«Сценарии» акустических событий, вызывающих у человека относительно стабильные эмоции

757

Аннотация

Статья посвящена изучению эмоционального отношения человека к событиям окружающей акустической действительности. В исследовании приняли участие 250 человек. По результатам проведенного исследования сконструированы «сценарии» эмоционально окрашенных акустических событий, а также рассмотрены методологические проблемы конструирования акустических событий с заданным эмоциональным воздействием.

Общая информация

Ключевые слова: акустическое событие, воспринимаемое качество, эмоции, вербализация, метод опроса

Рубрика издания: Психология восприятия

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2018110403

Финансирование. Работа выполнена в рамках президентского гранта МК-2173.2017.6.

Для цитаты: Богословская Н.А., Кирпалова О.А. «Сценарии» акустических событий, вызывающих у человека относительно стабильные эмоции // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 4. С. 28–38. DOI: 10.17759/exppsy.2018110403

Полный текст

Введение

Психологические проблемы изучения эмоционального отношения человека к событиям окружающей действительности сквозь призму его индивидуальности следует рассматривать в контексте отношений «человек — окружающая среда». В процессе взаимодействия человек получает знания о своем окружении, которые, с одной стороны, являются «универсальными» для определенной группы людей, а с другой стороны, несут отпечаток индивидуального опыта взаимодействия. Знания о своем окружении конструируются субъектом на основе опыта взаимодействия с миром и зависят от мотивации, познания, языка описания, операциональных средств, которые определяются культурой общества и личностными особенностями субъекта познания (Петренко, 2010).

В соответствии с нашими представлениями, системообразующим фактором в системе «человек—окружающая среда» является воспринимаемое качество, раскрывающее конкретную специфику и динамику взаимоотношений среды и индивида (Носуленко, 2006, 2008). Интегративный характер понятия воспринимаемого качества подчеркивается применением понятия «событие»: изучается восприятие не вырванных из жизненного контекста объектов (стимулов), а события повседневной жизни и деятельности людей в их динамике и во всем многомодальном разнообразии. Такие события неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим (Носуленко, 2007; Носуленко, Харитонов, 2018); они становятся единицей жизни вовлеченного в событие субъекта (Барабанщиков, 2002).

Большинство событий повседневной жизни эмоционально окрашены и представлены в сознании субъекта; каждый раз мы формируем эмоциональной отношение к ним и действуем в соответствии с нашими переживаниями. По мнению С.Л. Рубинштейна, переживание отношения человека к окружающему составляет богатую и яркую сферу человеческих чувств (Рубинштейн, 2001).

В рамках реализуемого цикла наших исследований подтвердилось, что эмоциональная составляющая воспринимаемого качества акустической среды тесно связана с предметной идентификацией источника звукового события, культурно специфична и зависит от конкретного опыта индивида, в том числе от особенностей его профессиональной деятельности и жизненного контекста (Выскочил, Носуленко, 2012, 2015; Выскочил, Носуленко, Старикова, 2011; Выскочил, Носуленко, Самойленко, 2016; Выскочил, Фролова, Носуленко, 2017; Выскочил, Гладких, Носуленко, 2017).

Полученные результаты указывают на необходимость разработки специальных процедур отбора акустических событий и их проверки на эмоциональную окрашенность. Весь цикл создания библиотеки эмоционально окрашенных акустических событий предполагает несколько итераций в направлении «конструирование акустических событий» — «определение эмоциональной окрашенности этих событий» — «сравнение акустических событий, отнесенных к одной и той же эмоции». Наиболее сложным оказывается этап конструирования акустических событий, соответствующих определенной эмоциональной окраске. Учитывая большое разнообразие звуковых источников, необходимо исходное основание для первичного отбора звуков. Мы предлагаем устанавливать предварительное отнесение звука к определенной эмоции на основании результатов опроса, когда звуки выбираются, исходя из представлений участников об акустической среде (без реального прослушивания звуков этой среды). Кроме того, результаты опроса позволяют выявить источник звука, его характеристики, ситуацию, контекст и место, в котором происходит событие.

