Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

17 место — направление «Психология»

0,663 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,878 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О возможности стандартизации параметров наблюдения по выявлению признаков агрессивного поведения у старших дошкольников 84

Валявко С.М.
кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7195-6374
e-mail: valyavko@yandex.ru

Макагонова Ю.Ю.
аспирант кафедры клинической и специальной психологии, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4008-0300
e-mail: makagonovaiulia@yandex.ru

Аннотация

Работа по совершенствованию инструментария психологов в области диагностики агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте сохраняет свою актуальность в связи с решением широкого круга прикладных задач, направленных на выявление и коррекцию мотивированного деструктивного поведения у детей и подростков. Согласно официальным статистическим данным по выявлению несовершеннолетних лиц, совершивших преступные действия, в России детьми и подростками с января до мая 2018 г. было совершено 16031 преступление; данный показатель является более высоким, чем аналогичные показатели предыдущих лет. Одним из способов ведения профилактической работы по предотвращению детской и подростковой преступности является своевременная диагностика и работа по коррекции детского/подросткового агрессивного поведения. Кроме возникающих остро актуальных проблем макросоциализации (девиантное поведение, преступность, групповое мышление и давление и т. д.) существуют проблемы микросоциума — особенности эмоционального развития, изменение микроклимата семьи, ближайшего окружения и детского/подросткового коллектива [6; 17]. Своевременная диагностика специфики развития и изменений в окружении ребенка/подростка должна проводиться с применением различных методов изучения макросоциальной среды и микросоциума с учетом особенностей каждого конкретного случая. Одним из эффективных методов является, с точки зрения авторов статьи, метод наблюдения, применение которого в качестве самостоятельной единицы научного исследования осуществляется при изучении психического развития и функционирования как детей/ подростков группы нормы, так и детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящем исследовании предлагается оригинальная схема стандартизованного наблюдения за детьми дошкольного возраста с целью выявления признаков их агрессивного реагирования. Также приводится анализ основных аспектов разработки процедуры наблюдения дошкольников по выявлению признаков их агрессивного поведения, процедуры апробации схемы наблюдения, описывается поэтапная работа по стандартизации и верификации предложенной схемы наблюдения наряду с представлением результатов пилотного исследования предложенной схемы для диагностики поведенческих паттернов старших дошкольников.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Метод наблюдения широко используется в разных отраслях психологического знания, однако условия его применения во многом зависят от теоретической основы, принятой автором исследования, его целей и задач. В.Н. Дружинин говорил о необходимости применения метода наблюдения в случае, когда участие экспериментатора прерывает/нарушает уникальный процесс взаимодействия испытуемого с окружающей его средой.

Литература
  1. Афанасьев В.В. Теория вероятностей М.: Владос, 2007. 350 с.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. 2-е изд.: СПб.: Питер, 2014. 416 с.
  3. Валявко С.М., Аксенова Ю.Ю. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд // Специальное образование. 2015. № 2 (38). С. 17—28.
  4. Валявко С.М., Аксенова Ю.Ю. Некоторые аспекты генезиса агрессии мальчиков пяти лет с общим недоразвитием речи // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М.П. Драгоманова. 2012. № 22. С. 318—323.
  5. Валявко С.М., Князева А.А. Изучение личностного развития дошкольников с помощью стандартизированного наблюдения // Системная психология и социология. 2015. № 2 (14). С. 15—24.
  6. Герсамия А.Г., Меньшикова А.А., Яковлев А.А. Гендерные и возрастные аспекты влияния детского стресса на психологические особенности личности пациентов с пограничными психическими расстройствами // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 3. С. 110—125.
  7. Димитров И.Т. Содержание и функционирование образа самого себя у дошкольников: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1979. 19 с.
  8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. 2-е изд.: СПб: Питер, 2007. 320 с.
  9. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60—72.
  10. Зеленина Н.Ю. Стандартизированное наблюдение в изучении проявлений самоотношения у дошкольников с различными нарушениями в развитии (сообщение 1) // Дефектология. 2007. № 5. С. 19—26.
  11. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕРСЭ, 2002. 192 с.
  12. Левченко И.Ю. Качественный анализ результатов наблюдения за деятельностью для выявления отклонений в развитии детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ: сб. научн. статей по материалам региональной научно-практической конференции (11—12 апреля 2018 г.) / Под ред. О.Г. Приходько, В.В. Мануйловой, А.С. Павловой, А.В. Мироновой. М.: Парадигма, 2018. С. 178—183.
  13. Левченко И.Ю. Качественный анализ результатов наблюдения за учебной деятельностью младших школьников для выявления отклонений в развитии и трудностей обучения // Стратегии комплексного психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья: теоретический и прикладной аспекты: межвузовский сб. научных статей / Под ред. Е.С. Романовой, С.М. Валявко. М.: Спутник-плюс, 2011. С. 4—7.
  14. Либин А.В. Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм / Под ред. А.В. Либин, А.В. Либина, В.В. Либин. М.: ЛитРес, 2008. 286 с.
  15. Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 50—60.
  16. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.
  17. Новикова М.А., Реан А.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. С. 112—120.
  18. Переверзева М.В. Использование стандартизированной диагностической карты для изучения самообслуживания детей с тяжелыми нарушениями развития // Современные методы психолого- педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья: проблематика, исследования, квалиметрия: межвузовский сб. научных статей / Под ред. С.М. Валявко. М.: Спутник- плюс, 2012. С. 46—62.
  19. Приходько О.Г., Югова О.В. Становление системы ранней помощи в России: монография. М.: Парадигма, 2015. 126 с.
  20. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества). М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  21. Психологическая диагностика: учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. 304 с.
  22. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд.: СПб.: Питер, 2008. 208 с.
  23. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М.: Эксмо, 2009. 110 с.
  24. Тюменева Ю.А. Психологическое измерение: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Аспект Пресс, 2007. 192 с.
  25. Cartwright C.A., Cartright G.P. Developing Observations Skills. N.Y.: McGraw-Hill, 1974. 192 p.
  26. Cattell R.B. A Universal Index for Psychological Factors // Psychologia. 1957. № 1. P. 74—85.
  27. Cattell R.B. The Scree Test for the Number of Factors. Multivariate Behavioral Research, 1. 1966. P. 245—276. doi:10.1207/s15327906mbr0102_10
  28. Childhood and Adolescence in Society: Selections From CQ Researcher: SAGE Publications, 2011. 336 p.
  29. Krahé, B. Social psychology: A modular course. The social psychology of aggression (2nd ed.). New York, NY, US: Psychology Press. 2013. 416 p.
  30. Patterson G.R. Naturalistic observation in clinical assessment // Journal of Abnormal Child Psychology. 1977. № 5. P. 309—322.
  31. Provençal N., Booij L., Tremblay R.E. The developmental origins of chronic physycal aggression: biological pathways triggered by early life adversity / Journal of Experimental Biology. 2015. Т. 218. № 1.P. 123—133.
  32. Tarkowski Z. Dzieci z zaburzeniami zachowania, emocji i mowy. Gdańsk: Harmonia Universalis, 2016. 343 s.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика