, vol. 3, no. 1, pp. 29–37. DOI: 10.1007/s41252-018-0084-2
  29. Rizopoulos D. Itm: An R package for latent variable modeling and item response theory analyses. Journal of Statistical Software, 2006, vol. 5, no 17, pp. 1–25. DOI: 10.18637/jss.v017.i05
  30. Sahli A.S., Belgin E. Adaptation, validity, and reliability of the Preschool Language Scale–Fifth Edition (PLS–5) in the Turkish context: The Turkish Preschool Language Scale–5 (TPLS–5). International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology, 2017, no. 98, pp. 143–149. DOI: 10.1016/j.ijporl.2017.05.003
  31. Sidarta N., Tulaar A.B., Nasution A. et al. Validity and reliability of Preschool Language Scale 4 for measuring language development in children 48–59 months of age. Universa Medicina, 2008, vol. 27, no. 4, pp. 174–182. DOI: 10.18051/UnivMed. 2008.v27.174-182
  32. Sparrow S.S., Cicchetti D.V., Balla D.A. et al. Vineland adaptive behavior scales. Survey forms manual. Circle Pines, MN: American Guidance Service, 2005. 330 p.
  33. St Clair M.C., Pickles A., Durkin K. et al. A longitudinal study of behavioral, emotional and social difficulties in individuals with a history of specific language impairment (SLI). Journal of Communication Disorders, 2011, vol. 44, no. 2, pp. 186–199. DOI: 10.1016/j.jcomdis.2010.09.004
  34. Steinberg L., Thissen D. Item response theory. In J.S. Comer, P.C. Kendall (eds.), The Oxford Handbook of Research Strategies for Clinical Psychology, NY: Oxford University Press, 2013. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199793549.013.0018
  35. Wiig E.H., Secord W.A., Semel E. CELF-Preschool-2: Clinical Evaluation of Language Fundamentals — Preschool. (CELF Preschool-2). Toronto: Harcourt Assessment, 2004. 204 p.
  36. Willse M.J.T. Package ‘CTT’, 2018. 20 p. URL: https://cran.r-project.org/web/packages/CTT/CTT.pdf (Aссessed: 09.06.2022).
  37. Windsor J., Benigno J.P., Wing C.A. et al. Effect of foster care on young children’s language learning. Child Development, 2011, vol. 82, no. 4, pp. 1040–1046. DOI: 10.1111/j.1467-8624.2011.01604.x
  38. Zhukova M.A. Psychologicheskie i psychofiziologicheskie osobennosti yazykovogo razvitiya detei I vzroslyh s opytom institucionalizacii: diss. ... kand. psikhol. nauk. [Psychological and psychophysiological characteristics of language development of children and adults with a history of institutionalization. PhD Dissertation]. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg State University, 2018. 166 p.
  39. Zhukova M.A., Kornilov S.A., Simmons E. et al. Diagnostika razvitiya yazyka i rechi s pomoshch'yu "yazykovykh shkal dlya doshkol'nikov" (preschool language scales): analiz individual'nogo sluchaya. [Diagnosing speech development with the help of "preschool language scales": a case analysis]. Voprosi psychologii=Questions of Psychology, 2016, no. 5, pp. 154–164. (In Russ.).
  40. Zhukova M.A., Kornilov S.A., Tseitlin S.N. et al. Early lexical development of children raised in institutional care in Russia. British Journal of Developmental Psychology, 2010, vol. 38, no. 2, pp. 239–254. DOI: 10.1111/bjdp.12314
  41. Zimmerman I.L., Steiner V.G., Pond R.E. Preschool language scales — fifth edition (PLS-5). Bloomington, MN: Pearson, 2011. DOI: 10.1037/t15141-000

Информация об авторах

Таланцева Оксана Игоревна, старший специалист Научного центра когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус» (АНО ВО «Университет “Сириус”»), пгт. Сириус, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7555-1216, e-mail: talantseva.oi@talantiuspeh.ru

Ан Юлия Олеговна, инженер-исследователь лаборатории междисциплинарных исследований развития человека, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4695-7065, e-mail: iuliia.o.an@gmail.com

Жукова Марина Андреевна, кандидат психологических наук, постдокторант, Бостонская детская больница, Гарвардская медицинская школа, Бостон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3069-570X, e-mail: zhukova.ma@talantiuspeh.ru

Трубицына Анна Николаевна, исследователь Центра прикладного анализа поведения Института медицины и психологии, Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3702-4693, e-mail: atrubicyna@ngs.ru

Теедемаа Анастасия Владимировна, психолог Центра прикладного анализа поведения Института медицины и психологии, Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1982-3555, e-mail: belkavkolese@mail.ru

Григоренко Елена Леонидовна, PhD, профессор, заслуженный профессор психологии Хью Рой и Лилли Кранц Каллен, Хьюстонский университет, Хьюстон, Техас, США; ведущий научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Москва, Россия; профессор и и.о. директора Научного центра когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус», ФТ «Сириус», Россия; адъюнкт-профессор, Центр исследований детства и Лаборатории Хаскинса, Йельский университет, Нью-Хейвен, Коннектикут, США; профессор, Медицинский колледж Бейлора, Член редакционных советов журналов «Клиническая и специальная психология», «Экспериментальная психология» и «Психологическая наука и образование», Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9646-4181, e-mail: elena.grigorenko@times.uh.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 957
В прошлом месяце: 68
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 248
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 10