При конструировании тестовых звуков важным является воссоздание пространственно-временной структуры исходного акустического события, которая ообеспечивает условия сохранения «естественности» звука и возможность создания «эффекта присутствия» при его прослушивании. Ведь многие эстетические и эмоциональные качества звучания теряются при потере пространственной информации о звуковом источнике (Носуленко, Харитонов, 2018). В психологической терминологии речь идет о сохранении предметности и целостности слухового образа.

Проведенные эксперименты показали необходимость не только обеспечения качества соответствующей записи, но и специального монтажа «звуковых сцен» и «звуковых пейзажей». Во многих случаях требуется одновременно использовать записи разных источников. Применение бинауральных записей в качестве элементов конструирования эмоционально окрашенных акустических событий позволит дополнить существующие базы аффективных звуков (например, международная цифровая база аффективных звуков (IADS), бинауральная цифровая запись эмоционально аннотированных звуков (BEADS), база данных Оксфордских невербальных звуков (OxVoc), которые не всегда соответствуют этим условиям (Выскочил, 2018). Последующее воспроизведение такой записи при помощи наушников позволяет реконструировать трехмерную картину акустического события максимально близко к исходной.

Конструирование эмоционально окрашенных акустических событий на основе опроса

Участники опроса

Всего в опросе приняли участие 250 человек, которые по своему составу распределились следующим образом.

Гендерный состав: 187 женщин и 63 мужчины.

Возрастной состав: 4% в возрасте менее 20 лет; 16% в возрасте 20—29 лет; 39% в возрасте 30—39 лет; 21% в возрасте 40—49 лет и 20% в возрасте 50 и более лет.

По уровню образования: 235 участников — с высшим образованием и 15 участников — с незаконченным высшим.

По территориальному признаку: 97% участников проживают в 54 регионах Российской Федерации (более 56% участников из Москвы и московской области, Санкт- Петербурга, Алтайского и Красноярского края, Ростовской, Свердловской и Томской областей) и 3% участников проживают за рубежом (Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Финляндия, Соединенные Штаты Америки).

Опросник «Эмоциональное отношение к окружающей действительности»

Предварительные результаты создания опросника для изучения эмоционального отношения к акустической среде были изложены ранее (Выскочил, Носуленко, 2018). Основой теоретической модели опросника послужили проведенные ранее исследования в области восприятия эмоционально окрашенных событий в различных культурных средах.

Первый вариант опросника был апробирован на экспертной группе специалистов в области психоакустики и психологии восприятия и состоял из 38 вопросов, которые после учета экспертного мнения были скорректированы.

Вопросы, направленные на оценку впечатлительности, импульсивности и других личностных черт, а также требующие дополнительных уточнений от респондента, были удалены. Вопросы о структуре и качестве прошлого эмоционального опыта были переформулированы и частично упрощены. Были переформулированы и сокращены вопросы: «Какие действия и/или события сопровождаются звуками, которые могут вызвать у Вас «название базовой эмоции»?»; «Среди окружающих меня звуков «название базовой эмоции» вызывают...»? «В каких жизненных ситуациях у Вас возникает отвращение.», — так как они создавали впечатление громоздкости опросника и вызывали утомление при его заполнении. Вопросы, вызывающие затруднение для развернутого варианта ответа, были заменены на выбор из списка; для сохранения качественных ответов была оставлена категория «другое».

Проведенные мероприятия позволили эффективно сократить и переработать содержание опросника. Итоговый вариант опросника содержит 22 вопроса, сгруппированных в следующие разделы.

1.    В разделе «Ваше эмоциональное состояние» всего было 5 вопросов, направленных на выявление текущего эмоционального состояния; участник заполнял опросник, в котором он должен был указать наиболее часто испытываемые эмоции в его жизни и типичные ситуации, вызывающие у него отрицательные и положительные эмоции.

Вопросы были открытого характера, где респондент давал ответ в своей терминологии («В данный момент мое эмоциональное состояние можно описать как .», «Перечислите, в каких ситуациях у Вас возникали сильные отрицательные эмоции.», Перечислите, в каких ситуациях у Вас возникали сильные положительные эмоции»), и закрытого характера,
где осуществлялся выбор из списка эмоций (вина, гнев, интерес, отвращение, печаль, презрение, радость, страх, стыд, удивление, другое) для завершения высказываний: «Наиболее часто я испытываю...», «Для меня абсолютно не характерно проявление...».

2.    Раздел «Звуковая среда и эмоции» состоял из 10 открытых вопросов, направленных на свободное описание звуков и ситуаций, в которых участник опроса мог переживать одну из следующих базовых эмоций: вина, гнев, интерес, отвращение, печаль, презрение, радость, страх, стыд, удивление («Какие звуки окружающей среды вызывают у Вас вину?», «К каким жизненным ситуациям их можно отнести?»);

3.    В разделе «Ваши персональные данные» кроме личной информации (пол, возраст, образование, род занятий), также собирались данные об этнической принадлежности респондента, месте его рождения и проживания.

Для проведения исследования была создана онлайн-версия опросника, заполнение которого занимало от 15—20 минут.

Главным результатом данного опроса является формирование перечня звуков и ситуаций, задевающих респондента эмоционально, на основании которых появляется возможность сконструировать и воссоздать акустические события, вызывающие базовые эмоции.

Обработка данных

Свободные описания, полученные по результатам опроса, обрабатывались в соответствии с принципами индуктивного анализа, которые подразумевают открытость процесса кодирования и формирование категорий непосредственно в процессе самого анализа (Носуленко, Самойленко, 2011; Самойленко, 2010; Nosulenko, Samoylenko, 1997, 2011).

В целях кодирования материалов опроса и последующей автоматизации экспериментов было создано соответствующее программное обеспечение, позволяющее выполнять приведенные ниже действия.

Первоначально из текстов, полученных в опросе, выделялись «вербальные единицы», каждая из которых характеризует один из аспектов описаний, сделанных участниками. Было выделено 5 общих категорий источника, далее, внутри каждой категории формировались названия соответствующих источников. Категория «люди» включила такие источники, как женщина, мужчина, ребенок и т. д. Категория «животный мир» — такие, как кошки, собаки, быки, мыши, птицы, насекомые, змеи и т. д. Категория «звуки природы» — такие, как вода, деревья, лес, море, река и т. д. Категория «технические звуки» включила в качестве источников автомобиль, компьютер, перфоратор, самолет, телефон, оружие и т. д. Категория «музыкальные инструменты» включила в себя такие источники, как орган, саксофон, флейта, фортепиано, скрипка и барабан. В категорию «окружающая среда» вошли бенгальский огонь, бокалы, колокол, мел, колокольчик, металлический предмет, пенопласт, стекло, город, воздушный шар.

Каждый из звуков связывался с соответствующим акустическим событием, которое, по мнению участника опроса, могло вызвать ту или иную эмоцию, например: «аплодисменты», «взрыв», «визг», «выстрел», «голос», «гром», «дыхание», «жужжание», «журчание», «звон», «крик», «кряхтение», «лай», «пение», «писк», «плач», «плеск», «рвота», «сирена», «скрежет», «смех», «топот», «треск», «урчание», «чавканье», «шум», «шуршание» и т. д.

Отдельное поле кодирования позволяло дополнить список характеристик каждого акустического события, например: «быстро», «глубоко», «громко», «грубо», «резко», «ритмично» и т. д.

