Самулеева М.В. Аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия e-mail: samuleeva@gmail.com
Смирнова А.А. кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория физиологии и генетики поведения, кафедра высшей нервной деятельности, биологический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия e-mail: annsmirn@mail.ru
Зорина З.А. доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией физиологии и генетики поведения, кафедра высшей нервной деятельности, биологический факультет, МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия e-mail: zorina_z.a@mail.ru
Использование языка человеком связано со способностью к символизации, т. е. установлению эквивалентных отношений между знаком и обозначаемым (референтом). В данной работе рассмотрены различные методики, позволяющие анализировать процесс формирования эквивалентных отношений. С этой целью субъекта обучают выбору по условному соответствию образцу: например, подкрепляют выбор стимула В по образцу А. Затем в тесте оценивают возможность спонтанного появления новых отношений: например, между B в роли образца и А в роли стимула для выбора (отношение симметричности). Испытуемые-люди, в отличие от животных, с таким тестом обычно справляются, что, вероятно, обусловлено многократной демонстрацией свойства симметричности между знаком и его референтом в ходе усвоения и использования языка. В статье рассмотрены особенности методик, при помощи которых исследуют механизмы формирования симметричности у человека и животных, и обсуждаются факторы, влияющие на возникновение этого определяющего свойства эквивалентных отношений.
Исследование продержано грантом фонда РНФ № 19-18-00477.
Фрагмент статьи
Способность к символизации, т. е. установлению эквивалентных
отношений между знаком и референтом (обозначаемым), является одним из
необходимых когнитивных компонентов языка человека (Zentall, 2018; Pepperberg,
2006; Carr, Felce, 2000). В языке слово и его референт эквивалентны (Carr,
Felce, 2000; Sidman et al., 1989; Zentall et al., 2014).
Литература
Зорина З.А., Смирнова А.А. Современные
представления о когнитивных способностях врановых птиц // Орнитология: история,
традиции, проблемы и перспективы: Материалы Всерос. конф., посвящ. 120-летию со
дня рождения проф. Г.П. Дементьева. М, 2018. С. 157—163.
Зорина З.А., Смирнова А.А. О чем рассказали
«говорящие» обезьяны. М.: Языки славянских культур. 2006. 424 с.
aСамулеева М.В., Смирнова А.А. Изучение
особенностей процесса символизации у серых ворон // Журнал высшей нервной
деятельности. Т. 69. № 4. С. 505—513.
bСамулеева М.В., Смирнова А.А. Исследование
процесса усвоения знаков у серых ворон // Вестник Тверского государственного
университета. Серия: Биология и экология. 2019. № 1(53). С. 203—217.
Смирнова А.А. О способности птиц к символизации //
Зоологический журнал. 2011. T. 90. № 7. C. 803—810.
Смирнова А.А., Обозова Т.А., Самулеева М.В., Зорина
З.А. Способность к символизации у птиц (врановые и попугаи): усвоение
символов для обозначения признаков «сходство» и «различие» // Когнитивная наука
в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2013 г. / Под ред.
Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. М.: Буки Веди, 2013. С. 267—271.
Смирнова А.А., Самулеева М.В., Зорина З.А. Методика
выбора по образцу как подход к исследованию механизмов символизации у серых
ворон // Процедуры и методы экспериментально- психологических исследований.
Интеграция академической и университетской науки / Отв. ред. В.А. Барабанщиков.
М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 415—418.
Biro D., Matsuzawa T. Use of numerical symbols by
the chimpanzee (Pan troglodytes): Cardinals, ordinals, and the introduction of
zero // Animal Cognition. 2001. Vol. 4. № 3—4. P. 193—199.
Carp C.L., Petursdottir A.I. Intraverbal naming and
equivalence class formation in children // Journal of the Experimental Analysis
of Behavior. 2015. Vol. 104. № 3. P. 223—240.
Carr D., Felce D. Application of stimulus
equivalence to language intervention for individuals with severe linguistic
disabilities // Journal of Intellectual and Developmental Disability. 2000.
Vol. 25. № 3. P. 181—205.
Devany J.M., Hayes S.C., Nelson R.O. Equivalence
class formation in language able and language disabled children // Journal of
the Experimental Analysis of Behavior. 1986. Vol. 46. № 3. Р. 243—257.
Dugdale N., Lowe C.F. Testing for symmetry in the
conditional discriminations of language trained chimpanzees // Journal of the
experimental analysis of behavior. 2000. Vol. 73. № 1. P. 5—22.
Frank A.J., Wasserman E.A. Associative Symmetry In
The Pigeon After Successive Matching-To-Sample Training // Journal of the
Experimental Analysis of Behavior. 2005. Vol. 84. № 2. P. 147—165.
Horne P.J., Hughes J.C., Lowe C.F. Naming and
categorization in young children: IV: Listener behavior training and transfer
of function // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 2006. Vol. 85.
№ 2. P. 247—273.
Horne P.J., Lowe C.F., Randle V.R.L. Naming and
categorization in young children: II. Listener behavior training // Journal of
the Experimental Analysis of Behavior. 2004. Vol. 81. № 3. P. 267—288.
Kastak C.R., Schusterman R.J., Kastak D.
Equivalence classification by California sea lions using class specific
reinforcers // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 2001. Vol. 76.
№ 2. P. 131—158.
Kojima T. Generalization between productive use and
receptive discrimination of names in an artificial visual language by a
chimpanzee // International Journal of Primatology. 1984. Vol. 5. № 2. P.
161—182.
Lazareva O. F. Categories and concepts in animals
// Learning Theory and Behavior. 2008. Vol. 1. P. 197—226.
Lionello-DeNolf K.M. The search for symmetry: 25
years in review // Learning Behavior. 2009. Vol. 37 № 2. P. 188—203.
Lowe C.F., Horne P.J., Harris F.D., Randle V.R.
Naming and categorization in young children: Vocal tact training // Journal of
the Experimental Analysis of Behavior. 2002. Vol. 78. № 3. P. 527—549.
Matsuzawa T. The Ai project: historical and
ecological contexts // Animal Cognition. 2003. Vol. 6. № 4. P. 199—211.
Matsuzawa T. Use of numbers by a chimpanzee //
Nature. 1985. Vol. 315. P. 57—59.
Murofushi K. Numerical matching behavior by a
chimpanzee (Pan troglodytes): subitizing and analogue magnitude estimation //
Japanese Psychological Research. 1997. Vol. 39. P. 140—153
Medam T., Marzouki Y., Montant M., Fagot J.
Categorization does not promote symmetry in Guinea baboons (Papio papio) //
Animal Cognition. 2016. Vol. 19. № 5. P. 987—998.
Olkowicz S., Kocourek M., Lučan R.K.,
PortešM., Fitch W.T., Herculano-Houzel S., Němec
P. Birds have primate-like numbers of neurons in the forebrain //
Proceedings of the National Academy of Sciences. 2016. Vol. 113. № 26. P.
7255—7260.
Pepperberg I.M. Animal language studies: What
happened? // Psychonomic Bulletin & Review. 2017. Vol. 24. № 1. P.
181—185.
Pepperberg I.M. Ordinality and inferential
abilities of a grey parrot (Psittacus erithacus) // Journal of Comparative
Psychology. 2006. Vol. 120. № 3. P. 205—216.
Pepperberg I.M. Grey Parrots (Psittacus
erithacus)—Cognitive and Communicative Abilities / Field and Laboratory Methods
in Animal Cognition: A Comparative Guide. 2018. P. 329—347
Pepperberg I.M. Evidence for conceptual
quantitative abilities in the African grey parrot: Labeling of cardinal sets //
Ethology. 1987. Vol. 75. № 1. P. 37—61.
Pepperberg I.M. Numerical competence in an African
gray parrot (Psittacus erithacus) // Journal of Comparative Psychology. 1994.
Vol. 108. № 1. P. 36.
Pepperberg I.M., Gordon J.D. Number comprehension
by a grey parrot (Psittacus erithacus), including a zero-like concept //
Journal of Comparative Psychology. 2005. Vol. 119. № 2. P. 197.
Picanço C.R.F., Barros R.S. Symmetry
evaluation by comparing acquisition of conditional relations in successive
(Go/No-Go) matching-to-sample training // The Psychological Record. 2015. Vol.
65. № 1. P. 131—139.
Prichard A., Panoz Brown D., Bruce K., Galizio M.
Emergent identity but not symmetry following successive olfactory
discrimination training in rats // Journal of the Experimental Analysis of
Behavior. 2015. Vol. 104. № 2. P. 133—145.
Rumbaugh D.M., Beran M.J., Hillix W.A. Cause-effect
reasoning in humans and animals // The Evolution of Cognition / Eds C. Heyes,
L. Huber. The Vienna Series in Theor. Biol. A Bradford Book, The MIT Press,
2000. P. 221—239.
Quezada Velázquez A.G., Padilla Vargas
M.A., Flores Aguirre C.J. Equivalence class formation in 11-month-old
pre-linguistic infants // Acta Colombiana de Psicología. 2018. Vol. 21. № 1. P.
271—289.
Santos J.R., Barros R.S., Galvão O.
Symmetry in Cebus apella // 29th Annual Meeting of the Association for Behavior
Analysis. San Francisco, 2003.
Savage-Rumbaugh E.S. Can apes use symbols to
represent their world? // Annals of the New York Academy of Sciences. 1981.
Vol. 364. № 1. P. 35—59.
Schusterman R.J, Kastak D. A california sea lion
(zalophus californianus) is capable of forming equivalence relations // The
Psychological Record. 1993. Vol. 43. P. 823—839.
Sidman M., Rauzin R., Lazar R., Cunningham S., Tailby
W., Carrigan P. A search for symmetry in the conditional discriminations of
rhesus monkeys, baboons, and children // Journal of the Experimental Analysis
of Behavior. 1982. Vol. 37. № 1. P. 23—44.
Sidman M., Tailby W. Conditional discrimination vs.
matching to sample: an expansion of the testing paradigm // Journal of the
Experimental Analysis of Behavior. 1982. Vol. 37. № 1. P. 5—22.
Sidman M., Wynne C.K., Maguire R.W., Barnes T.
Functional classes and equivalence relations // Journal of the Experimental
Analysis of Behavior. 1989. Vol. 52. № 3. P. 261—274.
Soares Filho P.S.D., e SilvaÁ.J.M.,
Velasco S.M., Barros R.S., Tomanari G.Y. Assessing symmetry by comparing
the acquisition of symmetric and nonsymmetric conditional relations in a
capuchin monkey // International Journal of Psychological Research. 2016. Vol.
9. № 2. P. 30—39.
Swisher M., Urcuioli P.J. Symmetry in the pigeon
with sample and comparison stimuli in different locations. II // Journal of the
experimental analysis of behavior. 2015. Vol. 104. № 2. P. 119—132.
Tomanari G.Y., Sidman M., Rubio A.R., Dube W.V.
Equivalence Classes with Requirements for Short Response Latencies // Journal
of the Experimental Analysis of Behavior. 2006. Vol. 85. № 3. P. 349—369.
Tomonaga M., Matsuzawa T., Fujita K., Yamamoto J.H.
Emergence of symmetry in a visual conditional discrimination by chimpanzees
(Pan troglodytes) // Psychological Reports. 1991. Vol. 68. № 1. P. 51—60.
Urcuioli P.J. Associative symmetry, antisymmetry,
and a theory of pigeons’equivalence class formation // Journal of the
Experimental Analysis of Behavior. 2008. Vol. 90. № 3. P. 257—282.
Urcuioli P.J., Swisher M.J. Transitive and
anti-transitive emergent relations in pigeons: Support for a theory of
stimulus-class formation // Behavioural processes. 2015. Vol. 112. P.
49—60.
Yamamoto J., Asano T. Stimulus equivalence in a
chimpanzee (Pan troglodytes) // The Psychological Record. 1995. Vol. 45. P.
3—21.
Zentall T.R. Concept Learning in Animals //
Comparative cognition&behavior review. 2008. Vol 3. Р. 13—45.
Zentall T. The value of research in comparative
cognition // International Journal of Comparative Psychology. 2018. Vol.
31.
Zentall T.R., Wasserman E.A., Urcuioli P.J.
Associative concept learning in animals // Journal of the Experimental Analysis
of Behavior. 2014. Vol. 101. № 1. P. 130—151.