На следующем этапе кодирования вербальной единицы заполнялись поля, позволяющие детально определить ситуацию и контекст соответствующего события: поле «Место» (например, «в автомобиле», «в горах», «в лесу», «в полете», «в пробке», «во дворе дома», «за дверью», «за окном», «за спиной», «на улице», «сзади», «рядом», «далеко», «у соседей» и т. д.), поле «Время» (например, «весной», «летом», «днем», «ночью», «не вовремя», «неожиданно», «повторяющийся» и т. д.), поле «Ситуация» (например, «авария», «в процессе еды», «встреча», «гроза», «дождь», «драка», «концерт», «метель», «опасность», «прогулка», «просмотр фильма», «путешествие» и т. д.), поле «Социальный контекст» (например, «бестактность», «взаимность», «назойливость», «намеренность», «невоспитанность», «несправедливость», «неудача», «общение», «общение с близкими», «общение с детьми», «одиночество», «оскорбление», «общественный успех» и т. д.).

Результаты эмпирического исследования по опроснику

На основе кодирование данных 250 респондентов было выделено 6320 вербальных единиц, из них для описания эмоций анализировались 4115 вербальных единиц, которые были ответами на вопросы в части «Звуковая среда и эмоции» и распределились следующим образом.

Наиболее представленными оказались описания, связанные с эмоциями «радость» (15%), «интерес» (12%), «страх» (12%), «гнев» (11%), «отвращение» (10%) и «печаль» (10%). Наименее связанными со звуком оказались эмоции «удивление» (8%), «вина» (8%), «презрение» (7%) и «стыд» (7%).

В результате анализа вербальных данных выявлено, что категории «люди», «технические звуки» и «звуки окружающей среды» чаще вызывают негативные эмоции, чем «животный мир», «звуки природы» и «музыкальные инструменты» (рис. 1).

Наиболее часто эмоцию «гнев» вызывали звуки категории источника «люди» (42%) и «технические звуки» (35%).

Эмоцию «интерес» преимущественно связывали с источниками звука «окружающая среда» (32%), «животный мир» (19%) и «звуки природы» (18%).

Эмоция «отвращение» преимущественно вызывалась звуками категории «люди» (56%) и «окружающая среда» (22%).

Эмоции «печаль» чаще соответствовали звуки категорий «люди»(27%), «окружающая среда» (26%), «звуки природы» (25%).

Эмоции «радость» чаще соответствовали звуки категорий «звуки природы» (29%) и «люди» (27%).

Эмоция «страх» вызывалась звуками категорий «окружающая среда» (32%), «технические звуки» (29%).

В дальнейшем в результате частотного анализа были выявлены акустические события, которые, по мнению участников опроса могут вызывать определенные эмоции (рис. 2).

С помощью биноминального критерия были выявлены статистически значимые описания акустических событий, вызывающих определенную эмоцию.

Эмоция «гнев» приписывается чаще акустическому событию «крик», чем «голос» (р < 0,05). Различия между акустическими событиями «шум» и «грохот», а также «крик» и «шум» статистически незначимы.

Эмоция «интерес» приписывается чаще акустическому событию «пение», чем «щебет» (р < 0,01); между акустическими событиями «музыка» и «звучание» статистически значимых различий не выявлено. При сравнении звуков из разных категорий эмоция интереса приписывается чаще акустическому событию «пение», чем «музыка» (р < 0,05) и «пение», чем «звучание» (р < 0,01).

Между акустическими событиями «речь», «голос», «рвота», «крик» статистически значимых различий по эмоции «отвращение» не выявлено. В категории окружающая среда акустическое событие «скрежет» чаще вызывает отвращение, чем «скрип» (р < 0,01), а также отвращение приписывается чаще акустическому событию «рвота», чем «скрежет» (р < 0,01).

Эмоция «печаль» приписывается чаще акустическому событию «музыка», чем «пение», «плач», «шум» и «стук» (р < 0,05). Из акустических событий, связанных со звуками природы, «шум» чаще, чем «стук», вызывает печаль (р < 0,01), в других вариациях статистически значимых различий не выявлено.

Эмоция «радость» приписывается чаще акустическому событию «смех», чем «голос» (р < 0,01), а также чаще приписывается акустическому событию «шум», чем «журчание» (р < 0,01), в то время как между акустическими событиями «смех» и «шум» статистически значимых различий не выявлено.

Эмоция «страх» приписывается чаще акустическому событию «сирена», чем «визг» (р < 0,05), а также приписывается чаще акустическому событию «шум», чем «звучание» (р < 0,01), в других вариациях статистически значимых различий не выявлено.

Как видно, одни и те же акустические события могут быть связаны с совершенно разными эмоциями. С помощью дополнительных составляющих описания звука, таких как характеристики звука, локализация места и времени, ситуация и социальный контекст, определяются различия в направленности аффективного воздействия.

Характеристики звука. Громкие звуки чаще всего вызывают эмоцию «гнев»; незнакомые и необычные звуки чаще связываются с эмоцией «интерес»; неприятные, про - тивные и грубые звуки — с эмоцией «отвращение»; грустные звуки вызывают эмоцию «печаль»; красивые и ритмичные звуки вызывают «радость»; резкие звуки вызывают эмоцию «страх».

Локализация звука. Эмоция «гнев» часто возникает в таких локализациях, как «общественное место», «у соседа», «за стеной», «за окном».

Эмоцию «интерес» вызывают звуки в локализациях «в неожиданном месте», «в лесу», «в городе».

Эмоция «отвращение» возникает при восприятии различных звуков в локализациях «в общественном месте», «в туалете», «рядом».

Эмоция «печаль» характерна для локализации «в храме», «в лесу», «у моря», «у реки».

Эмоция «радость» часто возникает «на природе», «у моря», «в лесу», «дома», «в общественном месте», «на детской площадке», «на улице», «на даче».

Эмоция «страх» возникает в локализациях «на улице», «дома», «за дверью».

Ситуация и контекст в котором мы слышим звук. Эмоцию «гнев» вызывают ситуации «строительные работы», «насилие», «истерика» в социальном контексте «обмана», «несправедливости» и в том случае, когда человек уверен, что на ситуацию невозможно повлиять.

Эмоция «интерес» возникает в ситуациях «путешествие», «прогулка», «творческая деятельность», «нестандартная», «игра», «праздник», «просмотр фильма», «размышление», «слушание музыки». Социальный контекст при данной эмоции не указывается.

Эмоция «отвращение» возникает в ситуации, когда взрослые при детях «ругаются», «скандалят», «хамят».

Для эмоции «печаль» характерны ситуации «воспоминания», «дождь», «утрата» с социальным контекстом «отсутствие понимания» и «одиночество».

Эмоция «радость» возникает в ситуации общения с «детьми» в социальном контексте «любовь», «общение с близкими», «общение с друзьями», «прогулка», «встреча» и «просмотр фильма».

Эмоция «страх» возникает в ситуациях «опасность» и «тишина» в социальном контексте «тревога», «авария» в контексте «трагедия».

Таким образом, результаты частотного анализа дают возможность составить «сценарий» события, предполагающего требуемое эмоциональное воздействие.

Выводы

Сконструированы «сценарии» акустических событий, предполагающих требуемое эмоциональное воздействие.

Эмоция «гнев» — громкий крик ругающихся людей ночью в общественном месте, громкий шум автомобиля ночью за окном и громкий шум строительных работ у соседей или за окном.

Эмоция «интерес» — пение незнакомых птиц во время прогулки или в неожиданном месте весной.

Эмоция «отвращение» — рвота взрослого человека в алкогольном опьянении в общественном месте или рядом.

Эмоция «печаль» — грустный шум дождя, навевающий воспоминания в ситуации утраты близкого человека.

Эмоция «радость» — детский смех в ситуации общения и шум моря летом на отдыхе.

Эмоция «страх» — резкие звуки сирены, шум автомобиля, визг тормозов в момент аварии на улице.

 

       Финансирование

Работа выполнена в рамках президентского гранта МК-2173.2017.6.

Литература

  1. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. 512 с.
  2. Выскочил Н.А. Современные тенденции изучения эмоционального отношения к воспринимаемым событиям акустической среды // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 1. С. 95—108.
  3. Выскочил Н.А., Гладких Д.М., Носуленко В.Н. Этнопсихологические особенности восприятия эмоционально окрашенных акустических событий в казахской и русской культурной среде / Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2017 / Под ред. А.А. Демидова, Л.И. Сурата. М.: Московский институт психоанализа, 2017. С. 165—176.
  4. Выскочил Н.А., Носуленко В.Н. Изучение эмоционального отношения к акустической среде методом опроса // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы третьей Международной научной конференции. Казань, 8—10 ноября 2018 г. / Отв. ред. Б.С. Алишев, А.О. Прохоров, А.В. Чернов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. С. 124—127.
  5. Выскочил Н.А., Носуленко В.Н. Роль предметной идентификации источника акустического события в формировании эмоциональной составляющей его воспринимаемого качества // Пятая международная конференция по когнитивной науке (18—24 июня 2012). Т. 1. Калининград, Россия. С. 306—307.
  6. Выскочил Н.А., Носуленко В.Н. Создание библиотеки эмоционально окрашенных акустических событий: вопросы экологической валидности // 7-я Российская конференция по экологической психологии. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; СПб.: Нестор-История, 2015. С. 115— 118.
  7. Выскочил Н.А., Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Межкультурное исследование эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустических событий // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 4. С. 33—47.
  8. Выскочил Н.А., Носуленко В.Н., Старикова И.В. О некоторых вопросах изучения эмоционального отношения человека к акустическим событиям // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 2. С. 62—78.
  9. Выскочил Н.А., Фролова А.А., Носуленко В.Н. Этнопсихологические особенности восприятия эмоционально окрашенных акустических событий в японской культурной среде // Актуальные проблемы психологического знания. 2017. № 2(43). С. 60—66.
  10. Носуленко В.Н. Психофизика восприятия естественной среды. Проблема воспринимаемого качества. М.: ИП РАН, 2007. 399 с.
  11. Носуленко В.Н. Психофизика восприятия естественной среды: смена парадигмы экспериментального исследования // Эпистемология & Философия науки. 2006. Т. VII. № 1. С. 89— 92.
  12. Носуленко В.Н. Системная обусловленность воспринимаемого качества // Системная детерминация и организация психики / Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 145—170.
  13. Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Индуктивный анализ в рамках перцептивно-коммуникативного подхода // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы / Под ред. А.В. Карпова. Ярославль: ЯрГУ, 2011. С. 366—370.
  14. Носуленко В.Н., Харитонов А.Н. Жизнь среди звуков: психологические реконструкции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 422 с.
  15. Петренко В.Ф. Парадигма конструктивизма в гуманитарных науках // Методология и история психологии. 2010. Т. 5. Вып. 3. С. 5—12.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 720 с.
  17. Самойленко Е.С. Проблемы сравнения в психологическом исследовании. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 416 с.
  18. Nosulenko V., Samoylenko E. Approche systemique de l’analyse des verbalisatios dans le cadre de letude des processus perceptifs et cognitifs // Informations sur les Siences Sociales. 1997. Vol. 36. № 2. P. 223—261.
  19. Nosulenko V., Samoylenko E. Cognition et communication: un paradigme de recherche et d’application // Social Science Information. 2011. Vol. 50. № 3, 4. P. 656—677.

Информация об авторах

Богословская Нина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Московский институт психоанализа, доцент кафедры истории, философии и литературы, Российский университет театрального искусства (ГИТИС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2797-3094, e-mail: ninavyskocil@gmail.com

Кирпалова О.А., выпускник, Московский институт психоанализа, Москва, Россия, e-mail: kirpalova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1917
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 757
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1